Личный перспективный план по самообразованию


Школьный тур олимпиады по природоведению для учащихся 5 класса
Выберите один вариант ответа из предложенных.
1. Астероиды, разрушаясь, образуют.
а) метеоры;
б) метеориты;
в) звёзды.
2. Солнце –это.
а) звезда-карлик;
б) гигант;
в) сверхгигант.
3. Млечный путь – это
а) созвездие;
б) скопление звёзд;
в) галактика.
4. Вселенная представляет собой
а) Солнце и вращающиеся вокруг неё планеты;
б) космическое пространство с тем, что в нём находится;
в) синоним галактики.
5. Самая маленькая планета солнечной системы -
а) Меркурий;
б) Плутон;
в) Нептун.
6. Какой снег тает быстрее?
а) чистый;
б) грязный;
в) одинаково.
7. Как называется деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы?
а) охрана;
б) забота;
в) опека.
8. Как называется оболочка Земли, населённая живыми организмами:
а) гидросфера;
б) биосфера;
в) литосфера.
9. Распространённое вещество, встречающееся на земле в трёх состояниях:
а) глина;
б) песок;
в) вода.
10. Организмы, встречающиеся во всех природных зонах, которые не могут жить без света, воды, и воздуха?
а) животные;
б) растения;
в) бактерии.
Вопросы со свободным ответом.
11. Почему птицы осенью улетают?
12. Почему нельзя трогать в гнёздах птиц яйца?
13. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником?
14. Назовите несколько лекарственных трав, от каких болезней они излечивают?
15. Почему, особенно весной, в начале лета нельзя шуметь в лесу, жечь костры, включать
музыку?


Школьный тур олимпиады по биологии для учащихся 6 класса
Выберите один вариант ответа из предложенных.

1.Наука, изучающая живые организмы, называется:
а) физика;
б) биология;
в) астрономия.
2.Как называется процесс поглощения живым организмом кислорода и выделение углекислого газа?
а) фотосинтез;
б) дыхание;
в) питание.
3.Кому принадлежит изобретение лупы:
а) А. Кирхеру;
б) Ч. Дарвину;
в) К. Колумбу.
4.Какой предмет не является составной частью микроскопа?
а) окуляр;
б) штатив;
в) гирька.
5.Среди перечисленных организмов назовите одноклеточный:
а) заяц;
б) бактерия кишечная палочка;
в) муха.
6.Все живые организмы в отличие от неживых:
а) размножаются, растут, развиваются.
б) сохраняют размеры;
в) существуют независимо от среды.
7.Хлоропласты, оболочку из клетчатки и вакуоли с клеточным соком имеет клетка:
а) растений;
б) животных;
в) грибов.
8.Найдите факторы неживой природы:
а) лишайники, мхи;
б) грибы, бактерии
в) вода, воздух, свет.
9.Какой органоид придаёт клетке зелёный цвет?
а) ядро:
б) цитоплазма;
в) хлоропласт.
10.К какому царству живых организмов относят пеницилл?
а) грибы;
б) бактерии;
в) растения.
11.Среди перечисленных растений назовите культурное растение:
а) сон-трава;
б) кукуруза;
в) берёза.


12.Из перечисленных животных назовите растительноядное:
а) лиса;
б) ёж;
в) лось.
13.Из перечисленных животных назовите самое сильное:
а) тигр;
б) лев;
в) рысь.
14.Самая маленькая птица в мире:
а) королёк;
б) воробей
в) колибри.
15.Сколько крыльев у жука?
а) два;
б) четыре;
в) шесть.
Вопросы со свободным ответом.
Почему в лесу нельзя поднимать шум?
Из какого зёрнышка вырос цветок Дюймовочки?
Что называют чёрной книгой или чёрным списком? Объясните.
Перечислите ядовитые грибы, как их распознать?
Перечислите меры охраны исчезающих растений и животных.
































Школьный тур олимпиады по биологии для учащихся 7 класса

Выберите один вариант ответа из предложенных.
1.Сколько видов растений существует на Земле?
а) около 500 тыс.;
б) около 1 млн.;
в) около 1,5 млн.;
г) около 2 млн.
2. По названию водорослей названо море:
а) Белое;
б) Карибское;
в) Саргассово;
г) Жёлтое.
3. Водоросли могут жить:
а) при высоких температурах;
б) при умеренных температурах;
в) при низких температурах;
г) верны все три ответа.
4. Водоросли – это:
а) подцарство растений;
б) группа отделов низших растений;
в) группа классов растений;
г) отдел низших растений.
5. Соотнеси названия водорослей с их использованием (покажите стрелочками):
1) хлорелла а) корм для скота
2) ламинария б) добавка в хлеб
3) багрянка в) на космических кораблях для
получения кислорода
6. Бактерии размножаются путём:
а) половым;
б) спорами;
в) делением;
г) вегетативным.
7. Почки, развивающиеся на листьях и корнях растения, -
а) верхушечные;
б) пазушные;
в) боковые;
г) придаточные.

8. Растения в процессе дыхания:
а) выделяют кислород и поглощают углекислый газ;
б) поглощают кислород и выделяют углекислый газ;
в) накапливают энергию;
г) образуют крахмал.
9. Рост растений происходит благодаря делению, росту и дифференциации клеток ткани:
а) покровной;
б) механической;
в) фотосинтезирующей;
г) образовательной.

10. Томаты и баклажаны относят к семейству:
а) крестоцветных;
б) розоцветных;
в) паслёновых;
г) сложноцветных.
11. В чём проявляется приспособленность большинства деревьев к опылению ветром?
а) образуют крупную, липкую, шероховатую пыльцу;
б) цветут весной до распускания листьев;
в) имеют яркую окраску лепестков;
г) содержат в цветка нектар и много пыльцы.
12. Корневые волоски обеспечивают:
а) рост корня в толщину;
б) рост корня в длину;
в) защиту корня от соприкосновения с почвой;
г) поглощением корнем из почвы воды и минеральных солей.
13. Туберкулёзную палочку по способу питания относят к
а) сапрофитам;
б) паразитам;
в) симбиотрофам.
14. Характерный признак растений семейства сложноцветных:
а) цветок четырёхчленного типа;
б) соцветие корзинка;
в) плод стручок;
г) плод зерновка.
15. Картофель и перец относят к семейству:
а) крестоцветных;
б) розоцветных;
в) паслёновых;
г) сложноцветных.
Обобщить несколько слов одним понятием или термином
16. Углекислый газ, хлорофилл, вода, глюкоза.
17. Симбиоз, грибы, водоросли, пионеры.
18. Пестик, тычинки, лепестки, чашелистики.
19. Корень, стебель, лист, цветок.
Задания со свободным ответом
20. Почему берёзовая поросль от пня растёт быстрее, чем всходы семян берёзы?
21. Как объяснить, что на одной и той же грядке, от одних и тех же семян, вырастает и мелкая и крупная морковь?
22. Если бы человек был способен к фотосинтезу, как изменились бы его внешность и привычки?
23. Известно, что икра на деревьях не растёт, но жители Аляски собирают икру сельди с древесных ветвей, растущих рядом с водоёмом. Как вы это можете объяснить?
24. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?
25. Перечислите несколько видов растений и животных, занесённых в Красную книгу Хакасии, назовите причины уменьшения их численности.



15