Прохождение педагогической практики в ГУ имени Шакарима г.Семей в КГУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10» г.Семей
Структура отчета по педагогической практике:
Введение…………………………………………………………………………3
Общие сведения о школе………………………………………………..4
История развития школы………………………………………………..4
Педагогический состав школы…………………………………………..4
Характеристика подшефного класса…………………………………….4
Календарный план занятий, проводимых студентом…………………..5
Анализ занятий, проводимых учителем биологии……………………..6
Критерии оценки занятий…………………………………………………8
Оценивание занятий, проводимых учителем биологии………………..10
Организация, подготовка и проведение занятий практикантом……….11
Порядок и этапы проведения занятий…………………………………..11
Методическая обеспеченность занятий…………………………………17
Выводы и предложения…………………………………………………………18
Приложения……………………………………………………………………19
1. Общие сведения о школе
Полное название: КГУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»
Адрес: ул. Карменова, 47 «а»
Страна, город: Казахстан, г. Семей
Телефон: +7 (7222) 35-48-17, 35-49-21, 35-42-12
ФИО директора школы: ТемиржановаЛяйляСауковнаСредняя школа № 10 построена в 1987 году. Это типовое трехэтажное здание. Общая площадь 4385 м2. В школе 38 учебных кабинетов, спортивный зал, столовая на 140 мест, медицинский кабинет, библиотека и читальный зал на 12 посадочных мест. Библиотечный фонд составляет 41.952 книги. Также в школе имеются 2 мастерские, кабинет обслуживающих видов труда, 2 компьютерных кабинета и 1 мультимедийный кабинет. Имеются новый кабинет физики, химии, 5 кабинетов с интерактивной доской. На территории школы имеется спортивная площадка.
В 2010-2011учебном году количество учащихся - 666 человек. Процент качества знаний учащихся на конец 2009- 2010 учебного года составляет 53 %. Количество учителей — 72 человек, из них с высшим образованием 67 человек, 3 человека имеют среднее профессиональное образование. Высшая категория - 17 учителей, первая категория - 25 учителей, вторая категория -17, без категории — 13 человек. Педагогический стаж: более 20 лет - 26 человек, от 17 до 20 лет - 14, от 9 до 16 лет — 18 человек, от 3 до 8 лет - 12, молодых специалистов - 6.
По итогам ЕНТ в 2010 году ГУ "Средняя общеобразовательная школа № 10" заняла 10 место среди общеобразовательных школ города.
В школе созданы благоприятные условия для функционирования и развития государственного языка. В течение 5 лет ведется работа радиогазеты с программой «Тілашар» для эффективного усвоения государственного языка. Школа работает над проблемой: «Исследовательская деятельность учителей и учащихся школы как путь к повышению качества знаний учащихся». Также, в школе имеютс детские общественные организации и органы самоуправления: «ЖасҰлан»- для 5-11-х классов, «ЮДП», «ҰланБасты», День самоуправления, «Жас Қыраң»-1-4 классы.
Педагоги и учащиеся принимают активное участие в городских, областных, республиканских и международных конкурсах.
1.1 История развития школы
Средняя школа № 10 построена в 1987 году. Это типовое трехэтажное здание. Общая площадь 4385 м2.
Сегодня школа выглядит совершенно по-другому. В школе проведен капитальный ремонт: теперь во всех кабинетах светлые, большие пластиковые окна, новые двери, обновлены стенды информационного поля, во многих кабинетах появилась современная, комфортабельная мебель. Руководство школы идет в ногу со временем и научно-техническим прогрессом: во всех кабинетах установлены моноблоки, работает Wi-Fi, установлены интерактивные доски, ведётся работа в системе электронного обучения.
В 1987 году новая, современная школа приняла своих первых учеников.
Несмотря на трудное время, школа стала жить своей жизнью. Учителя не только учили детей, сеяли в них «разумное, доброе, вечное», но и развивали в них творчество, готовили к открытиям.
1.2 Педагогический состав школы
Педагогический состав средней общеобразовательной школы №10 представлен следующим образом:
Количество учителей — 72 человек, из них с высшим образованием 67 человек, 3 человека имеют среднее профессиональное образование. Высшая категория - 17 учителей, первая категория - 25 учителей, вторая категория -17, без категории — 13 человек. Педагогический стаж: более 20 лет - 26 человек, от 17 до 20 лет - 14, от 9 до 16 лет — 18 человек, от 3 до 8 лет - 12, молодых специалистов - 6.
1.3 Характеристика на 8 «В» класс СОШ № 10
В 8«Б» классе 26 учеников, из них 12 мальчиков, 14 девочек. Возрастной состав 13-14 лет. Сформировался коллектив в 2014 году, класс смешанный.
Успеваемость в этом классе развита слабо, это можно заметить во время уроков, все дети невнимательные и рассеянные, чаще всего списывают друг у друга и ведут себя на уроке слишком шумно.
8 «Б» достаточно активный класс. Участвуют в общественной жизни школы и класса. Дети участвуют на субботниках, трудолюбивы. В классе незначительный процент ударников, все остальные учатся на оценку «3». Не все дети участвуют в учебном процессе, всесторонне развитых - практически нет, об этом говорит пассивное участие на уроках с математическим уклоном, но наблюдается частичная активность на уроках с гуманитарным направлением.Староста в классе Щукина Татьяна - владеет лидерскими навыками, активна, участвует в общественных мероприятиях школы. Лидеров в классе достаточно много. Активистами в классе являются все девочки, а мальчики занимают отстраненную позицию.
В 8 «Б» классе есть и неофициальный «лидер» среди мальчиков: Иванов Никита. Он состоит в активе класса. Все ребята прислушиваются к нему и уважают. Класс очень дружный, дети всегда готовы помочь друг другу.
Классный руководитель является авторитетом, другом и помощником у учеников класса, все очень доверяют ей и уважают.
2. Календарный план занятий, проводимых студентом
Тема урока Кол-во ч. Дата
1. «Строение сердца» 1 21.01.16
2. «Функции сердца» 1 24.01.16
3. «Сердечно- сосудистая система позвоночных» 1 27.01.16
4. «Артерии. Капилляры. Сосуды. Вены» 1 29.01.16
3. Анализ занятий, проводимых учителем биологии
Был проведен урок в 8 «Б» классе. Успеваемость класса – низкая.
Урок был проведен в виде соперничества между командами и познавательного урока, в ходе которого проверялись знания учеников и такие навыки, как: скорость, логика, умение находить ответ на поставленный вопрос своими словами. Класс был поделен на 3 команды: Грибы, Варвары и Всезнайки. Участники команд сами придумали названия команд. Мной был разработан учебный план урока, в котором содержался поэтапный ход работы урока. Урок начался с приветствия и физ.минутки, ученики были в восторге от такого нововведения как физ.минутка, так как ее проводят изредка. Дальнейший ход событий происходил в форме объяснения новой темы с участием всего класса. Им была предложена терминологическая разминка, в которой требовалось сопоставить соответствующее определение терминов по биологии, а именно по сердечно - сосудистой системе. Команды справились с первым заданием хорошо, для выполнения задания было отведено определенное время (на скорость и знания). Каждое задание поощрялось медальками: 1 медаль, 2 медальки и 3 медальки. Та команда, которая справлялась на отлично получала 3 медальки, те кто на хорошо получали по 2 медальки, не справившиеся с заданием получали 1 медаль. Таким образом, награждались команды в дальнейшем по всем запланированным заданиям.
Были предложены задания литературного характера, не относящие к биологии полностью, как к науке. Это задание было направлено на проявление интереса к школьным предметам и развития у детей ораторских способностей, что в дальнейшем может пригодиться для них, так как творчество является немаловажной составляющей в жизни и нужно прививать его в их возрастной категории. Каждое задание носило творческий характер, учитывались индивидуальные способности учеников, их возрастные особенности. Ученики справились с этим заданием: Всезнайки награждены 3 медальками, Грибы 2 медальками и Варвары получили одну медальку, так как не справились с заданием. В качестве судьи присутствовала студентка - практикантка из ГУ имени Шакарима г. Семей – Айтахунова Мадина, проходившая практику в СОШ №10 параллельно. Каждая команда получила адекватную оценку за выразительность, дикцию, четкость. Особо проявила себя во втором задании команда Всезнайки. Задания выбирали путем вытягивания бюллетеней самостоятельно, каждой команде представилась возможность выбора на свое усмотрение.
Для закрепления нового материала продемонстрировал при помощи интерактивной доски таблицу «Кровеносная система позвоночных». Далее приступил к фронтальному опросу учеников класса по командно. Таким образом, проходило третье задание, которое также оценивалось медальками. Командам предстояло ответить на заданные вопросы. Те, кто был готов ответить, поднимали руку и давали ответ, тем самым принося медальки своей команде. Ответы оценивал лично. В ходе этого задания между командами разыгрался ажиотаж. Ученики активно отвечали, и даже наблюдался активный вид соперничества между командами.
Чтобы разрядить сложившуюся обстановку, произвел разрядку учеников. Она проходила в такой форме общения:
- Ребята, попрошу вас подняться и выйти из-за парт,
- Повернуться к рядом сидящему ученику,
- Улыбнуться ему,
- Спасибо, можете занять свои места.
Обстановка нормализована, теперь можно переходить к выводам урока и закреплению пройденной темы. Выслушал выводы учеников. Пришло время выдачи домашнего задания на следующий урок биологии, в котором ученики нарисовали сердце человека, уже проверено. После выдачи домашнего задания объявил результат командам по занятым местам. Сложилась следующая картина:
1 место - Грибы
2 место – Всезнайки (с небольшим отрывом)
3 место – Варвары
В это время раздал каждому ученику памятку «Береги свое сердце!», в которой находятся 5 правил здорового сердца. Использовал методику пропаганды ЗОЖ.
Изюминкой урока стал просмотр мультфильмов про сердце, ученикам очень понравилось. Видеоматериал был найден в интернете и обработан к доступному просмотру. Все дети были очень активны, работали с желанием и энтузиазмом.
Анализируя итоги урока, перешел к выставлению оценок за урок. Все получили отличные оценки, так как их старание и активность мне очень понравилось. Конечно, возможно по другим предметам успеваемость низкая, но это можно легко исправить при помощи такого подхода к детям и методики проведения занятий. Сделал собственный вывод, что ребенка нужно заинтересовать в предмете, а дальше дело техники. Ведь, если ребенок полюбит предмет, он будет прилагать все усилия для познания чего - то нового для себя, будет более ответственен в выполнении домашнего задания.
В глобальном же масштабе, он начнет постигать вершины науки. Урок был очень интересным, все поставленные задачи были реализованы, а главное достиг основной цели урока.
Обобщение:
Мне очень понравилось работать именно с этим классом. Они активно участвуют, все им интересно, все, что бы я им не предложил они всегда поддерживали. Мне понравилось проводить с ними классные часы, дети всегда высказывали свое мнение, отстаивали свою точку зрения. С ними очень интересно и весело.
3.1 Критерии оценки занятий
В программе школьного обучения главная задача для педагогов состоит в том, чтобы сформировать у ученика познавательную мотивацию. Еще только начали вводить обязательное обучение, то в качестве поощрения для них выступала оценка. Еще с самых начальных классов, получить как можно выше бал, считалось, чем-то особенным, соответственно это побуждало школьника к дальнейшим знаниям. По сей день, среди учащихся слово «Оценка» так или иначе, ассоциируется с достигнутыми успехами, положением в школе, владении определенными знаниями. Но, как правило, для каждой возрастной группы школьников отметка в дневнике стоит на своем определенном уровне и этапе развития.
Отметки в КГУ СОШ№10 выставляются по «5»-ой шкале. Оценка ЗУН (знаний, умений, навыков) – это сравнивание со стандартом, который существует. Высший уровень требования учителя может остаться на уровне стандарта. А может быть выше и у каждого учителя он свой. Например, стандарт учитель оценивает на «3», выше – «4», еще выше – «5». А может стандарт оценивать на «5», а худшие знания на «4» и «3». Учитель имеет право сам выбирать уровень оценки (систему оценок).Любую систему можно перевести в 5- балльную (а точнее 3-х («3», «4», «5»).Оценка «2» – это скорее констатация отсутствия работы, и можно предложить ученику сделать её ещё раз.
Существующую шкалу оценок можно применять следующим образом:
Особенно полезно использовать эту трехбалльную систему в младших и средних классах, когда самосознание и самокритичность у ребенка ещё не выработались до конца, а отметка «2» просто отобьет охоту учиться дальше. Далее предложены варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся на уроке и дома.
3.2 Оценивание занятий, проводимых учителем биологии
Самый простой способ проверки домашнего задания всего класса (одного или нескольких параграфов). Для быстрой проверки взять пять терминов (легко оценить по пятибалльной системе).Диктовать по 1 термину за 2 минуты – займет 10 минут. Если диктант в начале урока – то можно тут же устно дать правильные определения, если в конце урока – проверить потом и закрепить на следующем уроке. При проверке тетради делятся на 2 стопки:
с более-менее правильными ответами;
где нужна индивидуальная работа.
Устный опрос. Например, описать строение, какого либо животного или растения.
«5» – выполнил всё задание правильно;
«4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками;
«3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;
«2» – почти ничего не смог выполнить правильно;
«1» – вообще не выполнил задание.
Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по биологии.
Отметка «5»:полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный.
Отметка «4»:раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятие и использованы научные термины, ответ самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах а обобщениях из наблюдешь, I опытов.
Отметка «3»:усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно; не всегда последовательно определение понятии недостаточно чёткие; не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.Отметка «2» - основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии.
Отметка «1» - ответ па вопрос не дан.
Оценка практических умений учащихся.
Отметка «5»: правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»: правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта допускаются; 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»: правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наблюдение, формировании выводов.
Отметка «2»: не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.
Отметка «1» полное неумение заложить и оформить опыт.
4. Организация, подготовка и проведение занятий практикантом
Самым главным для подготовки занятия, является план урока. Для его составления были необходимы книги за 8-ой класс, также и другие книги, которые находятся в библиотеке.
В ходе организации были составлены конспекты и презентация к уроку. Тема урока имела название: «Сердечно-сосудистая система человека», « Строение седца». Также было составлено командное состязание, посвященное теме урока. Ученикам нужно было определить строение сердца у позвоночных.
Предлагаются репродуктивные и интеллектуальные упражнения и задания, выполнение которых позволит не только повторить и дополнить изученный ранее материал, но и мотивировать обучающихся на дальнейшее изучение анатомии. Использование пословиц, поговорок, высказываний на русском и английском языке способствует интеграции лингвистической составляющей. Работать с презентацией можно фронтально или по вариантам (в группах). Приведенные задания могут быть использованы для проведения предметной викторины, конкурса знатоков биологии, КВН и др.
4.1 Порядок и этапы проведения занятий
предмет: Биология
класс: 8 Бтема: «Строение сердца человека»
Цель урока: Изучить особенности строения сердца человека. Вызвать интерес к биологии у учеников 8 Б.
Задачи урока:
а) Образовательные:
Сформировать знания учащихся об особенностях строения сердца
Научить связывать особенности строения и функционирования сердца человека как органа кровеносной системы
Показать эволюцию кровеносной системы хордовых животных, начиная от рыб и заканчивая млекопитающими
б) Развивающая:
Развивать умение учащихся работать в группах и по индивидуальной траектории
Прививать интерес к биологии через проведение практических работ и работе с дополнительным материалом
Развивать творческие способности учащихся
в) Воспитательная:
Формирование бережного отношения к своему здоровью через осознание научно обоснованного отрицательного влияния вредных привычек человека на строение и функционирование сердца
Воспитание культуры общения при работе в группах
Воспитание воли и настойчивости у учащихся для достижения конечных результатов
Подготовительная работа:
Создание компьютерной презентации и подготовка видеороликов к уроку
Подготовка раздаточного материала
Создание проверочного теста – практикума
Формирование команд
Подготовка учеников – консультантов (отбор изучаемого материала, составление карточек – информаторов, тестов практикумов, работа с литературой)
Прогнозируемый результат: осознание учащимися значимости приобретаемых знаний; развитие и совершенствование навыков работы в группах; мотивация к изучению биологии, мотивация к творчеству, формирование потребности соблюдать и пропагандировать правила и нормы ЗОЖ.
Метод: словесный, наглядный, работа в команде, индивидуальный подход.
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование: ПК, карты, дополнительная литература, доска-экран, модели сердца человека, таблица «Строение сердца», листовки, значки.Физминутка:
Биологию мы любим!
Шеей влево вправо крутим.
Организм наш – сложная система,
Это правда, топай смело.
Глаза, уши, нос, живот,
Делай вправо поворот.
Соблюдаем гигиену,
Чистим зубы, моем рот,
Делай влево поворот.
Мозг изучен нами классно
Мы попрыгаем по классу
Орган зренья -это глаз,
Шагом марш на месте, класс!
Здоровье наше – это клад,
Беречь мы будем непременно!
План урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Изучение нового материала.
- Расположение сердца.
- Форма и внешнее строение сердца.
- Сердечный цикл.
- Особенности сердечной мышцы
- Автоматизм сердца
IV. Закрепление изученного материала.
V. Рефлексия.
VI. Домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Вступительная беседа учителя.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы встретились с вами на уроке биологии. Урок пройдёт результативно и познавательно, если нашим помощником будет хорошее настроение, и все мы выполним несколько условий: работайте в командах совместно, помогайте и будьте внимательны при выполнении заданий. Договорились?
II. Актуализация знаний.
Выполнение познавательных заданий.
Для успешного изучения темы урока мы проведем терминологическую разминку, которая поможет нам успешно усвоить новый материал и поможет настроиться на хорошую работу.
Задание на карточках, в которой требуется сопоставить верное определение. Затем учащиеся должны составить слово из букв.
Установите соответствие между биологическими терминами и определением.
1 Жидкая соединительная ткань - антитела О
2 Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин - иммунитет Г
3 Человек, дающий свою кровь для переливания - капилляры Л
4 Способность организмов защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов - кровь И
5 Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или белком - аорта О
6 Мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями - эритроциты Б
7 Самая крупная артерия донор И
III. Усвоение новых знаний.
(Звучит спокойная музыка и на ее фоне раздается стук сердца).
Учитель. Ребята определите, что за звук?
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о сердце.
Цель нашего урока: изучить особенности строения сердца и его функции, рассмотреть положение сердца и ответить на проблемный вопрос: Почему сердце способно работать непрерывно в течение всей жизни? Нет такого другого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные и по сей день. Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки о «живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. С 1628 года от Вильяма Гарвея ведет свое начало научная кардиология – учение о сердце и системе кровообращения.
(чтение стихотворения учителя ученикам 8 Б)Эта капелька крови, то появлявшаяся,то вновь исчезавшая, казалось,колебалась между бытием и бездной,и это был источник жизни.Она красная! Она бьется. Это сердце! (У.Гарвей)
А сейчас вам предстоит выполнить эволюционный путь сердца, который оно проделало в процессе исторического развития животного мира.
С помощью таблицы «Кровеносная система позвоночных» учащиеся
вспоминают особенности строения сердца рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих.
(Командная работа учеников 8 Б с таблицей)
(Беседа и фронтальный опрос учеников класса по командно)
Когда начинает свою работу этот неутомимый орган?
Сердце начинает работать уже на четвертой неделе беременности, и не прекращает биться до самой смерти человека. Частота сердечных сокращений у плода намного выше, чем у взрослого человека и составляет примерно 140 ударов в минуту. На 12 неделе беременности сердце плода уже перекачивает 28 литров крови в день
В среднем Сердце сокращается:
-70 ударов в минуту
- 100тыс. в сутки
- 40млн. в год
2.5млд за всю жизнь
Перекачивает крови
- 1 минута – 5.5 литра
- В сутки – 8тыс. литров
- За 70 лет – 200 млн. литров
Сердце - полый мышечный орган, расположенный в середине грудной клетке между двумя легкими и лежащий на диафрагме.
- Каковы размеры сердца?
Размеры сердца человека примерно равны размерам его кулака Форма – конус.
Сердце находится в соединительнотканном «мешке», который называют околосердечной сумкой, внутренние стенки которой выделяют жидкость.
Как вы думаете, какие функции выполняет околосердечная сумка?
(она неплотно прилегает к сердцу и не мешает ему работать и снижает трение сердца о стенки сердечной сумки).
Сердце человека разделено сплошной перегородкой на левую и правую части.
Каждая из них состоит из 2 предсердий и 2 желудочков. Между предсердиями и желудочками расположены створчатые клапаны. В левой части сердца клапан двустворчатый, в правой – трехстворчатый. Клапаны открываются только в сторону желудочков, сухожильные нити не позволяют клапанам открываться в сторону предсердий.
У места выхода аорты из левого желудочка и легочной артерии из правого желудочка располагаются полулунные клапаны. Они препятствуют обратному току крови из сосудов в желудочки. На поверхности сердца, ближе к его основанию, проходит поперечно венечная борозда, залегающая на границе между предсердиями и желудочками. Здесь расположены венечные артерии сердца.
Наружный слой стенки сердца состоит из соединительной ткани, средний (миокард) – мощный мышечный слой. Внутренний слой состоит из эпителиальной ткани.
Сердце работает постоянно, и днем и ночью, независимо от сознания.
Вы знаете, что любая мышца, сокращаясь, постепенно утомляется, и ей необходим отдых, чтобы восстановить работоспособность. А наше сердце работает круглосуточно, всю жизнь.
Возникает вопрос: Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни? Когда оно отдыхает?
Сердце ритмически сокращается и расслабляется. Сердечный цикл включает в себя три фазы (запись в тетрадь):
1. сокращений предсердий - систола предсердий, длится 0.1 сек;
2. сокращение желудочков - систола желудочков, длится 0.3 сек;
3. сердечная пауза – диастола, длится 0.4 сек.
При первой фазе желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты.
При второй фазе предсердия расслаблены, створчатые клапаны закрыты. (сухожильные нити не дают им прогибаться, а крови – затекать в предсердие), кровь устремляется в легочную артерию и аорту.
При третьей фазе - полное расслабление сердца.
Постановка проблемы:
А кто контролирует и направляет работу сердца?
В организме работа сердца всегда находится под регулярным вниманием центральной и нервной системы и гуморальных факторов.
Возвращаемся к проблемному вопросу: Почему сердце способно работать непрерывно в течение всей жизни? (ответы учащихся)
Высокая работоспособность сердца обусловлена:
1.Высоким уровнем обменных процессов, происходящим в сердце;
2.Усиленным снабжением сердечных мышц кровью;
3.Строгим ритмом его деятельности (фазы работы и отдыха каждого отдела строго чередуются).
Сердце – это особенный орган. Во все века оно было в почете у поэтов, сколько стихов и песен сложено о нем.
1.(чтение стихотворения А. Яшина ) - первая команда
-А что я могу?
Кому подал руку?
Кому облегчил душевную муку?
Чью старость утешил, кого осчастливил?
Пред всеми в долгу я,
А чем помогу?
Я ничего не могу?
Нет, я много могу!
2.(Вспомним пословицы, поговорки и высказывания о сердце) - вторая команда
Сердце вещун;
Сердцу не прикажешь;
Сердце не камень;
На язычке медок, а на сердце ледок;
Сделано от всего сердца;
Сердце ноет;
Нож в сердце;
Отлегло от сердца;
- Самые высокие мысли подсказывает нам сердце (Вовенар).- Благородное сердце не может быть неверным (Оноре де Бальзак);- Злой язык — признак злого сердца (Публий).
Много произведений посвящено “сердцу”. Кто знает хоть одно из них?
- М. Горький – “смелое сердце Данко”.
Вспомните, какими эпитетами награждают сердце: беспокойное, трепетное, благородное, бесстрашное, чистое, храброе, чуткое, щедрое, нежное, доброе человеческое сердце. И уж совсем на особом пьедестале находится сердце матери – безгранично доброе и любящее, всепрощающее, как в стихотворении Дмитрия Кедрина "Сердце”.
3. (чтение стихотворение Д.Кедрина) - третья командаДевчину пытает казак у плетня: "Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня? Я саблей добуду для крали своей И светлых цехинов, и звонких рублей!” Девчина в ответ, заплетая косу: "Про то мне ворожка гадала в лесу. Пророчит она: мне полюбится тот, Кто матери сердца мне в дар принесет, Не надо цехинов, не надо рублей, Дай сердце мне матери старой твоей. Я пепел его настою на хмелю, Настоя напьюсь – и тебя полюблю!” Казак с того дня замолчал, захмурел, Борща не хлебал, саламаты не ел. Клинком разрубил он у матери грудь И с ношей заветной отправился в путь: Он сердце ее на цветном рушнике Коханой приносит в косматой руке. В пути у него помутилось в глазах, Всходя на крылечко, споткнулся казак. И матери сердце, упав на порог, Спросило его: "Не ушибся, сынок?” После таких слов хочется всех призвать беречь свое сердце, сердца друг друга, чутко относиться к окружающим, щадить сердца от излишней нагрузки, беречь друг друга.
Сердцу посвящали свои произведения не только писатели и поэты, но и музыканты. Музыка не только может поднять настроение, взбодрить или успокоить, она способна лечить серьезные заболевания. Например, сердечно-сосудистую систему приведет в норму «Свадебный марш» Мендельсона, «Ноктюрн ре-минор» Шопена и «Концерт ре-минор» для скрипки Баха.
Возможно, кто-нибудь из вас знает, почему люди выбрали именно такое изображение сердца?
- этот символ связан с «поцелуем лебедей», который символизирует верность, преданность и вечную любовь.
Общие выводы урока:
Сердце придает движение крови благодаря своим сокращениям, которые достигаются благодаря сердечной мышце.
Сердце человека четырехкамерное, как у всех млекопитающих, состоит из 2 предсердий и 2 желудочков.
Односторонний ток крови обеспечивают створчатые и полулунные клапаны, которые открываются под давлением крови только в одном направлении.
Сердце – это жизнь (очень хорошо, если учащиеся самостоятельно формулируют этот вывод).
VI. Закрепление изученного материала.
1.Учащиеся формулируют итоги урока:
Что узнали нового и важного для себя?
Чему научились?
Какие выводы сделали?
2.Оценка работы школьников учителем.
3.Домашнее задание: Нарисовать сердце человека.
Методическая обеспеченность занятий
В ходе подготовки к уроку биологии, я использовал интерактивную доску для показа слайда и видео. Также были сделаны плакаты для проведения урока. Листовки- как раздаточный материал.
Выводы и предложения
План педагогической практики мной выполнен полностью: я провел в общей сложности 4 учебных занятий (2 урока биологии и 2 урока классного часа), внеклассные мероприятия, а также замещал классного руководителя и осуществлял научно-исследовательскую деятельность по выявлению социально-психологических особенностей коллектива учащихся вверенного мне класса. К каждому уроку я тщательно готовился, изучал рабочую программу по предметам. Качество проведенных мною занятий, считаю достаточно высоким: об этом свидетельствует и тот познавательный интерес, который демонстрировали к ним учащиеся класса, и отзывы педагогов, присутствовавших на них. Особых проблем с дисциплиной на уроках также не было, поскольку я старался подбирать интересный учебный материал и использовать разнообразные методы и приемы работы с ним на занятиях.
Основные трудности в подготовке к урокам были связаны с широтой их тем, которые формулировал учитель. Сложным, оказалось уложить весь запланированный материал в 45 минут. В подготовке внеклассных мероприятий, когда весь акцент я поставил на самостоятельную работу учащихся, трудившихся в группах, ученики показали себя с хорошей стороны, были дисциплинированными.
Неоценимую поддержку мне оказали методисты из института. Именно они подсказывали мне, какой учебно-методической и справочной литературой воспользоваться, какие методы и приемы выбирать, что понравится детям, а что, наоборот, испортит урок.
Творческий подход в работе с учащимися, на мой взгляд, повышает их познавательный интерес к предмету и учебе в целом.
На протяжении всей практики я старался себя проявлять исключительно как корректно, ответственный педагог, с широким культурным кругозором, высокой речевой культурой и прочной теоретической базой знаний, как внимательный, отзывчивый, дисциплинированный человек. С учениками, также старался прежде всего находить эмоциональный контакт, чтобы наше взаимодействие в рамках учебного процесса было максимально комфортным и эффективным. Кроме того, узнавая все больше и больше о каждом учащемся, я старался к каждому из них найти индивидуальный подход, всегда обращал внимание на их речевую культуру, уровень которой в дальнейшем станет «визитной карточкой» каждого из них как профессионала, так и человека.