Презентация по биологии Поведение животных 7 класс
Биология, 7 классРаздел «Поведение животных» » Дидактический материал для организации коллективных учебных занятийПавлодар Пособие предназначено для учителей, организующих коллективные учебные занятия. Автор:Клименко Т. А., Богдановская ООШ Павлодарского района Научный руководитель:Серёменко Н. П., зав.лабораторией управления МКШ Областного ИПК ПК Рецензент:Руколеева Л. В., методист лаборатории управления МКШ Областного ИПК ПК Цель: освоить умения характеризовать основные признаки и многообразие живых организмов, наблюдать жизнедеятельность животных: внешний вид, взаимосвязь с условиями окружающей среды, ухаживать за животными в уголке живой природы. Блок «Поведение животных» (5 часов)Стандарт блока. Обязательный уровеньхарактеризовать основные признаки и многообразие живых организмов; наблюдать жизнедеятельность животных: внешний вид, взаимосвязь с условиями окружающей среды;ухаживать за животными в уголке живой природы. Базовый уровеньЗнать:особенности поведения различных животных во взаимосвязи со строением нервной системы;сущность понятий: нервные узлы: нейромоторные волокна, нервная сеть, раздражимость, рефлекс, нервная система, инстинкт, общественные насекомые,Выявить:особенности поведения общественных животных;усложнение основных отделов головного мозга позвоночных животных;использовать знания о поведении животных на практике. Компетентность Коммуникативная Излагает тему, имеющую сложную структуру и грамотно использует вспомогательные средства.Работают с вопросами, заданными в развитие темы.Воспринимает требуемое содержание фактической информации в монологе, диалоге, дискуссии. Учащиеся следят за соблюдением процедуры обсуждения и обобщают / фиксируют решение в конце работы.. Разрешения проблемПланирует ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи. Информационная Сопоставляет объекты и явления по заданным критериям и делает вывод о сходствах и различиях. Структура блока «Поведение животных» . I Поведение и нервная система беспозвоночных. IIIОбщественные насекомые. Групповое поведение. II Нервная система позвоночных.Лабораторная работа. IVИспользование знаний о поведении животных в практических целях. Маршруты изучения: I – II – III – IVII – III – I – IVIII – II- I – IVII – I – III - IV Ривина;Взаимопроверки индивидуальных заданий;Взаимотренажа.Контрольная работа (тест). Использование методик: Тема-1. Поведение и нервная система беспозвоночных. Чем выше уровень развития животных, тем сложнее их жизнедеятельность. Обеспечение себя кормом, водой, теплом, воздухом, светом, забота о потомстве, защита от хищников и т.д. – всё это сложные явления, обусловленные развитием нервной системы и органов чувств. Поместим каплю с инфузориями рядом с капелькой сенного настоя, в котором много бактерий – сенных палочек, и соединим их протоком. Через некоторое время инфузории переберутся в эту каплю, что говорит о их чувствительности и способности отыскивать корм. Чтобы проявить такие чувства и координировать движение ресничек, нужен какой-то механизм. Таким механизмом у инфузории являются тончайшие нейромоторные волокна, которые тянутся от переднего конца тела (клетки) ко всем ресничкам.«Специализированные» нервные клетки впервые появляются у кишечнополостных (гидры, медузы и др.). Они представляют собой разветвленные нервные клетки, соединенные между собой ветвистыми отростками, которые и образуют нервную сеть. Степень реакции у гидры зависит от силы раздражения: слабый укол иглой в щупальце может вызвать свертывание лишь этого щупальца. Только более сильный укол заставит сократиться все щупальца и все тело, и животное сожмется в комок. У насекомых, пауков, раков, многих червей нервная система в значительной мере централизована и схожа между собой.Например, нервная система дождевого червя состоит из надглоточных и подглоточных узлов, образующих окологлоточное кольцо, которое воспринимает различные сигналы, анализирует их и передает возбуждение по брюшной нервной цепочке к мышцам. Мышцы сокращаются. Так осуществляется та или иная реакция червя на раздражение. Так он находит корм, влагу, а ненужные препятствия обходит стороной. Ответ организма на внешние раздражители с помощью нервной системы называется рефлексом. Тема-2. Нервная система позвоночных. Повышение подвижности и энергии жизнедеятельности всегда сопровождаются развитием нервной системы и органов чувств, усложнением поведения и возникновением сложных форм общения. Именно эти особенности и характерны для позвоночных животных.Начиная с рыб, нервная система позвоночных состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг расположен в черепной коробке и состоит из 5 отделов: переднего, среднего, промежуточного, мозжечка и продолговатого Продолговатый мозг переходит в спинной мозг, расположенный в канале позвоночника. Головной и спинной мозг соединяются со всеми органами с помощью нервных окончаний.В поведении рыбы проявляются условные и безусловные рефлексы. Выход из икринки, самостоятельный поиск пищи, питание – это все безусловные, или врожденные, рефлексы, они передаются по наследству. Если кормление аквариумных рыбок сопровождается зажиганием лампочки, то через 2-3раза рыбки сами будут подплывать на такой сигнал. На подобные сигналы у рыб вырабатывается условный, или приобретенный рефлекс. Образование пяти отделов головного мозга характерно для всех позвоночных животных, но степень их развития, детали строения и функции в разных классах имеют свои особенности. Нервные клетки позвоночных животных также в общем сходны, но имеют свои особенности. Например, малоподвижный образ жизни земноводных связан со слабым развитием мозжечка. Но передний мозг развит сильнее, чем у рыб, и делится на левое и правое полушария. Высшего развития нервная система достигает у млекопитающих. Из пяти отделов головного мозга особенно сильно развит передний мозг и его кора. У большинства млекопитающих она образует мозговые складки и извилины. Развитие и дифференцировка центральной нервной системы сопровождались возникновением и развитием органов чувств – зрения, слуха, равновесия, обоняния, вкуса, восприятия движения воды (органы боковой линии водных позвоночных) и др. Органы чувств многочисленны и разнообразны. Они помогают животному ориентироваться в окружающем его мире. Лабораторная работа Задания на формирование компетентности. Разрешения проблем Для большинства животных, особенно для одноклеточных, гидр, дождевого червя, насекомых, улиток и других с низким уровнем развития, слово «поведение» не очень приемлемо, правильнее будет слово «жизнедеятельность». А для животных более высокого уровня развития, например, кошки, собаки, лошади, обезьяны и других, больше подходит слово «поведение», «характер». Замоделируй слова «жизнедеятельность» и «поведение». Что между ними общего и чем они отличаются? Составь план проверки своих действий по наблюдению за поведением животных. Алгоритм выполнения лабораторной работы:1.Вспомни алгоритм наблюдения за объектом по шагам:Запиши тему, поставь цель;Рассмотри внешний вид наблюдаемого объекта;Понаблюдай за поведением животных;Приведи результаты наблюдения и выводы.2.Выбери объект для этого алгоритма и выполни его. 3. Все ли действия алгоритма ты смог выполнить? В чем испытал трудность? Как планируешь научиться этому? Тема-3. Общественные насекомые. Групповое поведение. Животные одного вида могут вести одиночный образ жизни или объединяются в группы. Тогда их называют общественными животными. К ним относят ос, пчел, шмелей, муравьев и термитов. Дикие пчелы живут семьями в гнездах, устраиваемых в дуплах деревьев. Одомашненные пчелы живут в специально построенных человеком ульях. Муравьи тоже живут семьями в сложных гнездах – муравейниках, а термиты сооружают термитники. У птиц и млекопитающих в большинстве случаев групповой образ жизни - объединение в стаи, колонии, семьи - связан с различными сезонными явлениями природы, размножением, заботой о потомстве, миграцией (перемещение с места на место) и т.д.К групповому поведению относится образование косяка рыб при нересте или стаи при перелете птиц (утки, журавли, гуси), стаи во время охоты (волки). Но среди птиц и млекопитающих немало видов, живущих постоянно парами, табунами или семьями и колониями. Например, пингвины живут колониями, а куланы – в табунах.Для многих стадных животных характерны сложные внутривидовые взаимоотношения. Они более прогрессивны, чем одиночные особи. По сравнению с одиночными, у общественных насекомых хорошо развит «язык» передачи информации друг другу. Например, у мух, никогда не видевших родителей, с врожденным инстинктом передается «язык», в котором не больше десяти знаков. А у общественных насекомых - муравьев, пчел, шмелей – «язык» общения намного богаче.Совокупность условных и безусловных рефлексов, приводящая к сложному поведению, называется инстинктом. Охрана своей территории от чужих собратьев – поведение, характерное для многих животных. Тема-4. Использование знаний о поведении животных в практических целях. Изучение поведения животных позволяет грамотно использовать эти знания в разведении рыб, в развитии птицеводства, звероводства, животноводства, а также учитывать сезонные перелеты птиц для избегания столкновений с ними самолетов.Люди должны хорошо знать, когда можно охотиться на птиц и млекопитающих, ловить рыбу, чтобы не нанести ущерба их численности. Например, запрещается охотиться на животных во время вынашивания ими детенышей, заботе о потомстве. Поэтому изучение поведения животных, их биологических особенностей имеет большое значение.В природе все живые организмы взаимосвязаны друг с другом. Растения, насекомые, лягушки, заяц, лиса – обитатели этой поляны, и все они взаимосвязаны. Любое природное сообщество является единой системой. Одна его часть производит органические вещества из простой воды, углекислого газа , минеральных солей. Это – зеленые растения, продуценты. А животные потребляют эти готовые органические вещества и являются консументами. Разрушители - редуценты, к которым относятся грибы и бактерии, разлагают мертвое органическое вещество и превращают его в неорганическое, которое необходимо для питания растений. Именно эта гармоничная деятельность сообщества является проявлением взаимодействия разных видов. Знание особенностей, закономерностей природных сообществ дает возможность беречь и охранять природу в глобальном масштабе. ВИЗ.Цель: умение анализировать свои знания, отделять знание от незнания. Упражняться в анализе учебной информации. ВИЗ – 1 Ответьте своими словами, с чем связано поведение животных? Составьте схему строения отделов головного мозга позвоночных животных.Опишите, для каких животных характерен общественный образ жизни.Как вы считает, почему органы чувств у земноводных развиты лучше, чем у рыб?Как вы думаете, какое значение имеет в природе групповое поведение животных. Приведи примеры группового поведения. ВИЗ – 2 На примере инфузории докажите, что одноклеточные животные обладают раздражимостью.Объясните, к чему приводит повышение подвижности и энергии жизнедеятельности позвоночных животных.Что такое инстинкт и как он проявляется у муравьев?Покажите значение боковой линии рыб как особого органа чувств.Приведите примеры временных объединений животных. В какой период это происходит, и каково его значение? ВИЗ – 3 С какими «специализированными» клетками связано поведение животных?Объясните, почему нервная система млекопитающих является высокоразвитой?Подумайте, почему у муравьев, пчел, шмелей «язык» общения богат.Какие органы чувств присущи позвоночным животным? Приведите примеры развития органов чувств различных животных.Докажите, что природное сообщество – единый организм? ВИЗ – 4 Чем представлена нервная система беспозвоночных: насекомых, пауков, раков, кольчатых червей? Приведите примеры.Опишите, у каких животных хорошо развит передний мозг? С чем это связано?Объясните, в чем преимущество общественного образа жизни перед одиночным?Какие биологические процессы лежат в основе поведения животных в сообществе?Выявите значение знания закономерностей перемещения животных. ВИЗ – 5 Что называется рефлексом? Примеры.Как вы думаете, почему у рыбы по сравнению с лягушкой более развитый мозжечок?Выявите общие признаки и особенности одиночного и группового поведения животных.Сравните строение головного мозга различных классов позвоночных.Приведите пример группового поведения муравьев как общественных животных. ВИЗ – 6 Какие виды рефлекса вы знаете? Объясните, в чем разница между ними.Выявите связь между головным мозгом и органами чувств.Чем вы объясните небольшой «словарный запас» мух при общении друг с другом.Как вы думаете, применимо ли использование слов «поведение» и «характер» по отношению к животным? Расскажите, что необходимо знать о поведении рыб при ведении рыбного хозяйства. Приведи пример, как ведет себя осетр во время нереста. МТ.Цель: автоматизировать необходимые для этой цели понятия, определения. 1. Нейромоторные волокна2. Нервная сеть3. Рефлекс 4. ИНСТИНКТ 1.Механизм, позволяющий инфузориям отвечать на раздражение2.Разветвленные нервные клетки гидры, соединенные между собой ветвистыми отростками.3. Ответная реакция организма на действие какого-либо раздражителя.4. Совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения. УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫБЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫБОКОВАЯ ЛИНИЯНЕРВНАЯ СИСТЕМА Рефлексы, вырабатываемые при определенных условиях в течение жизни Относительно постоянные реакции организма на определенные воздействия внешнего мира, передающиеся по наследству.Органы чувств, расположенные на боках тела и голове у рыб, воспринимающие направление и скорость движения воды .Совокупность образований, регулирующая и координирующая все функции организма в его взаимодействии со средой. ПРОДУЦЕНТЫ КОНСУМЕНТЫ РЕДУЦЕНТЫ Организмы, являющиеся в пищевой цепи первым звеном, созидателем органических веществ из неорганических .Организмы, являющиеся в пищевой цепи потребителями органического вещества. Организмы, разлагающие мертвое органическое вещество (трупы, отбросы) и превращающие его в неорганическое, которое необходимо для питания растений. Тестирование по теме «Поведение животных» 1.Какими органами определяют звери вкус пищи? а)губами в)языком с)зубами д)деснами2. Нервная система выполняет следующие функции: а)транспортирует питательные вещества в)осуществляет гуморальную регуляцию с)связывает организм с внешней средой д)обеспечивает согласованную деятельность органов.3.Рефлекс – это: а)путь, по которому нервное возбуждение воспринимается и передается рабочему органу в)ответная реакция на раздражение, осуществляемая нервной системой с)переключение возбуждения с чувствительных нейронов на двигательные д)передача возбуждения к рабочему органу.4.Безусловный рефлекс: а)приобретается в процессе жизни в)вырабатывается на определенные сигналы с)передается по наследству д)лежит в основе различения внешних сигналов.5. Отделы мозга: а)оболочки мозга в)спинной мозг с)мозжечок д)нейрон. 6.Отдел мозга, регулирующий согласованную работу мышц: а)передний мозг в)продолговатый мозг с)средний мозг д)мозжечок.7.Часть внутреннего уха: А) улитка В) стремечко С) слуховые косточки Д) слуховая труба 8.Условные рефлексы: А) врожденные В) относительно постоянны С) приобретаются в течение жизни Д) передаются по наследству 9. К безусловным рефлексам относится:А) выделение желудочного сока на вид пищи В) кашель, чихание С) приспособление организма к изменяющимся условиям Д) отделение слюны на сигнал звонка10. Организмы, являющиеся в пищевой цепи первым звеном, созидателем органических веществ из неорганических: А) редуценты В) продуценты С)консументы Д)гетеротрофы 11. Организмы, являющиеся в пищевой цепи потребителями органического вещества: А)автотрофы В) продуценты С)консументы Д) редуценты 12. Организмы, разлагающие мертвое органическое вещество (трупы, отбросы) и превращающие его в неорганическое, которое необходимо для питания растений: А)автотрофы В) продуценты С)консументы Д) редуценты 13. Совокупность образований, регулирующая и координирующая все функции организма в его взаимодействии со средой: А)рефлекс В)нервная система С)брюшная цепочка Д)инстинкт14. Совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения: А) инстинкт В)нервная система С)брюшная цепочка Д) рефлекс 15. Животные, нервная система которых состоит из окологлоточного кольца и брюшной цепочки: А)заяц В)дождевой червь С)медведь Д) кошка16. На какие виды раздражений реагируют простейшие: а) химические, б) звуковые, в) световые, г) механические 17. Какой отдел головного мозга лягушки получил большее развитие по сравнению с рыбами: а) передний, б) средний, в) промежуточный, г) продолговатый, д) мозжечок Задания на формирование информационной компетентности. Опишите, каких насекомых-опылителей вы наблюдали в природе? Составьте параметры, по которым можно сравнить условия жизни шмелей и пчёл, как взрослых особей, так и личинок. Результаты оформите в виде модели. Задания на формирование коммуникативной компетентности. Все действия пчёл, например постройка сотов, сбор нектара и пыльцы, выкармливание личинок, инстинктивны. Сложные инстинкты насекомых вызывают мысль о разумности этих животных. Объясните, есть ли у насекомых разум. Приведите доказательства.1.Внимательно прочитай текст задачи напарнику и выбери слова, которые тебе непонятны. Посмотри их в словаре. Замоделируй эти понятия. (соты, нектар, инстинкт, разум)На воспроизведение . Какие действия пчёл являются инстинктивными? Что вызывает мысль о разумности насекомых?На понимание. Объясни, как называется ответная реакция организма на действие какого-либо раздражителя. Подумай, будет ли проявление сложного поведения животных инстинктом или проявлением разумной рассудочной деятельности.На применение. Докажи свою точку зрения на наличие разума у насекомых. Напиши эссе «Роль насекомых-опылителей в природе». Список использованной литературы: Мкртчян М. А. Общие методики коллективных учебных занятий. – Красноярск, 2002.Жунусова К., Алимкулова Р. Программа по биологии 6-7 классы. – Алматы: РОНД, 2003Жунусова К., Сатимбеков Р. И др. Стандарт по биологии 6-11 классы Жунусова К,, Алимкулова Р., Жумагулова К. Учебник 6 класса по биологии. – Алматы: Атамура, 2006Сеременко Н.П. ВИЗ. 2006.Запятая О. В. Общие умения коммуникации как необходимый компонент содержания современного образования// Методологические и теоретические подходы к решению проблем практики образования: Сборник статей. – Красноярск, 2004. Методология, теория и практика коллективных учебных занятий. Учебно-методическое пособие. Красноярск, 2002.РуколееваЛ.В. Методические рекомендации к организации учебной деятельности по методике тренажа. 2007Руколеева Л. В.Методические рекомендации к организации учебной деятельности по методике ВИЗ. 20079. Электронное пособие. «1С: Репетитор. Биология (1.0 а)» Москва 2002.