Рабочая программа 10 класс
Пояснительная записка
В настоящее время целью изучения курса «Информатика и ИКТ» является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации, раскрытие значения информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роли информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества, умение сознательно и рационально использовать компьютеры в учебной, а затем в профессиональной деятельности. Рабочая программа по Информатике и реализует среднее общее образование. Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 классов и реализуется на основе следующих документов:
Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г № 1089.
Н.В.Макарова. Программа по информатике и ИКТ (Системно-информационная концепция). Питер 2007 г.
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 10 класса в течение 35 часов из расчета 1 час в неделю. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования по информатике и информационным технологиям.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики средней школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цель рабочей программы по предмету «Информатика и ИКТ»:
Формирование основ научного мировоззрения. Роль информации как одного из основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; понимание единства информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.
Развитие мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений. Развитие у школьников логического мышления, творческого потенциала, модульно-рефлексивного стиля мышления, используя компьютерный инструментарий в процессе обучения.
Подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования. Реализация этой задачи связана сейчас с ведущей ролью обучения информатике в формировании компьютерной грамотности и информационной культуры школьников, навыков использования НИТ. Основная задача курса по предмету «Информатика и ИКТ» развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Решение о месте «Информатики» в структуре школьного образования, принятое Министерством образования РФ при разработке Базисного учебного плана отражает реальное положение с преподаванием этого курса в школе. Образовательная область «Информатика и ИКТ» в Базисном учебном плане является одной из составляющих его Федерального компонента.
Изучение информатики и ИКТ на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах.
Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении других школьных дисциплин.
Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.
Приобретение опыта использования информационных технологий, в том числе проектной деятельности
Особенности организации учебного процесса по предмету «Информатика» видятся в следующих моментах:
-каждый урок включает теоретическую и практическую части (отсюда доминирующие виды урока: беседа, практикум);
-наиболее предпочтительные формы учебной деятельности - создание и обработка текстовой и графической информации, создание компьютерных презентаций.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате обучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий.
- Назначение и вида информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы.
- Назначение и функции операционных систем.
Уметь
- Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами.
- Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах.
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
- Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
- Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
- Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы.
- Просматривать, создавать редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу.
- Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики.
- Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании.
- Ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами.
- Автоматизации коммуникационной деятельности.
- Соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией.
-Эффективной организации индустриального информационного пространства.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания Отметка
95% и более отлично
80-94%% хорошо
66-79%% удовлетворительно
менее 66% неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
• грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
• погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
• недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
• мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
- «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
-продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
Сводная таблица по видам контроля
Виды контроля 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Год
Количество плановых контрольных работ 0 2 1 2 5
практических работ 0 3 5 4 12
Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, технологии развивающего обучения, проектная деятельность, технология развития критического мышления через чтение и письмо, внутриклассовой дифференциации, здоровьесберегающей технологии, обучение в сотрудничестве, лекционно-зачётной, ИКТ.
С целью сохранения здоровья учащихся планируется включать в уроки элементы здоровьесберегающей технологии; вести работу по формированию положительной учебной мотивации как важного фактора воспитания здорового образа жизни; соблюдать правильную организацию учебной деятельности:
1.Строгая дозировка учебной нагрузки.
2.Построение урока с учетом динамичности, их работоспособности.
3.Соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота).
4.Благоприятный эмоциональный настрой.
Учебно - тематический план.
№ Тема Кол- во часов Теория Практика Контрольные работы
1 Информация и информационные процессы 11
10 0 1
2 Информационная технология работы с объектами текстового документа в среде Word4 1 2 1
3 Информационно-коммуникационные технологии в компьютерной сети 7
4 2 1
4 Информационная технология представления информации в виде презентаций 7 3 3 1
5 Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel 6 1 4 1
Всего 35 19 11 5
Календарно-поурочное планирование
№ Тема урока Д/ЗДата проведения Формы и виды контроля
10а 10б план факт примечание план факт примечание Глава 1. Информация и информационные процессы (11)
1 Правила техники безопасности в компьютерном классе.
Роль информации в жизни человека. Информационный процесс. Прочитать § 1.1, 1.2 07.09 02.09 2 Информационная модель объекта. Информационный объект. Прочитать § 1.3, 1.4 14.09 09.09 3 Представление числовой информации в компьютере. Общие сведения о системах счисления. Прочитать § 1.5 21.09 16.09 4 Представление числовой информации в компьютере. Соотношения систем счисления. Выполнить задание в тетради 28.09 23.09 5 Представление числовой информации в компьютере. Соотношения систем счисления. Выполнить задание в тетради 05.10 30.09 6 Представление числовой информации в компьютере. Форматы представления чисел в компьютере. Выполнить задание в тетради 12.10 07.10 7 Представление числовой информации в компьютере. Форматы представления чисел в компьютере. Выполнить задание в тетради 19.10 14.10 8 Представление нечисловой информации в компьютере. Представление текстовой информации в компьютере. Выполнить задание в тетради 26.10 21.10 9 Представление нечисловой информации в компьютере. Представление графической информации в компьютере. Прочитать & 1.6.
Выполнить задание в тетради 09.11 28.10 10 Представление нечисловой информации в компьютере. Представление звуковой и видеоинформации в компьютере. Выполнить задание в тетради 16.11 11.11 11 Контрольная работа по теме: «Информация и информационные процессы». Повторить основные понятия 23.11 18.11 Глава 2.Информационная технология работы с объектами текстового документа в среде Word (4 часа)
12 Текстовые документы и текстовые процессоры. Практикум. Форматирование объектов текста. Объект «символ», «абзац», «список», «таблица» и его свойства. Прочитать §2.1, выполнить задание стр.72-73 № 2, 3, 4 30.11 25.11 13 Практикум. Создание и редактирование графических изображений и табличных объектов. Прочитать Глава 2 § 2.3, ответить на вопросы. 07.12 02.12 14 Практикум. Изменение структуры текстового документа. Прочитать §2.5, ответить на вопросы 14.12 09.12 15 Контрольная работа по теме: «Информационная технология работы с объектами текстового документа в среде Word». Повторить основные понятия 21.12 16.12 Глава 3.Информационно-коммуникационные технологии в компьютерной сети (7 часов)
16 Разновидности компьютерных сетей. Прочитать §3.1, ответить на вопросы. 28.12 23.12 17 Возможности глобальной сети Интернет. Прочитать §3.2, ответить на вопросы 11.01 13.01 18 Практикум. Пересылка информации через Интернет. Повторить основные понятия 18.01 20.01 19 Этика сетевого общения. Прочитать §3.4, ответить на вопросы 25.01 27.01 20 Практикум. Технология поиска информации в Интернете. Поиск информации в Интернете. Повторить основные понятия 01.02 03.02 21 Информационная безопасность сетевой технологии работы. Прочитать §3.7, ответить на вопросы 08.02 10.02 22 Контрольная работа по теме «Информационно-коммуникационные технологии в компьютерной сети». Повторить основные понятия 15.02 17.02 Глава 4. Информационная технология представления информации в виде презентаций (7 часов)
23 Показ готовых презентаций. Основные понятия по программе Microsoft PowerPoint 2013 Повторить основные понятия 22.02 03.03 24 Основные средства мультимедиа Повторить основные понятия 01.03 10.03 25 Программа подготовки презентаций Microsoft PowerPoint 2013 Прочитать § 4.1 15.03 17.03 26 Практикум. Создание презентации при помощи Мастера автосодержания. Повторить основные понятия 22.03 24.03 27 Практикум. Создание учебного комплекса «Компьютер и здоровье школьников». Повторить основные понятия 05.04 07.04 28 Практикум. Создание учебного комплекса «Компьютер и здоровье школьников». Повторить основные понятия, подготовиться к к/р. 12.04 14.04 29 Контрольная работа по теме «Информационная технология представления информации в виде презентаций». Повторить основные понятия 19.04 21.04 Глава 5. Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel, 6
30 Практикум. Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм. Повторить основные понятия 26.04 28.04 31 Практикум. Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм. Повторить основные понятия 03.05 05.05 32 Практикум. Технология накопления данных и их обработки в Excel. Повторить основные понятия 10.05 12.05 33 Практикум. Автоматизирования обработка данных с помощью анкет. Повторить основные понятия 17.05 19.05 34 Контрольная работа по теме: «Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel.» Повторить основные понятия 24.05 26.05 35 Обобщающий урок по теме: «Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel» Повторить основные понятия 31.05 РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
I. Учебно-методический комплект для учеников
Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Учебник 10 класс. СПб.: Питер, 2010.
II. Учебно-методический комплект для учителя
Н.В. Макарова. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция), СПб.: Питер, 2007.
Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Учебник 10класс. СПб.: Питер, 2010.
Информатика. 10 класс. Поурочные планы по учебнику профессора Н.В.Макаровой 1 часть./Автор составитель М.Г. Гилярова.- Волгоград ИТД «Корифей»,- 2009.
Информатика. 10 класс. Поурочные планы по учебнику профессора Н.В.Макаровой 2 часть./Автор составитель М.Г. Гилярова.- Волгоград ИТД «Корифей»,- 2009.
Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009
Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009
Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009
III. Технические средства обучения
Компьютер
Проектор
Принтер
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса
Сканер
Локальная вычислительная сеть
VI. Программные средства
1. Операционная система Windows ХР.
2. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.3. 837.
3. Программа-архиватор WinRar.
4. Интегрированное офисное приложение Мs Office 2007.
5. Мультимедиа проигрыватель.
V. Интернет-ресурсы
1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал. 2. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
3. www.school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. www.it-n.ru "Сеть творческих учителей"5. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"