Научно-исследовательская работа Внеурочная деятельность как одно из средств профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Ялуторовска
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
Внеурочная деятельность, как одно из средств профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних
(на примере МАОУ «СОШ №3» города Ялуторовска).
Бец Константин Александрович,
учитель физической культуры,
высшая квалификационная категория
г. Ялуторовск, 2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 Этапы реализации научно-исследовательской работы.
5
1.2 Проблема преступлений и правонарушений несовершеннолетних в современном обществе.
6
1.3 Социальный паспорт МАОУ "Средняя школа №3" города Ялуторовска. "Группа риска".
10
1.4 Результаты исследования и их обсуждение.
12
Заключение
Выводы 16
18
Список используемой литературы
19
Приложения
20
Введение
Сегодня, для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо выявить и проанализировать основные причины, которые способствуют антиобщественным и противоправным действиям подростков с целью последующих поисков методов и средств их устранения.
К причинам роста правонарушений, преступности, снижения моральных устоев несовершеннолетних можно отнести следующие:
- крушение прежних идеалов, переориентация несовершеннолетних на новые, до конца не осознанные идеалы;
- безработица;
- появление в условиях хаоса, неразберихи множества лазеек для преступной
деятельности;
- резко ухудшающиеся жизненные условия всего населения, особенно несовершеннолетних, которые являются наименее защищенной категорией;
- падение престижа образования, культуры, отсюда снижение культурного уровня молодых людей в своей массе;
- крушение привычных, нравственных идеалов, что приводит к усилению агрессивности, жестокости,
- национальный экстремизм.
Сложная криминогенная обстановка в стране побуждает исследователей различных областей наук вести поиск эффективных способов и средств профилактики и преодоления различных отклонений в поведении ребенка, в том числе правонарушений. Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения, препятствует развитию личностных и волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания, приводит к асоциальному поведению, а в дальнейшем к безнадзорности и правонарушениям.
Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних становится все более актуальной, так как появилось немало подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Молодые люди утрачивают определенные жизненные навыки, которые позволили бы сохранить индивидуальность и сформировать здоровый жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний, отсюда повышение количества правонарушений, безнадзорность детей.
Понятийный аппарат, используемый в рамках данной работы, разработан доцентом КПН Косабуцкой С.А. на кафедре педагогики социального творчества Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования.
Правонарушение - поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным и межличностным взаимоотношениям.
Профилактика определяется как:
- использование совокупности мер разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании;
- создание инфраструктуры дополнительного образования на базе школы в сфере свободного времени подростков;
Все компоненты учебно-воспитательного процесса школы направлены на выработку у детей невосприимчивости к факторам возникновения негативных проявлений поведения, через вовлечения их во внеурочную деятельность, что в целом позволит обеспечивать позитивную содержательную занятость подростков в свободное от учебы время, осуществляя тем самым раннюю профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.
Проблема: необходимость снижения уровня подростковой преступности и ее профилактика
Объект: внеурочная деятельность по физической культуре.
Предмет: внеурочная деятельность, как одно из средств профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних.
Цель: доказать эффективность внурочной занятости несовершеннолетних
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по данной теме.
2. Провести анкетирование, беседы, интервью для определения занятости несовершеннолетних во внеурочное время.
3. Проанализировать уровень правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
Гипотеза: мы предполагаем, что внеурочная занятость, является одним из средств снижения уровня преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Период исследования: сентябрь 2014 – сентябрь 2016.
Практическая значимость – результаты исследования могут быть использованы в работе учителей физической культуры, работе школьной системы профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних, а так же студентами педагогических учебных заведений.
Основная часть
1.1. Этапы реализации научно-исследовательской работы.
1.Организационный этап.
1. Составление социального паспорта школы.,
2. Планирование работы секций, разработка программ дополнительного образования по баскетболу, волейболу, пионерболу.
2.Аналитико-диагностический этап.
1. Анализ социального паспорта школы.
2. Разработка анкеты, проведение бесед, интервью.
3. Обработка анкет, результатов интервью и бесед.
4. Определение занятости несовершеннолетних во внеурочное время.
5. Определение причин и условий, способствующих правонарушениям и преступлениям несовершеннолетних.
Диагностический этап реализуется в тесном взаимодействии с классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом и заместителем директора по воспитательной работе.
На данном этапе используются следующие методы и приемы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документации.
Наблюдение – самый распространенный и естественный метод в работе педагога. Он используется для изучения внешних проявлений поведения человека без вмешательства в его действия. Важно проводить наблюдение в естественных условиях: в общении, в игре, на уроке.
Метод беседы получения и непосредственной корректировки информации в процессе словарного общения является способом проникновения во внутренний мир личности и дает возможность для понимания его проблем.
Анкетирование - метод сбора информации путем письменного опроса респондентов. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему.
Метод интервью предполагает заранее подготовленные вопросы каждому конкретному респонденту:
- использовать разговорный стиль общения;
- учитывать возможности отвечающего;
- создавать привычную для респондента среду обитания;
- учитывать временный фактор (достаточное количество времени);
- устранять влияние третьих лиц.
3.Деятельностный этап.
Успех развития системы образования в значительной степени зависит от организации дополнительного образования в школе и досуга учащихся. Этот процесс своей целью ставит научить детей общаться, понимать друг друга, принимать существующие правила нравственности.
Внеурочная деятельность учащихся должна быть наполнена интересным и увлекательным содержанием.
Чем больше ребенок будет занят во внеурочное время, тем меньше у него будет времени на совершение правонарушений.
На этом этапе реализуется несколько направлений деятельности, одно из которых: организация досуговой деятельности учащихся «группы риска». Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
4.Оценочный этап.
Цель: Определение эффективности профилактической деятельности.
На этом этапе работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних проводится с помощью анализа уровня правонарушений и преступлений за 3 года.
Необходимо помнить, что заставить подростка заниматься «правильным» делом невозможно. Необходимо постараться заинтересовать его, направить его энергию в нужное русло.
1.2. Проблема преступлений и правонарушений несовершеннолетних в современном обществе
Проблема преступлений и правонарушений в подростковой и молодежной среде - одна из острых проблем современного общества. На вопрос: «Кого вы больше боитесь встретить в темном переулке?», большинство людей ответит: «Группу подростков». Подростковая преступность отличается особой жестокостью и циничностью.
Преступления совершаются даже малолетними. Каждый из них знает, что за проступок и преступление ему ничего не грозит (по российскому законодательству административной и уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения или уголовного преступления возраста 16 лет и за особо тяжкие преступления – 14 лет (Ст. 20 Уголовного Кодекса РФ).
В настоящее время идёт процесс "омоложения" правонарушений несовершеннолетних: активность 14-15-летних растёт более быстрыми темпами, чем 16-17-летних.
Преступность несовершеннолетних во многом утратила черты детского поведения, озорства, спонтанности.
Для несовершеннолетних преступников характерны ослабление чувства стыда, развитие несдержанности, ленивости, что во многом вызвано незрелостью личности подростка. Неспособность правильно воспринимать жизненные трудности часто направляет их на путь преступления.
При этом есть следующая закономерность: чем раньше человек совершит своё первое преступление, тем больше вероятности того, что он уже никогда не станет законопослушным гражданином.
Для наглядного примера обратимся к статистическим данным уровня преступности по России (Диаграмма 1) и Тюменской области (Диаграмма 2).
Диаграмма 1
Из данных можно сделать вывод, что на протяжении 6,5 лет уровень преступности несовершеннолетних в целом снижается. Тем не менее, данная проблема тревожит современное общество и сегодня, так как преступления совершаемые несовершеннолетними носят серьезный характер. В основном, как отмечаю исследователи, несовершеннолетние специализируются на кражах (как правило, групповых), грабежах, хулиганствах. Реже ими совершаются убийства, умышленное причинение вреда здоровью различной степени тяжести, изнасилование. В последнее время несовершеннолетние всё чаще совершают вымогательства, мошеннические действия, компьютерные преступления, разбойные нападения.
Диаграмма 2
В целом, анализируя данные диаграммы 2, мы видим, что по Тюменской области уровень совершенных преступлений и правонарушений не имеет постоянной тенденции: он, то снижается, то повышается. При этом необходимо отметить серьезный подход к системе профилактике реализуемой в нашей области: это и межведомственные планы взаимодействия, и организация постоянного сопровождения детей "группы риска", и специальный учет в областном банке данных, и организованность детей во внеурочное время, наставничество.
Преступность подростков – не абстрактные цифры, а реальные судьбы. Дети разных возрастов должны помнить: за каждый противозаконный поступок неминуемо наступает ответственность. И это не только трагедия для родных и близких, но и серьезное препятствие в выборе будущей профессии, реализации намеченных планов.
Уровень преступности среди учащихся школ города Ялуторовска, носит непостоянный характер, как и уровень преступлений не6совершеннолдетних всей Тюменской области (Диаграмма 3). То же самое можно сказать и об уровень общественно опасных деяний, совершенных несовершеннолетними (Диаграмма 4). Но если мы проанализируем данные конкретного учреждения в городе, то на основании этого можно судить об эффективности профилактической работы в этом учреждении, о которой шла речь ранее. То есть в разных школах имеются тенденции как к снижению показателей преступности и правонарушений несовершеннолетних, так и к росту этих показателей.
Диаграмма 3
Количество преступлений совершенных несовершеннолетними школ по городу Ялуторовску ( в сравнении за 3 года)
Диаграмма 4
Количество ООД совершенных несовершеннолетними школ по
городу Ялуторовску ( в сравнении за 3 года)
Что же толкает молодых людей на совершение преступления? Существует множество причин, которые нам удалось выяснить в ходе проведения бесед, интервью и педагогического наблюдения. Назовем основные:
1. Семейное неблагополучие или отсутствие семьи (опекаемые дети). Отсюда стремление показать себя, обратить на себя внимание любыми способами и самоутвердиться.
2. Неблагоприятное воздействие телевидения, кино, интернета, рекламы. Стремление к «красивой жизни», желание быстрого обогащения.
3. Низкая правовая грамотность. Незнание закона не освобождает от наказания. Подростки должны различать такие понятия, как: шалость, злонамеренный поступок, проступок, вандализм, преступление.
4. Недоступность многих спортивных учреждений (из-за высоких цен).
5. Алкогольная, наркотическая и иная зависимость.
6. Отсутствие условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов.
Таким образом, мотивы для совершения преступлений и правонарушений подростками разнообразны. Также необходимо учесть, что причиной может являться отсутствие возможностей применения своих способностей, поэтому необходимо создавать такие кружки, секции, организовывать такие мероприятия, которые бы с удовольствием посещали подростки. Чем выше уровень занятости подростков, тем ниже уровень совершаемых правонарушений.
Все эти проблемы говорят о необходимости ранней профилактики преступлений и правонарушений.
1.3. Социальный паспорт МАОУ "Средняя школа №3" города Ялуторовска. "Группа риска".
В каждой школе существует такая категория подростов, которую мы называем «группой риска». Организация досуга подростков «группы риска» очень важна, представляет собой определенную систему и включает в себя:
- создание ситуации успеха для подростков «группы риска»;
- специфические средства и способы вовлечения подростков в досуговую
деятельность;
- организацию внеурочной деятельности подростков.
Детей «группы риска» всегда тяжело вовлечь в социально- значимую деятельность. Поэтому классными руководителями принимаются все меры по привлечению детей таких детей в кружки, клубы и спортивные секции. К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются не только специалисты (медики, психологи), но и широко используется детский потенциал.
Данные социального паспорта в нашем учреждении за последние 3 года представлены в таблице:
01.10.2014г. 01.10.2015г. 201.10.2016г.
Всего учащихся 746 758 767
Неполные семьи 106 112 121
Опекаемые дети 10 11 11
Дети, состоящие на ВШК 38 39 24
Дети, состоящие на учете в ОБД/КДН 10 7 3
Дети, стоящие на учете в ПДН 4 2 0
Многодетные семьи 123 123 125
Малообеспеченные семьи 159 158 163
Алкоголизированные семьи 12 11 12
Анализируя социальный паспорт, мы пришли к выводу, что в учреждении достаточно большое количество детей, которым необходимо повышенное внимание, дополнительный контроль, отсюда и 100% внеурочная занятость, организация полезного досуга.
В основе организации досуга детей лежит создание единого воспитательного пространства, как в школе, так и в городе, целью которого является адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и физкультурно-оздоровительную работу.
Предметом особого внимания в нашем учреждении является формирование системы дополнительного образования учащихся. На базе школы под моим руководством функционирует волейбольная и баскетбольная секции. В этом году для учащихся 4-5 классов разработана и реализуется дополнительная программа по Пионерболу. Все дополнительные занятия в школе проводятся в удобное для обучающихся время и бесплатно, что тоже не маловажно для детей «группы риска». Таким образом, в школе создаются условия, которые не провоцируют отклоняющее поведение учащихся, а расширяют для них пространство, где им интересно, хорошо, где они могут проявить свои способности.
Во время каникул с целью совершенствования организации содержательного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в каникулярное время организуются спортивно-оздоровительные площадки по месту жительства в вечернее время.
В рекреациях школы установлены теннисные столы, что позволяет учащимся играть в теннис на переменах и после учебных занятий. В секции привлекаются дети из социально незащищенных и неблагополучных семей, дети "группы риска".
Внеурочная деятельность и дополнительное образование в школе рассматриваются как важнейшие составляющие образовательного процесса, обеспечивающего развитие успешной личности.
Основным принципом этого процесса является инициатива, идущая от самих учащихся и включение всех учащихся во внеучебную деятельность на бесплатной основе.
1.4. Результаты исследования и их обсуждение
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе было проведено анкетирование учащихся 5-11 класс (в опросе приняло участие 324 ученика). Была составлена анкета (Приложение), которая включала в себя 3 вопроса, касающихся образа жизни ребят, в частности занятости во внеурочное время. Для достоверности результатов анкетирование проводилось анонимно. Так же были проведены индивидуальные беседы и интервью среди учащихся 7-10 классов (73 ученика).
На втором этапе проведен анализ социального паспорта школы, с целью определения причин и условий, способствующих правонарушениям и преступлениям несовершеннолетних. Обработаны данные анкет, интервью и бесед, для определения занятости несовершеннолетних во внеурочное время.
На третьем этапе проанализирована эффективность занятости учащихся во внеурочное время в спортивных секциях.
Анализ анкет показал, что на вопрос №1 о занятиях в свободное время большинство ребят ответили, что им нравится смотреть телевизор, играть в компьютер, слушать музыку - 63%, 17% отметили занятия спортом. Результаты представлены ниже.
Диаграмма 5
На вопрос №2: Посещаете ли вы какие-либо кружки, секции, клубы и т.п. были получены следующие ответы, которые отражены в диаграмме.
- да, посещаю регулярно, ответило 29% учащихся;
- посещаю периодически, по мере возможности - 12%;
- нет, не посещаю - 36%,
- мне это не интересно - 23%.
Диаграмма 6
На вопрос №3: Какие направления деятельности для вас наиболее интересны в плане личной самореализации, ребята ответили по-разному (диаграмма 7).
Диаграмма 7
По результатам интервью и бесед, было выяснено, что причины отклонений в поведении школьников очень разнообразны (опрошено 73 ученика). Условно они разделены на четыре группы:
- Нарушение меры в воспитании, вызванное педагогической неграмотностью родителей: отсутствие требовательности, единства требований к детям со стороны взрослых членов семьи, неверное применение наказания и поощрения, жестокое отношение к ребенку, подавление его личности, физическое наказание, избалованность, изнеженность ребенка и др. (13/18%).
- Безнадзорность, вызванная в одном случае занятостью родителей, в другом - их безответственным отношением к воспитанию детей (10/13%).
- Отрицательный пример родителей (нечестный образ жизни), аморальное поведение, пьянство и др.(6/8%).
- Нарушение структуры семьи (отсутствие отца, конфликт с отчимом) (8/11%).
Диаграмма 8
Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время.
Главная причина отклонений в поведении школьников кроется в неумении родителей их воспитывать, что приводит к нарушению меры в выборе форм, методов, способов и средств педагогического воздействия. Нарушение меры в воспитании, как правило, ведет к возникновению у детей неправильных представлений, привычек, потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с коллективом, с окружающими людьми.
В воспитании таких детей решающее значение имеет индивидуальный подход, степень педагогического мастерства и такта учителя. Однако в практике школьной жизни у отдельных учителей имеют место значительные недостатки в работе с трудновоспитуемыми школьниками. Часто причиной педагогических неудач является неумение учителя правильно строить свои взаимоотношения с учеником. Такие отношения ребенка с педагогом только закрепят его отрицательные навыки и привычки, в его поведении могут возникнуть новые нежелательные черты.
Большой вред приносит несправедливое отношение педагога к ребенку, недоверие к нему, в результате чего он становится равнодушным ко всему окружающему, проявляет упрямство, непослушание, грубость, озлобляется, не воспринимает требования учителя.
Анализируя сведения об учете учащихся «группы риска» в нашей школе, необходимо отметить, что все дети занесены в базу внутришкольного контроля (Диаграмма 9). Кроме «правонарушителей», в ВШК включены опекаемые дети, они же занесены и в областной банк данных (ОБД), так как эти дети нуждаются в повышенном внимании и контроле. На учете в КДН состоят дети, которыми были совершены общественно опасные деяния, преступления, а так же дети, в отношении родителей которых зарегистрировано неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. (Ст. 5.35. КоАП РФ). На учете в ПДН состоят несовершеннолетние, совершившие общественно опасные деяния, преступления.
Диаграмма 9
Количество учащихся состоящих на различных видах учета
(опекаемые дети не включены только в ВШК)
Диаграмма 10
Количество учащихся занимающихся в спортивных секциях.
Сравнивая количественный состав учащихся, посещающих спортивные секции в школе (Диаграмма 10), можно отметить, что за последние три года это количестве увеличилось. Это касается секции «Волейбол» и «Баскетбол». Благодаря возрастающему интересу учащихся к внеурочной деятельности в этом году была разработана и реализуется еще одна дополнительная программа для учащихся 4-5 классов – «Пионербол». В целом количество занимающихся увеличилось с 62 человек до 108 человек. Такие показатели позволяют сделать вывод, что спортивные секции в нашем учреждении востребованы. Отметим, что все дети ВШК посещают спортивные секции в вечернее время, в выходные и праздничные дни, а так же площадки по месту жительства в праздничные и каникулярные дни.
Отсюда вывод, подтверждающий нашу гипотезу: внеурочная занятость действительно является одним из средств снижения уровня преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. А также способствует формированию личностного опыта, двигательной активности, развитию мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Заключение
Молодое поколение - уязвимое звено, ещё не сформировавшее основные жизненные ценности и ориентиры. Им легко манипулировать, оно чаще поддается соблазнам, не думая о последствиях. Как правило, те, кто оступились в раннем возрасте, чаще становятся преступниками в будущем, поэтому так важна ранняя профилактика преступлений и правонарушений. В этом должны быть заинтересованы все: родители, учителя, тренеры, педагоги и, конечно же, государство, ведь здоровое, законопослушное и правильно ориентированное молодое поколение - основная опора страны.
Причинами отклонений в поведении школьников являются: педагогическая неграмотность родителей, безнадзорность, вызванная занятостью родителей, отрицательный пример родителей, или аморальное поведение, нарушение структуры семьи, неэффективная работа учителя, его невнимательное безразличное отношение. Это приводит к возникновению у детей неправильных представлений, привычек, потребностей.
Наиболее эффективными педагогическими приемами, являются: чуткое, внимательное, доверительное отношение к ребенку, укрепление у него веры в себя, в свои силы, опора на положительные качества личности.
В заключение, можно отметить, что поставленная цель (доказать эффективность внурочной занятости несовершеннолетних) была достигнута.
В ходе научно-исследовательской работы была изучена научно-методическую литературу и материалы сайтов по данной теме; проведены анкетирование, беседы, интервью для определения занятости несовершеннолетних во внеурочное время. Проанализирован уровень правонарушений и преступлений (совершаемых учащимися МАОУ «Средняя школа №3», несовершеннолетними города Ялуторовска, Тюменской области).
В результате работы мы пришли к выводу, что внеурочная занятость действительно является одним из средств снижения уровня преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Очевидно, что данная работа не является подведением итогов по проблеме профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Однако, при наблюдении становится заметно, что занятия спортом гасят излишнюю активность, помогают подросткам найти социально приемлемое применение своей энергии, которая могла бы быть направлена в социально-опасное русло. В связи с этим, рекомендуем проводить активную пропаганду здорового образа жизни вообще и занятий спортом в частности, с целью воспитания социально полезного подрастающего поколения.
Выводы
В результате проведенной работы, можно выделить следующие меры, по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних, которые может реализовать учитель физической культуры:
Вовлечение во внеурочную деятельность (всех правонарушителей): заняты в кружках, спортивных секциях, в том числе в выходные, праздничные дни.
Организация досуга в каникулярное время детей «группы риска».
Пропаганда здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом
Активное вовлечение несовершеннолетних в организацию и проведение спортивно-оздоровительные мероприятия, а так же непосредственное участие в них.
Так же необходимо придерживаться определенных принципов при реализации данной деятельности:
Дифференцированность: учёт возрастных особенностей и специфики работы с детьми «группы риска».
Аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку и т.д., которые являются регуляторами их поведения, что является одним из основных морально-эстетических барьеров формирования асоциальных форм поведения.
Последовательность (этапность).
Преемственность.
Законность: первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка в области безопасности, здоровья и законодательства.
Партнерство: консолидация возможностей социальных групп, общественных и межведомственных организаций.
Список используемой литературы
1. Бочарова, В.Г. Социальная педагогика./ В.Г. Бочарова, М.: 2014. 264с.
2. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования./ Е.Б. Евладова, М.: Гуманитарный Издательский Центр ВЛАДОС, 2012. 249с.
3. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование: проблема взаимосвязи/ Е.Б. евладова, Внешкольник, 2013. 125с.
4. Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по внеурочной деятельности./ Т.С. Зубкова, М.: Издательский Центр «Академия», 2014. 84с.
5. Кутьев, В.О. Внеурочная деятельность школьников: пособие для классных руководителей./ В.О. Кутьев, М.: 2013г. 187с.
6. Лодкина, Т.В. Взаимодействие семьи и школы в работе с трудными./ Т.В. Лодкина, Вологда: издательство ВГПИ «Русь», 2004. 255с.
7. Мардахаев, Л.В. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений./ Л.В. Мардахаев, М.: Издательский Центр «Академия», 2002. 342с.
8. Мардахаев, Л.В. Методика и технология работы социального педагога./ Л.В. Мардахаев, М.: 2002. 322с.
9. Полукаров, В.В. Клубная деятельность как модель организации школьной и внешкольной среды // Моделирование воспитательных систем: теория–практике./ В.В. Полукаров, М.: 2010. 146с.
10. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе./ М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.: 2002г. 321с.
11.Щуркова, Н.Е, Классное руководство. Настольная книга для учителя./ Н.Е. Щуркова, М.: 2009. 234с.
Список источников
1. Правовая инициатива http://49e.ru/ru/2015/2/17.
2. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBinet.cgi?pl=2318013.
3. Информационно-правовой портал «Гарант.ру» http://www.garant.ru/article/526482/.
Приложение
Анкета по проблеме организации внеурочной занятости учащихся.
Дорогие ребята! Просим вас ответить на вопросы анкеты (анонимно). Постарайтесь ответить честно и искренне. Выберите предложенные варианты ответа или напишите свой ответ.
Чем вы занимаетесь в свободное от уроков время?
А) смотрю телевизор,
Б) выступаю на концертах, мероприятиях,
В) общаюсь с друзьями
Г) играю в компьютер
Д) занимаюсь спортом
Е) слушаю музыку
Ж) читаю книги, готовлюсь к урокам на следующий день, пишу рефераты, доклады
Посещаете ли вы какие-либо кружки, секции, клубы и т.п.(укажите какие) ____________________________________________________
А) да, посещаю регулярно
Б) посещаю периодически, по мере возможности
В) нет
Г) мне это не интересно
Какие направления деятельности для вас наиболее интересны в плане личной самореализации
А) социально-значимая деятельность (волонтерские отряды, организация и сопровождение мероприятий)
Б) спортивно-оздоровительная деятельность
В) интеллектуально-исследовательская деятельность (подготовка к олимпиадам, написание научно- исследовательской работы, посещение репетитора и т.п.)
Г) культурно-массовая деятельность
Д) иное (укажите) ______________________________________________
Е) мне это не интересно
Спасибо за участие!