Классное родительское собрание Профилактика суицида среди учащихся 5 класс
« Психологические особенности процесса адаптации к новым социальным условиям младших подростков и пути решения конфликтных ситуаций»
Введение
Проблема суицида, как никогда, остро стоит в нашем обществе. Что толкает людей к такому страшному шагу, как сведение счетов с жизнью? Проблемы в личных отношениях, материальные трудности, страх перед будущим, безответная любовь? Наверное, причины каждого случая нужно рассматривать отдельно. Но есть несколько моментов, которые присутствуют, наверное, почти в каждом случае совершенного суицида: отсутствие рядом человека, который смог бы вовремя выслушать, понять, принять и просто физически не допустить этого, и потеря веры в положительные изменения в собственной жизни.
К сожалению, среди так называемых суицидентов большой процент подростков и молодых людей. Еще толком не распробовав вкус жизни, они приходят к выводу, что в ней нет ничего интересного, обнадеживающего, что она полна проблем, одиночества, страхов
На психологов, работающих в образовании, возлагают большие надежды в вопросах профилактики суицидального поведения подрастающего поколения. Психологи владеют определенным багажом методов и приемов, с помощью которых можно определить степень склонности человека к самоубийству, могут оказать необходимую помощь и предотвратить ужасный шаг. Следует отметить, что работа эта очень тонкая и деликатная, так как человек, который стоит на пороге жизни и смерти, может проявлять безразличие ко всему, что происходит вокруг него, и ко всем, кто его окружает, и может быть чрезмерно чувствительным к любому шагу в его сторону. Излишнее внимание тоже способно сыграть и с клиентом, и с психологом злую шутку.
Основная цель работы по данному направлению способствовать формированию позитивного мышления (отношения к жизни) у всех участников образовательного процесса, снятия тревожности на определенных этапах возрастного развития у учащихся.
Работа школьного психолога в период адаптации в 5 классе показывает, что успеваемость у многих падает, интерес к учёбе снижается, отношения между детьми становятся более напряжёнными, конфликтными, а они сами - тревожными, часто непредсказуемыми в своих реакциях. И одна из причин происхождения этого кризиса: переход из одной социальной ситуации в другую.
Задачи работы в данный период:
Информировать педагогов о психолого - педагогической характеристике возраста младшего подростка и периода адаптации.
Повышение психологической компетенции в понимании вопроса школьной тревожности
Формирование навыков и приемов помощи в работе с учителями, учащимися и родителями.
Ознакомить с результатами диагностики школьной тревожности и анкетирования учащихся.
Адресат работы: педагогический коллектив школы( выступление на пед. совете).
Предварительная работа: Диагностика учащихся 5 классов по методике Филлипса, анкетирование на предмет, сложившихся отношений с кл. руководителем и одноклассниками.
Ход.
1.Выступление (тезисы).
2. Практические рекомендации.
3. Ознакомление с результатами диагностики и анкетирования ( по справке).
4. Представление практических рекомендаций.
1. Выступление.
Адаптационный период - это время, когда школа работает в особом режиме. И здесь очень важна согласованность целей и действий всех работающих звеньев. Если задачей психологической службы школы является совместная с классными руководителями разработка содержания адаптационного периода, то целью работы административной команды должно быть обеспечение организационной стороны, то есть создание условий для целенаправленного и эффективного проведения такого периода.
Отслеживая школьную успешность и видим, что успеваемость у многих падает, интерес к учёбе снижается, отношения между детьми становятся более напряжёнными, конфликтными, а они сами - тревожными, часто непредсказуемыми в своих реакциях. И одна из причин происхождения этого кризиса: переход из одной социальной ситуации в другую.
Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется: низкой организованностью; учебной рассеянностью и недисциплинированностью; снижением интереса к учёбе и её результатам у значительной части пятиклассников вследствие рас согласованности образовательного процесса в начальной и основной школе на организационном, содержательном и методическом уровнях; с психологической: снижением самооценки; высоким уровнем ситуативной тревожности.
Таким образом, проблема преемственности и адаптации ребенка характеризуется как продукт сложных взаимодействий человека с внешней средой.
Возрастные особенности детей младшего школьного и младшего подросткового возраста
Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции социального развития. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новообразования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Следует помнить о том, что если существенные изменения в психическом развитии младшего школьника связаны, прежде всего, с учебной деятельностью, то в психическом развитии подростка основная роль принадлежит системе социальных взаимоотношений. В подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится общение.
Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания подросток готов на многое (например, занятия пар куром). Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многие факты нарушения норм и правил поведения.
Подросток, по сравнению с младшим школьником, более чутко относится к мнению коллектива. Если младшего школьника удовлетворяет похвала учителя, то подростка больше затрагивает общественная оценка. Он болезненнее и острее переживает неодобрение коллектива, чем неодобрение учителя. Вот почему подросток бурно реагирует на нетактичные замечания, которые ему делает учитель в присутствии одноклассников. Не следует упрекать, поучать, стыдить подростка в присутствии других детей. Это может вызвать острый конфликт. Потерять авторитет в глазах одноклассников, уронить свое достоинство – это самая большая трагедия для подростка. Недаром мудрые говорили: “Упрекай наедине, хвали – публично”.
Самооценка начинает проявляться в младшем школьном возрасте, но там она отличается исключительной неустойчивостью, в то время как у подростка она носит относительно устойчивый характер.
Новообразованиями подросткового возраста являются:-чувство взрослости.
Дети младшего школьного возраста отличаются повышенной впечатлительностью, подражательностью и внушаемостью, у них слабо развита самостоятельность. Чувство взрослости, стремление к самостоятельности - новообразование подросткового возраста.
У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и требует, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смущает, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает (разве что на словах);-стремление к самостоятельности.
А посему контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!" (Это так напоминает малышовое "Я сам!"). К сожалению, подобная "самостоятельность" - одна из основных причин конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. И родителям придется смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни.
Внутренне происходит следующее – появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения (самое яркое - это появление пристрастия к музыке определенного типа).
Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно.
По сравнению с младшим школьником, существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Эмоции младшего школьника носят относительно спокойный характер и легко поддаются управлению со стороны учителя, эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении, подростки вспыльчивы, резки, самоконтроль недостаточно развит.
Эмоциональные переживания подростков, в отличие от переживаний младших школьников, приобретают большую устойчивость. Подросток, как правило, не забывает обид учителю, и педагогу нужно будет проявить очень много усилий, чтобы восстановить потерянный авторитет.
Учение для подростка, как и для младшего школьника, является главным видом деятельности. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опереться педагог. Беда подростка состоит в том, что он еще не владеет способами выполнения, реализации новых форм учебной деятельности. Обучить этим способам, не дать угаснуть интересу – важная задача педагога.
В самом деле, кто не наблюдал, как эмоционально подросток реагирует на новый учебный предмет и как у некоторых эта реакция исчезает довольно быстро. Нередко у подростков снижается и общий интерес к учению, к школе, происходит внутренний отход от школы – школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни.
Как показывают психологические исследования, основная причина такого “отхода от школы” заключается в несформированности у учащихся учебной деятельности, что не дает возможности удовлетворить актуальную потребность возраста – потребность в самоутверждении. Сформированной учебной деятельностью считается такая деятельность учащихся, когда они, побуждаясь прямыми мотивами самого учения, могут самостоятельно определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы их решения, контролировать и оценивать свою работу. Одним из резервов повышения эффективности подростков является целенаправленное формирование мотивов. Учителю необходимо знать не только мотивы учения, но и условия их формирования. Исследования показывают, что отношение подростков к учению обусловлено прежде всего качеством работы учителя и его отношением к учащимся.
Положительное отношение учащихся начальных классов к учебным предметам в 5 классе меняется. Оно становится менее активным, ответственным. На уроках дети начинают отвлекаться на посторонние дела, разговоры, дисциплина падает. Об ухудшении отношения к учебе свидетельствует и то, что многие начинают тяготиться учебой, особенно по отдельным предметам, жалуются на трудность и усталость, не интересность Неудовлетворенность ухудшившейся успеваемостью, главным образом по языку и математике, приводит к тому, что дети начинают предпочитать более легкие и увлекательные предметы.
Многие дети оказались не готовыми к обучению в 5 классе, к различным системам требований учителей-предметников, не имеют навыков самостоятельной работы, им трудно приспособиться ко всем изменениям и это сказывается на их успеваемости.
На отношение детей к тому или иному предмету заметно сказывается характер взаимоотношений ученика с учителем. Когда уроки начинают вести разные учителя, практически у всех детей происходит смена любимых предметов.
Можно сделать вывод: при переходе из начальной школы в среднюю у детей снижается интерес к учебе, происходит дифференцирование интереса к различным предметам, появляется, на их взгляд, скучные и однообразные уроки. Но, несмотря на все эти изменения, осознание ими важности и необходимости учения сохраняет свои мотивационные качества.
Итак, с одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. Но было бы не справедливо говорить, что переходу в среднее звено сопутствуют лишь проблемы и препятствия.
Подростковый возраст отличается и массой положительных факторов:
возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми,
значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности,
развивается ответственное отношение к себе, к другим людям и т.д.
Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. Большинство школьников быстро адаптируются и легко преодолевают все сложности. Нельзя отрицать и то, что существует категория детей, для которых пятый класс становится “облегчением”. Это касается учеников, у которых не сложились отношения с учителем начальной школы, и выход в большую школьную семью спасает их от неотъемлемого клейма “бездельник”, “хулиган”, “лодырь”, “неумеха” и т.д. Очень нелегко вырваться из этого порочного круга. Но такие случаи нередки и известны в каждой школе. В этой ситуации многообразие педагогов и их мнений спасает ребенка от предвзятости, открывает для него новые горизонты и веру в себя.
О неблагополучии пятиклассника будут свидетельствовать различные проявления школьной тревожности, которая представляет собой основную характеристику нарушения школьной адаптации
Что способствует формированию школьной тревожности?
Учебные перегрузки, неспособность учащегося справиться со школьной программой, неадекватные ожидания со стороны родителей,
неблагоприятные отношения с педагогами, смена школьного коллектива или непринятие детским коллективом.
2. Практические рекомендации
Признаки школьной тревожности: Тревожный ребенок: Не может долго работать, не уставая. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.Любое задание вызывает излишнее беспокойство.Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.Смущается чаще других.Часто говорит о напряженных ситуациях. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. Жалуется, что ему снятся страшные сны. Руки у него обычно холодные и влажные. У него нередко бывает расстройство стула.Сильно потеет, когда волнуется. Не обладает хорошим аппетитом. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
Пуглив, многое вызывает у него страх. Обычно беспокоен, легко расстраивается.Часто не может сдержать слезы. Плохо переносит ожидание.
Не любит браться за новое дело. Не уверен в себе, в своих силах. Боится сталкиваться с трудностями.
Тревожность школьника во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.
Психологи выявили и такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.
Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.
Для снятия тревожности в 5 классах, педагоги в образовательном процессе должны реализовать ряд важных условий:
– Создать атмосферу доброжелательности, искренности, строить свои взаимоотношения с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению.
– Развивать групповые формы организации урока. Увеличивать степень ответственности каждого члена группы за общий результат.
– Развивать умение смотреть на себя “со стороны”, “чужими глазами”; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенного приближения к объективной, адекватной самооценке. Использовать метод совместных (учитель–ученик; ученик – другие ученики) оценок собственных достижений школьника, возможностей и перспектив его развития.
– Учителю обратить внимание на межличностные отношения в классе, выявить лидеров, отверженных детей. Помочь детскому коллективу развиваться без серьезных конфликтных ситуаций, научить бесконфликтному общению.
– Учителям-предметникам проводить опрос, не нагнетая обстановку в классе.
Желательно вызывать ребят по имени и фамилии. При неудачном ответе ученика не одергивать, не стыдить, не упрекать, не отчитывать в присутствии всего класса.
Чувство юмора хорошо помогает убрать напряжение в классе, “разбавляет” обстановку.
Необходимо поддерживать ситуацию успешности.
Постараться проявлять искренний интерес к каждому учащемуся.
Правила работы с тревожными детьми
Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
Не сравнивайте ребенка с окружающими.
Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
Будьте последовательны в воспитании ребенка.
Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
Используйте наказание лишь в крайних случаях.
Не унижайте ребенка, наказывая его.
Итак, проблема организации, руководства и контроля деятельности всех участников образовательного процесса на переходном этапе от начальной школы к основной, может быть успешно решена только путем создания команды педагогов, заинтересованных в создании благополучной образовательной среды.
Семь обязательных правил: Уважайте! Помогайте! Объясняйте !Благодарите! Доверяйте! Учитесь! Спрашивайте!
3.Ознакомление с результатами диагностики и анкетирования ( по справке). Результаты в обобщенном виде в таблице через видео проектор.
4. Представление раздаточного материала.
Заключение. Рекомендации: использовать памятки в работе.
Приложение
Раздаточный материал
Памятка Родителям пятиклассников
Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Родители должны обязательно проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: “Как прошел твой день в школе?”. Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок вам сообщает, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Ваш ребенок должен оценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость. Выражайте озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе. Постарайтесь насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений они могут привести к эмоциональным проблемам.
Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Продемонстрируйте интерес к этим заданиям. Если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их. Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости – лучшее средство от переутомления. Немало вреда может нанести, и попытка сосредоточиться над учебником в одной комнате с работающим телевизором или радио.
Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен фильм. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребенка происходят изменения.
Старайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере. Спокойствие домашней жизни поможет ребенку более эффективно решать проблемы в школе.
Здоровье. Не забывайте о смене учебной деятельности ребенка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий. Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно вводите в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание. Заботьтесь о закаливании ребенка, максимальной двигательной активности. Воспитывайте ответственность ребенка за свое здоровье.
Памятка классному руководителю при работе с детьми с повышенной тревожностью:
– избегать публичных порицаний и замечаний;
– обращаться к ребенку по имени;
– избегать сравнения с др. детьми (особенно кто-то лучше). Отрицательное воздействие оказывает прием – сравнение результатов в выполнении задания одних детей с другими. Если же педагог все же хочет сравнить, то лучше сравнить результаты данного ребенка с его же предыдущими результатами;
– так же следует избегать заданий, которые выполняются за определенное фиксированное время;
– обязательно отмечать успехи индивидуально и перед классом;
– приободрять во всех начинаниях;
– эмоциональная поддержка (Ничего страшного Бывают люди ошибаются, боятся Ну ничего, в следующий раз получится)
– уменьшение состояние страха, тревожности, напряженности;
– стимулирующая помощь – авансирование (У тебя получится, я знаю, я уверена, я в тебя верю);
– персональная исключительность (Только у тебя может получиться, А мне очень нравится то, что ты сделал);
– усиление мотивации (Сделай это для меня, мне будет очень приятно Нам это так нужно для);
– высокая оценка детали (вот эта часть у тебя замечательно получилась);
– не торопить при ответе. Давать время сообразить;
– при необходимости повторить вопрос, уточнить инструкцию;
– способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что;
спрашивать, таких детей лучше в середине, а не в конце или начале урока.
Памятка учителю-предметнику, работающему с пятиклассниками
1.Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.
2. Уделять особое внимание организации учебного процесса:
готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);
правильность оформления тетради, различных видов работ;
требования к ведению дневника.
3.Сделать нормой единые дисциплинарные требования:
начинать уроки со звонком;
готовиться к уроку на перемене;
прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика;
поднятая рука – это сигнал вопроса или ответа;
отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске.
урок заканчивается со звонком, не задерживаем детей.
4. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока его надо прокомментировать, дать инструкцию по оформлению. 5. Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.6. Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включать физкультминутку.7. На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная обще учебная задача – формирование речевых, коммуникативных умений.8. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями. 9.Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом. 10. Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных. Классный руководитель должен периодически повторять их с учащимися, убеждать в целесообразности. 11. Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний (найдите индивидуальные формы работы с ребенком и семьей), контролируйте своевременность записей, заполняйте дневники вместе на классном часе, ежедневно в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день. 12. Введите правило среди учащихся помогать больным, приносить им домашнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.13. Не забывайте: “Ученик и учитель союзники. Обучение должно быть бесконфликтным”.
Семь обязательных правил: Уважайте, Помогайте, Объясняйте, Благодарите, Доверяйте, Учитесь, Спрашивайте
Памятка для учащихся ( ознакомить на кл. часе)
Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы.
Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен.
Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету.
Научись пользоваться словарем, справочниками. Выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в справочниках.
Если у тебя есть компьютер, научись с его помощью находить нужную информацию, производить нужные расчеты с помощью электронных таблиц и т.п.
Если то, что объяснялось на уроке, показалось тебе трудным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней.
Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать (т.е. о содержании задания), но и о том, как (с помощью каких приемов, средств) это можно сделать.
В случае необходимости обращайся за помощью ко взрослым или одноклассникам.
Приступая к выполнению уроков, раскрой дневник, посмотри, все ли задания записаны.
Продумай последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и примерное время, которое тебе нужно для выполнения каждого задания.
Убери со стола все лишнее, все, что может отвлекать. Приготовь то, что нужно для выполнения первого задания (учебник, тетради, карты, карандаши, словари, справочники и т.п.). После того как подготовишься к первому уроку, все убери и приготовь то, что нужно для выполнения следующего и т.п.
Между уроками делай перерывы.
Сначала постарайся понять материал, а затем его запомнить.
Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правила, на которые оно направлено.
При чтении текста параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или о ком говорится в этом тексте, что об этом говорится.
Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором ты узнаешь, с тем, что ты уже знаешь. Соотноси новое с уже известным. Следи за тем, чтобы это были не случайные, внешние связи, а главные связи, связи по смыслу. Помни: мы лучше всего запоминаем: – то, чем мы постоянно пользуемся; – то, к чему нам надо будет вернуться (прерванные действия) – то, что нам нужно; – то, что мы можем связать с другими нашими знаниями и умениями; – то, что связано с нашими переживаниями (и приятными, и неприятными);
Если материал, который надо выучить очень большой или трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть в отдельности. Используй метод ключевых слов.
Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, творческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени, готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, распределяя нагрузку равномерно.
При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо обращаться и при ответах на уроке. Чем лучше ты умеешь пользоваться картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка.
Составляй план устного ответа. Проверяй себя. У тебя все получится!
Если тебе плохо на душе
Иногда бывают ситуации, когда кажется, что всё в жизни плохо, что не везет, никто не понимает, что я никому не нужен ни дома, ни в школе
Первым делом останови поток мрачных мыслей фразой:“Я могу разорвать этот замкнутый круг!” и улыбнись
Помни, безвыходных ситуаций не бывает! Просто ты пока не видишь выход. Прояви гибкость, помечтай, как бы ты хотел изменить ситуацию. Постарайся получше и четче представить себе ту жизнь, которой ты хотел бы жить. Попробуй ответить на вопрос: что нужно сделать, чтобы жизнь изменилась?
Помни, ты не один в этом мире.Если ты не видишь выхода из ситуации сам, обратись со своими сомнениями к тому человеку, которому доверяешь. Здорово, если это твои родители, но это может быть и друг или подруга, родственник или учитель, психолог и социальный педагог.
Помни, что каждому человеку даны природой очень многие таланты. Попробуй открыть их в себе. Помни, что очень многому можешь научиться, если захочешь! Обратись к психологу, он может помочь тебе в этом.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 4Заголовок 515