Тема: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через театральную деятельность».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»КОМБИНИРОВАННОГО ВИДАКУПИНСКОГО РАЙОНА
Самоанализ
Тема: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через театральную деятельность».
Музыкальный руководитель:
Адалатова Ольга Владимировна
Личность и способность ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом, то есть по внутреннему побуждению
Закон психологии
Познавательное занятие - дело серьезное, а у детей основной вид деятельности – игра. Но в выражении «играть нельзя, скучать» дети и взрослые делают паузу или ставят запятую по - разному. Имеются две цели: обучающая, которую преследует взрослый, и игровая, ради которой действует ребенок. Из всех видов художественной деятельности именно театрализованная ближе всего ребенку, поскольку в её основе лежит игра – неиссякаемый источник детского творчества, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л. С. Выготский) [1]
В музыкально - театральной деятельности эти две цели дополняют друг друга и обеспечивают «формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области» [1]
Музыкальное воспитание в нашем саду подчинено одной из задач ФГОС ДО: создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка.
Работа музыкального руководителя многогранна, я учу детей художественно воспринимать музыку, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах. Как научить малыша играть, снимать зажатость и скованность, брать на себя роль и действовать, как научить умению общаться с людьми в разных ситуациях, как развить способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию? Мне хотелось охватить многое, но качественно, углубленно заниматься всем одновременно невозможно.
В настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков, что доказано в исследованиях Л.С.Выготского, Б.М. Теплова, Н.А. Ветлугиной, А.М.Виноградовой, Е.Л.Трусовой, В.Г. Петровой, С.И.Мерзляковой, Л.П.Бочкаревой и других, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку. Театрализованная деятельность тесно связана со всеми видами музыкальной деятельности, с которыми дети встречаются на музыкальных занятиях, и поэтому необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе для меня стала очевидна.
- Песенное творчество воспитывает у детей устойчивый интерес к пению, формирует навыки сочинительства веселых, грустных, колыбельных мелодий по образцу, побуждает детей сочинять песенки на заданный текст.
- Танцевальное творчество вызывает эмоциональный отклик и желание двигаться под музыку, импровизировать, побуждает детей к поискам выразительных движений для передачи характерных особенностей персонажей и настроение музыки танцевальными движениями.
- Игровое творчество привлекает детей своей самостоятельностью, позволяет проявлять интерес к творчеству. Где можно самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не подражая друг другу, создавать игровые образы с помощью движений, мимики, уметь точно выполнять движения, изображающие характер животных, инсценировать хорошо знакомые сказки. Игровое творчество располагает к сочинительству коротких сказок, историй, диалогов.
- Импровизация на детских музыкальных инструментах дает детям представления и способы звукоизвлечения, предлагает им импровизировать простые мелодии индивидуально и в ансамбле, используя ударно-шумовые инструменты. Совершенствовать умения в изготовлении музыкальных инструментов своими руками вместе с родителями.
- Театрализованные игры - привлекательность этой формы детской деятельности - интерес и радость, которые испытывают дети, способствуют успешному развитию у них музыкальных и творческих способностей. Переход детей от игры « для себя» к игре « для зрителя» ( что особенно актуально) [журнал музыкальный руководитель №1 2014 г.]
Таким образом, я определила компетенцию своей работы:
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Для осуществления данной цели наметила следующие шаги:
Использование новых технологий, которые будут способствовать формированию социально-адаптированного и эмоционально благополучного выпускника детского сада.
Создание благоприятных условий через систему театральных занятий для развития музыкально-творческих способностей детей с учетом из возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей.
Формирование у детей нравственного поведения (воспитывать у них отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости).
Активизация познавательного интереса, пробуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного.
Создать условия для совместной театральной деятельности детей и взрослых.
Обновление учебно-методического и материально-технического сопровождения для освоения нового содержания образования.
В дополнение к обновленной примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования « От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой, реализуемой в нашем ДОУ, в работе использую следующие инновационные технологии:
- Э. Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников».
- А. Е. Антипиной «Театрализованная деятельность в детском саду»
- Программу « Театр – Творчество - Дети» авт. Н.Ф. Сорокина, Л.Г.Миланович.
- Методику развития детского творчества элементарного музицирования К.Орфа.
Поставленные перед собой задачи решаю совместно с воспитателями, педагогом ИЗО, логопедом, инструктором по физической культуре на основе музыкального репертуара, адаптированного к дошкольному возрасту. При планировании я тщательно подбираю репертуар, так как уверенна, что неожиданность, новизна, сюрпризность делают занятия интересными, непохожими друг на друга, помогают детям переживать различные ситуации и самостоятельно выходить из них, учат общаться, сопереживать, сочувствовать, развивают и активизируют дошкольников.
Музыкально-театральная деятельность с детьми по музыкально-художественному воспитанию включает в себя:
- восприятие музыки; - песенно-игровое творчество; - музыкально – игровое и танцевальное творчество; - инструментальное музицирование; - художественное слово; - театрализованные игры, игры - спектакли; - сценическое действие с единым художественным замыслом.
Знакомить ребятишек с театрализованной игрой начинаю с ясельной группы. В гости к малышам « прилетает» Птичка – синичка. Она беседует с детьми, поет свои песенки, спрашивает у ребятишек, где они играют, кушают, спят, «летает» с ними по группе. Ребятишки « кормят» птичку зернышками.
Начиная со второй младшей группы, формирую у детей простейшие образно-выразительные умения, стараться более точно передавать движения игровых и сказочных образов, ориентироваться в пространстве зала. Например: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачут веселые или грустные зайцы, клюют зернышки цыплята, летают птички и т.д. Атрибуты для ряженья, маски зверей для разыгрывания «Курочки - рябы», «Репки», « Теремка» помогают детям передавать настроение, следить за развитием действия, представлять себя маленькими артистами. В процессе игры дети учатся правильно называть театральное оборудование - « это маска Медведя», бережно к нему относиться, - «Я помогал приклеивать глазки». Большое внимание уделяется речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз. В представлениях используются стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить содержание по ролям. (Приложение 1). Ребятишки очень любят придумывать маленькие истории про Зайчика - попрыгайчика, Лягушку – квакушку, с удовольствием выполняют роль зрителей – смотрят небольшие инсценировки, которые разыгрывают старшие дети вместе с воспитателями и пользуются у детей неизменной любовью. Малыши с удовольствием включаются в сюжет инсценировки: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности (Приложение 2).
На занятиях малыши проявляют большой интерес к танцевальным движениям, с желанием двигаются в различных образах – зверушек, листиков, снежинок, с удовольствием показывают сюжетные танцы своим родителям на тематических праздниках.
В средней группе я начинаю использовать художественно-образные выразительные средства - интонацию, мимику и пантомиму (жесты, позу, походку). На занятиях театрализованной деятельностью дети с помощью специальных упражнений тренируют мимику, запоминают характерные жесты, развивают речь, интонацию, воображение, фантазию. На занятиях я использую упражнения артикуляционной гимнастики: «Заборчик», «Нарисуем солнце», «Чистим зубы», «Часики» и др. (Приложение 3)
Особенно нравятся детям дыхательная гимнастика, упражнения на развитие мимики: «Солёный огурец», « я ем лимон», «хитрая лисичка», «строгий папа», «злая собака», «я хочу спать» (Приложение 4) Из этюдов и упражнений в дальнейшем и складывается образ для маленького актера, например, хитрой лисички, злого волка, сердитого мишки, печального зайца. Важным аспектом в деятельности является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации, музыкально – пластических импровизаций. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок.
Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети идут по горячему песку или идут по камушкам, воробышки клюют зернышки).
Имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте)
Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (воробушки испугались автомобиля, взлетели на веточку дерева).
Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (хитрая лисичка подходит к домику зайчика, неуклюжий мишка собирает шишки).
Музыкально – пластические импровизации («Бабочки», «Осенние листочки», «Снежинки», « Заколдованный лес»).
Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»).
Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам (Приложения 5,6,7).
С воспитанниками средней группы работу над кукольными спектаклями и театрализованными играми мы ведём параллельно, объединяя кукольный спектакль с театральной игрой в единое целое. Этот вид деятельности (театрализованные игры с элементами кукольного театра) интересен тем, что в одно и то же время часть детей играет с театральными куклами, а другая участвует в спектакле драматического театра. Неуверенные в себе дети чаще всего выбирают кукольный театр, так как кукла для них является ширмой, за которую ребенок стремится спрятаться в стрессовой ситуации (выступление перед зрителями).
Мною был составлен каталог сценариев (пьес), драматизаций, инсценировок, кукольных спектаклей для всех возрастных групп ДОУ разработан план работы над кукольным спектаклем, где разбираются актуальные вопросы для руководителя, учитывается ряд педагогических требований к подготовке кукольного спектакля. ( Приложение 8, 9)
В старшей группе застенчивые дети сначала выбираются не на главные роли, воспитанников можно распределить по их желанию, в порядке очередности, считалкой. С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения. К театрализации я обязательно привлекаю воспитателей, которые с удовольствием берут на себя роли героев сказок. Приобщаю родителей к подготовке спектаклей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Ребенок осознает свои возможности, чувствует, что может проявить себя в любом виде музыкально-театральной деятельности, привыкает к мысли, что любое проявление творчества находит поддержку со стороны взрослых и сверстников.
В процессе разучивания материала необходимо соблюдать следующие принципы:
следование природе ребёнка, его темпераменту, характеру;
заинтересованность, новизна, сюрпризность;
обучение через игру;
импровизация;
радость успеха;
подбор доступного и интересного материала; воспитание гармоничной личности, умеющей видеть прекрасное в людях и в жизни
( Приложение 10)
Музыка важная составляющая спектакля и эстетического воспитания малышей. Она оттеняет, задает характер и ритм каждому герою, каждой мизансцене, подчеркивает ритмичность движений кукол их настроение. Спектакль кукольного театра не проходит без пения и плясок кукол, которые очень любят и знают дети. Для плодотворной работы собрана большая фонотека « Сезонные праздники», « Классическая музыка детям», « Музыка для релаксации», « Музыка из мультфильмов». Музыка является фундаментом спектакля, знакомые мелодии и песни сближают детей и героев. Дети сами поют песенки с героями, пританцовывают вместе с героями, выполняя знакомые движения. Музыкальные загадки, чистоговорки, скороговорки делают речь детей чистой и образной. С помощью музыкального фона малыши слышат разные музыкальные инструменты и видят их в руках кукол. Этим способом мы приоткрываем мир музыки и учим различать голоса музыкальных инструментов, музыкальные жанры. ( Приложение 11)
В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев. Театрализованные игры дают детям возможность применять полученные знания, проявлять творческие способности. Необходимо избегать назначение на ведущие роли одних и тех же детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Во второй половине дня проводятся театральные занятия по программе « Мы маленькие артисты» (Приложение 12)
Для маленьких артистов важно, как у них получилось, понравилось ли окружающим. Другими словами, их заботит результат, которого они добились. А результат - это то, как изобразили, как разыграли произведение. Собственно в активном стремлении к творческому исполнению произведения заключается воспитательное значение театрализации (Приложение 13).
Анализ результата своей деятельности осуществляла с использованием разработанных мною критериев (по Васильевой М.А.) (Приложение 14)
Устойчивый интерес к театральной деятельности
Умение давать оценку поступкам действующих лиц в театральной деятельности
Владение выразительностью речи
Способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражая своё
Способность сопереживать героям сказки
Умение вживаться в образ, совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения (Приложение 15)
Оценка деятельности детей
Критерии
Высокий уровень:
Творческая активность, инициатива самостоятельность детей.
Быстрое осмысливание задания,
Ярко выраженная эмоциональность.
Средний уровень:
Эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театральную деятельность.
Требуется помощь взрослого, дополнительное объяснение, показ, повтор.
Низкий уровень:
Мало эмоционален, не активен, равнодушен.
Спокойно, без интереса относится к театральной деятельности.
Мониторинг уровня развития музыкальных способностей детей через театральную деятельность показывают, что дети имеют высокий уровень развития музыкальных способностей, и способности эти развиваются целенаправленно и динамично. По результатам диагностики в 2012 – 2013 г. низкий уровень - 10%, средний уровень – 35%, высокий уровень – 55%. В 2014-2015 г. низкий уровень - 4 %, средний уровень – 40%, высокий уровень – 70%.
Проанализировав результаты я сделала вывод, что мои воспитанники:
Проявляют интерес к театральной деятельности, театральным играм.
У детей расширился познавательный интерес.
Обогатился и активизировался словарь.
4. Усовершенствовались исполнительские умения. У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, активность, инициатива, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца). 5. Дети научились понимать эмоциональное состояние другого человека, ярко проявляется индивидуальность в каждом воспитаннике.
6. Развилась память, мышление, воображение, внимание.
7. Повысилась и усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
8.У детей появилось желание придумать рассказать сказку, историю, сочинить танец и т.д. Причём такую характеристику могут дать как родители, так и воспитатели. (Отзывы родителей)
Без похвал умирает душа,Жизнь не всходит в счастливом зените.Каждый молит без слов, чуть дыша:“Похвалите меня, похвалите!”Без похвал не пройти рубежа,Не добиться великих открытий.Просит снова и снова душа:“Похвалите меня, похвалите!”
Мои воспитанники показывают инсценировки младшим детям. Принимают активное участие в праздниках, развлечениях, играх – драматизациях, театральных постановках, досугах, совместно с родителями, где доказывают свои успехи и достижения, раскрывают творческие способности и подтверждают это участием в районных, областных и всероссийских конкурсах, занимая призовые
места: грамота за II место в номинации «Оригинальный жанр (шумовой оркестр)» 2013 год, грамота за II место в номинации «Оригинальный жанр (детский мюзикл «Кошка – домоседка»)», диплом руководителя во всероссийском конкурсе «Мелодинка» в номинации «Инструментальный жанр. Оркестр» и диплом руководителя в номинации «Эстрадный вокал».
Проводимая работа привела к проявлению большего интереса родителей в дальнейшем развитии своих детей, к повышению компетентности по данному вопросу. Родители стали чаще задавать вопросы, систематически присутствуют на праздниках, родительских собраниях, с интересом откликаются на мои просьбы.
Подводя итоги своей деятельности по теме «Дидактические игры как средство развития интеллектуальных способностей дошкольников» можно отметить, что дети с удовольствием идут в детский сад, они жизнерадостны, любознательны, с удовольствием занимаются, играют, растет интеллектуальная активность детей. Дети стали проявлять живой интерес к окружающей действительности, увеличился круг тем их интересующих, что позволяет, готовить интересные сюжеты для игр, досугов и экспериментов ориентируясь на их запросы.
Полученные результаты подтверждают важность использования дидактической игры в интеллектуальном развитии дошкольников, так как система работы с данными играми предоставляет большие возможности для творческой деятельности и самореализации личности детей, при этом достигаются высокие результаты в интеллектуальном развитии детей, и как следствие – успешная адаптация и обучение в школе.
Успех музыкального воспитания во многом зависит от постановки воспитания в семье. В семье завершается процесс закрепления приобретённого в детском саду.
Моя работа в этом направлении показывает что, для организации плодотворной связи детский сад – семья необходимо чёткое, целенаправленное руководство. И осуществляет такое руководство музыкальный руководитель при активной помощи всего педагогического коллектива.
15