Рабочая программа по русскому языку XXI век 2 класс
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Предметные результаты:
- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;
- умение проверять написанное; умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.Второклассник научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;
изменяемые и неизменяемые слова;
формы слова и однокоренные слова;
однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
предложения по цели высказывания;
предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;
выделять, находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
лексическое значение слова в толковом словаре;
основную мысль текста;
делить слова на слоги;
использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
подбирать однокоренные слова;
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45 - 60 слов;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
применять правила правописания:
перенос слов;
проверяемые безударные гласные в корнях слов;
парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
разделительные твердый и мягкий знаки;
правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);
Ученик получит возможность научиться:
устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
различать однозначные и многозначные слова;
наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;
подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
определять по предложенным заголовкам содержание текста;
составлять план текста;
определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
Метапредметные результаты:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Личностные результаты:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- умение осознавать и определять свои эмоции; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- умение чувствовать красоту и выразительность речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Во втором классе на изучение предмета «Русский язык» отводится 175 часов (5 часов в неделю), в том числе на внутрипредметный модуль «Занимательная грамматика» 35 часов. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века».
Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний)
Фонетика и графика
Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными. Деление слов на слоги. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.
Слово и предложение
Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы. Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.
Состав слова (морфемика)
Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Лексика
Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Различение однозначных и многозначных слов. Представление о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.
Правописание
Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
перенос слов;
проверяемые безударные гласные в корнях слов;
парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
разделительные твердый и мягкий знаки;
правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив;
раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).
Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
Развитие речи
Устная речь
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Письменная речь
Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текс та (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Повторение
Внутрипредметный модуль «Занимательная грамматика» Способы обозначения мягкости согласных на письме (ь и буквами е, ё, ю, я). Количество звуков и букв в словах с мягким знаком (ь). Звуковой состав слова. Способы деления слов на слоги и постановка ударения. Отличие предложения от группы слов, не составляющих предложение. Изменение лексического значения слова с изменением одного звука (буквы) в слове. Наблюдение за использованиемв речи загадок (признаками описываемого предмета), стихотворений (рифма). Работас орфоэпическим и орфографическим словарями. Различениеслов — названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу. Терминология (имя существительное, имя прилагательное, глагол). Признаки этих частей речи (понимание, без заучивания). Чтение пословицы и поговорки и понимание их смысла.Слова, близкие и противоположные по значению. Фразеологизмы. Значение фразеологизмов. Подбор рифмы к слову. Признаки родственных (однокоренных слов). Корень в однокоренные слова. Наблюдение за образованием однокоренных слов. Различие однокоренные слова и формы одного и того же слова. Подбор однокоренных слов к данному слову. Слова с переносным значением и их смысл.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Предметные знания Предметные умения
1 Звуки речи и
буквы.
Знание особенностей различия звуков и букв. Умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква; способность контролировать свои действия, проверять написанное. Умение выделять звуки в потоке речи. Умение различать произношение и написание слов.
2 Гласные и согласные звуки и их буквы.
Знание особенностей различия звуков и букв.
Умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква; способность контролировать свои действия, проверять написанное. Умение выделять звуки речи. Умение отличать произношение и написание слов.
3 Обозначение
звуков речи на письме. Обозначение мягких согласных звуков на письме. Звуковые модели слов. Ударные и безударные гласные. Умение обозначать мягкость согласных звуков на письме. Умение цитировать суждения о звуковых моделях слов. Умение различать безударные и ударные гласные. Умение приводить примеры безударных и ударных гласных.
4 Модуль. Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв? Анкетирование. Знание особенностей различия звуков и букв.
Умение обозначать мягкость согласных звуков на письме. Умение цитировать суждения о звуковых моделях слов. Умение различать безударные и ударные гласные. Умение приводить примеры безударных и ударных гласных.
5 Стартовая
диагностика. Знание изученных в первом классе правил. Умение отличать согласные звуки от гласных.
6 Согласные звуки. Знание о согласных звуках. Различение звонких и глухих, мягких и твёрдых, парных и непарных. Умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква; способность контролировать свои действия, проверять написанное.7 Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Знание о согласных звуках. Различение звонких и глухих, мягких и твёрдых, парных и непарных. Умение различать согласные твердые и мягкие. Умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква; способность контролировать свои действия, проверять написанное.8 Модуль. Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет Знание о согласных звуках. Различение звонких и глухих, мягких и твёрдых, парных и непарных. Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки. Распознаватьусловные обозначения (транскрипцию) твёрдых и мягких согласных.
9 Учимся писать сочетания жи-ши.
Знание различий произношения и написания слов с изученной орфограммой. Знание алгоритма правописания. Умение писать слова с сочетаниями жи-ши.
10 Учимся писать сочетания ча-ща. Знание различий произношения и написания слов с изученной орфограммой. Знание алгоритма правописания. Умение писать слова с сочетаниями ча-ща. Умение пользоваться правилом.
11 Учимся писать сочетания чу-щу.
Знание различий произношения и написания слов с изученной орфограммой. Знание алгоритма правописания. Умение писать слова с сочетаниями чу-щу. Умение пользоваться правилом.
12 Входная контрольная работа. Знание изученных в первом классе правил. Применение изученных в первом классе правил.
13 Работа над ошибками.
Разделительный мягкий знак (ь). Знание алгоритма правописания. Умение обозначать мягкость согласных на письме.
14 Модуль. Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания. Звуки и буквы: гласные и согласные. Различение звонких и глухих, мягких и твёрдых, парных и непарных. Контролировать этапы своей работы. Оценивать процесс и результат выполнения задания.
15 Слог. Деление слов на слоги. Знание алгоритма правописания. Умение делить слова на слоги. Умение аргументировать своё понимание и непонимание изучаемой проблемы.
16 Учимся переносить слова. Знание о переносе слов. Способы переноса слов с буквами й, ь, ъ. Умение делить слова на слоги; определять количество слогов в слове, применять правила к ситуациям в практике.
17 Учимся переносить слова. Знание о переносе слов. Способы переноса слов с буквами й, ь, ъ. Осознание и применение способов переноса слов с буквами й, ь, ъ. Умение находить слова, которые переносить нельзя.
18 Контрольный диктант по теме «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, перенос слова» Знание по теме «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, перенос слова». Умение правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Способность интерпретировать полученные знания.
19 Работа надошибками. Знание написания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Умение действовать по алгоритму.
20 Модуль. Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”. Знание о согласных звуках. Различение звонких и глухих, мягких и твёрдых, парных и непарных. Умение осознавать слово как единство звучания (написания) и значения. Умение.дифференцировать слово и набор букв.
21 Слово.
Слово как единство звучания (написания) и значения. Умение осознавать слово как единство звучания (написания) и значения. Умение дифференцировать слово и набор букв.
22 Слова, называющие предмет. Знание понятия «имя существительное». Умение распознавать признаки имени существительного.
23 Слова, называющие признаки и действия
предметов. Знание понятий «имя прилагательное», «глагол». Умение распознавать признаки имени прилагательного и глагола.
24 Слово и предложение.
Списывание. Знание видов предложений по цели высказывания. Умение различать слово и предложение. Умение классифицировать слова и предложения.
25 Восклицательные и невосклицательные предложения. Знание видов предложений по эмоциональной окраске. Умение различать предложения по цели высказывания, интонации. Умение различать слова и предложения. Умение выделять слова в предложении.
26 Модуль. Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются. Игра – сказка “Пропавшие имена”. Умение дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки
( с –з, ш – ж, з – ж, р – л, ц – ч и т.д.). Умение осознавать слово как единство звучания (написания) и значения. Умение.дифференцировать слово и набор букв.
27 Окончание как часть слова. Знание понятия «окончание слова». Умение находить и выделять окончание.
Умение приводить примеры.
28 Изменение формы слова с помощью окончания.
Словарный диктант. Введение понятия «окончание» – часть слова, которая изменяется при изменении формы слова. Умение определять окончание как изменяемую часть слова. Умение цитировать правило.
29 Неизменяемые слова. Знание слов, форма которых не изменяется. Умение выбирать нужное из предложенного. Умение отличать слова с нулевым окончанием от неизменяемых слов.
30 Вспоминаем правило написания заглавной буквы. Знание правила написания слов с большой буквы. Умение демонстрировать правильное использование правила.
31 Модуль. Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки” Знание особенностей различия звуков и букв.
Умение осознавать слово как единство звучания (написания) и значения. Умение.дифференцировать слово и набор букв.
32 Корень как часть слова.
Контрольный словарный
диктант. Знание понятия «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова». Умение выделять корень слова, приводить свои примеры.
33 Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. Введение понятий «опасное место», «орфограмма». Знание правила обозначения безударных гласных в корне слова. Знание алгоритма правописания. Умение перечислять этапы процесса. Умение применять алгоритм.
34 Модуль. Грамматическое домино”.
Игры Деда Буквоеда. Знание понятия «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова». Два признака родственных слов (слова, имеющие общую часть, и слова, близкие по значению). Умение находить и выделять корень слова. Умение демонстрировать правильное использование правила.
35 Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. Знание правила обозначения безударных гласных в корне слова. Знание алгоритма правописания. Умение находить и выделять корень слова. Умение демонстрировать правильное использование правила.
36 Корень как общая часть родственных слов. Знание понятия «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова». Два признака родственных слов (слова, имеющие общую часть, и слова, близкие по значению). Наблюдения за значением и звучание родственных слов, умение формулировать выводы при коллективной форме организации обучения.
37 Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.
Знание правила обозначения безударных гласных в корне слова. Знание алгоритма правописания.
Умение определять способы проверки слов с безударной гласной в корне. Умение действовать по алгоритму.Формирование умения разграничивать звуки, вызывающие трудности написания, и звуки, не вызывающие трудностей.
38 Контрольный диктант за I четверть. «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»; «Перенос слов»; «Безударные гласные в корне слова». Знание по темам: «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»; «Перенос слов»; «Безударные гласные в корне слова». Умение распознавать безударные гласные в слове; переносить слова; писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
39 Модуль.
Шипящие согласные. Игра “Волшебный клубок орфограмм.(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн)” Развитие письменной речи при работе с деформированным текстом. Самостоятельный анализ ошибок, допущенных в диктанте. Владение коммуникативными умениями. Понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха.
40 Итоговая
проверочная
работа за 1 четверть. Проверка качества освоения программного материала по темам: «Фонетика, слово и предложение, слова изменяемые и неизменяемые, окончание». Умение применять правила к ситуациям в практике. Использовать алгоритм проверки изученных орфограмм.
41 Работа над ошибками.
Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. Знание правила обозначения безударных гласных в корне слова. Знание алгоритма правописания.
Умение самостоятельно анализировать ошибки, допущенные в проверочной работе. Вспоминать правила в соответствии с орфограммой.
42 Модуль.Шипящие согласные. Игра “Волшебный клубок орфограмм.(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн)”. Обобщение изученного материала. Систематизация полученных знаний по темам: «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»; «Перенос слов»; «Безударные гласные в корне слова». Умение распознавать безударные гласные в слове; переносить слова; писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
43 Модуль. Легкие головоломки. Технология составления головоломок Понятие «головоломка». Технология составления головоломок. Умение составлять головоломки. Умение различать слова, словосочетания и предложения. Умение приводить свои примеры.
44 Однокоренные слова Подбор и различение однокоренных слов, отработка алгоритма нахождения корня слова, поиска слов с заданным корнем. Умение подбирать и различать однокоренные слова. Способность пользоваться алгоритмом нахождения корня слова, поиска слов с заданным корнем.
45 Учимся писать буквы согласных в корне словаЗнание новой орфограммы «Парные по звонкости-глухости согласные». Правило обозначения парных по звонкости-глухости согласных в конце корня (слова). Умение определять место орфограммы в слове.
46 Учимся писать буквы согласных в корне словаЗнание орфограммы «Парные по звонкости-глухости согласные». Знание алгоритма правописания. Закрепление умения проверять парные по звонкости-глухости согласные в конце корня (слова), находить слова с данной орфограммой. Умение применять правило к ситуациям в практике.
47 Учимся писать буквы согласных в корне словаЗнание орфограммы «Парные по звонкости-глухости согласные». Знание алгоритма правописания. Закрепление умения проверять парные по звонкости-глухости согласные в конце корня (слова), находить слова с данной орфограммой. Умение применять правило к ситуациям в практике.
48 Корень слова с чередованием согласных. Наблюдение за чередованием согласных звуков в конце корня. Умение выделять корень слова; наблюдать за чередованием согласных звуков в конце корня. Умение демонстрировать использование правила.
49 Модуль. Слог. Игра “Собери слово”. Перенос слов. Правила переноса. Знание о переносе слов. Способы переноса слов с буквами й, ь, ъ. Осознание и применение способов переноса слов с буквами й, ь, ъ. Умение находить слова, которые переносить нельзя.
50 Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. Знание правила обозначения гласных и согласных в корне слова. Знание алгоритма правописания. Умение работать с орфограммой, приводить примеры способов проверки.
51 Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.
Словарный диктант. Закрепление знаний правила правописания слов с орфограммой «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова».
Умение определять в корне слова изучаемые орфограммы, приводить свои примеры.
52 Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. Знание правила обозначения гласных и согласных в корне слова. Знание алгоритма правописания. Применение алгоритма проверки парных по звонкости-глухости согласных и безударных гласных в корне слова.
53 Модуль. Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Знание о языковых единицах: звук, слово, предложение, текст. Умение различать слова, словосочетания и предложения. Умение приводить свои примеры.
54 Суффикс как часть слова. Наблюдение за языковым материалом (функция, значение и местонахождение суффикса в слове), формулирование выводов. Умение наблюдать за языковым материалом (функция, значение и местонахождение суффикса в слове), формулировать выводы.
55 Значение
cуффиксов. Наблюдение за значением суффиксов. Работа с алгоритмом нахождения суффикса. Выполнение действия поиска суффикса в слове. Умение находить суффикс в слове и определять его значение. Умение принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебной задачи.
56 Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.
Знание понятия «непроизносимые согласные звуки».
Знание алгоритма правописания.
Умение определять наличие в корнях некоторых слов букв, обозначающих согласный звук, который не произносится. Отработка способов проверки орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова»; закрепление написания слов с непроверяемыми орфограммами.
57 Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.
Словарный
диктант. Знание понятия «непроизносимые согласные звуки».
Знание алгоритма правописания.
Умение определять наличие в корнях некоторых слов букв, обозначающих согласный звук, который не произносится. Отработка способов проверки орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова». Умение приводить свои примеры.
58 Модуль. «Грамматическое домино”. Форма проведения: “Счастливый случай”. (Мягкие согласные звуки и мягкий знак). Знание алгоритма правописания. Закрепление умения обозначать мягкость согласных на письме.
59 Контрольный диктант по теме «Правописание согласных в корне слова». Знание алгоритма подбора проверочных слов по изученной орфограмме. Проверка полученных знаний по теме «Правописание согласных в корне слова». Умение применять правило к ситуациям в практике.
60 Работа надошибками.
Контрольное списывание. Знание алгоритма списывания. Самостоятельный анализ ошибок, допущенных в диктанте. Проверка умения списывать текст. Умение действовать по алгоритму.
61 Значение
cуффиксов. Знакомство с новой группой суффиксов; отработка алгоритма нахождения суффикса в слове. Умение выделять суффикс в слове. Умение различать существенное и несущественное.
62 Учимся писать слова с суффиксами -ёнок; -онок. Знакомство с правилом написания суффиксов -онок, -ёнок, Умение выделять суффикс в слове. Уметь объяснять применение правила.
63 Учимся писать слова с суффиксами -ик, -ек. Значение суффиксов. Наблюдение за написанием суффиксов -ик-, -ек-. Знакомство с правилом и алгоритмом его применения. Понимание значения функции суффиксов в слове. Умение действовать по алгоритму и по образцу.
64 Модуль. Играем в загадки. Технология составления загадок. Понятие «загадка». Технология составления загадок. Умение составлять загадки.
65 Значение
суффиксов. Анализ языкового материала. Наблюдение за значением суффиксов. Понимание значения функции суффиксов в слове. Умение действовать по алгоритму и по образцу. Умение решать проблемные задачи.
66 Правописание слов с суффиксом -ость-.
Контрольный словарный
диктант Знакомство с написанием слов с суффиксом -ость- Знание правописания словарных слов. Умение выделять суффикс в слове; определять значения суффиксов. Умение действовать по алгоритму и по образцу.
67 Образование слов при помощи суффиксов. Знакомство с новыми суффиксами, развитие умения определять значения суффиксов; введение термина «суффиксальный способ образования слов». Понимание роли суффиксов при образовании новых слов. Умение действовать по алгоритму, образцу.
68 Модуль. Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения” Роль словесного ударения в слове.
Определение ударения в слове.
Различие ударных и безударных слогов.
Сравнение моделей слогоударной структуры слова и подбор к ним слова.
Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово.
69 Контрольный диктант
по теме «Изученные орфограммы. Суффикс». Проверка качества освоения программного материала. Умение применять все изученные правила. Умение демонстрировать правильное использование способов словообразования.
70 Работа над ошибками.
Учимся писать корни и суффиксы в словах. Повторение всех изученных орфограмм в корне слова; отработка правописания суффиксов. Умение применять все изученные правила. Умение демонстрировать правильное использование способов словообразования.
71 Модуль.Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Знание правила обозначения безударных гласных в корне слова. Знание алгоритма правописания.
Умение определять способы проверки слов с безударной гласной в корне. Умение действовать по алгоритму. Формирование умения разграничивать звуки, вызывающие трудности написания, и звуки, не вызывающие трудностей.
72 Модуль. Ударение. Безударные гласные в корне слова. Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля. Знание понятия «корень слова». Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля. Умение выделять корень слова, приводить свои примеры. Умение ставить ударение в словах, находить безударные гласные в корне слова. Умение сопоставлять звуковую и буквенную записи слов, контролировать свои действия.
73 Модуль. Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник. Знание понятия «корень слова». Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля. Знакомство с орфографическим словарем. Умение выделять корень слова, приводить свои примеры. Умение ставить ударение в словах, находить безударные гласные в корне слова. Умение сопоставлять звуковую и буквенную записи слов, контролировать свои действия. Умение работать с орфографическим словарем.
74 Модуль. Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. Значение и особенности мягкого знака. Знание алгоритма правописания. Умение обозначать мягкость согласных на письме.
75 Промежуточная диагностика.
Итоговая проверочная работа за первое полугодие. Проверка качества предметных знаний за первое полугодие. Умение применять все изученные правила к ситуациям в практике.
76 Работа надошибками.
Закрепление
изученных тем. Повторение всех изученных орфограмм в корне слова. Умение самостоятельно анализировать ошибки, допущенные в проверочной работе. Вспоминать правила в соответствии с орфограммой. Умение применять все изученные правила к ситуациям в практике.
77 Приставка как часть слова.
Знакомство с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов; организация наблюдения за этой частью слова, обучение способам выделения приставки из состава слова. Умение выделять приставку в слове.
78 Значение
приставок.
Знакомство с возможностями приставочного способа словообразования; развитие умения образовывать слова приставочным способом в соответствии с заданной моделью; отработка умения находить слова с приставками. Умение выделять приставку в слове, определять значение приставок. Умение выделять сходства и различия.
79 Учимся писать приставки.
Создание условий для организации коллективного обсуждения правила и алгоритма его применения. Понимание правила и алгоритма его применения. Классификация слов, сопоставление звуковой и буквенной записи слов.
80 Модуль. Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака. Обозначение твердости согласных на письме.
Знание алгоритма правописания. Умение обозначать твердость согласных на письме. Умение применить алгоритм правописания на практике.
81 Различаем приставки с буквами о, а. Дифференциация правил написания приставок с буквами а и о. Организация обсуждения проблемной ситуации. Способность дифференцировать правила написания приставок с буквами а и о.
82 Образование слов с помощью приставок. Слова, образованные приставочным способом. Формирование выводов и обсуждение правила. Умение анализировать слова, образованные приставочным способом.
83 Учимся писать разделительный твердый знак. Знакомство с правилами написания разделительного твёрдого знака. Осознание и применение правила написания Ъ. Способность приводить свои примеры.
84 Различаем слова с разделительными Ь и Ъ
знаками. Знание о том, как различать разделительные мягкий и твёрдый знаки на основе определения места орфограммы в слове; отрабатывать правописание слов с ь и ъ.Умение различать разделительные Ь и Ъ знаки. Умение применять правило к ситуациям
в практике.
85 Как образуются слова. Анализ слов, образованных суффиксально-префиксальным способом. Наблюдение слов, образованных способом сложения. Умение выделять значимые части слова. Умение действовать по алгоритму.
86 Модуль. Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “Имя существительное””. Введение понятия «имя существительное»; знание о том, как определять, что называет слово, на какой вопрос отвечает и какой частью речи является.
Умение распознавать признаки имени существительного.
87 Основа слова.
Знакомство с понятием «основа слова». Отработка алгоритма нахождения основы слова и умения подбирать слова к схемам. Способность выделять значимые части слова. Понимание значения понятия «основа слова». Умение действовать по алгоритму.
88 Учимся различать предлоги и приставки. Знакомство с предлогом и способом различения предлогов и приставок. Умение различать предлоги и приставки.
Умение обобщать факты.
89 Учимся различать предлоги и приставки.
Словарный диктант. Знакомство с предлогом и способом различения предлогов и приставок. Умение выделять значимые части слова. Умение обобщать факты.
90 Повторяем состав слова.
Повторение темы «Состав слова»; определение способа образования слов; соотнесение слова и схемы состава слова. Знание способов проверки орфограмм во всех частях слова. Умение применять правило к ситуациям в практике.
91 Повторяем правописание частей слова. Знание способов проверки орфограмм во всех частях слова. Умение проверять орфограммы во всех частях слова. Умение применять правило к ситуациям в практике.
92 Модуль. Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной буквы Знание правила написания слов с большой буквы. Умение демонстрировать правильное использование правила.
93 Слово и его
значение.
Знакомство с новым разделом курса – лексикой. Организация повторения схематичного обозначения слова. Введение понятия «лексическое значение слова». Умение приводить свои примеры.
94 Значение слова. Знакомство с новым разделом курса – лексикой. Организация повторения схематичного обозначения слова. Введение понятия «лексическое значение слова». Умение приводить свои примеры.
95 Модуль. Звонкие и глухие “двойняшки”. В стране “Двойняшек” (парные согласные на конце слов) Знание орфограммы «Парные по звонкости-глухости согласные». Знание алгоритма правописания. Закрепление умения проверять парные по звонкости-глухости согласные в конце корня (слова), находить слова с данной орфограммой. Умение применять правило к ситуациям в практике.
96 Текст.
Сравнение языковых единиц: звука, слова, предложения, текста. Различие текста и не текста. Умение различать слова, словосочетания и предложения. Умение приводить свои примеры.
97 Заголовок текста.
Нахождение общего смысла, который объединяет предложения в текст; создание условий для знакомства с заголовком; установление связи заголовка и общего смысла текста. Умение различать предложение и текст; придумывать заголовок. Умение выделять различия.
98 Как сочетаются слова.
Знание понятия «лексическое значение слова». Развитие умения анализировать лексическое значение слов. Результативное применение учениками изученных правил.
99 Модуль. Приключения в стране “Имя существительное”. Знание понятия «имя существительное». Умение распознавать признаки имени существительного.
100 Один текст –
разные заголовки. Связь заголовка с основной мыслью текста. Подбор заголовка к тексту. Умение подбирать заголовок к тексу. Умение выделять существенное из текста для определения заголовка.
101 Модуль. Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии.
Списывание. Знание алгоритма подбора проверочных слов по изученной орфограмме. Умение работать с орфограммой, приводить примеры способов проверки.
102 Слово в толковом словаре и тексте. Словарный диктант.
Знание о том, как определять значения незнакомых слов; устанавливать значения с помощью контекста и толкового словаря. Создание условий для знакомства с толковым словариком учебника и основными приемами поиска Умение определять значения незнакомых слов; устанавливать значения с помощью контекста и толкового словаря.
103 Проверочная работа по темам «Состав слова. Приставки. Образование слов». Проверка качества овладения программным материалом по темам «Состав слова. Приставки. Образование слов». Умение применять все изученные правила. Умение демонстрировать правильное использование правила.
104 Слова однозначные и многозначные. Знание об однозначных и многозначных словах. Умение приводить свои примеры.
105 Учимся находить и проверять орфограммы в слове. Знание о том, как находить орфограммы и определять их место в слове. Умение находить орфограммы и определять их места в слове.
106 Учимся озаглавливать текст.
Нахождение общего смысла, который объединяет предложения в текст; создание условий для знакомства с заголовком; установление связи заголовка и общего смысла текста. Умение воспринимать звучащую речь на слух. Умение выделять существенное из текста для определения заголовка.
107 Контрольный диктант по темам «Правописание разделительных знаков ъ и ь, приставок и предлогов». Проверка качества освоения программного материала по темам «Правописание разделительных знаков ъ и ь, приставок и предлогов». Умение выделять части слова. Знание способов проверки написания слов. Умение действовать по алгоритму.
108 Как строится текст. Окончание текста. Знание понятия «структура текста», цельность текста. Умение выделять существенное из текста. Подбор возможных окончаний к незаконченным текстам.
109 Модуль. Приключения в стране “Имя прилагательное”. Знание понятия «имя прилагательное». Умение распознавать признаки имени прилагательного
110 Учимся находить и проверять орфограммы в слове. Контрольный словарный диктант. Знание правописания словарных слов. Умение находить орфограммы и определять их места в слове.
111 Учимся заканчивать текст.
Знание как работать с незаконченным текстом; подбирать заголовок к тексту; сравнивать варианты окончания исходного текста. Умение работать с незаконченным текстом; подбирать заголовок к тексту. Умение выделять существенное из текста.
112 Слова – синонимы. Знакомство с синонимами. Организация наблюдения за сходством и различием слов-синонимов. Умение наблюдать за применением в речи слов-синонимов.
113 Сочетание синонимов с другими словами. Наблюдение за значением синонимов; обучение использованию их в речи. Умение наблюдать за применением в речи слов-синонимов.
114 Учимся применять орфографические правила. Знание орфографических правил. Умение находить в слове орфограммы. Умение применять правило к ситуациям в практике.
115 Как строится текст.
Начало текста. Знание структуры текста. Умение восстанавливать начало текста. Умение исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру.
116 Сочиняем начало текста.
Тест. Структурные элементы текста – начало и заключение. Умение составлять текст по его началу или заключению. Умение подбирать текст по заданным началу и окончанию.117 Модуль. Дружба имени существительного с прилагательным Знание понятий«имя существительное» и «имя прилагательное». Умение определять, что называет слово, на какой вопрос отвечает и какой частью речи является.
118 Синонимы в тексте.
Учимся применять орфографические правила. Знание значения слов-синонимов. Умение определять значение слова с помощью словаря. Умение применять орфографические правила.
119 Последовательность предложений в тексте. Наблюдение за последовательностью предложений в тексте. Развитие умения редактировать создаваемые тексты.
120 Слова -антонимы.
Понимание, что такое слова с противоположным значением. Наблюдение за словами, имеющими противоположное значение; термин «антонимы». Развитие умения подбирать антонимы к разным значениям одного и того же слова; сравнивать антонимы и синонимы; использовать антонимы в тексте.
121 Сочетания антонимов с другими словами.
Промежуточная диагностика. Понимание, что такое слова с противоположным значением. Наблюдение за словами, имеющими противоположное значение; термин «антонимы». Развитие умения подбирать антонимы к разным значениям одного и того же слова; сравнивать антонимы и синонимы; использовать антонимы в тексте.
122 Учимся применять орфографические правила.
Связь предложений в тексте. Наблюдение за последовательностью предложений в тексте. Умение различать предложения и текст; предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Умение выбирать существенное.
123 Слова исконные и заимствованные.
Наблюдение за словами исконными и заимствованными; расширение словарного запаса учащихся. Умение определять значение слова с помощью словаря.
124 Учимся применять орфографические правила. Закрепление алгоритма работы над ошибками. Умение правильно использовать способы проверки.
125 Модуль. Дружба имени существительного с именем прилагательным. Знание понятий«имя существительное» и «имя прилагательное». Умение определять, что называет слово, на какой вопрос отвечает и какой частью речи является.
126 Итоговый
контрольный диктант. Организация проверки качества освоения программного материала по изученным в третьей четверти темам. Умение правильно использовать способы проверки.
127 Работа над ошибками.
Абзац. Наблюдение за структурой текста; выделение абзацев в тексте; определение порядка следования абзацев. Умение выделять абзацы в тексте. Умение применять все изученные правила к ситуациям в практике. Самоанализ ошибок, допущенных в контрольной работе.
128 Учимся выделять абзацы.
Наблюдение за структурой текста; выделение абзацев в тексте; определение порядка следования абзацев. Умение выделять абзацы в тексте. Умение применять все изученные правила к ситуациям в практике.
129 Итоговая
проверочная работа. Проверка качества освоения программного материала. Знание способов проверки написания слов. Умение действовать по алгоритму.
130 Работа над ошибками.
Значение заимствованных слов. Учимся применять орфографические правила. Закрепление алгоритма работы над ошибками. Знание орфографических правил. Самоанализ ошибок, допущенных в проверочной работе. Умение применять орфографические правила.
Умение определять значения незнакомых слов; устанавливать значения с помощью контекста и толкового словаря.
131 Модуль. Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол! Знание понятия «глагол». Умение распознавать признаки глагола. Умение определять, что называет слово, на какой вопрос отвечает и какой частью речи является.
132 Абзац, последовательность абзацев. Учимся составлять текст из абзацев. Наблюдение за структурой текста; выделение абзацев в тексте; определение порядка следования абзацев. Умение составлять тексты по заданным абзацам. Умение правильно использовать способы проверки. Умение исправлять деформированные тексты.
133 Повторение. Что ты знаешь о лексическом значении и составе слова?
Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам. Знание о лексическом значении и составе слова. Знание структуры текста. Умение корректировать тексты с нарушенной последовательностью абзацев; составлять текст по заданным параметрам.
134 Учимся применять орфографические правила.
Устаревшие слова. Наблюдение за словами, вышедшими из употребления; установление причины, по которым слова выходят из употребления. Умение определять значение слова с помощью словаря.
Умение правильно использовать способы проверки.
135 Модуль. Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …” Организация тренинга в подборе и различении однокоренных слов, отработки алгоритма нахождения корня слова, поиска слов с заданным корнем. Умение подбирать и различать однокоренные слова. Способность пользоваться алгоритмом нахождения корня слова, поиска слов с заданным корнем.
136 План текста.
Словарный
диктант.
Обучение краткому изложению текста, выделению в нем ключевых слов, составлению собственного текста с предложенным заголовком и ключевыми словами; подготовка к работе над планом текста. Умение составлять текст по заданной структуре, модифицировать текст.
137 Учимся составлять план текста.
Обучение краткому изложению текста, выделению в нем ключевых слов, составлению собственного текста с предложенным заголовком и ключевыми словами; подготовка к работе над планом текста. Умение читать и понимать текст, модифицировать план. Формирование умения составлять план текста. Корректирование неправильно составленного плана.
138 Модуль. Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить. Организация тренинга в подборе и различении однокоренных слов, отработки алгоритма нахождения корня слова, поиска слов с заданным корнем. Умение подбирать и различать однокоренные слова. Способность пользоваться алгоритмом нахождения корня слова, поиска слов с заданным корнем.
139 Учимся применять орфографические правила.
Словарный диктант. Знание правила написания слов с изученными орфограммами. Умение правильно использовать способы проверки.
140 Контрольный диктант
по теме «Правописание изученных орфограмм». Организация проверки качества освоения программного материала по изученным темам. Знание способов проверки написания слов. Умение действовать по алгоритму.
141 Работа над ошибками.
Составляем текст по плану.
Закрепление алгоритма работы над ошибками. Знание орфографических правил. Самоанализ ошибок, допущенных в проверочной работе. Умение применять орфографические правила.
Умение делить текст на смысловые части, составлять его простой план, воспроизводить текст по плану.
142 Текст- описание.
Знание о типах текста. Знакомство с текстом-описанием. Умение определить текст- описание.
143 Учимся применять орфографические правила.
Использование фразеологизмов. Наблюдение за значением и использованием фразеологизмов; сравнение фразеологизма и слова, фразеологизма и свободного сочетания слов. Умение сравнивать фразеологизм и слово, фразеологизм и свободное сочетание слов. Умение определять значение слова с помощью словаря.
144 Модуль. Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов. Алгоритм нахождения корня слова, поиск слов с заданным корнем. Умение подбирать и различать однокоренные слова. Способность пользоваться алгоритмом нахождения корня слова, поиска слов с заданным корнем.
145 Особенности текста – описания. Знание о типах текста. Знакомство с текстом-описанием. Умение определить текст- описание.
146 Учимся сочинять текст-описание.
Знание о типах текста. Знакомство с текстом-описанием. Умение составлять план будущего текста; анализировать и редактировать предложенный план текста; составлять планы текстов с учетом предложенных заголовков, воспроизводить текст по плану. Формирование умения сочинять текст-описание.
147 Учимся применять орфографические правила. Знание правила написания слов с изученными орфограммами. Умение правильно использовать способы проверки.
148 Модуль. Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов. Алгоритм нахождения корня слова, поиск слов с заданным корнем. Умение подбирать и различать однокоренные слова. Способность пользоваться алгоритмом нахождения корня слова, поиска слов с заданным корнем.
149 Учимся сочинять яркий текст-описание.
Словарный
диктант.
Знание о типах текста. Знакомство с текстом-описанием. Умение составлять план будущего текста; анализировать и редактировать предложенный план текста; составлять планы текстов с учетом предложенных заголовков, воспроизводить текст по плану. Формирование умения сочинять текст-описание.
150 Тестирование по теме «Правописание изученных орфограмм». Проверка качества освоения программного материала по изученным темам. Умение применять все изученные правила. Умение правильно использовать способы проверки.
151 Текст-описание. Знакомство с особенностями текста-описания: отличительные черты предметов, их словесное изображение в тексте. Умение создавать свой текст-описание; выделять в текстах-описаниях образные выражения; составлять план текста-описания.
152 Текст-повествование. Знакомство с особенностями текста-повествования. Умение проводить наблюдение за текстом-повествованием. Обучение умению создавать свой текст-повествование; составлять план текста-повествования.
153 Особенности
текста - повествования.
Контрольный словарный
диктант. Знакомство с особенностями текста-повествования. Умение проводить наблюдение за текстом-повествованием, сравнивать описание и повествование.
154 Модуль. Крылатые слова и выражения. Понятие «крылатые слова и выражения». Умение правильно использовать полученные знания.
155 Учимся применять орфографические правила.
Знание правила написания слов с изученными орфограммами. Умение правильно использовать способы проверки. Применение учениками изученных правил при выполнении работы в новых условиях.
156 Проверочная работа по теме «Лексика». Проверка качества освоения программного материала по изученным темам. Умение применять все изученные правила. Умение действовать по инструкции.
157 Учимся сочинять текст-повествование.
Особенности текста-повествования. Умение читать и понимать текст. Умение правильно использовать полученные знания. Развитие умения создавать текст-повествование по заданному плану и по основной мысли текста.
158 Описание и повествование в тексте.
Наблюдение за текстами, включающими в себя элементы описания и повествования. Умение проводить наблюдение за текстами, включающими в себя элементы описания и повествования. Умение правильно использовать полученные знания.
159 Контрольный диктант по теме «Правописание изученных орфограмм». Проверка качества освоения программного материала по изученным темам. Умение применить все изученные правила. Умение правильно использовать способы проверки.
160 Работа над ошибками.
Текст-рассуждение.
Наблюдение за текстом-рассуждением. Наблюдение за синтаксическими конструкциями, употребляющимися в текстах-рассуждениях. Умение соотносить (распределять) ошибки по темам. Понимать, что такое текст-рассуждение. Умение различать описания, повествования и рассуждения. Создание текста-рассуждения.
161 Контрольное списывание.
Проверка качества освоения программного материала по изученным темам. Умение правильно использовать полученные знания.
162 Модуль. Праздничный урок «Путешествие не заканчивается…» Секреты родного языка. Знание правила написания слов с изученными орфограммами. Умение правильно использовать полученные знания.
163 Промежуточная аттестация. Контрольная работа. Проверка качества усвоение программного материала и достижения планируемого результата обучения. Умение выполнять работу самостоятельно. Умение самостоятельно разбирать задание и выполнять его, соблюдать орфографический режим.
164 Работа над ошибками.
Комплексное повторение
пройденного. Знание правила написания слов с изученными орфограммами. Умение правильно использовать способы проверки. Применение учениками изученных правил при выполнении работы в новых условиях.
165 Описание. Повествование. Рассуждение. Знание отличительных черт текстов. Умение правильно использовать полученные знания.
166
167
168 Повторение
пройденного по теме: «Состав слова». Знание правил написания слов с изученными орфограммами.
Умение правильно использовать полученные знания. Применение изученных правил при выполнении работы.
169
170
171 Повторение
пройденного по теме: «Части речи». Знание понятия «имя существительное».
Знание понятий «имя прилагательное», «глагол». Умение распознавать признаки имени существительного. Умение распознавать признаки имени прилагательного и глагола.
172
173
174
175 Повторение
пройденного по теме: «Правописание изученных орфограмм». Знание правил написания слов с изученными орфограммами.
Умение правильно использовать полученные знания. Применение изученных правил при выполнении работы.