Проект по здоровому образу жизни Здоровому все здорово
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Буравцовская средняя общеобразовательная школа»
Эртильский муниципальный район
Воронежская область
Исследовательская работа
Проект:
«Здоровому всё здорово!»
Автор проекта: Плеханов
Ярослав Александрович,
учащийся 10 класса
Руководитель проекта:
Бобкин Игорь Михайлович,
учитель физической культуры
I. ВВЕДЕНИЕ
Обоснование (актуальность) проекта. Проблема здоровья подростков всегда являлась наиболее актуальной для нашей страны, и слова Ф.И. Достоевского «ибо из подростков создаются поколения» являются яркой иллюстрацией этого утверждения.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Быть здоровым – это естественное желание каждого человека. Здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. Хорошее здоровье – это радостное восприятие жизни, высокая работоспособность. Особую актуальность проблема сохранения здоровья приобрела в наше время в связи с ухудшением экологической обстановки не только в нашей стране, но и в мире в целом. Укрепление здоровья детей и подростков является приоритетной задачей не только здравоохранения, но и образования. Особенно несоблюдение правил здорового образа жизни сказывается на состоянии здоровья подрастающего поколения. На современном этапе, когда в стране уровень продолжительности жизни людей сравнительно невелик, очень важно с раннего детства прививать подрастающему поколению понятие о здоровье, как о главной ценности жизни человека, воспитывать в нём необходимость и важность сохранения здоровья в сильно нарушенной среде обитания. Деятельность учащихся в рамках настоящего проекта поможет им понять необходимость быть здоровым, научит правилам здорового образа жизни, способам достижения гармонии с окружающим миром.
Цель:
Изучение влияния занятий физическими упражнениями как определяющего компонента формирования здорового образа жизни на состояние здоровья учащихся МКОУ «Буравцовская СОШ».
Задачи:
Провести анкетирование для выявления представлений школьников о факторах влияющих на здоровье.
Определить отношение школьников к состоянию собственного здоровья.
Проанализировать занятость обучающихся в спортивных секциях.
Способствовать формированию у учащихся потребности и мотивации к деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья.
Участники: учащихся 9-11классов МКОУ «Буравцовская СОШ».
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни и формирование готовности его пропагандировать.
Увеличение числа учащихся, занятых во внеурочное время в спортивных секциях.
Снижение уровня заболеваемости в классе.
Гипотеза: большинство школьников ведёт малоподвижный образ жизни, мало занимается спортом, у некоторых имеются вредные привычки. Соответственно, здоровье учащихся имеет отклонение от нормы.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Теоретическая часть.
Известно, что здоровье человека зависит от биологических возможностей, социальной среды, природно-климатических условий. Неоспоримым является тот факт, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно развиваться, идти к намеченным целям. В последнее время естественная смена поколений проходила и проходит в сложных экологических, экономических и политических условиях, что отрицательно сказывается на здоровье и вместе с тем ухудшается генофонд нации.
Изучение научно-популярной литературы.
Для более чёткой работы по проекту мы вместе с руководителем Бобкиным Игорем Михайловичем посетили нашу школьную и сельскую библиотеки, чтобы подобрать научно-популярную литературу для определения факторов, влияющих на здоровье подростков. Просмотрев отобранные источники, я выделил для себя такие факторы:
соблюдение режима дня;
организация двигательной активности;
закаливание;
полноценное и рациональное питание;
влияние окружающей среды, экология;
наследственность.
Немецкий философ Артур Шопенгауэр когда-то сказал: «Девять десятых нашего счастья зависит от того, насколько здоровый образ жизни мы ведем». А ведь счастливым хочет быть каждый из нас. В последнее время понятие здоровый образ жизни становится все более актуальным, ведь изменение типа нагрузок («сидячий образ жизни»), увеличение рисков экологического, техногенного, политического, военного и психологического характера только провоцируют негативные сдвиги в состоянии нашего здоровья.
Исследования ученых показали, что если бы каждый человек придерживался 10 «золотых» правил здорового образа жизни, то жили бы мы не менее 100 лет. Эти 10 советов, разработанные международной группой психологов, врачей и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], следующие:
Занимайся только приятной тебе работой.
Всегда имей собственную точку зрения.
Придерживайся правил рационального питания.
Откажись от вредных привычек.
Спи при температуре 17-18єС.
Относись ко всему с любовью и нежностью.
Занимайся активным умственным трудом.
Периодически употребляй сладости.
Почаще давай своему организму эмоциональную разгрузку.
Занимайся физическим трудом.
Вроде все просто, но мы любим крайности. Кто-то половину своей жизни просиживает с пультом на диване, кто-то до отвала наедается, а кто-то работает до изнеможения, даже в снах успевая просчитывать выгодность сделки. А потом от болезней его не может избавить даже совершенная современная медицина. На 50% здоровье человека определяется тем, насколько здоровый образ жизни он ведет, на 20% – генетический фактор и наследственность, еще 20% составляют условия жизни (экология, климат, место жительства), 10% – здравоохранение.
Что же такое здоровье? Заглянув в Большую Российскую энциклопедию, я нашёл следующее, что Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Понятие «здоровый образ жизни» социологическое. Энциклопедия социологии разъясняет его так: здоровый образ жизни представляет собой концепцию социальной политики, которая основывается на признании высокой значимости здоровья в социуме, ответственность за сохранения здоровья со стороны индивида, государства, общества и социальной группы и утверждающую необходимость принятия конкретных действий и мер, направленных на создание благоприятной и безопасной окружающей среды.
Если говорить проще, здоровый образ жизни – это то, что позволяет нам, живя в неблагоприятной экологии и стрессовых ситуациях, хорошо себя чувствовать; это то, что позволяет нам сохранить крепкое здоровье и активность до глубокой старости.
Много лет назад немецкий учёный М. Петенкофер писал: «не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных».
Наша русская пословица очень ярко иллюстрирует эту мысль немецкого учёного: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – всё потерял».
Здоровье – это счастье! Когда человек здоров, все получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым. Но нужно уметь заботиться о нём.
2.2. Практическая часть
Для более полной работы над проектом мы вместе с руководителем Бобкиным И.М. и ответственными за спортивную работу в 9-11 классах составили план мероприятий по реализации проекта.
2.2.1. План мероприятий по реализации проекта
№ п/п
Наименование мероприятий
Сроки
Ответственные
1
Организация в школе занятий спортивных секций.
В течение учебного года
Бобкин И.М.
2
Анкетирование учащихся 9-11 классов
Сентябрь
Плеханов Я.
Бобкин И.М.
3
Викторина «Факторы, влияющие на здоровый образ жизни»
Октябрь
Плеханов Я.
Бобкин И.М.
4
Проведение в школе Дня здоровья
1 раз в четверть
Бобкин И.М.
Плеханов Я.
5
Участие в районных спортивных соревнованиях
В течение учебного года
Бобкин И.М.
6
Выпуск стенгазеты «Здоровый образ жизни»
В течение учебного года
Плеханов Я.
Бобкин И.М.
7
Выпуск буклетов, листовок о здоровом образе жизни
В течение учебного года
Плеханов Я.
Бобкин И.М.
8
Конкурс плакатов «Нет – вредным привычкам!»
В течение учебного года
Плеханов Я.
Бобкин И.М.
9
Выступление агитбригады «Наш выбор – здоровая жизнь!»
Май
Плеханов Я.
Бобкин И.М.
2.2.2. Информационно-аналитическая часть проекта
Для решения задач проекта и достижения основной цели мы вместе с руководителем Бобкиным Игорем Михайловичем составили анкету, которая включила в себя вопросы, касающиеся определения образа жизни учащихся, отношения их к здоровому образу жизни. Для достоверности результатов анкета проводилась анонимно (Приложение 1).
В опросе принимали участие учащиеся 9-11 классов – 30 человек. Первый вопрос – о жизненных ценностях. Учащимся из 10 предложенных жизненных ценностей нужно было выбрать пять наиболее значимых и распределить их по местам: от 1 (самое важное) до 5 (наименее важное). Какими же ценностными ориентациями здорового образа жизни руководствуются респонденты? 100 % учащихся отмечают, что самая главная ценность в жизни человека – это здоровье, от которого зависит вся дальнейшая жизнь: и образование, и престижная работа, и наличие семьи и счастья в целом.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Можно сделать вывод, что жизненная ценность здоровья у учащихся стоит на первом месте и является приоритетной.
Ответы респондентов на второй вопрос анкеты «Как вы любите проводить своё свободное время?» оказались такими: 5 учащихся любят проводить время за компьютером, предпочитая различные игры, 4 – читать развлекательную литературу, 3 – смотреть телевизор, 15 учащихся – заниматься каким-либо видом спорта, 3 учащихся – знакомиться с новыми людьми (опять же в сети Интернет).
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415 Вывод таков: 15 учащихся в свободное время проводят с пользой для своего здоровья – занимаются спортом, а 15 учащихся вредят своему здоровью, ведут малоподвижный образ жизни.
Известно такое выражение, которое пришло из глубокой древности: «Я ем для того, чтобы жить, а не живу для того, чтобы есть». Данного высказывания мы все должны придерживаться, оно должно стать основой правильного питания и нашего здоровья.
Ответы учащихся на следующий третий вопрос анкеты «Как организован ваш рацион питания» распределились следующим образом: все учащиеся посещают школьную столовую, где получают полноценное горячее питание; из 30 опрошенных 15 учащихся завтракают дома; 5 учащихся уходят в школу, не позавтракав; 9 человек регулярно покупают для перекуса чипсы, шоколадные батончики; у одного учащегося индивидуальный режим питания.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Вывод: пища, которую мы едим, обеспечивает развитие тканей и клеток организма, а также является источником энергии. Обмен веществ в нашем организме полностью зависит от характера питания. От того, что мы едим, зависит наша трудоспособность, заболеваемость, физическое развитие и рост, нервно-психологическое состояние, продолжительность жизни. Поэтому правильное питание и здоровый образ жизни неразделимы.
В жизни каждого человека есть слабости, которые приходится преодолевать, и пороки, которые наказываются потерей здоровья.
На четвёртый вопрос анкеты «Имеете ли вы вредные привычки, если да то какие?» учащиеся ответили так: 13 человек не соблюдают режим сна, допоздна засиживаясь за компьютером или смотрят телепередачи; 10 человек – не соблюдают режим питания и вообще, любят совсем не полезную еду – чипсы, пищу быстрого приготовления; 4 учащихся не занимаются спортом вообще; 3 учащихся имеют такую вредную привычку, как курение.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415 Из вышесказанного следует: человек должен видеть, что является причиной, мешающей его духовному развитию и от чего надо отказаться.
Разрушение всего отрицательного – это не отказ от себя, а преодоление дурного в себе, освобождение в своем внутреннем мире места для интенсивного развития положительных качеств.
На пятый вопрос анкеты учащимся было предложено ответить на вопрос, «Каковы, на ваш взгляд, причины приобретения таких вредных привычек, как курение, алкоголизм, наркомания». Учащиеся ответили так: 8 человек ответили – «за компанию», 9 – «из любопытства», 10 – «чтобы казаться взрослым», 2 – «получать от этого удовольствие», 1 – «чтобы снять напряжение».
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415 Вывод можно сделать такой: начинают курить из любопытства, от желания казаться увереннее, взрослее, подражать кому-то, за компанию. Как Причин много, а исход обычно один – астма, язва желудка, нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы.
Экономисты подсчитали, что за 20 лет расходы на курение даже самых дешевых сигарет равны стоимости хорошего автомобиля. Вот так, вместе с сигаретой в дым превращается наша жизненная мечта.
Аналогичны причины употребления спиртных напитков, наркотиков. Но при этом еще в большей мере выходит из строя нервная система, теряются контрольные функции психики, она разрушается. Поэтому надо с юношеского возраста вырабатывать в себе отрицательное отношение к вредным привычкам. Уметь вовремя сказать: нет. Противостоять соблазнам. Сделать правильный выбор. Ежедневно воспитывать в себе правильные и полезные привычки, что поможет сохранить здоровье на долгие годы.
Ответы учащихся на шестой вопрос анкеты «Для чего нужно вести здоровый образ жизни» таковы: 10 учащихся ответили «чтобы иметь хорошее здоровье», 9 учащихся – «быть физически сильным, уметь постоять за себя», учащихся – «чтобы быть современным культурным человеком», 6 учащихся – «быть внешне привлекательным, иметь хорошую фигуру», 5 учащихся – «быть успешным в жизни, добиваться успеха».
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415 Вывод такой: все учащиеся правильно понимают для чего нужно вести здоровый образ жизни, и стараются этому соответствовать.
Движение – жизнь, а активное движение – здоровая жизнь. Ежедневные занятия спортом – залог красоты и здоровья. В целом, здоровый образ жизни включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий, который обеспечивает укрепление физического и морального здоровья человека, повышения его работоспособности.
На седьмой вопрос анкеты «Что Вы делаете для того, чтобы придерживаться здорового образа жизни» ответы учащихся были такими: 8 учащихся стараются больше бывать на свежем воздухе, на природе; 4 учащихся стараются высыпаться, не переутомляться; 3 учащихся пытаются соблюдать режим дня; 2 учащихся избегают вредных привычек или борются с ними; 10 учащихся занимаются спортом; 3 регулярно посещают врачей, выполняют их рекомендации.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Вывод здесь можно сделать такой: какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. Поэтому, с детства надо воспитывать любовь к физкультуре, заботясь о своём здоровье, помня в мыслях, что только «в здоровом теле – здоровый дух».
Очень приятно, что все учащиеся осознают и понимают причины, которые ухудшают состояние здоровья, но не все учащееся готовы прямо сейчас отказаться от вредных привычек и сложившегося образа жизни. Многие заботу о своем здоровье откладывают на потом.
2.2.3. Беседа с медицинским работником
Состояние здоровья учеников – ключевой показатель результатов деятельности школы. В этой связи уместно привести слова В.А. Сухомлинского: «Опыт убеждает нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учёбе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».
С целью получения более точных сведений о результатах анкетирования я вместе с руководителем проекта Бобкиным Игорем Михайловичем решили встретиться с медицинским работником Буравцовского ФАП Козловой Татьяной Анатольевной. Мне было интересно выяснить уровень здоровья учащихся старших классов. В течение учебного года Татьяна Анатольевна проводит мониторинг здоровья обучающихся, фиксируя в медицинских картах профилактические прививки, изменение состояния физического развития и здоровья учащихся. Анализ медицинских карт учащихся 9-11 классов показал, что из 30 учащихся 16 – не имеют проблем со здоровьем (и это радует), у 3 – нарушение зрения; у 2 – расстройства опорно-двигательного аппарата (плоскостопие); у 1 школьников нарушения в эндокринной системе; у 7 – нарушения осанки; у 1 учащегося недостаточная масса тела.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415 А каковы причины отклонений здоровья у учащихся – выяснил я у Татьяны Анатольевны. Она назвала следующие из них:
малоподвижный образ жизни,
долгое сидение за компьютером,
несоблюдение режима дня, гигиены питания.
Вместе с Козловой Т.А. мы разработали ряд рекомендаций для учащихся, которые направлены на укрепление и поддержание здоровья. А именно:
В ситуации переутомления, повышения артериального давления необходимы достаточный сон и прогулки на свежем воздухе.
Учащимся, которые страдают отклонениями в работе желудочно-кишечного тракта, необходимо следить за режимом питания (дробное, частое питание в течение дня), обязательно завтракать и обедать; вести активный образ жизни (от регулярных занятий спортом до просто ходьбы).
Для предупреждения распространения инфекционных простудных заболеваниях в школе, прежде всего, необходимо строго выполнять санитарно-гигиенические правила.
Учащимся необходимо обратить внимание на состояние зубов, так как кариес является очагом инфекции во рту и причиной некоторых заболеваний.
Аллергические реакции могут возникать как наследственный фактор, а также как реакция организма на раздражителей – пища, всевозможная химия, пассивное и активное курение. В этой ситуации можно порекомендовать исключить из рациона продукты-аллергены, не пользоваться веществами, которые вызывают раздражение, чаще находиться на свежем воздухе.
Эти рекомендации послужили для выпуска буклета «Советы медицинского работника».
На основании проведенных исследований можно сделать следующий вывод: продуктивность умственной деятельности учащихся зависит от его состояния здоровья и образа жизни. Разумное чередование труда и отдыха, рациональное питание, занятие физкультурой и спортом, интересное проведение досуга, отказ от вредных привычек, сохранят и укрепят здоровье, продлят работоспособность, активную творческую деятельность. Здоровье – один из источников счастья и радости в жизни. Важно беречь его.
2.3 Анализ занятости учащихся в школьных спортивных секциях
Проблемой укрепления здоровья я заинтересовался давно. Мне было интересно знать, как влияют физические нагрузки, в частности занятия в школьных спортивных секциях, на общее состояние здоровья, работоспособность. Я решил выяснить, сколько учащихся 9-11 классов посещают спортивные секции, и как влияют занятия спортом на процент заболеваемости ОРВИ. Анализ занятости учащихся в секциях и пропуск уроков по болезни я представил в следующей таблице:
Класс, количество учащихся
Количество
учащихся, посещающих спортивные секции
Из них, пропустивших уроки по болезни
Количество
учащихся, не посещающих спортивные секции
Из них, пропустивших уроки по болезни
9 (12)
9
1
3
3
10 (11)
8
2
3
3
11(7)
5
0
2
1
Всего:
30
22
3
8
7
Как мы видим из таблицы, учащиеся, не посещающие школьные спортивные секции, чаще болеют и пропускают занятия.
Вывод здесь можно сделать следующий, что только постоянная работа над собой по привитию привычек здорового образа, систематическое проведение оздоровительной работы в школе и во внеурочное время даст желаемый результат, поможет овладеть не только прочными знаниями, но и осознанными умениями, обеспечит формирование позитивных установок по охране своего здоровья.
Также было интересно узнать, а есть ли результаты занятий учащихся в школьных спортивных секциях. В школе работают секции «Волейбол», «Баскетбол», «Футбол». За первое полугодие 2015-2016 учебного года в рамках IV Спартакиады школьников Эртильского района команда юношей в финальных соревнованиях по мини-футболу заняла I место; команда девушек в финальных соревнованиях по волейболу заняла I место, а команда юношей – II место. Кстати, я сам являюсь членом школьных команд и по футболу, и по волейболу. И в наших спортивных победах есть и моя доля участия.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В народе говорят: «Здоровому все здорово!» Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются сбои и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного.
Для одного человека мир, несмотря ни на что, полон радости, для другого – печали и огорчений. Один отдается эмоции радости, другой – раздражению и унынию. Значит, каждый человек должен понимать, что его здоровье и жизнь, в первую очередь, зависят от него самого. Здоровый образ жизни – это знание правил санитарии, приобщение к физкультуре и спорту, гигиена физического и умственного труда, гигиена личной жизни. Здоровый образ жизни – это четкие знания о вредных факторах и привычках и сознательное негативное отношение к ним. Словом, главная цель – добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. И в заключении хочется привести мудрые слова Сократа: «Здоровье не все, но все без здоровья – ничто».
IV. Используемая литература
Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания / Н.А. Агаджанян. - М.: Изд-во РУДН, 1998. - 27 с.
Александров А. А. Курение и его профилактика в школе./ А. А.Александров, В. Ю.Александрова, – МЕДИА СФЕРА, 1996.,- 96с.
Борисов, И. П. Формирование здоровьесберегающей среды. // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2007. - № 11. - С.62-73.
Казначеев В.П. Здоровье нации - феномен экологии XXI века / В.П. Казначеев // Материалы I Всероссийского форума "III тысячелетие. Пути к здоровью нации". Москва, 15-17 мая 2001. - 194 с.
Лисицын, Ю.П. Концепция формировании ЗОЖ [Текст] / Ю.П. Лисицын // Сб. науч. тр. - М.: Медицина, 1991. - С.59.
Летуновская, С. В. Развитие здоровьесберегающего поведения школьников / С. В. Летуновская, Н. Н. Морозова // Интеграция образования. - 2010. - № 3. - С. 82 – 89
Осипов Ю. С. Большая Российская энциклопедия./ Ю. С. Осипов, – М. научное издательство, 2008г. – 300 с.
Профилактика алкоголизма, табакококурения, наркомании и токсикомании у детей и подростков / Под ред. Л. И. Кудря, С. А. Горячковой. - Архангельск, 2004. – 70 с.
Регулян В. Ф. Путь к силе, красоте и грации / В. Ф. Регулян, - Душанбе: Ирфон, 199с
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.-320с.
Приложение 1
Анкета для учащихся 9 – 11 классов
1. Перед Вами список жизненных ценностей. Выберите пять наиболее значимых для Вас ценностей, и распределите их по местам.
Деньги
Образование
Престижная работа
Семья
Карьера
Здоровье
Недвижимость
Развлечения
Любовь
Счастье
2. Как Вы любите проводить свободное время:
Читать книги
Смотреть телевизор
Компьютерные игры
Заниматься каким-либо видом спорта
Знакомиться с новыми людьми
3. Как организован Ваш рацион питания?___________________________
______________________________________________________________
4. Имеете ли вы вредные привычки, если «да», то какие? ________________
_______________________________________________________________
5. Каковы, на Ваш взгляд, причины приобретения таких вредных привычек, как курение, алкоголизм, наркомания?______________________________ _______________________________________________________________
6. Для чего нужно вести здоровый образ жизни?_________________________
_______________________________________________________________
7. Что Вы делаете для того, чтобы придерживаться здорового образа жизни?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Спасибо за ответы!