Программа Исток по внеурочной деятельности театральной студии Сказка


ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧОЙСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СЕЙКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Принято Утверждаю:
Педагогическим советом директор МОУ «Сейкинская СОШ»
Протокол № ____________Тырина З.В.
от «____»___________20 г. Приказ № ________
от « » ____________ 20 г.
Образовательная программа
«Исток»
по внеучебной деятельности
студии
«Сказка»
для учащихся 6-10 лет
срок реализации 4 года

Для обучающихся 1-4 классов,
срок реализации 4 года
Составитель программы:
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Просверикова Ольга Владимировна

Сейка - 2012
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………3
Актуальность ………………………………………………………...4
Цели и задачи…………………………………………………………4
Новизна ……………………………………………………………….5
Принципы создания программы…………………………………….7
Этапы и сроки реализации программы……………………………..9
Предполагаемые результаты………………………………………...9
Направления программы……………………………………….......10
Заключение …………………………………………………………33
Литература…………………………………………………………..35
Приложения
Пояснительная записка
Во все времена люди высоко ценили духовно – нравственное развитие и воспитание. В рамках внедрения ФГОС II поколения разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В концепции говорится: «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство должны найти большое отражение в новом содержании образования и воспитания младших школьников, так как сейчас образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей.
Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности народов России: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является. Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека (а народное искусство является его неотъемлемой частью), известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности».
Дополнительная образовательная программа «Исток» студии «Сказка» является модифицированной и дополняет школьную программу в сфере изучения традиций и обычаев народов России, реализуется на базе нашей школы. Так как у младших школьников ведущей формой деятельности является игровая, то реализация программы осуществляется через игру - путешествие «К истокам народной культуры».
Цель программы:
Введение детей в мир народной культуры через творческую деятельность.
Задачи программы:
- создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения младших школьников, развитие познавательного потенциала личности ребенка, через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности;
- создание условий для формирования и сплочения коллектива и развития личности в нем;
- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношение к другому человеку, его мнению, культуре, языку, традициям, ценностям народов России;
- воспитание у детей уважительного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа.
Принципы программы: доступность, свобода выбора, системность, разнообразие, постепенное усложнение материала.
Предмет изучения народного творчества: малый детский фольклор, народная поэзия, сказки, игры, народные обряды и обычаи, декоративно-прикладное искусство, народная одежда, медицина, кухня. Обоснование актуальности: Во всяком культурном вкладе любого народа есть нечто свое, неповторимое, а потому и особенно ценное. Как это ни странно, но именно непохожесть сближает. Схожесть, одинаковость, стандартность оставляет нас равнодушными. Своеобразие же манит, заинтересовывает, заставляет стремиться проникнуть в суть. Поэтому национальную культуру и традиции следует изучать и сохранять. Национальное своеобразие сближает нации, а не разъединяет их. Мы изучаем культуру другого народа, чтобы увидеть его индивидуальность.
Культура создается сообща, она интернациональна, она принадлежит всему человечеству, имеет общие истоки, связана между странами и континентами; поэтому и цель, которая стоит перед культурой, состоит в том, чтобы служить объединению. В основу данной программы положена идея диалога двух культур (русской и алтайской).
Новизна:
заключается в том, что реализация этой программы позволяет на приоритетных началах представлять культуру разных районов в поликультурном регионе;
дает возможность учителю шире использовать национально-региональные материалы в целях воспитания школьников;
повышает возможности участия родителей в жизни класса и школы.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному часу.
С давних пор солнечный круг являлся зримым символом времени, колесо которого катится с востока на запад. В народном сознании сложился устойчивый образ года как круга. В связи с этим программа построена на основе народного календаря. Каждый этап имеет определённый объём тем с постепенным усложнением учебных заданий.
Учебно-тематический план первого года обучения
«Зачин дело красит»

Тема Кол-во часов
Осень 1 Вводное занятие. Путешествие в прошлое. 1
2 Творческая работа. Поделки из природного материала. 1
3 Разговор о хлебе «Хлеб – всему голова» 1
4 Разучивание загадок на тему «Сад», «Огород» 2
5 Осенины. 2
6 Русские народные хороводные игры. 2
7 Алтайские игры. 2
8 Разучивание русской - народной песни «Во поле береза стояла». 2
9 Загадки о природных явлениях. 2
Зима 1 Зимние забавы (игры на свежем воздухе). 3
32 Небылицы. Рисунки к небылицам. 2
3 Колядки. 2
4 Святочные игры и забавы. 2
5 Путешествие в страну сказок. 1
6 Разыгрывание сказок с участием народных героев (медведя и других) 3
7 Народные игры, танцы. Разучивание элементов русских – народных переплясов. 2
Весна - лето 1 Знакомство с календарем Масленицы. Игры и забавы на масленой неделе. 1
2 Игры и забавы на вербной неделе. 1
3 Знакомство со светлым праздником Пасхи. Пасхальные развлечения. 1
4 Праздник и праздничное поведение (народное гуляние) 1
5 Народные русские хороводы. 1
6 Праздник «Прилёт птиц» 1
34 часа
Учебно-тематический план второго года обучения
Времена года

Тема Кол-во часов
Осеняя обрядность 1 Вводное занятие. Жанры русского народного творчества. 1
2 Творческая работа 1
3 Разговор о хлебе «Хлеб – всему голова» 1
4 Развлечение «Чудеса – кудеса» 1
5 Праздник урожая 1
6 Практическое занятие «Пшеничная кукла» 1
7 Песни о «матери» - природе. 1
8 Разучивание русской-народной песни «А я по лугу гуляла». 1
9 Загадки, кроссворды о природе «Ум хорошо, а два лучше». 1
10 Подготовка и проведение праздника «Ярмарка» 2
Зимние календарные обряды русского народа 1 Посиделки «Никола зимний» 2
2 Небылицы. Потешки. Рисунки к небылицам. 1
3 Зимние святки. 1
4 Подготовка и проведение праздника Рождества. Рождественские посиделки. 2
5 Путешествие в страну сказок «Сказка, сказка, открой свою тайну!» 2
6 Разыгрывание сказок с участием народных героев (медведя и других) 2
Весенне-летняя обрядность 1 Широкая Масленица. 2
2 Праздник «Русские матрешки» (подготовка и проведение) 2
3 Живи по старому, а говори по новому. 2
4 Праздник и праздничное поведение (народное гуляние) 1
5 Народные русские хороводы «У наших ворот всегда хоровод» 1
6 Праздник пастушков. 1
8 Праздник первой борозды. 1
9 Фольклорный праздник «В гостях у времен года) (подготовка и проведение)3
34часа
Учебно-тематический план третьего года обучения
Семья

Тема Кол-во часов
Осень 1 Вводное занятие. Семейный очаг. 1
2 Творческая работа. Моя семья. 1
3 Семейное древо. 1
4 Семейные традиции. 1
5 Устройство русской избы. 1
6 Внутреннее убранство избы. 1
7 Бытовые сказки с описанием осенних работ крестьян. 1
8 Приметы осени. Хозяйка Мира. Праздник Покрова. Хозяйка Мира. Праздник Покрова. 1
9 Пословицы и поговорки. 1
10 Подготовка и проведение праздника «Осенины». 2
Зима 1 О чем расскажет народный костюм. 1
2 Святки 2 Крещение. 1
3 Татьянин день, или бабий кут. 1
4 Зимние сказки бабушки Агафьи. 2
5 Путешествие в страну сказок (викторина по народным сказкам) 1
6 Кудеса-чудеса (спектакль кукольного театра) 12
Весна 1 Масленица. 2
2 Весенние сказки бабушки Агафьи. 3
3 Вербное воскресенье. 2
4 Праздник и духовность. Светлое христово воскресенье. 2
5 Алтайское жилище. 2
6 Путешествие по сказкам алтайского народа. 3
8 Весенние праздники алтайского народа. 2
9 Фольклорный праздник (подготовка и проведение). 3
34часа
Учебно-тематический план четвёртого года обучения
История, традиции России и алтайского народа

Тема Количество
часов
1 Вводное занятие. Традиции русского и алтайского народов. 1
2 Знакомство с историей Российского герба, флага, гимна. 2
3 Знакомство с историей герба, флага, гимна республики Алтай. 2
4 Народные промыслы русского народа. 5
5 Традиционные росписи России 5
6 Языческие мотивы и символы в народных росписях (русской и алтайской) 3
7 Азбука народной росписи. 7
8 Традиции и современность. 6
9 Коллективно-творческое дело «Весёлые мастерские» 1
10 Подготовка и проведение праздника «Ярмарка» 3
34часа
Содержание учебного материала.
Внеурочная деятельность детей объединяет все виды деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная, трудовая, художественное творчество.
Программа рассчитана на 4 года. В течение этого времени ребята познакомятся с тем, как жили наши предки, познавали мир в своем разнообразии.
1 класс «Зачин дело красит»;
2 класс «Времена года»;
3 класс «Семья»;
4 класс «История моего народа».
Программа первого года является пропедевтической, она вводит в курс через русские народные игры, инсценирование сказок.
Во втором классе дети путешествуют по временам года, знакомятся с обрядами, обычаями, предметами быта, народным творчеством.
В третьем классе ребята знакомятся с устройством крестьянского дома, укладом семьи.
В четвертом классе изучают историю народных промыслов, знакомятся с многообразием традиций России и своего края.
В эти разделы включены различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества. Дети знакомятся с понятием «народная культура», знакомятся с потешками, пословицами, сказками, песнями, частушками, небылицами, колыбельными.
Все эти виды народного творчества имеют воспитательное значение. Так детская игра является первым проявлением театрального чувства. Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. В пословицах содержится много поучительного. У детей формируется положительное отношение к трудовой деятельности, любовь к родному краю, к Родине. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов. Через выражение любви взрослого к ребенку в колыбельных закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Не меньшую роль в воспитательно-образовательном процессе играют народные песни, потешки, частушки, которые развлекают детей, создают бодрое настроение, знакомят с обычаями.
Изготовление и роспись игрушек, декоративное рисование, развивают художественно-творческие способности, воображение, мышление. Изделия создаются целым коллективом, это часто является семейным делом.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют большое значение в младшем школьном возрасте. Строя свою работу с детьми на основе народного искусства, я исхожу из того, что оно должно быть широко включено в быт и деятельность детей, поэтому родители активно участвуют во всех культурных мероприятиях, помогают в изготовлении предметов быта, декоративных игрушек.
Прохождение каждого этапа заканчивается коллективной творческой деятельностью – ключевым делом. Оно может быть проведено в любой форме: театральный праздник, ярмарка, народные гуляния, выставка. Заканчивается год заключительным праздником, презентацией. От года к году усложняется форма проведения ключевых дел.
Прогнозируемые результаты и диагностика:
приобщение к истории своей семьи, школы, села и культуре народов;
приобретение знаний, умений и навыков для сохранения здоровья;
приобщение к исследовательской деятельности;
повышение уровня социальной комфортности в коллективе.
воспитание чувства гордости, любви к родному краю;
проявление уважительного отношения к старшим;
формирование негативного отношения к вредным привычкам;
расширение кругозора;
активное участие родителей в жизни класса, школы;
повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы, классного руководителя.
Для диагностики результатов я использую методику А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив», педагогическое наблюдение, тесты, методики для изучения нравственной направленности, удовлетворенности детей и родителей работой кружка, самооценку детей («Я узнал как…», «Я могу помочь другим…», «У меня хорошо получается…») и т.д.
Содержание ФГОС начального образования открыло новые возможности для духовно-нравственного воспитания детей, одним из средств которого является народное искусство. Целенаправленная работа по внедрению программы способствует повышению уровня воспитанности обучающихся, обеспечивая развитие нравственных качеств личности.
Заключение.
Значение русского народного творчества огромно. В последние годы повсеместно началось приобщение к народным истокам, возрождение старинных обычаев и обрядов.
Нельзя прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, именуемых святками, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.
Детский фольклор – обширная область устного народного творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он способствует рядом с миром взрослых. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их быт.
Мысль детей связана с конкретными образами – в этом ключ к тайнам детского художественного творчества.
Сближение с русской народной культурой современной молодежи необходимо. Дети становятся добрее и внимательнее друг к другу, расширяется их кругозор, и повышается интерес к познанию окружающего мира через игру, песни, импровизации. У детей развивается воображение, эстетические вкусы, творческая фантазия.
Детская игра является первым проявлением театрального чувства.
Список используемой литературы
1. Теплов Б.Н. «Психологические вопросы художественного воспитания»». Известия АПН РСФСР. Вып.11-М.-Л.с.7
2. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России».-URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
3. Величко Н.К. Русская роспись, - Москва: Аст-пресс,2010. – 224с.