Разработка урока на тему «Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения» (8 класс)

Тема урока
«Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения»

Повторим пройденных тем.

Проблемные вопросы:
1.Для чего нужна кулинарная обработка пищи?
2.Для чего необходимо употреблять в пищу бульоны и супы, сырые овощи и фрукты?
3.Почему нельзя съедать сразу большое количество пищи?
4.Каков наиболее благоприятный режим питания?
5.Почему есть надо в одно и то же время?
6.Чем может быть вызвано пищевое отравление? Какова последовательность действий при оказании первой помощи при отравлении?
7.Какие из желудочно-кишечных заболеваний наиболее часто встречаются и каковы меры их предупреждения?

Кулинарная обработка пищи
Разжеванная хорошо смоченная слюной пища полнее подвергается действию пищеварительных ферментов, легче расщепляется и всасывается, так как в результате жевания поверхность пищи сильно увеличивается;
При термической обработке пища легко расщепляется ферментами слюны и пищевыми соками;
Бульоны и супы способствуют обильносокоотделению;
Сырые овощи и фрукты содержат большое количество витаминов;
Слишком большое количество пищи затрудняет и нарушает процесс пищеварения, так как пищеварительные соки не могут расщепить все питательные вещества, находящихся в пище.


Режим питания
Умеренность в еде – это важное условие нормального пищеварения.
Необходимо есть ежедневно в одни и те же часы, так каку людей, питающихся
регулярно, пища лучше переваривается и идет нормальное снабжение организма питательными веществами.
Лучше есть четыре раза в день.
Завтрак - 25% всей дневной нормы;
обед – 50%;
полдник – 15%;
ужин – 10%;
Ужинать не позднее, чем за 1-2часа до сна.

Аппетит
Аппетит –это ощущение потребности в определенной пище.
Обильное выделение сокоотделения во время еды- это и есть основа аппетита.
Аппетит полезно вызвать до приема пищи. Большую роль в развитии аппетита играет высокое качество продуктов, их кулинарная обработка, вкус, оформление, сервировка стола. Потеря аппетита- признак многих заболеваний. Чрезмерно повышенный аппетит- при заражении паразитическими червями и при заболеваниях с нарушением обмена веществ.

Работаем в группах.
Заболевания органов пищеварения. Профилактика и первая помощь.
Попробуем заполнить таблицу, используя текст

Желудочно-кишечные заболевания

Причины:
Вызываются болезнетворными микробами.
Они могут проникнуть в организм через сырую воду, немытые овощи и фрукты, грязную посуду и руки.
В кишечнике микробы размножаются, выделяют яды, которые отравляют организм.
Наиболее опасные заболевания:
Дизентерия
Брюшной тиф
Холера
Признаки:
Расстройство работы кишечника
Повышение температуры
Переносчики:
Тараканы
Мухи
Ползая по продуктам, они загрязняют их различными микробами и яйцами глистов. Насекомые очень плодовиты.
Профилактика:
Необходимо мыть руки, посуду, овощи, фрукты.
Не пить сырую воду.
Соблюдать гигиену в квартирах, домах и дворах.
Запасы продуктов хранить в холодильниках, шкафах, закрывающихся банках и коробках.
Вёдра с пищевыми отходами обязательно закрывать крышками, ежедневно выносить и мыть.
Первая помощь:
Самолечение недопустимо!
Необходимо обратиться к врачу.

Глистные заболевания

Причины:
Глисты – это паразитические черви различной формы и размеров.
Они живут в организме диких и домашних животных, а некоторые и в теле человека.
Глисты питаются готовыми питательными веществами, выделяют яды, которые отравляют организм хозяина.
Наиболее часто человек заражается:
Острицами
Аскаридами
Цепнями
Признаки:
Люди, заражённые глистами,
быстрее утомляются,
становятся рассеянными,
у них появляются головные боли,
тошнота,
рвота,
может развиться малокровие.
Переносчики:
Распространению яиц глистов способствуют мухи
Заражение чаще всего происходит через грязные руки, немытые фрукты и овощи, при общении с бродячими и домашними животными
Заразиться цепнями можно через плохо проваренные или не прожаренные мясо и рыбу
Заражённый глистами человек нередко становится источником заражения других людей
Профилактика и первая помощь:
Соблюдать гигиену питания
Употреблять в пищу хорошо проваренное и прожаренное мясо и рыбу
Бороться с мухами
Для лечения необходимо обратиться к врачу, точно соблюдать его предписания

Пищевые отравления

Причины:
Приём недоброкачественной пищи,
Употребление в пищу ядовитых грибов,
Употребление в пищу ядовитых растений,
Употребление в пищу позеленевшего и проросшего картофеля
Признаки отравления:
Боли в животе
Тошнота, рвота
Расстройство кишечника
Общая слабость
Иногда повышается температура
Профилактика:
Употреблять свежую, доброкачественную пищу
Скоропортящиеся продукты (мясо, рыбу, птицу, варёную колбасу, молочные продукты) хранить в холодильнике
Собирать только молодые, здоровые и известные вам грибы
Не пробовать на вкус неизвестные вам растения
Не употреблять в пищу проросший и позеленевший картофель
Первая помощь:
До прихода врача больному промывают желудок
Дают крепкий сладкий чай
Укладывают в постель

Аппендицит
(воспаление отростка слепой кишки – аппендикса)
острое, реже хроническое, заболевание брюшной полости, вызываемое инфекцией или закупоркой аппендикса – червеобразного отростка слепой кишки. Аппендицит может развиться в любом возрасте, но чаще всего это происходит у подростков и молодых людей. Большинство хирургических операций на органах брюшной полости производится именно по поводу аппендицита.
Причины заболевания:
Наиболее частыми причинами закупорки аппендикса являются инородные тела, каловые камни и непереваренные частицы пищи (семена, зерна). Воспаление червеобразного отростка нередко развивается вслед за инфекцией верхних дыхательных путей, и при распространенности респираторных инфекций частота заболеваний аппендицитом увеличивается.
Признаки:
Сильные постоянные боли в животе
В начале болит весь живот, и лишь потом боль перемещается в правый нижний угол
Температура обычно поднимается
Язык обложен
Может начаться рвота
Первая помощь:
Немедленно вызвать врача, потому что аппендикс может прорваться, а это уже опасно для жизни
До прихода врача нельзя давать слабительное, ставить на живот грелку, применять клизму и обезболивающие препараты
Больному можно разрешить только пить, от еды надо воздержаться
У человека аппендикс представляет собой рудиментарный орган, его функция неизвестна; имеет вид длинной, узкой, червеобразной, закрытой на конце трубки, соединенной со слепой кишкой – нижней частью восходящего отдела толстого кишечника. Диаметр его составляет примерно 1,2 см, а длина колеблется от 3,8 до 20 см. Аппендикс может быть по-разному расположен, так что аппендицит нетрудно спутать почти с любым заболеванием органов брюшной полости.
Разрыв аппендикса:
В инфицированном и закупоренном аппендиксе может развиться гангрена; в результате он разрывается, его содержимое попадает в брюшную полость и вызывает перитонит (воспаление серозной оболочки, выстилающей эту полость). Смерть от аппендицита в большинстве случаев наступает именно от разлитого перитонита. Однако в настоящее время с перитонитом справляются, используя антибиотики Разрыв аппендикса может приводить также к возникновению абсцессов в брюшной полости, появлению бактерий в крови (бактериемия) или смертельно опасному воспалению почечных вен (пиелофлебит). Оперативное вмешательство при разрыве червеобразного отростка связано с большим риском, чем при неосложненном аппендиците.
Лечение:
При аппендиците производят аппендэктомию, т.е. хирургическое удаление червеобразного отростка. Нельзя принимать никаких болеутоляющих, пока не будет обеспечена хирургическая помощь. Не рекомендуются и слабительные, так как они стимулируют перистальтику и могут привести к разрыву аппендикса. Разрез при аппендэктомии производят прямо над местом расположения отростка, который затем удаляют, отрезая его у самого основания с тщательным ушиванием отверстия в слепой кишке. Операция при неосложненном аппендиците практически безопасна.


Игра “Алфавит” (ответьте на вопросы, используя подсказки – первые буквы в словах).
А – воспаление отростка слепой кишки – аппендикса.
А – название паразитических червей, наиболее часто поражающих человека.
Б – название желудочно-кишечного заболевания.
Г – общее название заболеваний, вызываемых паразитическими червями (глистами).
Д – название желудочно-кишечного заболевания.
Ж – общее название заболеваний желудочно-кишечного тракта, вызываемых болезнетворными микробами.
О – название паразитических червей, наиболее часто поражающих человека.
П – острые заболевания, возникающие после приёма недоброкачественной пищи.
Х – название желудочно-кишечного заболевания.
Ц – название паразитических червей, наиболее часто поражающих человека.
Ответы:
Аскарида
Ботулизм
Глистные
Дизентерия
Желудочно-кишечные
Острица
Пищевые отравления
Холера
Цепень

IV. Рефлексия.
1. Весёлый тест (из учебника ОБЖ).
1) Вареная колбаса в холодильнике приобрела зеленоватый оттенок и пахнет, как кошка Люська с помойки. Как поступит голодный знаток ОБЖ?
А) Съест колбасу, закрыв глаза и зажав нос бельевой прищепкой.
Б) Сначала сварит или поджарит колбасу, а потом съест, закрасив зеленые места кетчупом.
В) Отдаст колбасу кошке или собаке.
Г) Поищет в холодильнике другие, свежие продукты.
2) Пользуясь рассеянностью френкен Бок, Карлсон похищает на кухне плюшки с помощью пылесоса. Что думают об этом знатоки ОБЖ?
А)Лучше было бы засосать пылесосом не плюшки, а шоколадные конфеты.
Б) Щетка у пылесоса грязная, и, наевшись плюшек, можно запросто подхватить кишечную инфекцию.
В) Лучше было бы засосать не плюшки, а френкен Бок,а пока она будет сидеть в пылесосе, делать что вздумается.
3) В кухне у Вадика Зайцева живут муха Елена Ивановна, тараканы Василиса и Константин, Мышка Муська, комар Жора и муравей Трофим. Почему Вадика Зайцева не берут в знатоки ОБЖ?
А) Он не повесил на дверь квартиры табличку: “Зоосад”.
Б) Квартира знатока ОБЖ должна быть свободна от подобных обитателей.
В) Он не переселил кухонных друзей в свою комнату, пожадничал и не отдал им свои матрас и подушку.
2. Круг “Интересное – полезное”.
Высказывания учащихся о том, что они узнали для себя на уроке интересного и полезного.
V. Подведение итогов урока.
Подсчёт баллов, заработанных группами.
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание: §35, подготовиться к словарному диктанту по теме “Пищеварительная система” (по желанию – составить синквейн по изученной теме).
Заключительное слово учителя.
Притча: “В одном городе жил мудрец. Он был очень мудр, и люди уважали и ценили его. Но в том же городе жил человек, который позарился на место, положение и престиж мудреца и хотел занять его место. Он решил перемудрить мудреца. Он пошел в сад, поймал бабочку, положил ее между раскрытыми ладонями и отправился к мудрецу. Он решил спросить мудреца: “О Мудрейший из мудрых, - скажет он, - если ты действительно такой мудрый, как о тебе говорят в народе, скажи мне, что у меня в руках: живое или мертвое?”
Если мудрец скажет: “Мертвое!”, он раскроет ладони и бабочка вылетит оттуда. И все увидят, что в руках у горожанина было живое. Если мудрец скажет: “Живое!”, он сожмет бабочку между ладонями и бабочка умрет. И он шел, уже предвкушая свою победу.
Когда горожанин вошел во дворец и сделал все, так как хотел, ответ мудреца удивил его и показал народу, кто является самым мудрым в этом городе.
Мудрец посмотрел на горожанина, посмотрел на его ладони и, подумав лишь минуту, ответил: “Все в твоих руках!”
Ваше здоровье в ваших руках. Будьте здоровы!

15