Конспект урока по истории на тему Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIIIв. (7 класс)
ИЗМЕНЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ И БЫТЕ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА.
Тип урока – изучение нового материала.
Цель урока – рассказать о кардинальных изменениях всей культурной жизни страны.
Задачи:
Рассказать о новшествах в области просвещения и образования, а также в быту, оценить эти новшества.
Продолжить формирование монологичной речи, умения делать сравнение. Расширить словарный запас. Продолжить работу с текстом, иллюстрацией. Развитие творческих способностей.
Продолжить воспитание гуманизма, толерантности.
Даты: 1701,1703, 1710, 1714, 1718.
Понятия: ассамблеи, увертюра, клавикорд.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями.
Ход урока:
Организационный этап.
Актуализация темы урока.
Учитель: на прошлых уроках мы говорили об изменениях в политическом устройстве, в экономике, восстаниях в эпоху царствования. Мы пока не говорили об изменениях в культурной сфере, в быте. Что мы понимаем под культурой?
Ученики говорят, что живопись, архитектуру, музыку, литературу.
Учитель: а что мы понимаем под термином «быт»?
Ученики должны вспомнить, что это обиход, то, как живут люди, повседневная жизнь.
Учитель: таким образом, нам понятно, что мы будем изучать. А как вы думаете, нужно ли изучать эту тему? Нужна она нам в жизни? Именно вам эти знания могут понадобиться?
Ученики говорят о том, что это развитие их кругозора, рассказать кому-то, узнать, как жили предки.
Изучение нового материала.
Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы.
Пётр I.
Просвещение и наука.
Учитель: давайте посмотрим на изображение. Как вы думаете, что находилось в этой постройке?
Учитель: новое государство, которое создавал император, нуждалось в образованных людях, поэтому создавались школы. Это были школы, которые давали светское образование. Дети крепостных крестьян образование не получали, а вот для дворян это было обязанностью. Учёба считалась видом государственной службы. Пётр I запретил священникам венчать, если не будет свидетельства об образовании.
В Российской империи стала создаваться система профессионального образования.
Была открыта врачебная школа при госпитале.
Навигацкая школа.
Артиллерийские школы.
Школа инженерных дел.
Давайте рассмотрим иллюстрацию.
Работа с иллюстрацией: дети описывают, что видят.
Изменения в образовании повлекли за собой необходимость создания учебников и введения гражданского шрифта.
1710 г. - введение Гражданского шрифта. «При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды», так писал Михаил Васильевич Ломоносов.
С 1703 стала издаваться первая печатная газета «Ведомости».
В 1714 г. были открыты Кунсткамера и библиотека.
При царе-реформаторе стали вести разведку полезных ископаемых.
Были отрыты:
Залежи бурого угля в Подмосковье
Каменный уголь на юге России.
Минеральные лечебные воды в Петрозаводске.
Была издана карта Каспийского моря.
Яков Вилимович Брюс составил карту звёздного неба.
Вышла в свет «Арифметика» Леонтия Магницкого.
136779058229500Перед вами загадка №1. Посмотрите и попробуйте сказать, что за открытие изображено.
Ученики должны догадаться, что это подводная лодка.
Учитель: а кто-нибудь помнит, кто в истории нового времени на полях своих работ нарисовал проект подводной лодки?
Ученики называют Леонардо да Винчи.
Архитектура и живопись.
Учитель: при Петре Первом художественная культура занимала особое место в духовной жизни. Она стала светской, более разнообразной по жанру.
Об архитектуре нам расскажет мой помощник.
Рассказ ученика и просмотр презентации.
Учитель: о живописи мы узнаем от нашего искусствоведа.
Рассказ ученика и просмотр презентации.
3.Нововведения в быту.
Учитель: по обилию нового в образе жизни людей первая четверть XVIII в. занимает особое место.
Давайте поработаем с текстом.
Вот что писал Юрий Крижанич о внешнем облике наших предков: «Русаки носят тесную и длинную – до пят - одежду и имеют вид будто мешками обшитых. Всякие вещи за неимением карманов, они закладывают за голенища сапог. Длинные и узкие рукава так стискивают руки, что человек с трудом мог себя умыть и одеть. Платье до пят мешает ногам ходить, а всадник в таком одеянии казался пнем, привязанным к коню. Из-за бород казались русаки лешаками. Покрой одежды – великий признак ума в народе».
Учитель:
- Опишите, какой облик возник в вашем воображении?
- Что мы знаем об изменении одежды современников императора?
Ученики называют, что стали носить европейскую одежду, парики. Брить бороды.
Учитель: давайте попробуем разгадать ещё одну загадку.
5334015811500Что это?
Ученики должны сказать, что это знак того, что носитель бороды оплатил право на её ношение. Платили за бороды крестьяне. Дворянам носить бороду строго воспрещалось. Наказать могли или штрафом или даже ссылкой. Только священники могли носить бороды.
Учитель: при императоре – реформаторе появилось новое слово «ассамблея».
Ассамблея - это собрания-балы с участием женщин в домах российской знати, введенные и регламентированные (1718) Петром I.
На ассамблее часто играл клавикорд.
Клавикорд это – (от лат. clavis — «ключ» и др.-греч. χορδή — «струна») — небольшой клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент, один из предшественников фортепиано.
Кто хотя бы раз слышал, как звучит клавикорд? Давайте послушаем небольшой фрагмент.
Звучит музыка.
Учитель: и вот музыка перенесла нас в залу, где мы видим 4 девушек. Давайте послушаем, что они говорят.
Сценка.
- Вы слыхали, что на Красной площади в комедиальной храмине намедни конфуз приключился? Незадолго до первого апреля немецкие актеры объявили в афишке своей, что в этот день будет ими представлена невиданная доселе пьеса. Собрались зрители, говорят, сам государь приехал…
-Ну, и что? Не томи!
- А, ничего! Прозвучала увертюра…
- Что?
- Ну, вступление музыкальное. Поднялся занавес… А там только белая стена, на которой написано «Первое апреля!»
- Могу себе представить, как осерчала публика! Какая неуместная шутка!
- Ничего подобного. Потому, что сам государь не сердился, а смеялся, объясняя это тем, что в Европе празднуют день одураченных. А выходя из театра сказал: «Вот вольность комедиантов!»
- Ох, больно добр наш государь! Всех прощает, над всем посмеивается.
- (Шепотом) Не скажи. Вспомни, в июне закончилось дело опального царевича Алексея. А каков приговор? Смертная казнь. Сына родного не пощадил.
- Свят, свят. Да ведь он о пользе Отечества старается. Что было бы, если бы Милославские старые порядки вернули?
- Сидеть бы нам опять в терему, да вздыхать тайком. А сейчас мы на виду, с нами мудреные беседы ведут, танцы заморские танцуют.
- Да ведь оно и понятно, посмотрите-ка, как держится государыня Екатерина. Не боится мужу перечить.
- Да что там перечить, говорят, что только она может буйный нрав государя усмирить. Не слышали историю с орденом Святой Екатерины?
- Нет… Ну-ка, расскажи!
- Давненько это приключилось, еще в 1711 году, во время Прутского похода. Говорят, Екатерина отправилась в поход вместе с мужем. Около реки Прут наша армия была окружена 200-тысячной армией турок. Для переговоров с турками отправили известного дипломата Петра Павловича Шафирова. А Екатерина отдала ему все свои драгоценности для подкупа визиря. Шафиров подписал нужный договор, и турки выпустили русскую армию из окружения.
- Вот это любовь! А что потом?
- А государь в 1714 году повелел создать орден Святой Екатерины: овальный медальон в алмазной оправе. И девиз «За любовь и Отечество». И первый орден возложил на Екатерину Алексеевну.
Учитель: о чём мы узнали из этой беседы?
Ученики называют – театр, увертюра, 1 апреля, ассамблеи, орден св. Екатерины.
Учитель: учредив ассамблеи Пётр был изумлён тем, что молодёжь не умела вести себя в обществе, за столом. Поэтому понадобилось специальное пособие «Юности честное зерцало».
Давайте поработаем с текстом учебника на с.161.
Чему учат статьи?
Ученики называют, что как нужно вести себя за столом, быть бодрым, подвижным, учить иностранные языки.
Учитель: ребята, а сегодня эти наставления актуальны? Мы можем ими воспользоваться?
Нужно правильно вести себя за столом, учить языки, чтобы общаться с иностранцами, которые к нам приезжают или если мы поедем за границу.
Закрепление.
Работа с текстом документа. Фрагмент работы историка Михаила Николаевича Погодина:
«Мы просыпаемся. Какой нынче день? 1 января 1848 года – Петр Великий велел считать годы от Рождества Христова и месяцы от января. Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром. Сукно выткано на фабрике, которую он завел, шерсть пострижена с овец, которых развел он. Попадается на глаза книга – Петр ввел в употребление этот шрифт. Приносят газеты – Петр их начал…за обедом блюда из картофеля вам вновь напомнят о нем. После обеда вы едете в гости – это ассамблея, заведенная им. Вы вздумаете путешествовать и будете везде хорошо приняты – Петр Великий поместил Россию в число европейских государств и начал внушать к ней почтение».
Учитель: о каких ещё изменениях говорит автор?
О праздновании Нового года с 1 января, о европейских платьях, о гражданском шрифте, о внедрении картофеля, об ассамблеях, о газете.
Учитель: С какими государствами Россия стала наравне в результате реформ царя?
-С европейскими.
V. Рефлексия.
Что нового и интересного узнал сегодня на уроке?
Учитель называет имя ученика, а он говорит, что запомнил.
Увидели ли мы подтверждение слов Петра Первого?
Оценивание и домашнее задание.
Прочитать §18-19, выучить конспект урока. Написать сочинение «Мой первый визит на ассамблею».