Урок подготовки к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку по теме Тема творчества в текстах КИМ (10 класс)
Подготовка к ЕГЭ по русскому языкуАвтор: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №5 х.Восточный» Ж.А.БазыльскаяУрок обучения написанию сочинения-рассуждения
Эпиграф Магия лоскуткаМогут руки людей сделать чудо любое:И по белому полю можно выткать цветы,И по синему небу вышить солнце златое,Чтобы стало чуть больше на земле красоты.Я возьму в руки нить и простую тряпицу,И немного фантазии и волшебства,И сошью я такое, что вам не приснится,Только чтобы на свете жила красота. Чтобы только сияли улыбками лица,Только чтобы на свете жила красота.- Как вы думаете, какова тема нашего занятия?
Работа с текстом Л.А.Тишкова Тема творчества в текстах КИМ ЕГЭ
(1)Художественное творчество, с моей точки зрения, не просто способ самовыражения. (2)Порой оно может стать спасительной соломинкой, уцепившись за которую человек может пройти через многие тяжёлые испытания и выжить. (3)И вот один из поразительных примеров.(4) Удивительная женщина, художник-любитель Евфросинья Антоновна Керсновская много лет провела в сталинском лагере, после чего начала зарисовывать всю свою жизнь с самого начала: детство в Бессарабии, как была арестована в Румынии, как её в Сибирь сослали. (5)Много лет она изображала быт, детали и комментировала свои рисунки.(6) Вот что она пишет маме:(7) «Я их рисовала для тебя, думая о тебе... (8)Я начала рисовать там, в Норильске, сразу после того, как вышла из лагеря. (9)Не было ещё ни тюфяка, ни простыни, не было даже своего угла. (10)Но я уже мечтала нарисовать что-то красивое, напоминающее прошлое — то прошлое, которое неразрывно было связано с тобой, моя родная! (11) И единственное, что я могла придумать, это — рисовать...»(12) И вот Евфросинья в картинках создаёт историю своей жизни, всех своих злоключений, чтобы освободиться от тех тяжёлых воспоминаний, что окружали её после выхода из двенадцатилетнего ада. (13)Она рисовала чем придётся: цветными карандашами, ручкой, иногда подкрашивала акварелью.
(14) И эти незамысловатые, но такие подробные, правдивые рисунки поражают своей убедительностью и внутренней свободой. (15)Целых двенадцать общих тетрадей были сочинены-нарисованы ею в 60-х годах прошлого века. (16)В 1991 году они вышли отдельной книгой, названной «Наскальная живопись». (17)И по сей день я, глядя на эти рисунки, которые появились на свет так давно, где-то глубоко внутри ощущаю, насколько сильно искусство помогло этому потрясающему художнику и просто благородной женщине выжить.(18)Вот ещё одна история. (19)Художник Борис Свешников также долгое время находился в заточении. (20)Альбомы его были нарисованы непосредственно там, в неволе, но они были не о лагере, не о той жизни, которой он жил тогда, — они были фантастическими. (21)Он изображал какую-то вымышленную реальность и необыкновенные города. (22) Тоненьким пёрышком, тончайшим, почти прозрачным серебряным штрихом он создавал в своих альбомах параллельную, невероятно загадочную, волнующую жизнь.
(23)И впоследствии эти альбомы стали свидетельством того, что его внутренний мир, фантазирование, творчество спасли ему жизнь в этом лагере. (24)Он выжил благодаря творчеству.(25) Другой необыкновенный художник, Михаил Соколов, современник Свешникова, будучи посаженным в тюрьму за экстравагантный вид, тоже пытался искать свободы и спасения в творчестве. (26)Он рисовал цветными карандашами, а порой и огрызками карандашей маленькие картиночки три на три сантиметра или пять на пять сантиметров и прятал себе под подушку.(27) И эти маленькие фантастические рисунки Соколова, по-моему, в каком-то смысле грандиозней, чем некоторые огромные картины, написанные иным художником в светлой и комфортной мастерской.(28) Как видите, можно изображать реальность, а можно изображать фантазии. (29)И в том и в другом случае то, что ты переносишь из своей головы, из души, из сердца, из памяти на бумагу, освобождает тебя, выпускает на волю, даже если вокруг — тюремные решётки. (30)Поэтому роль искусства поистине велика. (31)И неважно, чем и как ты это делаешь: творчество не знает границ, не требует особых инструментов. (32)Оно, искреннее и правдивое, просто живёт в человеке, ищет выхода и всегда готово бескорыстно помочь ему. (по Л.А. Тишкову)*Леонид Александрович Тишков — российский художник-карикатурист,
АфоризмыПосылать свет в глубину человеческого сердца - вот назначение художника. (Роберт Шуман)Художник думает рисунком… (Сальвадор Дали)Творчество – это энергия Бога, которая протекает через нас подобно свету, льющему сквозь хрустальную призму. (Дж. Кэмерон) Искусство распахивает чуланы, проветривает погреба и чердаки. Оно исцеляет. (Дж. Кэмерон)Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде. (Роден) Красота спасёт мир, если она добра. (Ф.М.Достоевский).
ПроблемаЧто такое художественное творчество?Какова роль творчества в жизни человека?В чём заключается польза художественного творчества?
Позиция автораХудожественное творчество – это то, что человек переносит из своей души на бумагу. Творчество не знает границ.Творчество способно принести огромную пользу: оно помогает преодолеть трудности жизни.
Комментарии 1. Найти 1 иллюстрацию.Случай из жизни художника-любителя Е.А.Керсновской.2. Найти 2 иллюстрацию.Фрагмент жизни художника Б.Свешникова.
Модель написания комментария к сочинению Раскрывая проблему, (автор) описывает случай из жизни … . В качестве примера, подтверждающего точку зрения автора текста, (автор) приводит случай … . Продолжая систему аргументов, журналист … .В заключение показано (подводится итог о том, что) … (можно привести цитату)
Модель написания комментария к сочинениюЖурналист Новиков говорит о том, что … . Автор убеждён: ……… (предложения …). В качестве примера, подтверждающего точку зрения автора текста, Новиков приводит случай … . Продолжая систему аргументов, журналист … . В заключение текста … (возможна цитата)
Система литературных аргументовЮ. Бондарев «Редкий дар»В своей статье писатель рассуждает о том, как с детства сказки и стихи Корнея Ивановича Чуковского закладывают в читателях великие качества человечности: благородство, любовь к жизни, ненависть ко злу, трусости, жестокости.
Система литературных аргументовВ. Короленко «Слепой музыкант»Петрусь родился слепым, и искусство помогает ему выжить и стать по-настоящему талантливым пианистом. Он чувствовал музыку душой и сердцем.
Система литературных аргументовВ.В. Маяковский "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче«В.В. Маяковский стремился быть последовательным в своих взглядах на искусство. Стихотворение посвящено теме нелегкого, но благородного поэтического труда.
Система литературных аргументовЛ.Н. Толстой «Война и мир» А вспомним, как музыка повлияла на Николая Ростова по возвращении домой после проигрыша. Очень расстроенный, Николай не знал, как он назовет отцу сумму карточного долга…Все вокруг казалось ему тусклым и серым, но звуки рояля и первые ноты романса, который исполняла Наташа, вернули его к жизни. Николай ни о чем уже не мог думать: только бы сестра сумела взять верхнюю ноту. Это ли не влияние творчества на человека?!
Аргумент по жизненным впечатлениямУчёные доказали, что мелодия способна различно влиять на нервную систему и настроение человека: музыка Баха развивает интеллект, произведения Бетховена пробуждают в каждом сострадание, мелодии Шумана приближают нас к пониманию мыслей ребёнка. Вот она, роль художественного творчества в жизни человека!
Запомни написаниеВ заключение, в продолжение, в течение, вследствие, впоследствии, несмотря на.
Роль художественного творчества в жизни человека «Искусство, по словам Ф.М.Достоевского, никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала».Заключение урока
Домашнее заданиеНаписать сочинение-рассуждение по тексту Л.А.Тишкова