Научно-исследовательская работа по биологии по теме Формирование УУД на уроках биологии в 6 классе.
Формирование УУД на уроках биологии в 6 классе.
Выполнила
учитель биологии
Улогова М.Е.,
высшая категория
Г. Оренбург,2016
Содержание
Введение 3
Основная часть 4
Практическая часть 8
Вывод 9
Заключение 10
Литература 11
Введение
Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения.
Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.
На уроках биологии ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.
Большинству из учителей предстоит перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Успешное обучение биологии невозможно без формирования у школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными.
В связи с этим роль учителя существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Основная часть
Приоритетным направлением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования второго поколения являются реализация развивающего потенциала и системно - деятельностный подход, который позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания на основе универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальный характер УУД заключается в следующем:
•носят надпредметный, метапредметный характер;
•обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
•лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её предметного содержания;
•обеспечивают этапы усвоения учебного материала и формируют психологические способности учащихся.
УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения.
УУД делят на: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные УУД-действия, обеспечивающие ценностно – смысловую и нравственно - этическую ориентацию учащихся, личностное, профессиональное и жизненное самоопределение (связь между целью учения и мотивом, моральный выбор).
Задания на развитие личностных УУД: выразите свою позицию, объясните поступок, примите решение, умейте выявлять главное утверждение.
Познавательные УУД-действия, обеспечивающие поиск и отбор информации, моделирование содержания, способы решения задач.
Задания на развитие познавательных УУД: поиск информации, смысловое чтение, выдвижение гипотез и их обоснование, выведение следствий.
Регулятивные УУД-действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности (постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).
Задания на развитие регулятивных УУД: спрогнозируйте результаты опыта, выстройте стратегию поиска решения задач, определите план своих действий при выполнении работы.
Коммуникативные УУД - взаимодействие двух или более учащихся, обеспечивающие налаживание отношений и достижение общего результата(учебное сотрудничество, владение речью, умение вести диалог, управление поведением партнера).
Задание на развитие коммуникативных УУД: оцените позицию других людей, найдите альтернативное решение в спорном вопросе, выступите в роли эксперта, примите участие в дискуссии.
Условия развития УУД:
Необходимо исключить Нужно стремиться
Цель обучения Передача готовых знаний Развитие умений по применению знаний
Содержание Объяснить все так, чтобы ученик запомнил и пересказал знания Учитель – режиссер. Ученик сам открывает знания через содержание УМК
Методика Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей Продуктивные знания. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний.
Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии неразрывно связано с условиями развивающего и проблемного обучения, а также с профильным обучением в старших классах, поэтому важно учитывать следующие факторы:
Формирование предметной компетентности.
Биологические знания - это основа для формирования научной картины мира, осознанию роли человека в системе естественного мира. Не более 20% выпускников выбирают профессию, связанную с биологией, но каждому придется принимать участие в решении экологических проблем, так как от экологического состояния окружающей среды, во многом зависит собственное здоровье и здоровье окружающих.
Задача педагога: показать воспитанникам значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, посредством практических работ.
Развитие познавательной активности и самостоятельности.
Учащиеся добывающие знания самостоятельно, запоминают до 60 % информации, объяснение учителя обеспечивает не более 20% материала, поэтому задача педагога: организовать работу на уроке так, чтобы на первых этапах обучить детей самостоятельно добывать знаниям, а затем и применять их на практике. Важно грамотно подбирать материал, который должен быть интересен ученику, вызывать у него удивление, желание познать новое. Навыки самостоятельной работы школьников совершенствуются в ходе опытнической, научно- исследовательской и проектной деятельности в урочное и внеурочное время.
Формирование информационной культуры.
Чтобы самостоятельно учиться и развиваться, необходимо предоставить ученику возможность работать на уроке не только с материалом учебника, но и интернет ресурсами, важно предоставить ребёнку информацию, какие интернет ресурсы несут достоверную информацию, чтобы свободно ориентироваться в огромном потоке информации и уметь получать ее из разных источников.
Следовательно, задача педагога научить детей работать с информацией: анализировать и систематизировать ее, критически оценивать, обобщать, творчески перерабатывать.
Развитие мышления.
Не каждый ребёнок обладает хорошо развитым логическим мышлением. У педагога всегда есть возможность научить детей основным логическим операциям: сформировать умение вычленять главное, научить анализу, то есть при сравнении сначала вычленять общее, затем – отличия, развивать умение выстраивать логические цепочки от общего к частному и наоборот.
Задача учителя: используя методы образного и логического видения, метод фактов, метод гипотез помочь развитию логического мышления обучающихся, помочь детям найти пути решения задач творческого характера, научить использовать ранее полученный опыт в новых нестандартных условиях.
Развитие творческих способностей.
Задача учителя: стимулировать творческую активность учеников, создать условия для разных ее проявлений: в прикладном искусстве, в создании литературных шедевров, проектов и презентаций, фотоколлажей.
Формирование коммуникативной компетентности и толерантности.
Важно чтобы ребёнок научился слушать и слышать окружающих, доносить литературным языком грамотно и корректно свои мысли, уважать мнение других, умело дискутировать.
Задача учителя: создать необходимые условия для формирования данной компетентности, организуя работу в парах, группах, вовлекая учеников в проектную деятельность. При этом крайне важно учитывать психологические особенности учеников, желательно создавать мобильные группы.
Создание психологически комфортной среды.
Чтобы создать здоровье сберегающую среду, деловую атмосферу сотрудничества, важно установить субъектно-субъектные отношения между педагогом и учеником.
Задача учителя: организовать совместное сотрудничество с коллективом психологов школы, учитывая уровень тревожности детей, их интересы способствовать формированию рефлексивных качеств.
Развитие регулятивных умений
Развитие личности не возможно без способности к самоанализу и самокоррекции. Рефлексия помогает ученикам лучше понять себя, оценить свои возможности, осознать трудности, выбрать наилучший путь достижения цели, эффективно действуя не только в учебных, но и в жизненных ситуациях.
Разнообразие учебной деятельности.
Детям не всегда интересна лекционная форма работы, где они много пишут, но мало говорят, поэтому педагогу очень важно владеть различными технологиями обучения. Наиболее высокие результаты при контрольном тестировании дают технологии проблемного и личностно - ориентированного обучения, использование методики деловых игр на обобщающих уроках, технологии проектной деятельности и в деятельности внеурочной.
Задача учителя: своевременно пополнять свой «багаж» педагогических форм деятельности.
Здоровьесберегающий аспект.
Общение друг с другом, природой развивает интеллектуально - творческие способности школьников и укрепляет их здоровье. Важное значение имеют физкультминутки в переходном 5 классе на уроках биологии, смена форм деятельности во время урока, экскурсии, полевые практики на уроках естественнонаучного цикла.
Задача педагога: методически грамотно, рационально организовать урок с учётом здоровья детей.
Практическая часть
Формы применения УУД на уроках биологии.
Работа с текстом учебника.
1) Выделение существенного, главного (например, строение цветка).
2) Смысловая группировка (например, сгруппировать органы цветкового растения)
3) Составление планов (6 класс «Значение фотосинтеза»), тезисов («Виды движения животных» ), конспектов (тема «Обмен веществ»).
4) Составление схем («Передвижение веществ в организме»), графиков («Зависимость фотосинтеза от длины светового дня»).
5) Формулировка выводов (при выполнении лабораторных и практических работ).
6) Чтение - поиск (ответить на вопросы в конце параграфа).
7) Составление вопросов
8) Описание биологических объектов (приспособления животных к движению в разных средах обитания).
Работа учащихся в группах:
1) Решение биологических, экологических задач (причины экологических катастроф в разных регионах Земли, альтернативные источники энергии, составление договора «О правах природы»).
2) Выполнение лабораторных и практических работ.
3) Сравнение биологических объектов
4) Описание видов по морфологическому критерию (растения, животные).
5) Веселая эстафета (6 класс «Органы цветкового растения»).
6) Составление проектов(какой вегетативный орган цветкового растения самый важный)
Работа с тестами помогают осуществлять познавательную учебную деятельность
1) Биологический диктант.
2) Задания с одним или несколькими правильными ответами.
3) Задание на соответствие.
4) Задание на последовательность биологических явлений, структур.
5) Графический диктант.
Специальные рабочие тетради(6 класс «Живой организм ФГОС»).
Задания в тетради:
1) Вставить пропущенное слово.
2) Дать определение.
3) Работа с рисунками.
4) Задания на верность утверждений.
5)Задания на определение лишнего.Вывод
«Стандарт исходит из признания ценностно-нравственного и системообразующего значения образования в социокультурной модернизации современного российского общества, удовлетворении актуальных и перспективных потребностей личности и общества, развитии государства, укреплении его обороны и безопасности, развитии отечественной науки, культуры, экономики и социальной сферы».
Формирование метапредметных умений или УУД при изучении курса биологии в основной школе, позволит подготовить обучающихся к восприятию системной организации живой природы в средней (полной) школе на более глубоком уровне, к самостоятельной познавательной деятельности, к применению знаний в практической, измененной и новой ситуациях и получить более высокие результаты по ЕГЭ.Заключение
Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска. Школьник имеет право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных гипотез, выдвинутых доказательств, анализ причин возникновения ошибок и неточностей и их исправление. Такой подход делает личностно значимым процесс учения и формирует у школьника, как говорил психолог А.Н. Леонтьев, «реально действующие мотивы».
Памятка для учителя
по формированию и развитию универсальных учебных действий.
Любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других.
Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.
Создать атмосферу успеха.
Помогать ребёнку учиться легко.
Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях.
Не скупиться на поощрения и похвалу.
Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.
Литература
1. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С. В. Молчанов «От действия к мысли» Москва 2008 год.
2. Н. Л. Галеева «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии», М. 2006.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министра образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.4.Закон РФ «Об образовании» с изменениями от 8 ноября 2010 г. 5.Федеральная целевая программа развития образования