Конспект урока на тему Изменения в культуре и быте первой четверти 18 века
МБОУ СОШ с. Становое
Методическая разработка урока по теме
«Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века».
Учитель истории
Горбатова И.П.
2016 г
Тема урока: Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века.
Цели урока:
раскрыть содержание реформ в области культуры; показать, что новшества и достижения стали достоянием лишь высших слоёв населения;
способствовать формированию умений учащихся анализировать, сравнивать, находить способы решения заданий, а также продолжить развивать психические процессы: умение слушать, говорить, размышлять.
способствовать воспитанию партнёрских отношений, работая в группах
Оборудование: презентация, учебник, тетрадь, раздаточный материал.
Основные понятия: кунсткамера, ассамблея
Ход урока
I. Организационная часть
1.Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжим изучение Эпохи Петра I. Мы уже познакомились с реформами в области [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], экономики, торговли, церкви. На прошлом уроке изучили народные выступления в эпоху правления ПетраI.
II.Проверка домашнего задания
Письменно [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по карточкам (5 учеников).
Соотнесите термин и его определение.
Термины
Определения
1) Сенат2) Генерал-прокурор3) Коллегия4) Синод5) Тайная канцелярия6) Губерния7) Главный магистрат8) Прибыльщик9) Табель о рангах10) Регулярные горожане
A) Документ, определявший систему государственной службыБ) Центральное административное учреждениеB) Организация, ведавшая политическим сыскомГ) Центральный орган, ведавший городским самоуправлениемД) Люди, имевшие право избирать органы городского самоуправленияЕ) Высший государственный орган, ведавший делами православной церквиЖ) Лицо, назначенное царем для введения новых налоговЗ) Высший законосовещательный орган, непосредственно подчиненный царюИ) Административно-территориальная единицаК) Лицо, подчиненное царю, контролирующее деятельность высших государственных органов
Ответ:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
з
к
б
е
в
б
г
и
а
д
Работа по вопросам.
1.Что стало причиной народных выступлений?
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 14152. С какими народными наступлениями мы познакомились на прошлом уроке?
Работа с таблицей
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 14153. Какое из восстаний на ваш взгляд было самым мощным и кровопролитным?
4.Что общего мы можем выделить во всех этих восстаниях?
5.Определите значение народных выступлений.
III. Изучение нового материала
«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник» (1 слайд)
3.Беседа:
- О ком написаны эти слова? (2 слайд)
- Почему именно так охарактеризовал А.С.Пушкин Петра I?
Видеоролик
- Каких сфер касались преобразования Петра 1?
- О каких преобразованиях мы узнали на прошлых уроках?
- О каких преобразованиях мы ещё не говорили?
Учитель: Запишем тему сегодняшнего урока. Тема урока: «Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века».
Физ. пауза
- В каких областях культуры были сделаны преобразования?
- Предположите, какие вопросы мы будем рассматривать?
Какие изменения произошли в культуре и быте в первой четверти 18 века нам помогут узнать наши исследователи.
Образование (Киреева Т.)
Наука (Сафонова Ю.)
Художественная культура (Александров Г.)
Перемены в быте (Краснова А.)
А теперь определим значение культурного наследия Петровской реформы. ( с.р. стр.142-143).
- В каких областях культуры были сделаны преобразования?
- Какие слои населения они затронули?
5. Работа по группам:
1 группа - раздаточный материал
1) Почему Пётр I уделял большое внимание системе образования?
2) Какие школы появились в первой четверти XVII века? Чему в них обучали?
3) Расскажите о развитии книгоиздательского дела (Где печатались книги? Назовите первые напечатанные книги и учебники.)
4) Что вы знаете о новом алфавите?
5) Какая газета стала выходить в России? О чём в ней печатали?
6) Сделайте вывод по вопросу
2 группа- учебник стр. 138-140
1) Почему Пётр I уделял большое внимание развитию научных знаний?
2) Какие открытия были сделаны в области биологии?
3) Найдите в тексте материал о Кунсткамере (Что такое Кунсткамера? Когда и где она возникла? Что в ней хранилось?) Используйте исторический словарь.
4) Какие научные успехи при Пётре I вы считаете главными и почему?
3 группа – раздаточный материал, слайды презентации
1) Расскажите о развитии архитектуры, назовите имена известных архитекторов и их строения.
2) Какие новые черты появились в изобразительном искусстве?
3) Что вам известно о создании в России общедоступного театра?
4 группа - документы
1) Используя документы, расскажите о новых элементах быта, которые были введены Пётром I?
- Ношение европейской одежды, запрет на ношение бород.
- Расскажите, как проходили ассамблеи. Что такое ассамблея?
- Какие правила и обычаи, описанные в наставлениях юношеству, были новыми для русской аристократии?
2) Почему новые элементы быта Пётр I вводил силой?
7. Вывод по теме(21 слайд):
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вам понравилось на уроке?
Синквейн
Пётр 1
8. Итог урока
9. Домашнее задание: повторить § 12-19, даты и понятия по теме.
Раздаточный материал
1 группа
1.В первой четверти XVIII века в России возникла сеть общеобразовательных и специальных школ. Наиболее распространённым типом школ была «цифирная школа», в которой ученики овладевали навыками письма, чтения и счёта. Таких школ тогда в крупных городах России было 40. Кроме того, существовали навигацкая и математическая школы. В них изучали арифметику, тригонометрию, геометрию, навигацию, астрономию, геодезию.
В 1712 г. в Московской школе математических и навигатских наук было 517 учеников. Примерно четверть учащихся обучалась навигации, а три четверти готовились стать инженерами. В школе в основном учились дети дворян, но значительную часть составляли и дети солдат, посадских людей, церковнослужителей. Воспитанники школ шли служить на флот, направлялись на инженерные работы, становились преподавателями. Когда в Петербурге была учреждена Московская академия, то преподавателями в ней стали воспитанники этой московской школы. Были открыты также хирургическая школа в Москве и горная школа на Урале.
2.Развитие школьного образования потребовали развития книгоиздательского дела и в первую очередь создания учебников. Петербург быстро стал центром российского книгопечатания. В 1711 г. была основана первая типография новой столицы. Она находилась на Троицкой площади у наплавного моста, ведущего в Петропавловскую крепость. Из Москвы доставили два типографских станка и мастеровых людей. Одной из первых напечатанных в ней книг была «Книга Марсова, или Воинских дел», прекрасно оформленная, с множеством гравюр о Северной войне. Экземпляры этой книги теперь хранятся в библиотеке Академии наук и музеях Москвы и Петербурга. В 1718 г. типография перепечатала первый русский учебник по истории – «Синопсис».
Были изданы «Арифметика» Магницкого, таблицы логарифмов, учебник тригонометрии, «Грамматика» Смотрицкого, Словарь иностранных языков, 3. Важную роль в развитии книгоиздательства сыграло изменение русского алфавита. Вместо церковнославянского введён был гражданский шрифт, в основу которого положено московское письмо начала XVIII века, но были использованы элементы латинского языка. Создатели алфавита стремились изъять лишние буквы, дублирующие одни и те же звуки. В алфавите вместо 42 букв должно было остаться 32. Но духовенство не позволило провести радикальную реформу, и такие буквы как «ять», «ижица», «фита», в алфавите дожили до Великой Октябрьской революции.
4. С декабря 1702 г. стала выходить первая российская газета «Ведомости». «Ведомости» сообщали о событиях в мире. Всего за год вышло 39 номеров. Газета информировала об изменениях политической жизни, сражениях, приездах послов, подарках царю, открытии месторождений медной руды и нефти. Газета способствовала активизации общественной жизни. С её появлением для жителей столицы стали привычными разговоры по поводу прочитанного, обсуждения политических, литературных и научных новостей.
4 группа
Отрывок из хрестоматии «Преобразования Петра l в быту»
1.В конце декабря 1699 г. царь издал указ об изменении летоисчисления в России. Раньше годы исчислялись от сотворения мира, новый год начинался 1 сентября. Пётр l предписал считать годы от Рождества Христова и открывать новый год 1 января. С 1 января 1700г. Россия стала жить по новому календарю. В неё пришли ёлка, Дед Мороз, новогодние праздники
2.В 1700 г. по приказу царя у ворот кремля были выставлены макеты с образцами новой одежды европейских образцов (польских, венгерских, французских, немецких). Дворяне должны были носить камзолы, чулки, башмаки, шляпы и парики. Под страхом опалы бояре и дворяне должны были сбрить бороды за ослушание им грозил в лучшем случае большой денежный штраф а в худшем - ссылка крестьяне за право носить бороду должны были платить налог, который взимался каждый раз когда крестьянин въезжал в город лишь духовенство сохранило свое право на ношение традиционной одежды и бороды бесплатно.
Из указа Петра l (1700 год)
«Бояром и окольничим, и думным, и ближним людем, и стольникам, и стряпчим, и дворяном московским, и дьяком и жильцом, и всех чинов служилым и приказным, и торговым людем, и людем боярским на Москве, и в городех носить платья венгерские, кафтаны; верхние длинною по подвязку, а исподние короче верхних тем же подобием, и то платье кто успеет сделать, носить с богоявлениева дни нынешнего 1700 года, а кто к тому дни сделать не успевает, и тем делать и носить, кончав с нынешния сырныя недели
На Москве и во всех городах царедворцам и дворовым, и городовым и приказным всяких служивым чинов людям и гостям и гостиной сотни и черных слобод посадским людям всем сказать: чтоб впредь с его великого государя указа бороды и усы брили. А буде кто бороды и усы брить не похотят, а похотят ходить с бородою и с усами и с тех имать по 60 рублей с человека
Тогдаж за благо разсудил старинное платье российское (которое было наподобие польскаго платья) отменить, а повелел всем своим подданным носить по обычаю европейских христианских государств, такожде и бороды повелел брить».
Задание:
1) Используя документы, расскажите о новых элементах быта, которые были введены Пётром I?
2) Почему новые элементы быта Пётр I вводил силой?
Из дневника камер-юнкера Ф.В.Берхгольца 1722, февраль
«Придти на ассамблею имеет право всякий Хозяин не должен никого встречать вне комнаты, ни провожать, хотя и тот был сам император В комнате, где танцуют (или в ближайшей к ней), должны быть приготовлены: стол трубками, табаком и деревянными лучинками (которые употребляют здесь вместо бумажек для закуривания трубок) и ещё несколько других столов для игры в шахматы и шашки; но карты на ассамблеях не терпятся и не подаются Хозяин, хозяйка или кто-нибудь из домашних открывают танцы, после чего, смотря по месту, одна или две пары могут танцевать минуэт, англез или польский по желанию Всякий имеет свободу делать что хочет, то есть может или танцевать, или курить табак, или играть, или разговаривать, или смотреть на других; равным образом всякий может спросить себе, по желанию, вина, пива, водки, чаю, кофе и сейчас получит требуемое. Но хозяин не обязан и не смеет принуждать гостей пить или есть, а только может сказать, что имеет для угощения, а затем предоставляет им полную свободу Собрания эти, начинающиеся около 5 часов, продолжаются не далее около 10 часов, и тогда все должны разъезжаться по домам».
«Юности честное зерцало»
5. Не прилично им (детям) руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должно тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.
13. Младой отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник.
27. Младые отроки должны между собой говорить иностранными языки: дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорить случиться, чтоб слуги дознаться не могли и чтоб можно их от других незнающих болванов распознать.
Задание:
1) Используя документы, расскажите о новых элементах быта, которые были введены Пётром I?
- Расскажите, как проходили ассамблеи. Что такое ассамблея?
- Какие правила и обычаи, описанные в наставлениях юношеству, были новыми для русской аристократии?
2) Почему новые элементы быта Пётр I вводил силой?