Конспект тренинга Пантомимические, психогимнастические упражнения и театральные этюды в социально-коммуникативном развитии дошкольников


ПЛАН – КОНСПЕКТ ТРЕНИНГА

(проведен старшим воспитателем ГБДОУ детский сад № 67 Приморского района Санкт-Петербурга Т.Б. Веселовой в рамках районного методического объединения старших воспитателей)
1. Приветствие. Вводная часть. Сегодня я хочу предложить вам поучаствовать в тренинге, посвященном социально-коммуникативному развитию дошкольников. Что сразу приходит на ум при словах «социально-коммуникативное развитие»?... В чем обычно выражается решение этой задачи воспитателем на практике?.... Одним из принципов федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является индивидуализация образовательного процесса и, следовательно, одной из самых главных задач дошкольного учреждения, на наш взгляд, является задача – научить каждого ребенка (особенно, ребенка тревожного, замкнутого и т.д.) безболезненно входить в новые коммуникации, уметь налаживать позитивные отношения, понимать своего товарища, адекватно реагировать на любые (положительные и, несомненно, негативные) раздражители.
А потому сегодня я хочу познакомить вас с нашим видением, можно сказать, технологией коммуникативного развития ребенка – дошкольника в русле индивидуализации образования. Итак, ребенок 4 лет впервые попал в группу сверстников… И задача педагога: максимально нивелировать негативные переживания каждого ребенка, создать позитивную атмосферу взаимодействия детей друг с другом и педагогом, обеспечив тем самым прочную основу для дальнейшего коммуникативного развития воспитанников.
2. Основная часть. Несомненно, любая коммуникация, нацеленная на длительное взаимодействие, начинается со знакомства. И чтоб не создавать ситуаций психологического дискомфорта для детей, не уверенных в себе, стеснительных, тревожных, мы будем делать это опосредованно: через любимый для каждого ребенка предмет – игрушку. И обязательно, игрушку мягкую, приятную, вызывающую положительные эмоции и переживания.
Несомненно, для установления положительного контакта важна и сама атмосфера, а, значит, огромная роль здесь отводится воспитателю как инициатору, организатору и куратору этого процесса. Незаменимыми на первом этапе станут коммуникативные игры, имеющие своей целью знакомство участников группы друг с другом. И, конечно, нельзя забывать про потребность дошкольника в частой смене деятельности, положительно окрашенной атмосфере сотрудничества. Мы предлагаем не использовать здесь игры, состоящие из однообразного повторения одних и тех действий, а включать для знакомства такие игры, как, например, «Приветствие жителей тропических островов». Представим себе, что все мы – жители тропических островов. Как они приветствуют друг друга?.. А вот как: поднимают вверх ценный артефакт и громко говорят свое имя – …. Передаем игрушку по кругу, и каждый участник называет свое имя (либо псевдоним, как ему удобно). Можно тут же детям предложить пустить игрушку в обратный путь, и еще раз проговорить все имена.
С целью сохранения интереса детей к таким играм, мотивации к дальнейшему взаимодействию друг с другом и воспитателем, важно варьировать содержание игр, предлагая новое, необычное содержание. Например, я брошу эту игрушку кому-то из круга, предварительно обратившись к нему по имени. ...! Перебрасываем игрушку друг другу, стараясь не повториться. Замечательно! А теперь добавляем обратный ответ: тот, кто поймал игрушку, должен поблагодарить в ответ бросающего. Бросайте мне, не забыв обратиться ко мне по имени… Спасибо, …! Продолжаем упражнение.
А теперь я добавлю игрушек, а, значит, добавлю позитива в эту игру. Детям очень нравится некоторая неразбериха, это настраивает их на положительный фон взаимодействия друг с другом и с педагогом в дальнейшем. Но будьте внимательны, может быть немного шумновато. Вводятся еще две – три игрушки. Продолжаем игру несколько секунд. Здорово! А ну-ка теперь, кто может назвать имена всех присутствующих здесь участников?!... Начинать работу по налаживанию контактов между детьми и развитию их коммуникативных умений мы рекомендуем всегда с групповых упражнений, когда не предполагается индивидуальных выступлений ребенка либо демонстрации себя, т.е. мы всё делаем вместе. И в действие свое тело мы тоже вводим постепенно. Сначала только руки.
Комплекс последовательных этюдов – упражнений: Соединим ладони рук перед собой. И вот наши пальчики стали оживать. Оказывается, это не пальчики, а прекрасные цветы, лепестки которых начинают раскрываться, раскрываться, раскрываться… И вдруг это уже и не цветочки вовсе, а прекрасные птички, которые вспорхнули и полетели, полетели, полетели… Если есть желание, можно встать и «полетать» вслед за руками – птичками по комнате… А теперь мы поднимаем руки вверх. Наше туловище – это крепкий ствол прекрасного дерева. Оно прочно держится за свои корни – ноги. А наши руки – это.. Что?... Правильно, это ветви деревьев. Подул сильный ветер. Дерево начинает раскачиваться, раскачиваться… Но вот ветерок стихает, и ветви качаются все медленнее и медленнее… И, наконец, включаем все тело – выйдите ближе к центру: мы все превращаемся в маленьких медвежат. Наша мама – медведица ушла. А тут подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежата замерзли, сжались в маленькие клубочки – греются. Выполняем упражнение «Холодно – жарко». Ветер стих, стало жарко – медвежата выпрямились, развернулись. Снова – холодно… и т.д.
Естественно, этот процесс включения тела в импровизации происходит постепенно, и, конечно, необходимо обращать внимание на личностные качества детей – кого-то необходимо ободрять, кому-то позволить первое время выполнять упражнения не в полную силу, пока сам ребенок не почувствует себя более комфортно и расслабленно.
Далее включаем работу по обучению детей позитивному взаимодействию с социальным партнером. И, опять же, сначала проводим это опосредованно, а значит через … игрушку. Берем по игрушке... Выполняем упражнение «Пожалеем Нюшу»: Сейчас я – Кар-карыч. И моя задача сейчас – успокоить расплакавшуюся Нюшу. Вобщем-то, это задача всех вас – и Кроша, и Бараша, и всех остальных… А задача Нюши – изобразить, как она расстроилась… А теперь грустит Бараш… И т.д.
В такой ситуации ребенку проще присвоить себе эмоцию, изобразить её, ведь половина внимания приковано не к нему лично, а к его помощнику – игрушке.
Получив первые результаты коммуникации, далее предлагаем детям действовать за себя, без прикрытия, но пока ещё одновременно и не перед всеми, а только с партнером – начинается период упражнений в парах. Весело и продуктивно проходят эти игры. В них можно играть даже тогда, когда нужно занять паузу между занятиями либо осталось время перед приемом пищи и т.п. Например, игра «Насос и мяч». Разбейтесь на пары. Один из вас – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Партнер начинает надувать мяч, сопровождая движениями рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с» он начинает «наполняться воздухом»: одновременно выпрямляются ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и приподнялись руки. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса… Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение.
Далее – обязательно меняем детей ролями. И всегда проговариваем, что они чувствуют во время выполнения упражнений, понравилось ли им действовать вместе и т.д.
Усложняем задание. Все садятся, одна пара работает. Задаем парам разнообразные задания – ситуации: например, изобразите такое: Девочка упала, поранила руку, ей больно (один – с помощью мимики, позы показывает боль, другой пытается найти ласковые слова, жесты, оказывает помощь). Или вторая пара: Два друга давно не виделись, и они мечтают о встрече (дается задание показать, как встретятся два друга после долгой разлуки). И т.д.
Видите, мы уже добавили публичности. Правда, всего лишь перед своими друзьями, товарищами, но, тем не менее, это – всё же, публичность. Тренируем у детей такие качества, как открытость, уверенность в себе, а заодно – развиваем способность ставить себя на место другого человека, выражать сочувствие, сопереживание.
К слову сказать, игры на умение перевоплощения используют многие воспитатели в своей работе, мы же призываем сместить акценты внимания взрослого не только на качество изображения заданного объекта, а на самоощущение в этом действии самого ребенка. Ему должно быть хорошо, комфортно, спокойно. И только так мы сможем содействовать формированию у наших детей уверенности при необходимости контакта с другим человеком, искренности, доверия к окружающему миру.
Движемся дальше. Да, игры на изображение эмоций знают все, а вот вам интересная и веселая игра – «Волшебный платок». Представьте себе, что мы попали в театр. Проведем набольшую артистическую разминку. У меня есть волшебный платок, который поможет нам с его помощью, а также различных движений и мимики изобразить: бабочку; бабушку; фокусника; человека, у которого болит зуб… И так далее.
Вот так весело и непринужденно мы добрались до индивидуальной презентации ребенком своих умений. И вот он уже не боится выйти перед всеми, а, наоборот, старается, и это приносит ему истинное удовольствие. Он – часть коллектива, коллектива дружного, открытого друг другу, умеющего решать возникающие конфликты и проблемы в совместных играх и занятиях. А не это ли было нашей задачей?...3. Итог. Благодарность за активное участие. Рефлексия.