Классный час:«ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»


КЛАССНЫЙ ЧАС.
«ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»
Цели:
сформировать у учащихся представление о толерантности;
формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
развивать критическое мышление, навыки групповой работы;
способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
Подготовка к классному часу:
Учащиеся класса разбиваются на группы, выбирают страну (где проживают родственники учеников): Россия, Украина, Белоруссия, Армения, Азербайджан, Таджикистан и др., получают задание.
Творческое задание - рассказ о национальных особенностях народа по плану:
Государство, год основания (независимости), глава правительства, религия.
Рисунок на А3 карты государства с указанием столицы и города (села) проживания родственников, флаг, герб государства.
Достопримечательности (природные и рукотворные, памятники архитектуры). Фотографии или слайд-шоу.
Традиции народа (домашний уклад; официальные и народные праздники, обряды; особенности национальной кухни).
Национальный костюм (оригинал или рисунок, фото).
Творческое задание: народная песня, танец, музыкальный фрагмент (оригинальное исполнение, запись на цифровом носителе).
Ход классного часа.
Вступление. Слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на урок гражданственности и мужества.     
Все мы разные: толстые и худые, блондины и брюнеты, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей: африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.         Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот, что значит быть толерантным. Об этом мы и поговорим сегодня на необычном классном часе    «Толерантность – путь к миру!».  Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов.   Российская Федерация  - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.         Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как: Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.; Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп; Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан; Константин  Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики -  из поляков         Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?
2. Введение и объяснение понятия «толерантность». Слово учителя.         Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”.         Толерантность (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] tolerantia  терпение)  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.          Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
 3.   В наши дни ситуация в мире очень не спокойная. Какие события, угрожающие миру, можно назвать?         - Война в Ираке, Израиле, теракты в Дагестане, военное противостояние на Украине. Множество людей – мирных жителей этих стран – оказались беженцами. Эти люди были вынуждены покинуть свою страну. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Афганистана, Ливана, Дагестана, Украины. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни. Почему происходят войны?         - Нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых.   - Так всегда было в истории.         
- Но было и по-другому. СССР. Дружба народов, взаимовыручка, помощь. В 1991г. СССР распался на отдельные государства, которые впоследствии образовали СНГ- союз независимых государств. Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, нужно познакомиться с национальными особенностями и обычаями разных народов, их традициями, религией.
4. Выступление творческих групп с сообщениями и презентациями о национальных особенностях государств, представителями которых являются ученики класса.
5. Обобщение. Мы убедились, народы все разные и самобытные, со своей культурой, обычаями, религиозными особенностями, но есть многое, что всех объединяет.
Нас всех прежде всего объединяет наш класс. Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья».         Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
- Как вы поняли эту притчу? (ответы учащихся)
8. Давайте вдумчиво и в полголоса произнесем следующие фразы: Наша Родина - Россия. Мы живем дружно. Мы терпимы друг к другу. Мы милосердные, добрые, справедливые. Если все люди будут такими, то на всей планете Земля будут счастливо жить дети и никогда не будет войны.
9. Итог классного часа.    Государства - члены Организации Объединенных наций объявили 16 ноября Международным днем, посвященным толерантности. Но давайте будем толерантными, терпимыми, всегда, независимо от того, господствует на улице хмурый ноябрь или знойный август.         Дети всей Земли хотят жить в мире, дружбе, понимании, чтобы всегда светило яркое солнце и не было войны. Давайте возьмемся за руки, встанем в дружный хоровод.
Учащиеся класса водят хоровод под песню «Большой хоровод».
Счастья Вам всем, мира, радости и терпения! До свидания! До новых встреч!

Wђ Заголовок 115