Конспект урока Видоизменение корней
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение школа № 51 «Центр образования» г. Рязани
Конспект урока биологии в 6 классе
Видоизменения корней
Учитель биологии и химии
МБОУ школа № 51
«Центр образования» г. Рязани
Горбунова Н.А.
Рязань, 2015г.
Цели урока:
Образовательные: создать условия для знакомства учащихся с видоизменениями корней и их функциями.
Воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения, умения работать в парах, культуры учебного труда.
Развивающие:
способствовать развитию общеучебных умений:
учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы)
учебно-информационных (умение работать с текстом или другими источниками информации),
учебно-организационных (умение выбирать способы действий, организация рабочего места, выполнение требований техники безопасности при работе с реактивами, осуществлять самоконтроль и самооценку),
учебно-коммуникативных (умение оформлять работу, отвечать на вопросы, рассуждать, слушать и слышать, уважать мнение собеседника)
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: практические, репродуктивные, словесные, наглядные.
Приемы деятельности учителя: организация поисковой деятельности в группах, представление презентации.
Деятельность учащихся: выполняют исследовательскую работу, демонстрируют знания, производят обсуждения, работают с различной информацией.
Оборудование: презентация «Видоизменения корней», тексты о различных видах корней, изображения корней, компьютер, мультимедийный проектор, лупы, учебник, тетрадь, набор реактивов, корнеплоды.
План урока
1. Орг. момент 1 мин.
2. Актуализация знаний (тест)
Беседа 5 мин.
5 мин.
3. Изучение нового материала 19 мин.
Введение темы урока 2мин.
Условия роста корней 4 мин
(Физпауза) 2 мин
Работа в группах, отчет групп 8 мин.
4. Выводы и итоги 6 мин.
5. Домашнее задание 3 мин.
Ход урока
Орг. момент. Здравствуйте, мы начинаем наш урок, продолжаем путешествие в мир биологии, мир ботаники.
Актуализация знаний. Сегодня на уроке мы продолжаем работать над изучением строения растений.
Вы уже знаете как устроена корневая система.
Выяснить, насколько хорошо вы усвоили этот материал, нам поможет тест. Он у вас находится на желтых листах. На этих же листах матрица для ответов. Приступайте к работе. В это время будет звучать приятная музыка, как только она закончится, вы должны закончить работу. (тест в приложении 1)
Предлагаю поменяться листами с ответами и осуществить проверку работ. Ответы вы видите на экране. Шкала для выставления оценок тоже имеется, попрошу проставить оценки.
Введение темы урока.
Что вы знаете о корне? (зоны корня, как растет корень, типы корневых систем и т. д.)
Каковы функции корня?– Опора, укрепление в почве, поглощение питательных веществ и воды.
У корня есть еще ряд функций, о которых вы не сказали. Для того, чтобы выполнять такие функции, корень претерпевает ряд изменений. Попробуйте предположить нашу тему урока. – Видоизменения корней.
Какую цель вы поставите сегодня перед собой на уроке? – Выяснить какие бывают корни и какие функции они выполняют.
Что вы должны для этого сделать? (слушать учителя, отвечать на вопросы, искать ответы в тексте)
Как вы думаете, все ли видоизменения корней мы сможем изучить на уроке? (нет) Поэтому ограничимся несколькими, с остальными вы сможете познакомиться самостоятельно.
Итак, приступаем.
Нам предстоит выяснить для начала, как растут корни, как зависит длина корня от условий окружающей среды. Сейчас вы откроете стр. 21 в учебнике и найдете ответ на поставленный вопрос. (дети читают, потом поднимают руки и отвечают на вопрос).
Что происходит с корнями в процессе приспособления к условиям окружающей среды? – видоизменяются.
Прошу обратить ваше внимание, что у меня на столе стоят химические препараты и корни различных растений. Как они связаны между собой? (дети высказывают предположения). Рассматриваем корнеплоды моркови, свеклы, редиса, редьки. Посмотрите как изменились эти корни. А ведь были вот такими : (картинка маленького корешка). Что случилось с корнем? (дети высказывают предположения). Оказывается, в корнях накопились питательные вещества, отложились про запас. Это необходимо растениям, что бы пережить суровую зиму, а на следующий год вырасти вновь и дать семена. Такие видоизменения называются корнеплод. Как устроен корнеплод? (стр. 21)
Корнеплод дает энергию и силы растению возобновиться на следующий год. Нам энергию и силы поможет восполнить производственная гимнастика.
Продолжаем нашу работу. Напомните, о чем шла речь перед физпаузой. (о многообразии корней, их видоизменении. Изучили корнеплод его значение и строение)
Сейчас я предлагаю рассмотреть растение, которое расположено на столе и составить рассказ о значении и названии данного видоизменения. (рассматривают орхидею. Воздушные корни). Учитель приводит пример в виде картинок, беседа.Воздушные корни не только помогают поглощать питательные вещества из воздуха, но и запасать влагу. Так орхидеи в тропиках запасают воду, подобно губке во время дождя. Потом эта вода тратится постепенно на нужды растения.
Сейчас я предлагаю вам изучить дополнительный материал, расположенный у вас на столах и ответить на вопрос: о каком видоизменении идет речь и каково его значение для растения. (изучают тексты о прицепках, присосках, втягивающихся корнях, досковидных). Рассказывают о представителях.
На экране появляется изображение баньяна. Как вы думаете, что это? (варианты ответа детей). Оказывается, это корни-подпорки. Почему они так называются? (ответы детей).
Выводы и итоги. Итак,
Какую цель вы сегодня ставили перед собой на уроке?
Вы достигли этой цели?
Что нового узнали на уроке?
Какие методы вы использовали в ходе урока?
Какие источники информации вы использовали для достижения цели?
Какой общенаучный метод вы использовали на уроке?
Рефлексия. Наши предки собирали корешки и использовали их в пищу, потом научились использовать их в качестве лекарственного сырья. Можете ли вы сейчас ответить на вопрос: как связаны корни, которые у меня на столе с химикатами, которые расположены рядом с ними? (они содержат эти вещества в себе).
На доске расположена корзина, рядом мусорный бак. Если знания, которые вы получили сегодня полезны и интересны для вас, то корнеплод положите в корзину, если бесполезны и неинтересны, то в мусорный бак.
Заполнение таблицы
Д.З п. 4, заполнить таблицу.
Приложение 1.
Тест
Фамилия, имя _______________________________________
Корневая система это –
Главный корень
Все корни растения
Придаточные корни
Боковые корни
У однодольных растений
Мочковатая корневая система
Стержневая корневая система
От любых частей корней растений отрастают:
Боковые корни
Главные корни
Придаточные корни
У мочковатой корневой системы:
Хорошо заметен главный корень
Главный корень не заметен среди боковых
Главный корень отсутствует
Рост корня осуществляется за счет
Верхушки
Основания
Окучивать картофель нужно для того, чтобы:
Увеличить число придаточных корней
Увеличит число главных корней
Увеличить число боковых корней
Стержневую корневую систему имеют:
Кукуруза
Пшеница
Лук
Подсолнечник
1 2 3 4 5 6 7
Приложение 2.
Обобщающая таблица.
Видоизменение корня Особенности строения и функции Примеры растений
Приложение 3.
Досковидные корни . Представляют собой боковые корни, проходящие у самой поверхности почвы или над ней, образующие треугольные вертикальные выросты, примыкающие к стволу. Характерны для крупных деревьев тропического дождевого леса.
Вначале эти корни округлые в сечении, но спустя некоторое время на их верхних частях происходит сильный односторонний вторичный рост. Высота их в тропическом лесу нередко превышает человеческий рост. Иногда слабо выраженные досковидные корни встречаются и у некоторых деревьев умеренной зоны, например, у бука, вяза и тополя.
Корни-присоски характерны для растений-паразитов и полупаразитов. Эти корни проникают внутрь стеблей других растений, и поглощают их соки. Если при этом растение имеет части, способные к фотосинтезу, оно является полупаразитом. Растения, утратившие способность фотосинтеза, и полностью живущие за счет других растений являются паразитами. Примерами паразитов являются повилика, не имеющая хлоропластов, а также самый крупный цветок раффлезия. Раффлезия, растущая в тропических лесах, не имеет ни стеблей, ни листьев. Все растение состоит из корней-присосок, с помощью которых раффлезия паразитирует на корнях и стеблях лиан, и огромного цветка, достигающего 1 метра в диаметре.
Втягивающие корни. Боковые или придаточные корни с сильно выраженной способностью к продольному сокращению. Такое видоизменение корней, как втягивающие корни, характерно для многих луков, пролесок, шафрана (крокуса), многих орхидей, водных растений и др. Втягивающие корни благодаря особому строению способны укорачиваться на 10-70%, и втягивать луковицы, клубнелуковицы, корневища и т.д. под землю, что предохраняет растения от замерзания в зимний период. Внешне втягивающие корни толстые, с поперечной исчерченностью.
Клубеньковые корни. Благодаря клубенькам бобовые растения приобретают способность усваивать атмосферный азот.
Бактерии, вызывающие образование клубеньков у бобовых (клубеньковые бактерии), свободно живут в почве, но фиксацию молекулярного азота способны осуществлять лишь в симбиозе с растением.
Растение обеспечивает бактерии питательными веществами и создает для них оптимальные условия существования, а бактерии снабжают растение азотом. Растение реагирует на бактерии уродливым разрастанием ткани, а в случае недостатка некоторых элементов питания (например, бора) бактерия может стать настоящим паразитом растение. В условиях обильного снабжения углеводами клубеньковая бактерия интенсивно фиксирует азот атмосферы.
Ходульные корни. Для многих не родственных между собой тропических деревьев характерны так называемые ходульные корни, то есть корни, которые отходят от ствола над землей и достигают почвы крутой аркой, создавая впечатление, будто дерево стоит на ходулях. Ботаники называют такие корни придаточными, а это просто означает, что они не на своем месте. Ходульные корни можно условно разделить на несколько типов, хотя все они очень близки и переходят один в другой, так что часто их бывает трудно различить: шагающий тип, шатровый тип, деревья с коническим стволом.
Дыхательные корни. У тропических деревьев, растущих в болотистых или илистых местах часто развиваются дыхательные корни. Они представляют собой пористые стержнеобразные выросты, поднимающиеся вертикально в воздух от подземной корневой системы. Отверстия и многочисленные ходы в их губчатых тканях позволяют воздуху свободно достигать подземных корней. Сходные образования, в просторечии называемые «коленями», на болотном кипарисе. Основание ствола у него имеет не цилиндрическую форму, а расширяется почти в конус, и на высоте обычного уровня воды вокруг него развивается юбочка дыхательных корней, которая постоянно вентилируется благодаря мелким волнам. Это, по-видимому, полностью удовлетворяет все потребности дерева в воздухе.
Приложение 4.