Выступление на ШМО по биологии Проектная и исследовательская работа по биологии и географии для развития творческих способностей ученика».


Проектная и исследовательская работа по биологии и географии для развития творческих способностей ученика». Читалова т.Н. учитель биологии и географии МОУ СОШ№ 9 Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 «Мои ученики будут узнавать новое не от меня;они будут открывать это новое сами.Моя главная задача – это помочь им раскрыться,развить собственные идеи». (И.Г.Песталоцци).«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами» ( Ш.А. Амонашвили) Исследовательский метод обучения – это организация поисковой, познавательной деятельности обучающихся путём постановки педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного решения. Исследовательский метод:организует творческий поиск и применение знаний;обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску; является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, самообразовании; помогает детям исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни. Исследовательская деятельность обучающихся это самостоятельный поиск, создание или конструирование нового, неизвестного. может послужить отправной точкой для возникновения интереса к биологической науке; вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь; способствует становлению мировоззренческой позиции обучающихся; способствует формированию опыта по поиску подходов к проблеме, проигрыванию ситуаций в уме, прогнозированию, проведению анализа результатов, логичности знаний и умений. « Страшная эта опасность – безделие за партой, безделие месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и ... ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли». (Сухомлинский) Виды исследовательской деятельности на уроке: Применение исследовательских методов обучения (проблемные задания, биологические задачи),Экспресс-исследование (на экскурсиях, путем индивидуальных заданий),Теоретические экспресс-исследования (изучение и обобщение фактов, материалов, содержащихся в разных источниках),Проведение учебного эксперимента (лабораторные и практические работы),Нетрадиционные уроки (урок-презентация, урок-экскурсия и т.д.),Исследовательские проекты Исследовательская деятельность школьников дома: Описание растений и животных по плану,Наблюдение за живыми объектами,Наблюдение за своим организмом,Опыты с растениями и домашними животными (по инструктивным карточкам),Творческие задания, Летние задания. Виды исследовательской деятельности во внеурочное время: Участие в конкурсах, акциях, природоохранных мероприятиях,Участие в образовательных экскурсияхНаписание творческих работ и рефератов,Создание буклетов и презентаций,Проведение спецкурсов биологического направления,Создание моделей (цветкового растения, побега),Оформление альбомов. Этапы исследовательской работы: Выбор темы исследованияПостановка цели и задач исследования Изучение литературных данных по избранной теме Составление схемы исследований Выбор и освоение наиболее подходящих методов исследованияПроведение исследований и обработка результатовФормулировка выводовОформление научного отчета и презентацииЗащита работы на школьной конференции, участие в конкурсах различного уровня Примерная структура исследовательской работы по ботанике: ВведениеКраткая характеристика проблемыАктуальность и новизна исследованияЦель, задачи работыОбъект исследованияМесто и продолжительность исследования1. Литературный обзор1.1. Физико-географическая характеристика района исследования1.2. Особенности изучаемых сообществ2. Методика исследования3. Результаты исследованияВыводыЗаключениеЛитератураПриложения Педагог, подготовленный к решению задач исследовательского обучения, должен обладать рядом характеристик, ему необходимо овладеть набором специфических умений: обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном»; уметь находить и ставить перед детьми реальные учебно – исследовательские задачи в понятной форме; уметь увлечь ребят проблемой, сделав её проблемой самих детей;быть способным к выполнению функций координатора и партнёра; уметь быть терпимым к ошибкам ребят, допускаемым ими в попытках найти собственное решение; предлагать свою помощь только в тех случаях, когда ребёнок начинает чувствовать безнадёжность своего поиска; Наши проекты: Изучение экологии раннецветущих растений в окрестностях поселка Рощино- «Майский бугор»-Колоскова ЛПроект «Экология выращивания арбузов» -Колоскова Л Опустынивание –проблема Рощинских земель-Колоскова Л Биологические Методы борьбы с колорадского жука Аженьязова ТУзамбарская фиалка-Сисенова К.Пять чедес Рощинской земли-Баталов СалимКомнатные цветы-Сисенова КЛандшафт клумбы-Аженьязова О. «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь». (Древнекитайская мудрость) «Деяние есть единство теории и практики» (Аристотель)