Урок – исследование по окружающему миру Кожа. Строение и значение кожи


Урок – исследование по окружающему миру "Кожа. Строение и значение кожи"
Глебова Лариса Владимировна –
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №16 ст.ГеоргиевскойЦель: Создание условий для ознакомления учащихся с кожей, её строением и значением.
Оборудование: мешочек с предметами, 2 стакана воды, лупа, подушечки-печати, влажные салфетки, зеркало, задания для групп (перекись, йод, пластырь), технологическая карта, карточки со словами, презентация.
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Орг. момент и мотивация
– Начинаем урок по курсу «Окружающий мир», желаю Вам интересных открытий.
– Что изучаем на уроках ОМ в этом учебном году? Название раздела.(2 слайд)
– С какими системами органов вы уже знакомы?– Как вы понимаете слова «система органов»?
– Человеческий организм.
– Нервная, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная– Все органы взаимосвязаны, совместно выполняют единую функцию, жизненно необходимую для организма
II. Постановка проблемы
– А начнем мы с легенды, которая напрямую связана с темой урока.В Италии в 1646 году произошел такой случай. В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шёл «золотой мальчик», тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провёл всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер.  
– Так какой же у вас возник вопрос?
(Проблемный вопрос, зафиксированный на доске) – Что произошло с мальчиком?
– Вы можете ответить на этот вопрос прямо сейчас? – Нет. Мы не знаем, что произошло с мальчиком.
– Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать строение одного из органов нашего организма и его функции, угадайте его название: (3 слайд)
· этот орган является природной всепогодной «одеждой»;· этот орган постоянно растёт и обновляется;· этот орган называют: «зеркалом здоровья и болезни».
· это самый большой орган человеческого тела, его площадь 2 кв. м, а масса у взрослого человека достигает 2, 7 кг. – Это кожа. (4 слайд)
– Значит, как можно сформулировать тему урока? – Кожа - это самый большой орган человеческого тела (5 слайд)
– Что мы можем узнать о коже, для того, чтобы ответить на поставленный нами вопрос (проблемный вопрос)? Свойства кожи
Строение кожиФункции кожи
III. «Открытие» нового знания: наблюдения и исследования
Для этого проведём наблюдения и исследованияИгра «Угадай, что это? Волшебный мешочек»
– А теперь обратите внимание на мешочек, находящийся у меня в руке. Один человек из каждой группы должен не глядя опустить в мешочек руку и определить, что за предмет в нём находится и рассказать о нём всё, что можно.
- У меня два стакана с водой. Что можете о них сказать? Попробуйте на ощупь. – Ребята называют предмет, рассказывают о нём, а потом вынимают его из мешочка, чтобы убедиться в правильности своего ответа. (Цепочка из металла, вата, пластмассовые шарики, резиновый мячик, деревянный кубик, лоскут ткани, лист бумаги)
(холодная и тёплая вода)
Какой орган чувств помог Вам, не глядя определить предмет, температуру воды?
Исходя из этого, о какой функции кожи вы вспомнили?
- Что помогает узнать? Орган осязания – кожа.1.Осязательная (заполнение таблицы «Функции кожи»)
- Информация об окружающем мире
– Могло ли нарушение работы данной функции привести к гибели ребёнка?
В 3 классе мы говорили о коже, только как об органе осязания, то есть органе чувств. А сейчас будем рассматривать кожу как орган человеческого организма, выполняющего ряд специальных функций.Для того, чтобы ответить на вопрос уроканаша задача - выяснить, какие функции ещё, кроме осязательной, выполняет кожа.
– Для этого выясним, свойства и строение кожи. – Нет
/Определите её свойства/
– Оттяните слегка кожу на тыльной стороне ладони. Какая она?
Строение кожи. Кожа состоит из трёх слоёв.а) Мы с вами видим Наружный слой кожи (очень тонкий)
– Тонкая, мягкая, прочная, упругая, эластичная, имеет цвет.
(6 слайд)
Игра «Криминалисты»– Возьмите лупу и рассмотрите кожу.  
(Демонстрация на документ-камере) Расскажите, что видите?– Они называются порами. – Маленькие отверстия
– Как вы думаете, для чего они нужны? – Кожа дышит, через них выделяется жир и пот.
– Что еще видите?– Что видим на ладошке, на кончиках пальцев?– Складочки и бороздки на коже образуют неповторимые узоры, которые строго индивидуальны и не меняются в течение всей нашей жизни. Именно поэтому криминалисты могут установить личность человека. Этот метод называется дактилоскопией, его автор - англичанин сэр Эдвард Генри. (Попробуйте получить свой отпечаток на листе) – Волоски.– Линии, рисунок, узор
(7 слайд)
– Где ещё используется эта особенность строения кожи человека. – своеобразный «пропуск», «ключ»для помещений с ограниченным доступом
– Проведите ладошкой по своей коже – какие ощущения?–Если посмотреть на кожу через микроскоп, то на её поверхности видны мелкие чешуйки. Они постоянно слущиваются, но кожа от этого не становиться тоньше. На ней всё время нарастают новые слои, играя роль плотной защитной пленки. (слайд)–Итак, мы рассмотрели наружный слой кожи. Эпидермис – немного шероховатая
(8 слайд)
1)Чтение из учебника с.15
(9 слайд)
Какого цвета может быть кожа человека?
Оказывается, это зависит от специального красящего вещества – меланина, который также находится в эпидермисе. (10 слайд)
- Какой функцией обладает кожа? Белая, розовая, тёмная.
2) Чтение из учебника с.15 Меланин – придаёт коже цвет. Защищает от ультрафиолетовых лучей и солнечных ожогов.
2.Защитной
Физкультминутка для рук. б) На рисунке в учебнике ОМ стр. 14 рассмотрим второй, Внутренний слой кожи Его глубина (1-2 мм). (+ схема из учебника)
- Как он называется? – Рассматривание схемы (11 слайд)
- второй слой –Дерма.
– Назовите, что находится во внутреннем слое кожи.(работа лазером- указкой) – В нём находятся корни волос (волосяные луковицы), потовые железы, тончайшие кровеносные сосуды, большое число осязательных рецепторов
– Кто-нибудь из группы пусть возьмёт зеркальце, проведёт пальцем по своему лбу и приложит палец к поверхности зеркальца.
– Посмотрите, что осталось на зеркальной поверхности?– Подумайте, почему?
– Для чего?
- Когда побегаем в спортзале – выделяется..?- Какую функцию кожи можем выделить?
– Кожное сало похоже на детский крем, оно делает нашу кожу водонепроницаемой – не даёт проникнуть воде внутрь, размокнуть и раскиснуть. Но у него есть один недостаток: со временем этот слой застывает на поверхности кожи и может приобретать неприятный запах. – Отпечаток – пятно жира.
– Этот жир выделяет кожа через поры и сальные железы.– Для того чтобы кожа не пересыхала и не трескалась.
- пот –выделяется соль и вредные вещества.
3.Выделительную.
– Что в этом случае надо делать?– Учёные подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляется до 1,5 млрд. микробов. – Соблюдать правила гигиены, мыться.
-Кожа защищает от микробов и вирусов
- Участвует в газообмене организма: поглощает кислород (около 1% от всего количества, вдыхаемого через лёгкие) и выделяет углекислоту (около 2 %) – Посмотрите ещё раз на строение кожи, о чём мы не говорили? Почему кожа у человека краснеет, бледнеет?– Их много, они очень тоненькие, иногда тоньше волоса. Но их так много, что в них может храниться целый литр крови. И эти кровеносные сосуды имеют свойство расширяться и сужаться. – О кровеносных сосудах.
– Какая температура тела считается нормальной для человека?– Вот кровеносные сосуды и регулируют её: то расширяются, то сужаются. 4.Терморегуляция (t тела до 37°С).
в) Слой под кожей. 3.Подкожный слой – самый глубокий.
– Посмотрите внимательно на схему, что находится под кожей? – Слой, богатый жиромЭтот слой оберегает организм и внутренние органы от переохлаждения и ударов.
V. Итог урока
–Итак, мы заполнили всю таблицу.
- На какой вопрос вы не смогли дать ответ в начале урока?
– Кто же теперь сможет объяснить, что произошло с мальчиком, когда краска непроницаемой пленкой закрыла всю его кожу? – Долгое время никто не мог объяснить причину трагедии. Только через 2 века, в XIX веке, опыт, проделанный над двумя мужчинами, которых покрыли лаком, показал, что причина в нарушении теплорегуляции организма. Поры закрыты, произошло переохлаждение организма.– Дома я предлагаю Вам нарисовать знаки-памятки на тему «Значение кожи» или «Правила ухода за кожей»;–– А также можно прочитать статью в учебнике на страницах 14-16 и выполнить практическое задание в рабочей тетради (рисунок «Строение кожи»). – Поры были закрыты краской, выделительная функция – не работала. Мальчик провел много времени в холодном зале и потерял много тепла. Температура его тела понизилась, нарушилась терморегуляция организма. (Зафиксировать ответ на доске!)
Физминутка «Класс…»
IV. Отчет групп
– 3. Работа в группах. (12 слайд)
– Красота человека зависит от состояния его кожи. А чтобы она была здоровой, за ней нужно правильно ухаживать. Работая в группах, мы с вами докажем это утверждение.
(Дети работают в группах, объединяясь по 4 человека – каждые 2 парты. Группе выдаётся инструкция. После выполнения заданий каждая группа озвучивает своё сообщение.)
Самостоятельная работа в группах. Приложение 3 Предлагаю работать группой.(показали группу)– Каждая группа будет искать ответ на свой отдельный вопрос.– …, прочитай вслух для класса «Правила работы в группе»: (13 слайд)· в группе должен быть ответственный;· работать должен каждый на общий результат;· один говорит, другие слушают;· своё несогласие высказывай вежливо;· если не понял, переспроси;· девиз: один за всех и все за одного.(Покажите группу- возьмитесь за руки)
Задание для 1-й группы.
Почему важно ухаживать за кожей? Вставьте пропущенные слова, используйте слова для справок.
Кожа выделяет (жир) и (пот). Они перемешиваются с пылью и грязью.(Поры) на коже закупориваются. Кожа плохо (дышит). Размножаются болезнетворные (микробы). Появляются (прыщи).
Слова для справок: прыщи, жир, поры, дышит, пот, микробы.
Задание для 2-й группы.
На коже всегда есть нежелательные «гости», которые только и ждут случая, чтобы попасть в рот или в глаза. Что нужно делать, чтобы избежать этого? Вставьте пропущенные слова, используйте слова для справок.
Мыть (каждый день) лицо, руки, шею, подмышечные впадины тёплой водой с (мылом). (Мыльная) пена должна быть обильной, так как она хорошо растворяет кожный (жир) и удаляет грязь. Мыться полностью необходимо 1-2 раза в (неделю). Хорошо вытирать кожу. После мытья кожу можно смазывать (кремом).
Слова для справок: жир, мылом, неделю, каждый день, кремом, мыльная.
Задание для 3-й группы.
Расскажите о правилах ухода за волосами. Вставьте пропущенные слова, используйте слова для справок.
Волосы на голове (предохраняют) головной мозг от перепадов (температуры). Волосы не любят сильные морозы, ветер, жару, поэтому так важно носить головной (убор). Необходимо (следить) за волосами. Надо мыть их (шампунем) по мере (загрязнения).
Слова для справок: убор, температуры, следить, шампунем, предохраняют, загрязнения.
Задание для 4-й группы.
Что необходимо предпринять, если вы обожгли палец?
Если вы обожгли палец, его следует поместить под струю (холодной) воды? Положить на обожженное место (примочку) из спирта, водки или раствора (марганцовки). (Нельзя) смазывать палец подсолнечным маслом. Ни в коем случае (не прокалывать) пузырь. Обратиться (к врачу).
Слова для справок: марганцовки, примочку, не прокалывать, нельзя, к врачу, холодной.
Задание для 5-й группы.
Что нужно делать, если ты поранил кожу? Вставьте пропущенные слова, используйте слова для справок.
Надо (промыть) рану, если есть такая возможность – обработать (раствором) перекиси водорода. Затем необходимо помазать вокруг неё (йодом) или (зелёнкой), чтобы убить микробов. Пораненное место (забинтовать) или наложить специальный бактерицидный (пластырь).
Слова для справок: промыть, пластырь, йодом, зелёнкой, раствором, забинтовать.
Продемонстрировать
– Надеюсь, эти правила ухода за кожей вы будете соблюдать.
(Ученики работают в течение 5 минут). Правила ухода за кожей.
Не реже одного раза в неделю мой все тело горячей водой с мылом;
Ежедневно умывайся утром и вечером;
Мой руки после всякого загрязнения;
После мытья вытирай кожу насухо;
Разумно закаливай тело купанием, обливанием, обтиранием, прогулками;
Если кожа сухая или потрескалась, то смажь ее кремом или глицерином;
Царапины или мелкие порезы смажь йодом или зеленкой;
Если появились зуд или гнойники, то их немедленно нужно показать взрослым и по мере необходимости обратиться к доктору.
VI. Рефлексия
– Какое «открытие» на уроке Вы сегодня сделали? – Какое значение для вашего здоровья имеет кожа?
Тест – проверка изученного.(14-20 слайд)
- Составьте слово.– Оцените свою работу на уроке.(смайлики)– Спасибо за урок. Будьте здоровы, берегите свою кожу. – Нужно обязательно следить за чистотой кожиПоры должны быть открыты, тогда все функции кожи будут хорошо работать.
Вопросы на слайдах
(21 слайд)

Технологическая карта
Проблемный вопрос _________________________________________
Тема урока _________________________________________________
____________________________________________________________

Свойства Строение Функции
- 1. 1.
- - -
- - - - 2.
- - -
- - -
2. -
- -
- -
- -
- -
- 3.
3. -
- -
-
4.
-
Ответ на вопрос ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест
1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) отметка
Домашнее задание нарисовать знаки-памятки на тему «Значение кожи» или «Правила ухода за кожей»; учебник с. 14-16, тетрадь с. 6-7.
Самооценка за урок
Правила ухода за кожей.
Не реже одного раза в неделю мой все тело горячей водой с мылом;
Ежедневно умывайся утром и вечером;
Мой руки после всякого загрязнения;
После мытья вытирай кожу насухо;
Разумно закаливай тело купанием, обливанием, обтиранием, прогулками;
Если кожа сухая или потрескалась, то смажь ее кремом или глицерином;
Царапины или мелкие порезы смажь йодом или зеленкой;
Если появились зуд или гнойники, то их немедленно нужно показать взрослым и по мере необходимости обратиться к доктору.