Родительское собрание Профилактика суицида


Родительское собрание
«Профилактика суицида»
Выступление школьного психолога
Цель: Повышение родительской компетентности по профилактике суицида.
Задачи: - Познакомить с причинами суицидального поведения.
  - Предложить родителям рекомендации по укреплению взаимоотношений в семье.
Ситуация по самоубийствам среди подростков остается в нашей стране одной из самых напряженных. Согласно данным Научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского, по числу случаев суицида среди молодых людей Россия входит в пятерку лидеров.
Российские подростки всё чаще сводят счеты с жизнью, и этой осенью зафиксирована новая тенденция - рост числа групповых самоубийств, которые «буквально следуют друг за другом» - об этом Борис Положий, руководитель отдела эпидемиологических и социальных проблем психического здоровья ГНЦ психиатрии имени Сербского, заявил в ходе онлайн-конференции, организованной РИА.
Сегодня на 100 тыс. молодых людей в возрасте 15-19 лет приходится почти 20 случаев суицида, что превышает мировой показатель в 2,7 раза.
По приблизительным подсчетам, из-за проблем с близкими из жизни уходит 62% от общего числа самоубийц. «Когда дело доходит до суицидальных мыслей, молодые люди часто воспринимают отношения в семье как более решающие и важные, чем контакт с друзьями, - уверен профессор Вашингтонского университета психологии образования Джеймс Мазза. - Результаты нашей многолетней работы показывают, что именно отношения с родными, а не со сверстниками, предотвращают у подростков депрессию и попытки покончить жизнь самоубийством». С этим согласен и Борис Положий, известный российский специалист по суицидологии. Он считает, что неадекватное отношение родителей к своим детям - чрезмерное баловство, жестокость, либо полное безразличие, - являются первопричиной большинства самоубийств.
Обстановку усугубляют и новые факторы современного мира, толкающие подростков к последней черте: СМИ, которые подробно освещают каждую историю самоубийства, вызывая стремление к подражательству у других подростков; Интернет, где можно свободно найти целые сайты и группы с подробными описаниями способов суицида; японская манга с трогательными историями о девочках, которые кончают с собой и становятся «счастливыми». Чтобы найти ещё десятки примеров, ходить далеко не нужно. В одной из социальных групп есть клуб для самоубийц, где даже проводится опрос: «Какой способ самоубийства вы бы выбрали». Уже ответили свыше 1600 подростков. Наиболее популярными оказались таблетки (28,4%), затем прыжок с крыши (18,4%), третье и четвертое место делят способы «застрелиться» и «вскрыть вены» (16 и 15,4%). Мало кто мечтает умереть на петле или под колесами машины, поезда, но тревогу вызывает ещё один факт. Согласно этому же опросу, почти 13% подростков мечтают умереть «по-другому» и остается только гадать, на что способна детская фантазия.
С наступлением зимы психологи предостерегают о начале «опасного» сезона. По оценкам экспертов, суициды учащаются с приближением новогодних праздников. Это происходит по ряду причин – в том числе из-за того, что свободное время не приносит желаемой радости, и внутреннее состояние подростка ещё больше угнетается. Однако суицид можно предотвратить. Психологи выяснили, что он не бывает спонтанным, люди готовятся к этому шагу задолго, и если в их жизни появляется какой-то просвет, они могут изменить свое решение. В связи с этим родителям нужно быть максимально внимательными к поведению своих детей, чтобы вовремя повлиять на ситуацию.
Специалисты отмечают два ярко выраженных признака, по которым удается распознать, что ребенка что-то гложет. С одной стороны, это резкая перемена в настроении от депрессии к приливу сил и веселья. Такая внешняя удовлетворенность появляется, когда подросток уже принял решение уйти из жизни, подготовил всё необходимое, и теперь у него наблюдается избыток энергии. С другой стороны, это косвенные поступки, разговоры. «Когда ребенок готовится к суициду, он заметно меняется, — рассказывает врач-психотерапевт, доцент кафедры МИУФ, Геннадий Николаевич Миронычев — Это может выражаться в общении со сверстниками, например, он раздает им игрушки, какие-то вещи, либо рисует на полях тетради могилы с крестами».
Любые разговоры о жизни и смерти, стремление к одиночеству, рассуждения о никчемности и ненужности, интерес к мотивам смерти в искусстве и прочие признаки должны насторожить родителей и побудить их принять меры. При этом допросы с пристрастиями не помогут взрослым узнать, что творится у ребенка на душе. Скорее наоборот, вторжение в его личное пространство ещё больше оттолкнет их. И дело даже не в том, что «предки плохие», а в гормональной перестройке организма подростка, поэтому, чтобы наладить с ним отношения, нужно интересоваться о его делах без давления, и больше рассказывать именно о себе, своей работе, проблемах. Тогда подросток увидит, что его мнение кому-то важно, и он почувствует свою значимость.
Сделать первый шаг к доверительной беседе всегда трудно. Часто этому мешают личные обиды друг на друга, раздражительность, состояние стресса или даже страх. Справиться с волнением помогают успокоительные чаи с чабрецом, липовым цветом, шиповником и другими ягодами и травами. Они натуральным образом снимают напряжение, улучшают настроение и сон. Правда, если взрослые ещё готовы употреблять чай, то заставить подростка пить «травки» весьма проблематично, поэтому специалисты предлагают ещё такие способы, как прием теплых ванн с хвоей или морской солью. Отличный вариант – это занятия спортом. Активные тренировки будут отбирать много энергии, а заодно воспитывать силу духа и волю, вытесняя все ненужные мысли.
Хорошо сближают родителей и детей какие-нибудь общие дела. Если таких нет, можно их придумать: сделать вместе выпечку, можно «вспомнить детство» и покататься вместе на санках с горки, поиграть в снежки, слепить снеговика и т.д. Очень помогает, когда взрослые отправляются со своими детьми по магазинам, причем подросток должен исполнять роль эксперта по моде и выбирать родителю одежду. Дело в том, что дети в переходном возрасте особенно хотят гордиться своими родителями, видеть в них людей, которыми можно восхищаться. И, чем больше у него для этого поводов, тем лучше отношения в семье.
Интересуйтесь делами своих детей, поддерживайте беседу, не уходите от неё общими фразами, что «всё обойдется» или «всё не так плохо». Как ни крути, ни центры помощи, ни школа, ни тем более друзья не смогут предостеречь подростка от последнего шага так, как это может сделать семья», ещё раз напоминают специалисты.
Наиболее частой причиной попытки самоубийств - семейные конфликты с родителями. Однако отмечено снижение этого показателя с 55 до 46%.
На втором месте – угроза потери близкого человека (неразделимая любовь) этот показатель вырос в 1,5 раза и составил 24,1%.
На третьем месте – несправедливое отношение, обвинение – 7,5%.
Настораживает тот факт, что 15% суицидов предпринимали повторные попытки самоубийств.
Суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Чаще всего суицидальные попытки подростков спонтанные, не продуманные и спланированные, а совершенные на высоте эмоций. И часто демонстративные: это не столько желание умереть, сколько отчаянный крик о помощи: “Обратите на меня внимание! Поймите меня!” И крик – это нам, взрослым.
Согласно статистическим данным, опубликованным в официальных отчетах МЗ РФ, за последние три года количество детских суицидов увеличилось на 37% (включая тех, кого удалось спасти). Чаще всего оканчивают жизнь самоубийством подростки в возрасте от 12 до 14 лет. Причем это не беспризорники или дети из неблагополучных семей, где родителям до них нет дела. В 78% зарегистрированных суицидов это дети из вполне обеспеченных и благополучных (на первый взгляд) семей.
Так почему же дети добровольно уходят из жизни? Этот вопрос волнует и родителей и нас психологов. Но однозначного ответа на него дать невозможно.
Выделяют 3 вида суицида: демонстративный, аффективный, истинный.
Демонстративный. Демонстративное суицидальное поведение – это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, возмездие за обиду, несправедливость. Место совершения попытки самоубийства указывает на ее адрес: дома – родным, в компании сверстников – кому-то из них, в общественном месте.
Аффективный.Аффективное суицидальное поведение - тип поведения, характеризующийся, прежде всего действиями, совершаемыми на высоте аффекта. Суицид во время аффекта может носить черты спектакля, но может быть и серьезным намерением, хотя и мимолетным.
Истинный.Истинное суицидальное поведение – намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое. Подросток заботится об эффективности действия и отсутствии помех при их совершении. В оставленных записках звучит мотив собственной вины, забота о близких, которые не должны чувствовать причастность к совершенному действию. По наблюдениям психологов, которые работают с детьми, спасенными после попытки самоубийства и их родителями, можно выделить несколько основных причин суицида.
1. Неблагополучные семьи.
Подростки, делающие попытки самоубийства, происходят из неблагополучных семей. В таких семьях часто происходят конфликты между родителями, родителями и детьми, порой с применением насилия. Родители относятся к своим детям недоброжелательно, без уважения и даже враждебно. Подростки часто воспринимают конфликты в семье, как собственную вину, у них возникает ощущение эмоциональной и социальной изоляции, чувство беспомощности и отчаяния. Они уверены, что ничего не могут сделать, что у них нет будущего.
2. Школьные проблемы
Школьные проблемы играют важную роль в дезадаптации, особенно мальчиков, вызывают утрату контактов со сверстниками. Группа сверстников является референтной группой в подростковом возрасте, ориентиром в становлении собственной идентичности, развитии самооценок, представлений о себе, нормах социального поведения. Потеря или осуждение группой может стать тем социально – психологическим фактором, который способен подтолкнуть или усилить желание подростка к суициду.
3. Стресс
Причиной самоубийства может стать стресс. Семейные конфликты, неприятности в школе, потеря друга и тому подобное могут вызвать стрессовую ситуацию. Любой человек подвергается стрессу в повседневной жизни, однако подростки особенно уязвимы и ранимы, что объясняется их особенно острым восприятием существующих проблем.
4. Сайты глобальной сети Интернет.
Первый и самый важный элемент работы с самоубийцами – это услышать их. Услышать то, что они хотят сказать, услышать их боль и отреагировать, мягко и доброжелательно показать выход. Человек с такой проблемой не видит адекватно свою ситуацию, реальность воспринимается им искаженно. Подход к каждому должен быть индивидуальный. Самой крупной и действенной структурой по профилактике суицида сегодня является сайт “Победишь.ру”. Сайт ежедневно посещают около 1,5 тыс. человек, каждый день несколько человек пишут отзывы о своем отказе от суицида. На сайте качественные материалы психологов, священников, людей, успешно совладавших с суицидальными желаниями, дружная “группа поддержки”. Уважаемые родители если вы заметили, что с вашим ребенком что-то происходит, не стесняйтесь спросить совета у специалистов в этой области. Помогите своему ребенку!
Уважаемые родители уделяйте как можно больше внимания своим детям!
Приложение.
Памятка для родителей.
1. Сохраняйте в семье атмосферу открытости и доверия;
2. Старайтесь сохранять в доме благоприятную, эмоциональную обстановку (меньше ругайтесь и конфликтуйте с супругом (ой) и ребенком);
3. Будьте внимательны к своему ребенку. Не оставляйте без внимания изменения настроения и поведения подростков. Поговорите с ребенком, покажите, что он вам не безразличен. Без эмоционального тепла и поддержке ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным.
4. Важнейшей функцией родителей в подростковом возрасте является помощь ребенку в решении сложных жизненных проблем, объяснение, информирование, содействие в формировании оценки самых различных сторон жизни.
5. Придерживайтесь демократического стиля воспитания, при котором родители поощряют лично ответственность и самостоятельность своего ребенка в соответствии с его возрастными возможностями. Подросток включен в обсуждении семейных проблем, участвует в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнения и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
 Уважаемые родители уделяйте как можно больше внимания своим детям!
Литература:
“О мерах профилактики суицида среди детей и подростков” Письмо Минобразования России от 26. 01. 2000 № 22-06-86.
“Профилактика суицидального поведения” Л. И. Адамова.
“Ранняя диагностики терапия депрессий – важнейшие факторы профилактики суицидов у подростков” М. Г. Усов.
“Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста”. Питер. Санкт-Петербург 1999 год.
Интернет ресурсы. http://www.7ya.ru, “Победишь.ру”.