Ранняя диагностика учащихся группы риска как один из этапов успешной профилактической работы в школе.
Ранняя диагностика учащихся группы риска
как один из этапов успешной профилактической работы в школе.
Введение
Профилактическая работа в школьной среде предполагает взаимодействие с учащимися, имеющими отклонения в поведении, учёбе. Чаще всего активная работа всех служб и структур профилактики направлены на учащегося, а не на устранение причин, вызывающих отклонения в поведении и обучении. Сигналом для действия чаще всего служит подростковый возраст ребёнка, когда как под действием лакмусовой бумаги на поверхность выползают все проблемы, накопившиеся на протяжении нескольких лет обучения в школе. Бороться с такими проблемами сложно, а порою поздно. Стиль поведения, характер взаимодействия со сверстниками и учителями к этому времени уже практически сформирован у подростка, при этом накоплен багаж проблем в учёбе, сложилось негативное отношение к своим способностям, личностным качествам, окружению. Усугубляет положение оценка подростком несовершенства взаимодействий его и родителей, а также стиль и методы семейного воспитания. Таким образом «раскрывшийся бутон» требует больших как психологических, так и физических затрат всей социально-педагогическиой системы школы. Как следствие, проблема лишь сглаживается под воздействием целенаправленной работы психологов, педагогов, социальных служб, но практически никогда не устраняется.
Необходимо в корне пересматривать профилактическую работу и во главу ставить раннее выявление детей группы риска. Можно с уверенностью сказать, что невозможно изменить уровень воспитанности и педагогической грамотности родителей ученика, исправить среду обитания, их образ воспитания и жизни. Но вполне вероятно изменить отношение ребёнка к негативным факторам, окружающим его, дать возможность проявить свои положительные качества, уберечь от необдуманных поступков, приводящих порою к правонарушениям, сохранить и развить природные способности и задатки, способствующие успешному освоению школьной программы. И всё это необходимо начинать делать как можно раньше. Таким образом, появилась программа действий, которая направлена на выявление учащихся с отклонениями в поведении, анализ причин асоциального поведения, социально-педагогическое сопровождение в трудный жизненный период учащегося.
Программа основана на принципах социальной психологии, социальной педагогики обучения и воспитания детей с нарушением познавательной деятельности, общих и коррекционных методов, приёмов и форм педагогической деятельности.
Она обеспечивает взаимосвязь со службами профилактики школы, администрации села и района.
Программа рассчитана на реализацию в течение трёх лет.
Объектом реализации программы являются: учащиеся с девиантным поведением.
Предмет исследования: причины асоциального поведение учащихся.
Целью данной программы является: оказание психолого-педагогической помощи учащимся с отклоняющимся поведением для успешной адаптации и социализации в школьном коллективе в период обучения.
Реализация программы направлена на решение главных задач:
выявление учащихся, имеющих проблемы в поведении, обучении, социализации;
создание социальной карты на учащегося и его семью;
исследование причин, вызывающих проблемы в обучении и поведении учащегося;
планирование профилактической работы по оказанию психолого-педагогической помощи учащемуся и его семье.
Основные направления программы:
работа с семьями;
работа с педагогами;
работа с социальными службами администрации села и района.
Предполагается, что в результате реализации программы:
Учащимся будут прививаться нормы поведения, морали;
менее болезненно пройдёт период адаптации в школьной среде; появится опыт решать свои проблемы и трудности совместно с социальным педагогом, психологом, учителями;
процесс социализации и становления личности подростка пройдёт естественно, бесконфликтно;
снизится количество учащихся, стоящих на учёте;
Родители смогут получать квалифицированную помощь в воспитании и обучении своих несовершеннолетних детей, имеющих проблемы в обучении и адаптации:
тесная взаимосвязь с родителями позволит глубже понять причину девиантного поведения учащегося для коррекции и содействия;
профилактические меры воздействия на семью позволят контролировать семейные отношения, укрепят воспитательный потенциал родителей, поспособствуют благоприятной обстановке для полноценного воспитания, обучения и развития учащегося.
успешная адаптация учащихся с девиантным поведением в школьной среде.
Программа представляет собой деятельность социального педагога с профилактическими структурами школы: педагогическим консилиумом, классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе, завучем школы, психологом;
выстраивает взаимосвязь с родительскими комитетами классных коллективов, попечительским советом школы;
инициирует взаимодействие с участковым инспектором, комиссией по делам несовершеннолетних и защите прав, медико-педагогической комиссией, социально-правовой защитой населения;
предусматривает повышение компетентности её участников.
План реализации программы содержит организационный и подготовительный этапы, во время которых создаются необходимые связи с родителями, педагогами, учащимися, полностью диагностируется контингент учащихся начального, среднего и старших звеньев, с целью выявления уровней обученности и воспитанности, их нравственный и физический потенциал, степень и причины девиаций, среда проживания.
В процессе реализации программы возможны следующие трудности:
- низкий воспитательный потенциал родителей учащихся с проблемами в обучении, поведении;
- неэффективность профилактических мер;
- психолого-педагогические отклонения в развитии учащегося, слабая мотивация к обучению и самовоспитанию;
- поступление в учебное заведение учащихся из других школ, с уже имеющимися проблемами в обучении и поведении.
- воспитание и обучение учащегося в подопечной или опекаемой семье, контакты с родителями нерегулярные.
Древо проблем
Неблагополучная среда воспитания в асоциальных семьях
Безнадзорность детей в семьях недобросовестных родителей
Приобретение стойких привычек девиантного поведения в семье и внешкольном социуме
Особенности формирования психических процессов обучающихся коррекционной программы 7-8 вида
Сопутствующие психические заболевания у отдельных учащихся
Низкий социальный и интеллектуальный уровень, педагогическая безграмотность родителей.
Неспособность сдерживать собственные противоправные поступки и противостоять им
Недостаточный уровень правовых знаний, мер ответственности обучающихся за правонарушения
Влияние средств массовой информации, печати, видео ит.д.
Дефицит профилактической работы со стороны ПДН, отсутствие школьного психолога, инспектора.
Несформированность критических оценок собственных поступков.
Концепция
Правовую основу школьной программы «Ранняя диагностика учащихся группы риска как один из этапов успешной профилактической работы в школе» составляет:
Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, закон «Об образовании», Федеральный закон РФ от 24.06.99г. №120-ФЗ «Об основах профилактики и безнадзорности».
Основной концептуальной идеей программы является создание в образовательном пространстве школы благоприятной атмосферы, позволяющей реанимировать педагогически и психологически запущенных детей с проблемами в поведении и обучении для успешной адаптации и социализации.
План реализации программы
организационный этап
подготовительный этап
этап внедрения
аналитический этап
приложение
Комплексная диагностика.
Цель комплексного диагностирования: улучшение эффективности от реализации программы в процессе отслеживания результатов её выполнения.
В процессе диагностики реализации программы создаётся банк данных на учащихся с характерными проблемами в поведении, обучении, адаптации.
Важным показателем успешности реализации программы является динамика снижения количества учащихся, склонных к правонарушениям, бродяжничеству, неуспевающих по предметам, стоящих на учёте.
Для анализа и последующих выводов составляется диаграмма, характеризующая полную социально-педагогическую статистику классов начального звена, с учётом уровня обученности учащихся, имеющих проблемы в адаптации и социализации.
Одним из показателей успешности реализации программы является сравнительная диаграмма соотношения количества учащихся группы риска к общему количеству учащихся в классе, т.е. тенденция к снижению учащихся с девиантным поведением, трудновоспитуемым и труднообучаемым за счёт эффективной профилактической работы.
Уровень социальной адаптации и обученности устанавливается путём анкетирования, опроса, наблюдения за классным коллективом. Такое исследование проводится при поступлении учащихся в школу, на первом этапе обучения в новом для него, классном коллективе, при возникших психолого-педагогических трудностях у учащихся в процессе обучения, воспитания, не реже одного раза в четверть.
Главным показателем успешности реализации программы являются диагностика положительной адаптации и социализации учащихся группы риска в классных коллективах и социуме.
Составляется таблица и графики уровня адаптации и социализации учащихся группы риска в разные периоды времени, влияния различных факторов на поведение и обучение учащихся в школьной среде и во внеурочное время.
Подготовительный этап.
Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории.
Поведение, отклоняющее от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых условно можно отнести к третьей зоне характеров, т.е. астеников, шизоидов, элептоидов и психически ненормальных людей. Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.
Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о деликвентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении. Если проступки не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица, совершившие их, подвергаются наказанию по нормам трудового или административного права.
Структура взаимодействия различных факторов риска в процессе формирования школьной дезадаптации
(С.А. Беличёва)
Негативные воспитательные воздействия семьи и микросоциальной среды развития ребёнка; психическая депривация
Биологические вредности, действовавшие на ребёнка в процессе развития
Нарушение психического развития
Трудности во взаимоотношениях с учителем и одноклассниками
Нарушения поведения
Трудности в выполнении школьных норм и правил поведения
Трудности в овладении учебной деятельностью
Школьная неуспеваемость
Негативное отношение учителя, неверный педагогический подход
Отрицательное отношение соучеников, низкий социальный статус
Состояние эмоционального дискомфорта
Школьная дезадаптация
Дальнейшие отклонения в поведении, формирование асоциальной направленности, правонарушения
Формирование негативных личностных качеств, дальнейшие нарушения психического развития
Возникновение соматической и нервно-психической патологии
Виды и способы реабилитации девиантных детей и подростков
Профилактика в системе реабилитации связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности.
Коррекция предполагает работу с конкретными отклонениями и направлена, прежде всего, на самого ребёнка.
Восстановление ребёнка в правах предполагает учёт основных положений Концепции ООН о правах ребёнка: его право на жизнь и выживание, право на воспитание и обучение, защиту прав и свобод личности, обеспечение возможностей для благоприятного развития, активное участие в жизни общества.
Реабилитация – это комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление ребёнка в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих. Она включает аспекты профилактики и коррекции отклонений в его развитии.
Реабилитация невозможна без восстановления ребёнка в статусе и дееспособности. В психолого-педагогическом смысле это означает восстановление ребёнка как социального субъекта ведущей (формирующей) деятельности. Реабилитация не только связана с преодолением семейных, школьных репрессий и социальной дискриминации несовершеннолетних, но и изменением представлений ребёнка о самом себе – его «Я - концепции».
Трудновоспитуемость – та или иная степень неспособности, нежелания усваивать педагогические воздействия и адекватно на них реагировать.
Труднообучаемость – та или иная степень низкой обучаемости, связанная с недоразвитием учебно-познавательной мотивации, умений и навыков учебного труда, низким уровнем субъективности и дисгармониями развития, вызванных психолого-педагогическими и социокультурными причинами.
Социальная дезадаптация – особый вид поведения несовершеннолетнего, не соответствующего основным принципам поведения, признанным повсеместно обязательным для детей и молодежи.
Антиобщественное поведение – юристы различают три вида: аморальное (нарушение норм морали и правил человеческого общения), противоправное (не уголовно наказуемое правонарушение) и преступное (нарушение уголовно-правовых норм).
Девиантное – (отклоняющееся) поведение – нарушение поведения, не обусловленное психическими заболеваниями.
Делинквентность – (провинность) – психическая готовность к правонарушению.
Анализируя возрастные особенности развития ребёнка, появилась следующая схема. Её нельзя считать абсолютной, но учитывая свой опыт работы в школьном учреждении, могу утверждать, что планировать работу с учащимися группы риска необходимо своевременно.
Возрастная
категория
Риски девиантного поведения
Действия профилактического характера
Учащиеся 1-2 классов
Дезадаптация учащегося в классном коллективе, асоциальное поведение, низкая способность к обучению, бесконтрольность со стороны родителей, заторможенность в развитии, гипердинамичность либо инфантилизм, склонность к бродяжничеству, инвалидность.
Тесная взаимосвязь с учителем, родителями, родственниками, социумом ребёнка.
Своевременная диагностика и коррекция, отслеживание положительной и отрицательной динамики развития, контроль за успеваемостью, поведением, общением.
Учащиеся 3-4 классов
Низкая успеваемость, проблемы в общении со сверстниками, учителями, склонность к бродяжничеству, проблемы в семье, агрессия, отказ от контактов, религиозные ограничения.
Взаимосвязь с учителем, родителями, родственниками, социумом ребёнка. Контроль за поведением, общением, успеваемостью. Задействовать учащегося во внеурочное время. Активная пропаганда здорового образа жизни. Обследование семьи.
Учащиеся 5-6 классов
Адаптация учащегося в среднем звене, проблемы взаимоотношений с учителями, сверстниками, потеря интереса к обучению, отказ от контактов, склонность к бродяжничеству, проблемы во взаимоотношениях с родителями.
Взаимосвязь с учителем, родителями, родственниками, социумом ребёнка. Контроль за поведением, общением, успеваемостью. Задействовать учащегося во внеурочное время. Активная пропаганда здорового образа жизни. Обследование семьи.
Учащиеся 7-8 классов
Потеря интереса к обучению, проблемы общения со сверстниками, учителями, родителями. Отклонения сексуального характера, агрессивность, попытки суицида, влияние группировок, компаний, вовлечение в антиобщественные деяния, поступки.
Тесная взаимосвязь с учителями, родителями, детским психологом, социумом учащегося. Мероприятия по профилактики правонарушений, разъяснительная работа, активное вовлечение в работу секций, кружков, детских объединений, творческих клубов.
Учащиеся 9-10 классов
Потеря интереса к обучению, агрессия по отношению к сверстникам, учителям, родителям. Склонность к бродяжничеству, проституция. Тяга к алкоголю, наркотикам, курению. Пивной алкоголизм, правонарушения, скрытые и явные увлечения противоправного характера. Низкая либо завышенная самооценка.
Тесная взаимосвязь с семьёй, правоохранительными органами, психологом, наркологом, психиатром. Пропаганда здорового образа жизни, активные методы распространения информации профилактического характера. Анонимная помощь и содействие подростку в решении трудных жизненных ситуаций. Трудоустройство, помощь в оказании лечения.
Учащиеся 11 класса
Проблемы в обучении, бродяжничество, уход из дома, ранняя половая жизнь. Злоупотребление спиртным, употребление наркотиков. Склонность к садизму. Грубость, вспышки агрессии, религиозные отклонения. Противоправные действия, судимость.
Тесная взаимосвязь с семьёй, правоохранительными органами, психологом, наркологом, психиатром. Пропаганда здорового образа жизни, активные методы распространения информации профилактического характера. Анонимная помощь и содействие подростку в решении трудных жизненных ситуаций. Трудоустройство, помощь в оказании лечения.
Алгоритм действий
социального педагога с категорией учащихся группы риска.
№
Мероприятия социального педагога
Документация
Отслеживание
Планирование
1.
Изучение социальной обстановки, знакомство с проблемами и трудностями детей.
Заполнение социально-педагогической карты класса
Заполнение карты личности на каждого учащегося
Выявление проблемных зон, ситуаций.
2.
Изучение социальной обстановки семей учащихся
Заполнение картотеки для базы данных социальной среды ребёнка
Заполнение картотеки для базы данных социально-неблагополучных семей
Выявление трудностей в семье, статуса семьи, возможности оказания социально-педагогической и психологической помощи.
3.
Определение путей профилактической, коррекционной работы.
Комплексный план работы с семьями учащихся
Циклограмма работы с семьями учащихся
Составление плана работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении.
4.
Анализ проблем учащегося, поиск путей решения проблем и трудностей.
Комплексный план работы с учащимся
Учёт посещаемости, успеваемости, поведения, занятости учащегося
Составление плана индивидуальной профилактической работы с учащимся.
5.
Текущий анализ результатов профилактики и коррекции
Отслеживание результативности деятельности всех служб, задействованных в профилактической работе
Отчёты классных руководителей, учителей-предметников, социального педагога по индивидуальной профилактической работе.
Выбор путей решения по индивидуальной профилактической работе с учащимися и их семьями (коррекция, изменение, дополнение).
6.
Отчёт социально-педагогической работы по индивидуальной профилактической работе с учащимися и их семьями.
Обобщение материала по профилактической работе
Анализ проделанной работы по индивидуальной профилактической работе.
Проектирование социально-педагогической деятельности с учётом накопленного опыта.
Осмысливая направления в своей деятельности, я пришла к выводу: лишь взаимодействие всех структур профилактики смогут оказать полноценное влияние на кризисное состояние ребёнка. Содействие заинтересованных людей создают благоприятную среду для решения самых насущных вопросов воспитания и коррекции.
На каждое направление возлагалась определённая задача.
Название направления в работе
Основная функция
Целепологание
Взаимодействие
Ожидаемый результат
Работа с семьёй учащегося
Создание благоприятных условий для полноценного развития, воспитания и обучения учащегося.
Наладить тесную связь с родителями, обозначить проблему в обучении и воспитании, выбрать рациональное направление в профилактической работе.
Патронажные обследования семьи учащегося, выявление потенциальных возможностей воспитания в семье.
Тесное сотрудничество с семьёй, совместное воздействие на учащегося с девиантным поведением с целью коррекции личности ребёнка.
Работа с педагогами
Обозначение проблем в обучении и воспитании учащегося, создание благоприятных условий в классном коллективе для успешной адаптации.
Своевременно выявить учащихся, имеющих проблемы в обучении и воспитании; найти наиболее эффективные методы коррекции.
Диагностика классного коллектива; посещение родительских собраний, классных часов, мероприятий; составление социального паспорта на учащегося и его семью.
Успешная адаптация учащегося в классном коллективе; выполнение норм и правил образовательного учреждения.
Работа с психологом
Диагностика причин отклоняющегося поведения ученика, рекомендация наиболее целесообразных мер коррекции и методов воспитания, обучения. Консультации родителей и учащихся.
Оказать содействие в профилактической работе с учащимися асоциального поведения и их семьями. Совместное планирование мероприятий просветительского и образовательного характера.
При необходимости направлять на консультацию родителей и учащихся. Выполнять рекомендации в отношении учащегося по воспитанию, обучению.
Существенная помощь в коррекции и устранении причин асоциального поведения учащихся
Работа с социальными службами села и района
Оказание материальной помощи семье; профилактика социального сиротства, насилия.
Содействовать в оказании необходимой помощи семье, реабилитировать воспитательный потенциал родителей.
Ежемесячно проводить обследования семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, склонных к злоупотреблению спиртным, жестоко обращающихся с детьми.
Частичное решение семейных проблем, влияющих на обучение и воспитание детей. Создание в семье благоприятных условий для роста и развития ребёнка.
Работа с участковым инспектором
Отделом ПДН РОВД
Применение административных мер наказания родителей за ненадлежащее воспитание и обучение детей.
Устранить причины, способствующие социально-опасной обстановки в семье, ходатайствовать о наказании родителей за ненадлежащее воспитание и обучение несовершеннолетних детей.
Проводить совместные рейды по выявлению социально-опасных семей; учащихся, уклоняющихся от обучения, склонных к бродяжничеству, употребляющих наркотические средства, алкогольные напитки.
Соблюдение правил и норм общественного правопорядка. Восстановление воспитательных функций семьи.
Первое направление:
«Работа с семьёй».
Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней формируются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Перефразируя известную пословицу «Сколько людей – столько мнений», можно с уверенностью сказать: сколько семей – столько и стилей воспитания. Семья, как зеркало общества, отражает в себе все его проблемы, кризисы, несовершенство и неустроенность. В нашей действительности институт семьи претерпел большие изменения, зачастую не в лучшую сторону. Становление «рыночных отношений» в России в полной мере отразился на образе жизни молодых семей. Жизненные неурядицы, безработица и безденежье, безразличие общества – всё это повлекло за собой разгул пьянства, попустительство и бездуховность в семьях. С появлением детей, которые чаще всего оказывались в таких семьях обузой, ситуация радикально не изменялась. Родители были заняты проблемами выживания, воспитание сводилось к минимальному контролю, дети росли самостоятельно, принимая образ жизни своей семьи за эталон поведения. В школу хлынул поток повзрослевших, но практически невоспитанных детей.
Основной задачей в работе с такими семьями стало повышение культурного образа жизни семьи, а также педагогического просвещения родителей. Постепенно условия жизни в семьях улучшались, с появлением постоянного заработка, повысился уровень благосостояния, и первоочередным для многих родителей вновь стало образование и воспитание своих детей. Но пробелы в воспитании повлекли за собой и проблемы в обучении. Всё чаще в таких семьях возникают конфликтные ситуации, многие нерадивые родители пытаются переложить груз своих упущений на хрупкие плечи своих детей, что ведёт за собой вереницу подростковых проблем – бродяжничество, правонарушения, наркозависимость.
Основной задачей в работе с проблемными семьями есть и остаётся тесное сотрудничество и взаимопомощь. Необходимо чётко расставить приоритеты в работе с каждой семьёй, создать свою программу оздоровления и укрепления социального статуса семьи. За мою практику мне пришлось поработать со многими родителями. Редко встречаются совсем беспомощные, равнодушные родители. Чаще всего ситуация выходит из-под контроля из-за слабых знаний родителями возрастной психологии ребёнка, низкого культурного уровня общения в семье, зачастую пьянства, что порождает у родителей затруднения в воспитании и обучении своих детей.
За несколько лет работы с проблемными семьями, сформировался опыт, который ежегодно претерпевает различные изменения и усовершенствования, благодаря взаимодействию с различными социальными структурами и службами. В нашей школе работа с семьями включает в себя целый комплекс мер профилактического и просветительского характера. Одним из направлений является работа социального педагога с проблемными семьями.
Цель работы с семьями, имеющими проблемы в воспитании и обучении детей: оказание психолого-педагогической помощи.
Учитывая опыт своей работы с семьям, можно охарактеризовать их как: (Приложение №1)
Каждая семья требует особого подхода. Не все родители согласны взаимодействовать и сотрудничать с педагогом. Вторжение в личные взаимоотношения в семье, проблемы вызывают у обоих родителей настороженность и протест. За привычным бытом, делами, работой многие родители не замечают или не хотят замечать боль и страдания своих несовершеннолетних детей. Поведение детей, их образ жизни кажутся обычными и нормальными. Общение со своими детьми во многих семьях сводится до указов и приказов, взросление и становление ребёнка как личности их зачастую не интересует. Незаметно для взрослых появляются проблемы во взаимоотношениях с детьми: грубость, непослушание, уход из дома, мелкие шалости и хулиганство, бродяжничество, злоупотребления и правонарушения – всё это последствия неправильного воспитания либо попустительства со стороны взрослых. Исправлять ошибки взрослых куда сложнее, чем предвидеть и не допускать их.
Основная задача социального педагога при работе с проблемными семьями - своевременно заметить отклонения в воспитании детей и вовремя предупредить асоциальное поведение учащегося.
Необходимо правильно выбрать пути взаимодействия, найти точки соприкосновения безболезненного общения с родителями, приложить максимум усилий для оказания востребованной и конкретной помощи семье. Не все усилия социального педагога приносят быстрый и продуктивный результат, но, порою, взаимодействие с семьёй помогает избежать более тяжких последствий искажённого воспитания. Иногда достаточно компетентной помощи со стороны, чтобы заставить родителей задуматься, принять правильное решение, увидеть и оценить свои ошибки и последствия бездействия. Многие родители охотно идут на контакт, своевременно реагируют на замечания, принимают верные меры воздействия на ребёнка. Но, порою приходится долгое время убеждать, разъяснять и «воспитывать» родителей, нежелающих что-то менять в своей жизни, во взаимоотношениях со своими детьми и друг с другом.
Социальные проблемы заметно сказываются на воспитании и обучении детей в семьях. Повышенная конфликтность, нервозность, взаимные упрёки и ругань создают в семьях невыносимую обстановку для ребёнка. Справиться с беспокойством и страхом ему одному часто не под силу, в этом случае необходимо своевременно заметить отклоняющееся от норм поведение учащегося: его угнетённое состояние, растерянность, отказ от контактов. Чаще всего от безысходности и непонимания дети совершают необдуманные поступки, пускаются во все тяжкие. Общаясь с такими семьями, приходится заострять внимание на самочувствии ребёнка, объяснять нерадивому родителю, что творится в душе маленького человечка, за что они могут жестоко поплатиться.
Бич современного общества – пьянство. Трудно определить, что страшнее – когда пьют оба или один родитель, и то и другое порождает кучу проблем и в проживании и в воспитании. Уговоры и назидания зачастую бессильны. Приходится действовать с привлечением социальных комиссий и служб. Но восстановить воспитательные функции удаётся не в каждой семье. Ведь за время, когда родители провели в пьяном угаре, у детей сформировалось негативное отношение к ним и дальнейшие воспитательные потуги воспринимаются не всегда адекватно. Много усилий уходит на восстановление прежних уважительных и доброжелательных отношений между членами семьи.
Приступая к работе с семьей, в каждом классе заполняется социально-педагогическая карта (Приложение №2), а на каждого учащегося социальная карта семьи учащегося (Приложение №3). Регулярно ведётся журнал посещения семьи (Приложение №4). Иногда родители сами приходят за советом или со свой проблемой, в этом случае, заполняется журнал психолого-педагогической помощи родителям (Приложение №5).
Всё это позволяет контролировать ситуацию с положением дел в каждой семье, своевременно выявлять семьи, нуждающиеся в помощи, поддержке, а иногда и наказании. Если в семье не удаётся изменить ситуацию в лучшую сторону, приходится обращаться за помощью в социальные и правовые органы по профилактике правонарушений и безнадзорности.
Важным моментом в работе с семьями группы риска является создание более благоприятных условий как социальных, так и психолого-педагогических для полноценного воспитания, проживания и развития учащихся в этих семьях. Даже во внешне благополучных семьях бывают очень сложные конфликтные отношения с детьми, что в дальнейшем порождает ряд проблем как психологического, так и поведенческого характера.
Тесное сотрудничество с семьёй, просветительская работа, систематические обследования бытовых условий проживания учащихся, связь с социальными структурами, правоохранительными органами, позволяют своевременно выявлять учащихся с отклонениями в поведении, корректировать их отношение к учёбе, вовремя предупредить правонарушения и асоциальное поведение.
Приложение №1
Социально-педагогическая карта детей группы риска.
№
Фамилия имя
уч-ся
На внутриш
кольном учёте
В соц-но-опасной семье
Мало
обеспечен
ная семья
На учёте в ПДН,
ИДН
Под
опекой
Неполная семья
Вспомо
гатель
ная
программа
1
Коробейников Даниил
2
Звягинцев Сергей
3
Куштанова Маргарита
4
Углянцева Анастасия
Приложение №2
Социальная карта семьи учащегося
Фамилия имя отчество учащегося.
Год рождения
Класс
Состав семьи учащегося
Образование родителей.
Место работы.
Должность.
Характеристика семьи.
Характеристика асоциального поведения учащегося
Игнатов Владимир Сергеевич
02.02.1999 г.
Игнатов Сергей Викторович
23.12.1974 г.
Игнатова Лариса Ивановна
05.10.1976г.
Среднее , ЗАО «Колыбельское», животновод.
СПТУ №21
ЗАО «Колыбельское» доярка.
Семья полная, группы риска. Родители склонны к злоупотреблению спиртным, низкий социальный статус, в семье есть отклонения от нормы воспитания и проживания, нарушен контакт родителей с детьми, недостаточное влияние родителей на образование и воспитание учащегося в школе, пассивное участие в жизни класса и школы.
Отклонения в поведении, слабая мотивация к обучению, неадекватное реагирование на замечания и требования учителя, вспышки агрессии, склонность к правонарушениям, вредным привычкам, бродяжничеству.
Приложение №3
Журнал посещения семей.
Фамилия членов семьи
Дата посещения
Причина посещения
Взаимодействие с соц. службами
Решение членов комиссии
Филатова. М.Н.
12.10.2008
Ненадлежащее воспитание детей, слабый контроль родителей за посещаемостью и успеваемостью детей в школе.
Материально-бытовое обследование условий проживания семьи, профилактическая беседа.
Совместно с классным руководителем, социальным работником, членом женсовета.
Взять семью на контроль. Провести профилактическую беседу с отцом на заседании комиссии по делам несовершеннолетних.
Журнал обращений
Психолого-педагогическая помощь семьям
Фамилия имя отчество членов семьи
Дата обращения
Проблема, возникшая в семье
Содействие в оказании помощи
Результативность проделанной работы
Понамарёва Лариса Николаевна
15.04.2010 г.
В силу свое занятости на работе, мать не в состоянии полноценно оказывать помощь в выполнении домашних заданий, есть жалоба учителя на систематическое невыполнение домашних заданий. Накапливается конфликтная ситуация между всеми участниками. У сына появились проблемы в обучении.
Решили вопрос о том, чтобы мальчик посещал группу продлённого дня. Данил не хочет ходить, договорились, чтобы он выполнял только уроки и смог бы уходить домой.
Успеваемость несколько повысилась, проблема с выполнением домашних заданий частично снята. Был составлен с мамой разговор о том, чтобы по возможности обязательно контролировала выполнение сыном устных предметов, мальчику необходимо больше читать, посещать библиотеку.
Мирошниченко Марина Николаевна
21.04.2010 г.
Конфликтная ситуация в классе у сына. Мальчик часто жалуется на то, что его обижают. Приходили домой родители детей и выясняли отношения по поводу его грубого отношения с их детьми. Матери не ясна причина такого отношения к её ребёнку.
Провели беседу с классным руководителем, отдельно с учащимися класса. Выяснили, что мальчик очень агрессивный, часто неадекватно реагирует на любые замечания со стороны как детей, так и учителей. Позволяет убегать с уроков при возникновении конфликтной ситуации, дома лжёт. Было принято решение отправить маму с сыном к психологу и психиатру для консультации. С учащимися договорились о более добром отношении к однокласснику, по возможности избегать конфликтов, стараться добиваться положительных результатов убеждением и уговорами.
Мама посетила психиатра, привезла справку от врача с рекомендациями по поводу взаимодействия с этим ребёнком. Занимается по программе школы 8 вида.
Налажен контакт с учащимся, учениками класса и классным руководителем.
Второе направление:
«Работа с педагогами».
Важной составляющей профилактической работы является успешная адаптация учащихся начального звена. Уже в первый год обучения у отдельных учащихся выявляется социальная запущенность, т. е. несформированность у ребёнка социальных чувств, интересов, навыков и умений; несоответствие половозрастным социальным ролям. Появляются проблемы в обучении, общении со сверстниками, учителем. В этом случае одному педагогу не справиться, необходима грамотная консультация психолога, психиатра, помощь логопеда, социального педагога. Взаимосвязь всех структур способствует коррекции поведения и обучения учащегося, что в дальнейшем сказывается благоприятно на его адаптации в школьной среде.
Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами: физической готовностью, т.е. состоянием здоровья и физическим развитием ребёнка, интеллектуальной и личностной. Избежать больших проблем в обучении учащегося поможет социально-педагогическая диагностика, проводимая совместно с учителем.
Первый этап диагностики предполагает наблюдение. Анализируются поведенческие отклонения учащегося, его отношение к замечаниям, требованиям учителя, его настроение во время уроков, занятость на переменах, взаимоотношения со сверстниками.
Появилась следующая форма:
Карта наблюдения.
Фамилия имя отчество учащегося: Смирнов Виталий Евгеньевич
Год рождения: 21 октября 2000 г.
Класс: 2 класс.
Характерные поведенческие отклонения
Степень усвоения учебного материала
Реакция на замечания учителя
Внешний вид и готовность к урокам
Роль семьи в воспитании и обучении
Мальчик агрессивен, несдержан. С трудом высиживает урок, часто отвлекается, задаёт вопросы не по теме, проявляет лидерские качества, проигрыш воспринимает болезненно. Частая смена настроения, бывает отказ от контактов.
Память кратковременная, внимание рассеянное, читает быстро, но часто неправильно, с трудом пересказывает прочитанное. Трудно заинтересовать на уроке, с трудом переключается с одного вида деятельности на другой. Неусидчив.
Пытается оправдать свои поступки, часто обвиняет других в своих неудачах, обидчив, агрессивен.
Иногда не готов к урокам, не приучен к порядку и аккуратности.
Пассивная, семья группы риска, отец злоупотребляет спиртным, в семье часто скандалы. Взаимоотношения между членами семьи недоброжелательные, грубые.
Итог заполнения карты позволяет выявить наиболее проблемные зоны у учащегося, ознакомить родителей с полученными наблюдениями, порекомендовать консультирование у психолога, психиатра, либо наладить сотрудничество с семьей по исправлению негативных проявлений у учащегося.
Второй этап – это посещение семей учащихся, обследование материально-бытовых условий проживания ребёнка в семье. Выявляются семьи, где необходима либо материальная, либо психолого-педагогическая помощь. Планируется совместная работа классного руководителя и социального педагога. При выявлении семей, находящихся в социально-опасном положении, составляется ходатайство на главу администрации сельского совета о постановке семьи на учёт. В отдельных случаях семья берётся на учёт внутри школы для профилактической работы.
Цель постановки семьи на внутришкольный учёт – это оказание социально-педагогической помощи в воспитании и обучении учащихся, содействие в создании благоприятных психологических условий в семье для полноценного воспитания и обучения.
В течение учебного года проводятся профилактические беседы с родителями на родительских собраниях:
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Возрастные особенности младшего школьника.
Роль родителей в воспитании и обучении учащегося.
Наказания и поощрения в семье.
Сотрудничество – один из способов нормальной адаптации учащегося в школе.
Роль отца в воспитании детей.
Психологический климат в семье как условие успешного воспитания.
Вера и безверие.
Как не идти на поводу у ребёнка.
Родительский эгоизм.
Профилактика вредных привычек.
Причины агрессии у ребёнка.
Ложь и её последствия.
Возрастные особенности ученика.
Причина бродяжничества детей.
Пагубные привычки в семье.
Тяжкие последствия равнодушия в семье.
Третий этап – консультирование учащегося и родителя на заседании районной медико-педагогической комиссии (осень-весна). Консультирование помогает выявить у учащихся уровень обученности, своевременно скорректировать обучение для определённой группы учащихся, получить родителям грамотные рекомендации для оказания помощи своим детям в успешном освоении учебной программы, пройти обследование и лечение у специалистов района и области. В итоге учащиеся получают необходимый вид обучения, что в дальнейшем не создаёт больших трудностей и проблем в учебном процессе.
Вся работа с учителем направлена на своевременную коррекцию поведения учащегося, созданию необходимых условий для дальнейшего обучения, воспитания, адаптации. Необходимо устранить внешние и внутренние причины, вызывающие асоциальное поведение учащегося, с помощью психолога научить адекватно оценивать личностные качества, способности, дать возможность гармонически развиваться.
Дальнейшее наблюдение за поведением и обучением учащегося позволяет предупреждать правонарушения, избегать негативных проявлений личности ребёнка, контролировать его склонности и зависимости. Тесное сотрудничество с педагогом, с семьёй учащегося, имеющего проблемы асоциального характера, несёт в себе большой воспитательный потенциал. Непременно имея в школьной среде социально-неблагополучные семьи, можно заметить положительную тенденцию уменьшения подростков с девиантным поведением.
В работе с педагогами начального звена иногда прослеживается слабая динамика каких-либо положительных изменений в воспитательно-профилактической работе. Чаще всего это связано со средой, в которой ребёнок растёт, развивается, воспитывается. Усилия, затраченные в школьном коллективе, зачастую сводятся на нет в родительском доме. Не в силах социального педагога в одночасье создать в семье учащегося идиллию и привить родителям семейные ценности. Иногда приходится поступать более радикально – изымать ребёнка из семьи, для того, чтобы уберечь его от более тяжких последствий, либо для восстановления элементарных функций семьи. Дети помешаются в приют, направляются в реабилитационные центры, иногда в лечащие учреждения.
Так, на протяжении последних трёх лет были изъяты из семей трое несовершеннолетних, одна ученица была направлена в реабилитационный областной центр, где успешно прошла курс терапии и коррекции. Одна семья смогла вернуться к нормальному образу жизни, пытаясь решать свои семейные проблемы, участвовать в воспитании и обучении своего ребёнка. Чаще стали распространять целесообразность курса реабилитации и коррекции учащихся начального звена среди семей, чьи дети испытывают трудности в обучении и поведении, что в дальнейшем позволяет избегать более тяжких последствий. Ведь зачастую в школу поступают социально- запущенные дети.
Социально запущенный ребёнок
как объект профилактики и коррекции.
№
Объект профилактики
Признаки социальной дезадаптации
Свойства индивида
1.
Неадекватная социальная активность
Дисгармония психического развития, противоречивость и неустойчивость личности.
Индивидуально-типологические особенности личности.
2.
Труднообучаемость
Дисгармония мотивов учения, низкая учебно-познавательная активность, несформированность основных учебных умений, неуспеваемость обучаемого, школьная тревожность.
Свойства субъекта деятельности
3.
Трудновоспитуемость
Неразвитость социально-коммукативных качеств и свойств, слабая социальная рефлексия, недостаток знаний социально-эстетического характера, неадекватность поведения, низкий социальный статус.
Свойства субъекта общения
4.
Общая средовая дезадаптация
Нарушения образа «Я», неадекватная самооценка, неадекватный уровень притязаний, неудовлетворённая потребность в признании и принятии.
Свойства субъекта самосознания.
Социальная запущенность – несформированность у ребёнка социальных чувств, интересов, навыков и умений; несоответствие половозрастным социальным ролям.
Это такие последствия недостаточности соответствующих факторов, которые приводят к недоразвитию социальных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мотивов личности, социальной тупости, слабой социальной рефлексии, трудностями в овладении социальными ролями. Обычно такие дети развиваются в особом социальном окружении, неполноценном по структуре (отсутствие или замена одного из родителей, социальная неразвитость самих родителей и педагогов, социальная депривация и сегрегация ребёнка). Низкий культурно-образовательный уровень родителей, особенно матери, слабая культура семейного воспитания, а позднее – педагогического процесса, недостаточная общая культура окружающей ребёнка микросреды, самих педагогов являются тормозом нормального культурного развития и социализации ребёнка в детском возрасте. Вследствие этого страдает развитие его культурно-познавательных способностей, речевой и информационной культуры. Представления об окружающем мире не соответствуют действительному возрасту и возможностям самого ребёнка.
Педагогическая запущенность – состояние, обусловленное недостатками в учебно-воспитательной работе с детьми и подростками в семье, дошкольных учреждений, школе.
Совместно с классным руководителем по характерным признакам выявляется уровень социальной запущенности учащегося, планируется дальнейшая работа по реабилитации.
Проводится диагностика педагогической запущенности. Таким образом, мы определяем характерные особенности личности ребёнка для развития взаимоотношений в течение учебного процесса, внеклассных мероприятий. Важной задачей является перенаправить интересы и склонности учащегося в более благоприятное русло, дать возможность развиваться полноценно, с учётом его индивидуальных особенностей.
Диагностика педагогической запущенности
Положительные особенности личности
№
Особенности личности
Характерные признаки
1.
Интеллектуальные
Наблюдательность, любознательность, развитие мышления, память, внимательность, восприимчивость в обучении, интеллектуальная готовность к обучению
2.
Нравственные
Правдивость, трудолюбие, справедливость, прямота, щедрость, вежливость, скромность, послушание, нравственная подготовленность к обучению в школе
3.
Поведенческие
Воспитанность, вежливость, послушание, дисциплинированность
4.
Волевые
Инициативность, организованность, самостоятельность, настойчивость, смелость
5.
Эмоциональное состояние
Бодрость, весёлость, невозмутимость, жизнерадостность, оживленность, эмоционально-волевая готовность учиться в школе
6.
Динамичность
Выносливость, подвижность, энергичность, активность, легко переключается с одного вида деятельности на другой, физически подготовлен к школе
7.
Отношение к деятельности
Добросовестность, работоспособность, интерес к игре, труду, учению, творчеству, успехи в игре
8.
Отношение к окружающим
Доброта, отзывчивость, сострадание, способность прощать, общительный коллективист
9
Самооценка
Адекватная, не адекватная
10.
Положение среди сверстников
Популярен, предпочитаемый, принят в группу
11.
Интересы и склонности
Коллекционирование, спорт, техника, компьютерные игры, кино, телевидение, конструирование, поделки, труд, музыка, рисование, лепка, чтение, природа, животные
12.
Степень запущенности
Лёгкая, средняя, высокая
Причины и проявления запущенности ребёнка
1 группа: отставание в общем развитии, болезненность, нравственная невоспитанность, неподготовленность к обучению в школе, пробелы в знаниях;
2 группа: низкий педагогический и культурный уровень родителей, неблагополучие в семье, безнадзорность, неправильное отношение в семье: подавление личности, побои, заласкивание, опека, неподготовленность к школе;
3 группа: слабое знание ребёнка, неподготовленность родителей, непосещение ребёнком дошкольных учреждений, слабая индивидуальная работа с ребёнком, неправильное отношение педагогов к ребёнку.
На основе полученных данных заполняется педагогическая карта на учащегося, имеющего признаки отставания. (Приложение №6)
Далее принимается решение о необходимости консультации специалистов районной медико-психолого-педагогической комиссии для выбора специальной программы обучения учащегося.
Специальная программа обучения (7-8 вид) позволяет учителю адекватно оценивать возможности учащегося, снизить риски неуспеваемости, напряжённости и конфликтности в обучении, создавать более комфортные условия освоения учащимися знаний, умений и навыков.
Создаваемые классы коррекционного обучения могли частично снимать проблемы общения и социальной адаптации учащихся с отклонениями в поведении, обучении. В таких коллективах, под грамотным руководством учителя возникали более комфортные условия развития и воспитания учащихся, дети общались «на равных», не чувствуя себя в чём-то ущемлёнными, им не надо было постоянно приспосабливаться к той среде, которая искусственно их отторгала, сравнивала. В таких классах были свои лидеры, отношения складывались с учётом их способностей, индивидуальных особенностей, психологических факторов учащихся.
В настоящее время, в начальном звене, в каждом классе есть учащиеся, имеющие программу 7, 8 видов обучения. Больших проблем с адаптацией на этом уровне практически не наблюдается, но есть угроза возникновения их в среднем и старшем звене. Взрослея, дети становятся менее терпимыми друг к другу, ярче проявляются лидерские качества, идёт самоутверждение личности и, зачастую, возникают конфликты среди учащихся разного уровня обучения. Постоянное сравнение личных достижений учащихся в нормальных классах приводит к тому, что дети, имеющие коррекционную программу обучения не в состоянии проявить себя должным образом. Их личностные качества уходят на второй план, появляется чувство неполноценности, а следом приступы агрессии как средство защиты и самоутверждения. Очень важно на этом этапе взросления подростков создать в классном коллективе атмосферу доверия и доброжелательности. Учащимся необходимо постоянно прививать чувство взаимовыручки, сострадания, уважения личности и опыт толерантного отношения друг к другу. Социализация должна проходить ненавязчиво и деликатно, не ущемляя достоинство каждого учащегося. Во избежание проблем в будущем, необходимо систематически проводить мероприятия профилактического характера. Начинать это надо делать ещё с младших классов.
План профилактических мероприятий,
направленных на благополучную адаптацию и социализацию учащихся,
коррекционное обучение.
Категория учащихся
1-2
классы
3-4
классы
5-6
классы
7-8
классы
9
класс
Вид мероприятия
Беседы
«Дружба начинается с улыбки»
«Почему солнце доброе?»
«Как научить лисичку дружить?»
«Можно ли обидеть словом?»
«Добрые слова»
«Что такое взаимовыручка»
«Цветик - семицветик»
«Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты»
«Умеете ли вы дружить и уважать друг друга?»
«Что такое толерантность?»
«Особенности подросткового общения»
«Пути выхода из конфликта»
«Я – Личность»
«Мои интересы и мои друзья»
«Что бывает дороже дене?»
Диспут
«Вредные поступки, привычки, дела»
«Что важнее в человеке: доброта или сострадание?»
«Как поступить со своей совестью?»
Игра
«Волшебная палочка»
«Вместе весело шагать»
«Весёлые старты»
«Кто в домике живёт?»
«Мы рисуем наш класс»
«Посмотри вокруг нас»
«КВН»
«Весёлая карусель»
«Самые сильные и смелые»
«Что, где, когда»
Родительские лектории.
«Как научить ребёнка быть терпимее»
«Ваши дети и их поступки»
«Личность надо уважать»
«Взрослые проблемы наших детей»
«От поступка до преступления один шаг»
«Взрослые дети»
Избежать конфликтных ситуаций невозможно, но даже в этих случаях необходимо осторожно подходить к мерам воздействия и наказанию. Учащиеся с отклоняющимся поведением ранимы, спровоцировать их на конфликт очень легко, причём реакция следует мгновенно и, как правило, агрессивная. В таких случаях неизбежно вмешательство психолога.
В нашей школе психолога нет, приходится обращаться за консультацией к районному психологу, либо пользоваться услугами психолога другой школы.
Третье направление
«Работа с социальными службами»
Сотрудничество с социальными структурами села и района является неотъемлемой частью профилактической работы по оказанию социальных, психолого-педагогических и юридических услуг семьям, имеющим учащихся с девиантным поведением.
На ранних этапах возникновения проблемы в семье результативным является вмешательство социального работника, правоохранительных органов, либо членов комиссии опеки и попечительства. Своевременное участие этих служб предупреждает усугубление проблемной ситуации, частично решает возникшие трудности, либо помогает в решении семейных конфликтов. Родители не остаются одни со своими проблемами, порою достаточно консультации грамотного специалиста, чтобы устранить трудную жизненную ситуацию. Но не всегда семья готова к этой помощи, иногда настрой родителей не располагает к сотрудничеству, отношения выстраиваются не лучшим образом, родители предпочитают «держать оборону» по отношению, как к социальному педагогу, так и к другим членам профилактических структур. С такими семьями приходится работать долгое время. Можно изменить ситуацию в семье, но гораздо сложнее изменить психологию родителей, их образовательный уровень и воспитательную компитентность.
Ежегодно планируется работа с комиссией по делам несовершеннолетних при администрации сельского совета. (Приложение №7) Регулярно проводятся рейды в семьи, беседы и встречи с родителями учащихся, имеющих проблемы в обучении и поведении. Многие сложные вопросы выносятся на расширенные заседания комиссии, с привлечением представителей женсовета, руководителями организаций, в которых работают родители учеников. Нерадивые родители направляются на районные заседания КДНиЗП.
Главной задача всех мероприятий - уберечь семью от полной деградации, возобновить полноценные функции семьи для решения насущных вопросов воспитания и обучения.
Профилактические рейды в семьи позволяют выявить неустроенность семейного быта, антисанитарные условия проживания учащихся, иногда скрытые угрозы для безопасности ребёнка.
На протяжении нескольких лет прослеживается положительная тенденция к снижению семей, нуждающихся в систематическом контроле. Многие изменили своё отношение к быту, к вопросам воспитания и обучения, к оказываемой им педагогической или психологической помощи. Всё реже возникают проблемы с бродяжничеством несовершеннолетних детей в семьях, злоупотреблением спиртного обоими родителями, попустительством в воспитании и обучении. Считаю это результатом целенаправленной и совместной работы профилактических и социальных служб села и школы.
Немало проблем составляют приезжие семьи. Как правило, в таких семьях долгое время неустроенный быт, много проблем с воспитанием, обучением детей. Визит социального педагога не всегда приветствуется, многие свои трудности оправдывают переездом, временной неустроенностью. Опыт показывает, что такие семьи требуют пристального внимания и систематического контроля как со стороны школы, так и социальных структур. Своевременно оказывается как моральная, так и материальная помощь, во избежание более сложных проблем.
План работы спедагога-психолога
с социальными структурами администрации сельского совета.
Профилактические мероприятия
Сроки исполнения
Взаимодействие
Контроль
Обследование материально-бытовых условий проживания семей группы риска, вновь прибывших.
В течение всего года
Совместно с представителями женсовета, правоохранительными органами, представителями отдела опеки и попечительства
Ознакомить членов комиссии по делам несовершеннолетних о результатах проверки. Вынести решение о семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Запланировать дальнейшие действия по оказанию психолого-педагогической и материальной помощи семье.
Собеседование с членами семьи и их детьми по вопросам воспитания и поведения.
Ежемесячно
Совместно с представителями женсовета, правоохранительными органами, представителями отдела опеки и попечительства, классным руководителем.
При необходимости отправить представление на учащегося или семью в правоохранительные органы, КДНиЗП, отдел опеки и попечительства.
Заседание комиссии по оказанию материальной помощи семье.
При необходимости.
По поступлению материальной помощи.
Совместно с представителями женсовета.
При необходимости ходатайства перед социальной защитой о выделении материальной помощи семье.
Содействие в трудоустройстве подростков группы риска
В каникулярное время
Совместно с представителями женсовета, правоохранительными органами, представителями отдела опеки и попечительства, классным руководителем.
При необходимости ходатайствовать перед социальной защитой о выделении материальной помощи семье.
Определение местонахождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
По факту случившегося
Совместно с представителями женсовета, правоохранительными органами, представителями отдела опеки и попечительства, классным руководителем.
При необходимости отправить представление на учащегося или семью в правоохранительные органы, КДНиЗП, отдел опеки и попечительства.
Заключение
Анализируя работу, проведённую в течение всего действия программы, можно с уверенностью сказать о положительной динамике по снижению количества учащихся с девиантным поведением среди учащихся школы. Заметно снизились пропуски уроков учащихся без уважительной причины, уходы с последних уроков. Благодаря тесному сотрудничеству с классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе психологический климат во многих классных коллективах стал более благоприятный. Реже происходят конфликтные ситуации между учащимися среднего и старшего звена. В течение последних трёх лет консультацию у психолога получили более 10 учащихся. Активнее стали показывать учеников начального звена, имеющих проблемы в обучении, на районную психолого-медико-педагогическую комиссию для определения вспомогательной программы обучения. В данный момент в начальном звене обучаются 15 детей, имеющих 7-8 вид обучения. Поддерживается тесная связь с медицинскими работниками, отделом опеки и попечительства по выявлению симптомов неблагополучия в семьях и своевременному реагированию. За счёт постоянного потока приезжих семей, чаще всего неблагополучных, не вполне удаётся решить проблему по снижению подростков и их семей, стоящих на учёте. Благодаря отлаженной воспитательной системе и регулярной пропаганде здорового образа жизни в школьном коллективе удалось снизить количество учащихся, употребляющих алкогольные напитки, не зарегистрировано ни одного факта употребления наркотических средств.
Ситуация во многих семья, стоящих на учёте за злоупотребление спиртных напитков, улучшилась: родители ведут относительно нормальный образ жизни, занимаются воспитанием и обучением своих детей. Положительная тенденция и в семьях, имеющих детей, стоящих на учёте в ПДН РОВД за правонарушения.
За последние два года не зарегистрированы случаи бродяжничества, жестокого обращения с детьми, воровства, употребления спиртного.
Категория учащихся группы риска отслеживается в течение всего периода обучения в школе. Созданная атмосфера доброжелательности и взаимопомощи между родителями и учителями позволила во многом сократить риски возникновения правонарушений в школьной среде. Многие учащиеся по-иному относятся к различным конфликтным ситуациям, осознавая последствия своих действий.
Правовое просвещение заметно снизило статистику случаев воровства, хулиганства среди подростков с девиантным поведением. Каждый случай, требующий внимания социального педагога, рассматривается своевременно, совместно с администрацией школы, родителями. Ведь порой шалости детей незаметно превращаются в хулиганские действия, за которые незамедлительно следует наказание. Во избежание таких рецидивов, пристального внимания требуют даже единичные случаи жестокого обращения, лжи, воровства, бродяжничества учащихся.
Профилактические мероприятия по реализации программы будут продолжены в течение нескольких лет. Обозначились новые проблемы, появились особенности и факты, которые требуют более долгой проработки и более пристального внимания со стороны различных профилактических структур. Новые методы и наработанный опыт работы с данной категорией учащихся дают возможность более продуктивно реализовывать задачи, заявленные в программе.
Современные требования к образовательному процессу требуют как от учителей, так и от учащихся иного подхода. Личностно-ориентированное обучение, в центре которого стоит ученик, позволяет обновить образовательную среду, создать более благоприятные условия для успешной адаптации и социализации. Необходимо, чтобы ученики, не смотря на различные факторы риска, смогли в полной мере освоить необходимый багаж знаний, умений для полноценного развития.
13PAGE 15
13PAGE 142015
15