Рабочая программа по учебному предмету «ИЗО» 4 класс (надомное обучение 8 вида)
Утверждаю:
Директор школы:_________ Тарабарская Н.А.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Великопетровская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа по учебному предмету
«ИЗО»
4 класс
(составлена на основе программ для специальных (коррекционных)
учреждений VIII вида)
Составитель:
Боброва Галина Борисовна
учитель начальных классов
высшей категории
2015-2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая коррекционная программа VIII вида учебного предмета «ИЗО» для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) программ общеобразовательных учреждений VIIIвида «ИЗО» под редакцией В.В.Воронковой (2010г) Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Одной из задач специальной (коррекционной) школы является коррекция дефектов развития детей с лёгкой степенью умственной отсталости. Искусство больше, чем любая другая область общественной жизни, оказывает положительное влияние на развитие и воспитание детей данной категории. Л.С. Выготский в своих исследованиях отмечал особую роль художественной деятельности в развитии психических функций и активации творческих проявлений детей с проблемами в развитии. Роль искусства в развитии личности ребенка доказана наукой и подтверждена практикой.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с лёгкой степенью умственной отсталости, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, индивидуально- дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с лёгкой степенью умственной отсталости и направлен на формирование личности на основе реализации возрастных возможностей .
Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.
Обучение изобразительному искусству невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию речи учащихся. Поэтому на уроках учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с предметами, формами.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по изобразительному искусству, который доступен большинству учащихся, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель программы: использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.Задачи программы:
-способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
-содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
-ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала; -дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
-знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
-развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Формы работы:
-урок, фронтальная работа, индивидуальная работа.
Основными методами являются:
-словесные методы:
- рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях;
- беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся;
- объяснение, используется для раскрытия причинно – следственных связей; словесные методы способствуют развитию и коррекции логического мышления школьников и позволяют передать больший объем информации в короткие сроки.
-наглядные методы (демонстрация и показ наглядных пособий)
- наглядные методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости к изучаемому материалу.
Для успешной реализации программы необходим следующий учебно-методический комплекс:
Наглядные пособия:
- макеты «Овощи»
-макеты «Фрукты»
-макеты «Геометрические фигуры»
- игрушки
- строительные кубики.
-Репродукции картин художников, Интерактивная доска, ЦОР.
Тематический план
№ Перечень тем Кол-во часов
1 Декоративное рисование. 5
2 Рисование с натуры. 8
3 Рисование на темы. 4
4 Беседы об искусстве, о картинах художников. 3
Итого: 17
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа;
- передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
- использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
- передавать объемную форму предметов светотенью, пользуясь различной штриховкой;
- подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов;
- анализировать свой рисунок и рисунок товарища;
- употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и отношения.
Способы и критерии оценки.
Проверка работ, выполненных учащимися, проводится систематически на каждом уроке декоративного рисования, рисования с натуры, рисования на тему.
Работы учащиеся выполняют в альбомах для рисования.
«Декоративное рисование»
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- выполняет построение орнамента или узора последовательно, используя осевые линии,
- располагает узор симметрично,
- заполняет середину, углы, края равномерно, соотнося размеры элементов узора,
- при раскрашивании соблюдает края, ровно заливает середину, раскрашивает в соответствии с правилами раскрашивания,
- работу выполнял чисто, аккуратно,
- выполненная работа соответствует образцу.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- допустил 1 – 2 ошибки при выполнении работы,
- соблюдал все вышеуказанные требования по выполнению работы,
- работа близка к образцу.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- при выполнении работы выполнил половину требований её изображения,
- грубо не нарушил правила изобразительного искусства,
- в выполненной работе узнаётся заданный орнамент (узор).
Оценка «2» ставится ученику, если он:
- грубо нарушал правила изобразительного искусства,
- в выполненной работе трудно узнать заданный орнамент (узор).
«Рисование с натуры»
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- правильно определил величину рисунка по отношению к листу бумаги,
- правильно передал в рисунке строение предмета, форму, пропорции и цвет его частей,
- раскрасил изображённый предмет, соблюдая края и ровно заливая середину,
- при изображении пользовался осевыми линиями и использовал правила изобразительного искусства,
- работу выполнял чисто, аккуратно,
- выполненный рисунок соответствует натуре.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- допустил 1 – 2 ошибки при выполнении работы,
- соблюдал все вышеуказанные требования по выполнению работы,
- работа близка к образцу.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- при выполнении работы выполнил половину требований её изображения,
- грубо не нарушил правила изобразительного искусства,
- в выполненной работе узнаётся изображаемый предмет.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
- грубо нарушал правила изобразительного искусства,
- в выполненной работе трудно узнать изображаемый предмет.
«Рисование на темы»
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- сумел передать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного (услышанного),
- правильно расположил изображение на листе бумаги,
- соблюдал пропорции предметов,
- соблюдал размеры предметов в зависимости от расположения «дальше – ближе»,
- раскрашивал, соблюдая правила раскрашивания,
- работу выполнял чисто, аккуратно,
- в работе чётко выражена заданная тема.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- работу выполнил в соответствии с вышеуказанными требованиями, но допустил при этом 1 – 2 ошибки,
- в работе просматривается заданная тема.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- нарушил половину вышеуказанных требований к выполняемой работе и правил изобразительного искусства,
- в работе узнаётся заданная тема.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
- нарушил более половины требований к выполняемой работе,
- в рисунке с трудом просматривается или не просматривается заданная тема.
Календарно-тематическое планирование по учебному курсу «ИЗО» 4 класс
Изучаемый раздел, тема учебного материала Кол-во
час Дата Коррекционные
цели Планируемые результаты
Знания Умения
Рисование с натуры овощей и фруктов. 1 -коррегировать умение ориентироваться на листе Знать названия овощей и фруктов, отличительные признаки Уметь изображать с натуры овощи и фрукты, анализировать форму и цвет, применять среднюю (осевую) линию – главного направления формы листа.
Рисование с натуры листа дуба. Беседа по картинам. 1 -коррекция мелкой моторики, глазомера Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги. Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы.
Рисование с натуры ветки рябины. 1 коррекция мелкой моторики, глазомера
-развитие внимания Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева. Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы.
Составление узора из растительных форм. 1 -коррегироватьумение ориентироваться на листе Знать правила построения узора в полосе. Уметь делить полоску на равные части и использовать природные формы в декоративном рисовании; определять структуру узора (повторение элементов), форму, цвет составных частей.
Рисование на тему «Строительство нового дома». Беседа по картинам. 2 -коррегировать умение ориентироваться на листе Знать конструкцию изображаемого предмета (фундамент - подставка, столбы, бревна, окошко, крыша, труба). Уметь изображать предмет прямоугольной формы с правильной передачей пропорций. Уметь правильно располагать лист бумаги (горизонтально). Размещать изображение посередине листа бумаги.
Рисование с натуры игрушки-грузовика. 1 Коррекция умения распознавать формы простейших плоских фигур Знать характерные признаки изображаемого предмета; строение (части). Уметь рисовать предмет сложной формы, части которого повторяют известные учащимся графические образы (прямоугольник, квадрат, треугольник), называя формы этих частей (на что похоже).
Рисование с натуры игрушки-автобуса. 1 Коррекция умения распознавать формы простейших плоских фигур Знать характерные признаки изображаемого предмета; строение (части). Уметь рисовать предмет сложной формы, части которого повторяют известные учащимся графические образы (прямоугольник, квадрат, треугольник), называя формы этих частей (на что похоже).
Составление орнамента в полосе с введением в него пятиконечной звезды и веточек ели. 1 -коррегировать умение ориентироваться на листе Знать правила и приемы составления орнамента Уметь чередовать отдельные элементы узора по форме и цвету.
Декоративное рисование. Рисование на тему «Нарядная елка».
1 коррекция мелкой моторики, глазомера
-развитие внимания Знать характерные признаки хвойных деревьев; строение (части) дерева. Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденных предметах (ёлочных игрушках).
Рисование с натуры бумажного стаканчика. 1 коррегировать умение ориентироваться на листе Знать правила построения узора. Уметь рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний.
Декоративное рисование. Листок календаря к празднику 23 февраля. 1 коррекция мелкой моторики, глазомера
-развитие внимания Знать правила построения композиции на листе бумаги. Уметь самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги.
Рисование на тему «Пришла весна». 1 коррекция мелкой моторики, глазомера
-развитие внимания Знать характерные признаки ранней весны Уметь на основе графического образа и его словесного обозначения восстанавливать путём конкретизации представление о ранее наблюдавшем предмете
Декоративное рисование-оформление поздравительной открытки к 8 марта. 1 коррегировать умение ориентироваться на листе Знать правила построения композиции на листе бумаги. Уметь определять структуру изображения, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги.
Рисование с натуры расписной тарелки 1 коррегировать умение ориентироваться на листе Знать правила построения окружности Уметь передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение; соблюдать определенную последовательность работы.
Рисование на тему « Наши спутники в космосе». 1 коррекция мелкой моторики, глазомера
-развитие внимания Знать правила построения композиции на листе бумаги. Уметь передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры его частей
Рисование с натуры бабочки. Беседа по картинам. 1 Коррекция внимания ,наблюдательности Знать основные части тела бабочки У. соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием;
Рисование на тему «Лето пришло» 1 Коррекция внимания ,наблюдательности Знать правила построения композиции на листе бумаги. У. соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием;