Адаптивная рабочая программа(надомное обучение) по курсу развитие речи 3 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для 3 класса VIII вида составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы » под редакцией В. В. Воронковой, М. «Просвещение»,2010 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей ученика и с учетом особенностей психофизического развития возможностей обучающегося, воспитанника VIII вида.

Цель данного предмета – направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Задачи курса:
- Развивать связную устную речь.
- Обогащать и уточнять активный словарь .
-Учить называть и характеризовать предметы и явления по их основным свойствам, сравнивать, классифицировать, устанавливать
элементарные зависимости, описывать предметы и явления природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям;
- Учить принимать активное участие в беседе, дополнять высказывания собеседников на основе материала личных наблюдений и
прочитанного.
Общая характеристика предмета
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младшего умственно отсталого школьника. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталого ученика в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.      У учащегося формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.      Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.      В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащегося: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащегося, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.      Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.      Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.      Главным компонентом беседы является речь самого учащегося. Учитель руководит речевой деятельностью , активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащегося закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.      На экскурсиях учащийся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, учится анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.      Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащегося.
Количество часов за год – 34 Количество часов в неделю- 1
Содержание учебного предмета
Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.      Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.      Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.      Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе.      Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.
Примерная тематика.
    Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.      Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.      Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.      Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».      Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).      Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).      Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).      Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).      Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.      Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.      Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.      Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.      Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.      Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).      Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.      Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.      Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.      Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.      Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.      Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.      Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.      Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.      Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.      Охрана здоровья. Лицо,части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.      Повторение пройденногоЭкскурсии, наблюдения и практические работы по темам
      Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам.      Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.      Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов. Участие в уборке урожая на пришкольном участке
Основные требования к знаниям и умениям учащегося
      Учащийся должен уметь:      называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;      участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;      связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;      ухаживать за одеждой и обувью;      поддерживать порядок в классе, интернате, дома;      соблюдать правила личной гигиены;      соблюдать правила уличного движения.      Учащийся должен знать:      названия и свойства изученных предметов;      выученные правила дорожного движения.
.
- информационное, в том числе литература основная и дополнительная:
В. В. Воронкова. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы». М.: «Просвещение»,2010 г.
- материально-техническое:
Картины по развитию речи на тему «Лето», «Зима», «Весна», «Осень».
Карточки для индивидуальной работы
Муляжи овощей, фруктов
Предметные картинки
Цветная бумага ,цветной, белый картон
Календарь природы, произведения искусства
Гербарий растений
- медиаресурсы и пр.
-компьютер, компьютерные презентации,
-http://www.breasting.ru/,
-http://raduga.rkc-74.ru/,
-http://www.yandex.ru/,
-my@1september.ru. Журнал «Начальная школа»,
-Pro.Школу. ru.интернет- портал.
Календарно-тематическое планирование по развитию речи
№ Тема Планируемые результаты Дата
Знания
Умения Общие учебные умения, навыки и способы
деятельности План Факт
1 Экскурсия “Сезонные измененния в природе”. Знать: основные признаки, сезонные изменения в неживой и живой природе. Уметь: подбирать слова для сравнения признаков лета и осени. Наблюдение объектов окружающего мира:
Устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения. 2 Труд людей осенью. Виды труда людей осенью в городе и в деревне. Описывать и сравнивать сезонную работу людей. Учится оказывать посильную помощь взрослым. 3 Овощи: картофель, капуста, свекла, горох. Отличительные свойства овощей, названия овощей. Описывать овощи, различать овощи по признакам. Элементарно обосновывать высказанное суждение.
Уметь сравнивать, классифицировать. 4 Бахчевые культуры: арбуз, дыня. Отличительные свойства и названия бахчевых культур. Уметь: описать по плану бахчевые культуры. Уметь работать с учебником. 5 Ягоды: малина, земляника. Отличительные свойства и названия ягод. Уметь: описать по плану ягоды. Уметь сравнивать, классифицировать. 6 Растения на клумбах: астры, ноготки. Золотая осень. Названия растений, которые растут на клумбе. Отличать растения с клумбы, от других цветов. Построение монологического высказывания по предложенной теме. 7 Дорога в школу. Знать: свой домашний адрес, адрес школы. Уметь: рассказать о дороге из дома в школу. Продумывать свой маршрут. Знать правила поведения на улице. 8 Лиственные деревья. Растения в природе и их значение в жизни человека. Лиственные растения нашего региона. Отличительные свойства лиственных растений. Описывать и сравнивать деревья. Уметь слушать товарищей. 9 Сезонные измененния в природе. Поздняя осень. Проверь себя! Итоги 1 четверти. Сезонные изменения в природе. Находить приметы осени. Уметь работать в заданном темпе Срез знаний 10 Транспорт. Наземный транспорт. Виды транспорта. Наименования наземного транспорта. Называть виды транспорта, правила поведения в общественном транспорте. Построение монологического высказывания по предложенной теме. 11 Правила дорожного движения. Правила дорожного движения. Уметь переходить улицу соблюдая правила дорожного движения. Знать правила поведения на дороге. 12 Мебель и посуда дома Виды посуды, мебели. Уход за мебелью и посудой дома. Описывать посуду, мебели. Составлять рассказ о своем доме. Следить за правильной осанкой на рабочем месте. 13 Экскурсия. Декабрь – первый месяц зимы. Правила поведения на экскурсии. Наблюдать за изменениями в природе. Развивать речь, память. 14 Сезонные измененния в природе. Зима. Основные признаки зимы, сезонные изменения в неживой и живой природе. Описывать явления природы. Формировать знания учащихся о природе своего края 15 Одежда и обувь. Виды одежды и обуви. Описывать одежды и обуви. Определять сезонность одежды и обуви. Использование простейших логических выражений. 16 Зимние забавы детей. Проверь себя! Итоги 2 четверти. Виды игр на природе зимой. Называть зимние забавы детей. Наблюдение объектов окружающего мира: обнаружение изменений. Срез знаний 17 Сезонные измененния в природе. Зимующии птицы: снегирь, синица. Зимующии птицы: снегирь, синица. Сезонные изменения в природе. Уметь: подбирать слова для сравнения признаков осени и зимы. Пополнять словарный запас, уметь описать внешний вид. 18 Перелетные птицы: грач, скворец. Перелетных птиц: грач, скворец. Называть перелетных птиц: грач, скворец. Уметь сравнивать, классифицировать. 19 Человек и природа. Влияние человека на природу. Рассказывать о пользе и вреде, которую оказывает человек на природу. Следить за правильной осанкой на рабочем месте. 20 Домашние птицы: крица, утка. Домашних птиц: крица, утка. Называть домашних птиц: крица, утка. Уметь слушать товарищей. 21 Экскурсия. Февраль. Сезонные изменения в природе. Правила поведения на экскурсии. Наблюдать за изменениями в природе. Знать правила поведения на улице. 22 Труд людей села и города зимой. Виды труда людей в села и города зимой. Описывать труд людей села и города зимой. Грамотно и логически правильно излагать свои мысли. 23 Домашние животные: коза, овца. Домашних животных: коза, овца. Называть домашних животных: коза, овца. Построение монологического высказывания по предложенной теме. 24 Дикие животные: ёж, медведь. Диких животных: ёж, медведь. Называть диких животных: ёж, медведь. Уметь работать в заданном темпе 25 Растения и животные весной. Пробуждение растений и животных весной. Описывать жизнь растений и животных весной. Развивать речь, память. 26 Март весенний месяц. Природа весной. Проверь себя! Итоги 3 четверти. Сезонные изменения в природе в начале весны. Находить и наблюдать приметы весны. Наблюдение объектов окружающего мира: обнаружение изменений.
Устное описание объекта наблюдения. Срез знаний 27 Комнатные растения: герань, традесканция. Комнатные растения: герань, традесканция. Умение ухаживать за комнатными растениями. Уметь пользоваться подсказками друга. 28 Раннецветущие растения: подснежник. Красная Книга. Раннецветущие растения: подснежник. Называть раннецветущие растения: подснежник. Элементарно обосновывать высказанное суждение.
Уметь сравнивать, классифицировать. 29 Насекомые: муравей, муха. Насекомых: муравей, муха. Называть Насекомых: муравей, муха. Уметь сравнивать, классифицировать. 30 Разнообразие животного мира. Разнообразие животного мира Описывать животный мир нашей климатической зоны. Пополнять словарный запас, уметь описать внешний вид .31 Охрана животных. Местные заповедники и зоопарки. Местные заповедники и зоопарки. Определять разницу между заповедником и зоопарком. Уметь работать с учебником. 32 Экология воздуха и охрана окружающей среды. Влияние человека на окружающий мир. Соблюдать элементарные правила по соблюдению. Прививать бережное отношение к природе. 33 Охрана здоровья: мой организм и органы чувств. Значение органов чувств для человека. Ухаживать за чистотой глаз, носа, ушей, кожи. Следить за правильной осанкой на рабочем месте. 34 Органы зрения, слуха, обоняния, осязания. Требования по охране органов чувств. Соблюдать правила личной гигиены, ухаживать за своим внешним видом. 35 Сезонные изменения. Здравствуй лето! Проверь себя! Итоги года. Сезонные изменения в природе летом. Уметь: подбирать слова для сравнения признаков весны и лета. Наблюдение объектов окружающего мира: обнаружение изменений.
Устное описание объекта наблюдения. Срез знаний