Урок подготовки к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку по теме Тема творчества в текстах КИМ (10 класс)


Подготовка к ЕГЭ по русскому языкуАвтор: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №5 х.Восточный» Ж.А.БазыльскаяУрок обучения написанию сочинения-рассуждения Эпиграф Магия лоскуткаМогут руки людей сделать чудо любое:И по белому полю можно выткать цветы,И по синему небу вышить солнце златое,Чтобы стало чуть больше на земле красоты.Я возьму в руки нить и простую тряпицу,И немного фантазии и волшебства,И сошью я такое, что вам не приснится,Только чтобы на свете жила красота. Чтобы только сияли улыбками лица,Только чтобы на свете жила красота.- Как вы думаете, какова тема нашего занятия? Работа с текстом Л.А.Тишкова Тема творчества в текстах КИМ ЕГЭ (1)Ху­до­же­ствен­ное твор­че­ство, с моей точки зре­ния, не про­сто спо­соб са­мо­вы­ра­же­ния. (2)Порой оно может стать спа­си­тель­ной со­ло­мин­кой, уце­пив­шись за ко­то­рую че­ло­век может прой­ти через мно­гие тяжёлые ис­пы­та­ния и вы­жить. (3)И вот один из по­ра­зи­тель­ных при­ме­ров.(4) Уди­ви­тель­ная жен­щи­на, ху­дож­ник-лю­би­тель Ев­фро­си­нья Ан­то­нов­на Керс­нов­ская много лет про­ве­ла в ста­лин­ском ла­ге­ре, после чего на­ча­ла за­ри­со­вы­вать всю свою жизнь с са­мо­го на­ча­ла: дет­ство в Бес­са­ра­бии, как была аре­сто­ва­на в Ру­мы­нии, как её в Си­бирь со­сла­ли. (5)Много лет она изоб­ра­жа­ла быт, де­та­ли и ком­мен­ти­ро­ва­ла свои ри­сун­ки.(6) Вот что она пишет маме:(7) «Я их ри­со­ва­ла для тебя, думая о тебе... (8)Я на­ча­ла ри­со­вать там, в Но­риль­ске, сразу после того, как вышла из ла­ге­ря. (9)Не было ещё ни тю­фя­ка, ни про­сты­ни, не было даже сво­е­го угла. (10)Но я уже меч­та­ла на­ри­со­вать что-то кра­си­вое, на­по­ми­на­ю­щее про­шлое — то про­шлое, ко­то­рое не­раз­рыв­но было свя­за­но с тобой, моя род­ная! (11) И един­ствен­ное, что я могла при­ду­мать, это — ри­со­вать...»(12) И вот Ев­фро­си­нья в кар­тин­ках создаёт ис­то­рию своей жизни, всех своих зло­клю­че­ний, чтобы осво­бо­дить­ся от тех тяжёлых вос­по­ми­на­ний, что окру­жа­ли её после вы­хо­да из две­на­дца­ти­лет­не­го ада. (13)Она ри­со­ва­ла чем придётся: цвет­ны­ми ка­ран­да­ша­ми, руч­кой, ино­гда под­кра­ши­ва­ла ак­ва­ре­лью. (14) И эти не­за­мыс­ло­ва­тые, но такие по­дроб­ные, прав­ди­вые ри­сун­ки по­ра­жа­ют своей убе­ди­тель­но­стью и внут­рен­ней сво­бо­дой. (15)Целых две­на­дцать общих тет­ра­дей были со­чи­не­ны-на­ри­со­ва­ны ею в 60-х годах про­шло­го века. (16)В 1991 году они вышли от­дель­ной кни­гой, на­зван­ной «На­скаль­ная жи­во­пись». (17)И по сей день я, глядя на эти ри­сун­ки, ко­то­рые по­яви­лись на свет так давно, где-то глу­бо­ко внут­ри ощу­щаю, на­сколь­ко силь­но ис­кус­ство по­мог­ло этому по­тря­са­ю­ще­му ху­дож­ни­ку и про­сто бла­го­род­ной жен­щи­не вы­жить.(18)Вот ещё одна ис­то­рия. (19)Ху­дож­ник Борис Свеш­ни­ков также дол­гое время на­хо­дил­ся в за­то­че­нии. (20)Аль­бо­мы его были на­ри­со­ва­ны не­по­сред­ствен­но там, в не­во­ле, но они были не о ла­ге­ре, не о той жизни, ко­то­рой он жил тогда, — они были фан­та­сти­че­ски­ми. (21)Он изоб­ра­жал какую-то вы­мыш­лен­ную ре­аль­ность и не­обык­но­вен­ные го­ро­да. (22) То­нень­ким пёрыш­ком, тон­чай­шим, почти про­зрач­ным се­реб­ря­ным штри­хом он со­зда­вал в своих аль­бо­мах па­рал­лель­ную, не­ве­ро­ят­но за­га­доч­ную, вол­ну­ю­щую жизнь. (23)И впо­след­ствии эти аль­бо­мы стали сви­де­тель­ством того, что его внут­рен­ний мир, фан­та­зи­ро­ва­ние, твор­че­ство спас­ли ему жизнь в этом ла­ге­ре. (24)Он выжил бла­го­да­ря твор­че­ству.(25) Дру­гой не­обык­но­вен­ный ху­дож­ник, Ми­ха­ил Со­ко­лов, со­вре­мен­ник Свеш­ни­ко­ва, бу­дучи по­са­жен­ным в тюрь­му за экс­тра­ва­гант­ный вид, тоже пы­тал­ся ис­кать сво­бо­ды и спа­се­ния в твор­че­стве. (26)Он ри­со­вал цвет­ны­ми ка­ран­да­ша­ми, а порой и огрыз­ка­ми ка­ран­да­шей ма­лень­кие кар­ти­ноч­ки три на три сан­ти­мет­ра или пять на пять сан­ти­мет­ров и пря­тал себе под по­душ­ку.(27) И эти ма­лень­кие фан­та­сти­че­ские ри­сун­ки Со­ко­ло­ва, по-моему, в каком-то смыс­ле гран­ди­оз­ней, чем не­ко­то­рые огром­ные кар­ти­ны, на­пи­сан­ные иным ху­дож­ни­ком в свет­лой и ком­форт­ной ма­стер­ской.(28) Как ви­ди­те, можно изоб­ра­жать ре­аль­ность, а можно изоб­ра­жать фан­та­зии. (29)И в том и в дру­гом слу­чае то, что ты пе­ре­но­сишь из своей го­ло­вы, из души, из серд­ца, из па­мя­ти на бу­ма­гу, осво­бож­да­ет тебя, вы­пус­ка­ет на волю, даже если во­круг — тю­рем­ные решётки. (30)По­это­му роль ис­кус­ства по­и­сти­не ве­ли­ка. (31)И не­важ­но, чем и как ты это де­ла­ешь: твор­че­ство не знает гра­ниц, не тре­бу­ет осо­бых ин­стру­мен­тов. (32)Оно, ис­крен­нее и прав­ди­вое, про­сто живёт в че­ло­ве­ке, ищет вы­хо­да и все­гда го­то­во бес­ко­рыст­но по­мочь ему. (по Л.А. Тиш­ко­ву)*Лео­нид Алек­сан­дро­вич Тиш­ков — рос­сий­ский ху­дож­ник-ка­ри­ка­ту­рист, АфоризмыПосылать свет в глубину человеческого сердца - вот назначение художника. (Роберт Шуман)Художник думает рисунком… (Сальвадор Дали)Творчество – это энергия Бога, которая протекает через нас подобно свету, льющему сквозь хрустальную призму. (Дж. Кэмерон) Искусство распахивает чуланы, проветривает погреба и чердаки. Оно исцеляет. (Дж. Кэмерон)Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде.  (Роден) Красота спасёт мир, если она добра. (Ф.М.Достоевский). ПроблемаЧто такое художественное творчество?Какова роль творчества в жизни человека?В чём заключается польза художественного творчества? Позиция автораХудожественное творчество – это то, что человек переносит из своей души на бумагу. Творчество не знает границ.Творчество способно принести огромную пользу: оно помогает преодолеть трудности жизни. Комментарии 1. Найти 1 иллюстрацию.Случай из жизни художника-любителя Е.А.Керсновской.2. Найти 2 иллюстрацию.Фрагмент жизни художника Б.Свешникова. Модель написания комментария к сочинению Раскрывая проблему, (автор) описывает случай из жизни … . В качестве примера, подтверждающего точку зрения автора текста, (автор) приводит случай … . Продолжая систему аргументов, журналист … .В заключение показано (подводится итог о том, что) … (можно привести цитату) Модель написания комментария к сочинениюЖурналист Новиков говорит о том, что … . Автор убеждён: ……… (предложения …). В качестве примера, подтверждающего точку зрения автора текста, Новиков приводит случай … . Продолжая систему аргументов, журналист … . В заключение текста … (возможна цитата) Система литературных аргументовЮ. Бондарев «Редкий дар»В своей статье писатель рассуждает о том, как с детства сказки и стихи Корнея Ивановича Чуковского закладывают в читателях великие качества человечности: благородство, любовь к жизни, ненависть ко злу, трусости, жестокости. Система литературных аргументовВ. Короленко «Слепой музыкант»Петрусь родился слепым, и искусство помогает ему выжить и стать по-настоящему талантливым пианистом. Он чувствовал музыку душой и сердцем. Система литературных аргументовВ.В. Маяковский "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче«В.В. Маяковский стремился быть последовательным в своих взглядах на искусство. Стихотворение посвящено теме нелегкого, но благородного поэтического труда. Система литературных аргументовЛ.Н. Толстой «Война и мир» А вспомним, как музыка повлияла на Николая Ростова по возвращении домой после проигрыша. Очень расстроенный, Николай не знал, как он назовет отцу сумму карточного долга…Все вокруг казалось ему тусклым и серым, но звуки рояля и первые ноты романса, который исполняла Наташа, вернули его к жизни. Николай ни о чем уже не мог думать: только бы сестра сумела взять верхнюю ноту. Это ли не влияние творчества на человека?! Аргумент по жизненным впечатлениямУчёные доказали,  что мелодия способна различно влиять на нервную систему и настроение человека:  музыка Баха развивает интеллект, произведения Бетховена пробуждают в каждом сострадание, мелодии Шумана приближают нас к пониманию мыслей ребёнка. Вот она, роль художественного творчества в жизни человека! Запомни написаниеВ заключение, в продолжение, в течение, вследствие, впоследствии, несмотря на. Роль художественного творчества в жизни человека «Искусство, по словам Ф.М.Достоевского, никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала».Заключение урока Домашнее заданиеНаписать сочинение-рассуждение по тексту Л.А.Тишкова