Анкета для родителей к родительскому собранию на тему: «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка»10 класс
Анкета для родителей к родительскому собранию на тему: «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка»
Уважаемые родители!
К предстоящему родительскому собранию «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка», которое состоится________, прошу Вас заполнить анкету. Вариант или варианты выбранных ответов, пожалуйста, подчеркните ручкой. Благодарю за сотрудничество.
Классный руководитель ________
Анкета1. Хорошо ли вы знаете своего ребёнка?- Да- Не очень- Плохо2. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребёнка?- Круглые сутки- 5-6 часов в сутки- 1-2 часа в сутки3. Часто ли вы хвалите своего ребёнка за его успехи?- Всегда- Иногда- Никогда4. Как вы поощряете своего ребёнка?- Радуетесь вместе с ним его успехам- Стараетесь совместно организовывать досуг- Просто хвалите- Покупаете дорогие вещи, подарки, даёте деньги5. Как вы наказываете своего ребёнка?- Всем своим видом показываете, что огорчены, не разговариваете с ним- Ругаете, кричите на него, иногда даже обзываете- Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер и т.д.- Наказываете трудом- Не разрешаете гулять, общаться с друзьями- Применяете физическую силу (подзатыльник, а иногда и ремень)
Примечание: Анкетирование проводится анонимно, после сбора заполненных анкет производится их анализ и на его основании проводятся соответствующие разъяснения.
Анкета по выявлению трудно-воспитуемых в классе
Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкеты учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношения с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).
При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивания отрицательного в поведении ученика.
Анкета №11.Интересно ли тебе на уроках?2.Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?3.Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?4.Пытаешься ли не опаздывать на уроки?5.Стремишься ли вести себя так, что-бы не получить замечания?6.Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?7.Сам ли стираешь себе рубашки?8.Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?9.Помогаешь ли дома по хозяйству?10.Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?11.Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?12. Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?13. Употребляешь ли иногда спиртные напитки?14. Куришь ли ты?15. Приходилось ли убегать из дома?
Анкета №21.Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?2.Занимаешься ли на уроке посторонними делами?3.Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?4.Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?5.Случалось ли быть участником драки в школе?6.Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?7.Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?8.Пытался ли избегать общественных поручений?9.Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т. д.10.Приходилось ли делится самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?11.Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?12.Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса?13.Старался ли избежать драки в школе, если представлялась такая возможность?14.Можешь ли ты устоять, если представляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?15.Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?
Анкета №31.С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?2.Выполняешь ли ты домашние задания?3.Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим?4.Вежлив ли со взрослыми вне школы?5.Во-время ли возвращаешься вечером с улицы домой?6.Считаешься ли с мнением родителей?7.Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?8.Выбирали ли тебя в актив класса?9.Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?10.Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?11.Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?12.Стараешься ли отстаивать честь своего класса?13.Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции.14.Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице?15. Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?
На каждый вопрос могут быть три варианта ответа: да, нет, иногда.Обработка результатов сводится к следующему: каждый ответ оценивается баллом +1, -1, 0 (иногда).
Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N>6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяют уровень запущенности ученика.
Характеристика уровней (по итоговой сумме)
Сумма баллов по параметру
Уровень педагогической запущенности
Итоговая сумма баллов
6>N>3
I - Начальный уровень трудновоспитуемости
30>N>15
3>N>0
II Дезорганизаторы
15>N>0
N<0
III Особотрудные
N<0
Уровень, качества личности (признаки)
I уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартностность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.
II уровень: невосприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; проблемы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим, больше чем к себе.
III уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.
Учителю
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Если ваши дети улыбаются - Вы работаете правильно.
Не с букваря и с формул начинается обучение, а с радости.
Только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира.
Замечай и отмечай малейшие успехи ученика.
Не забывай похвалить.
Не добивайся успеха силой.
Оценивать можно только поступки ребенка, а не его семью.
Найди ключ к каждому.
Дети не должны уходить от учителя побежденными.
Признавай право ученика на ошибку.
Лучшее воспитание - приглашение к размышлению.
Думай о детском банке счастливых воспоминаний.
Не говори "малоспособен", а "способности не раскрыты".
Не говори только про одни недостатки.
Завышенное требование к ученику - одна из причин конфликта.
От постоянных неудач дети озлобятся.
Не используй отметки как средство наказания.
Пути взаимодействия классного руководителя и семьи.
Суть взамодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.
Сотрудничество школы и семьи -это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которая прежде всего предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знания особенностей и условий семейного воспитания ребенка.
Семья рассматривается как начальная структура членов общества, связанных между собой родственными отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную ответственность.
Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения, и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:
однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по воспитанию и уходу за младшими сестрами и братьями;
молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей. Влияние старшего поколения снижается, остаются невостребованными их жизненный опыт, мудрость. Дети лишаются ласки, внимания бабушек и дедушек;
основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитывать ребенка надо, пока он маленький и "лежит поперек лавки, а не вдоль";
происходящая урбанизация общества усилила анонимность общения детей и взрослых, особенно в крупных городах;
осложнение семейного воспитания из-за обострения социальных и экономических трудностей (низкая зарплата, безработица, низкий прожиточный минимум и т. д.);
гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром телепередач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а не общение с детьми, т. е. на их воспитание не остается времени.
Классный руководитель должен быть заинтересован в том, чтобы оказывать помощь молодым родителям в овладении содержанием и организацией воспитания детей в семье. Для этого важно знать типы семей, которые классифицируются:
по количеству детей: многодетные, малодетные, однодетные и бездетные;
по составу: однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные (дети, родители и родители родителей);
неполная семья: только один из родителей воспитывает ребенка;
внебрачная семья: когда женщина рожает и воспитывает ребенка, не зарегистрировав брак. Исследования психологов. Социологов, педагогов показывают, что семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывает отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют их судьбу.
В педагогике рассматривается классификация семей и по характеру взаимоотношений. Ю.П.Азаров делит семьи на три типа:
идеальная;
средняя;
негативная или скандально- раздражительная.
Исследователь М. И. Буянов называет следующие типы семей:
гармоничная;
распадающаяся;
распавшаяся;
неполная.
У педагогов- практиков деление семей принято на "благополучные" и "неблагополучные". Их признаки:
в "благополучной" семье оба родителя работают, имеют достаточно благополучное материальное положение, занимаются вопросами воспитания детей;
в "формально- благополучных", благополучие нередко носит видимый характер и определяется лишь анкетными данными, семья не занимается воспитанием детей;
"неблагополучные" семьи, где явно просматриваются дефекты воспитания- постоянные окрики, наказания детей. Создается надлом в душе ребенка, это делает его ущербным, он не может найти свое место в семье, а потом и в жизни;
рождается новый тип семьи "новых русских": высокообеспеченные и сверхобеспеченные. Социологи и психологи фиксируют в этих семьях наивысший кризис в семейных отношениях и воспитании детей.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.
Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребенку и организацию совместной деятельности, изучение ребенка в семье и школе с помощью специальных методик и составлении программ его развития.
Характер взаимодействия педагогов с семьей должен быть дифференцированным.
Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать их к делам школы, класса.
В первую очередь необходимо обращать внимание не неблагополучные семьи, выявлять в них источник отрицательного влияния на детей, где родители или не уделяют достаточного внимания воспитанию ребенка, или оказывают разрушительное влияние на его неокрепшую личность. К этой категории относятся семьи пьяниц, тунеядцев и других антисоциальных элементов.
Дети в них отличаются особой запущенностью, неухоженностью, неумением контактировать со сверстниками и взрослыми. Зачастую они просто не знают, что, кроме окриков, грубости, побоев, существуют и другие формы общения между людьми, страдают от недостатка внимания взрослых. Окружающие, в том числе соседи по дому, часто с недоверием и предубеждением относятся к этим детям, запрещают своим ребятам играть с ними, приглашать их к себе домой. Повлиять на такую семью очень трудно.
Иного подхода требуют педагогически ослабленные семьи.
Например, такие, в которых родители не в состоянии активно участвовать в воспитании ребенка: инвалиды или люди, в силу специфики своей профессии подолгу не бывающие дома (проводники вагонов, летчики и т. д.).
Особую группу педагогически ослабленных семей составляют неполные семьи, то есть такие, в которых нет одного из родителей, или смешанные семьи, которые образуют разведенные родители и их партнеры в повторных браках. Эти семьи можно и следует выявить в результате анализа документации, которая оформляется при поступлении ребенка в школу; в дальнейшем посредством наблюдений, тактичных бесед с родителями данные о них уточняются и расширяются.
Педагогически ослабленная семья особо нуждается в помощи учителя. В отличие от неблагополучных семей, которые, как правило, не осознают необходимости такой помощи, члены этих семей с большим вниманием и благодарностью воспринимают заботу классного руководителя школы об их ребенке, охотно повышают свою педагогическую культуру.
Итак, для предупреждения появления социально- запущенных детей классному руководителю необходима целенаправленная работа с родителями.
Основными формами работы с семьей являются групповые и индивидуальные.
К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями по вопросам воспитания ребенка, консультации, посещение семьи.
Классному руководителю необходимо помнить, что к любой беседе, консультации (если они заранее обговорены и спланированы) необходимо готовиться.
Посещение семьи, как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнает условия, в которых живет ребенок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношения педагога с семьей.
Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации. Если в своей практике классный руководитель, воспитатель использует эту форму работы с семьей, желательно соблюдать следующие условия:
не приходить в семью без предупреждения;
не планировать свой визит более чем на 5-10 минут (чтобы не быть обременительным);
не вести беседу стоя, у входа, в верхней одежде (родители могут растеряться, придите им на помощь: "Разрешите раздеться, где у Вас можно присесть и поговорить");
нельзя вести беседу в агрессивных тонах;
не поучайте родителей, а советуйте;
желательно вести беседу при ребенке, выбрав щадящую для него форму и содержание (если беседа проходит без ребенка, то зачастую родители, пересказывая беседу, с умыслом искажают ее в свою пользу).
Групповые формы.
Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания, которые претерпели изменения в структуре и содержании. Cущественное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях. Монолог учителя на собрании должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем.
Рассмотрим более подробно организацию и структуру проведения родительского собрания. Собрания организуются 1 раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и особенностей класса. В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей.
Тематика родительского собрания примерно может быть такой:"Первый раз в первый ... четвертый класс", "Умеете ли Вы любить своего ребенка", "Как воспитать себе помощника", "Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка", "О пользе и вреде музыки в семье", "Воспитание трудолюбия в семье" и т. д.
Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания своего рода "сценария", программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.
Готовясь к собранию, желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или использовать домашние сочинения детей.
Если у Вас есть вопросы, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Мы всегда рады помочь Вам.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Тест «Добрый ли я?»
Всегда ли вы внимательны и добры к окружающим? Ответить на этот вопрос поможет настоящий тест. В бланке для ответов напротив номера каждого вопроса нужно указать «ДА» (+) или «НЕТ» (-).
Номер вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Ответ(«да» + ; «нет» - )
Очки
Номер вопроса
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Ответ(«да» + ; «нет» - )
Очки
Общая сумма баллов
Вопросы1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить их все на подарки своим друзьям?2. Друг рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует?3. Если ваш партнёр слабо играет в какую-либо игру, будете ли вы иногда поддаваться, чтобы сделать ему приятное?4. Часто ли вы говорите приятное людям, чтобы поднять им настроение?5. Любите ли вы злые шутки?6. Долго ли вы помните неприятности, которые доставили вам ваши друзья?7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?8. Если вы уверенны в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы своего оппонента?9. Охотно ли вы выполняете просьбы окружающих?10. Можете ли вы подшучивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?11. Охотно ли вы пишете письма своим друзьям?12. Часто ли вы звоните своим друзьям, чтобы поддержать их?13. Являетесь ли вы сторонником смертной казни?14. Могли бы вы помочь пьяному человеку?15. Любите ли вы маленьких детей?16. Считаете ли вы, что шумных собак надо бить?17. Сможете ли вы подойти к другу после ссоры первым?18. Охотно ли вы даёте читать свои книги знакомым?
Обработка результатов
Используя данный «ключ», сравните свои результаты и подсчитайте количество полученных баллов.
Вопрос
Вариант ответа
Вопрос
Вариант ответа
«Да»
«Нет»
«Да»
«Нет»
1
1
0
10
0
1
2
0
1
11
1
0
3
1
0
12
1
0
4
1
0
13
0
1
5
0
1
14
1
0
6
0
1
15
1
0
7
1
0
16
1
0
8
0
1
17
0
1
9
1
0
18
0
1
Интерпретация результатов
0 – 6 очков. Общение с вами людям не совсем приятно, так как вы редко доверяете им. Видимо, на основании своего жизненного опыта вы пришли к выводу, что не стоит быть особенно добрым, так как другие этого не оценят и могут отплатить злом. Но это серьёзное заблуждение. Будьте более доброжелательны и добры, и у вас будет больше друзей.
7 – 12 очков. Ваша доброта – вопрос случая. Вы бываете добры далеко не со всеми людьми. Это не так уж и плохо, но будьте более внимательны в своих отношениях с окружающими, более терпимы и добры даже с теми, кого совсем не знаете.
13 -18 очков. Вы умеете общаться практически со всеми людьми. Вы по-настоящему доброжелательны и добры. Вы не отталкиваете от себя тех, кто имеет другие взгляды, но никогда не пытайтесь всем угодить.
Тест «Бесцеремонны ли вы?»
Данный тест поможет вам проанализировать степень своей бесцеремонности. Для этого нужно внимательно прочитать предложенные вопросы и ответить «ДА» (+) или «НЕТ» (-), а затем сравнить результат с объяснением.
Бланк для ответов:
Номер вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Ответ(«да» + ; «нет» - )
Очки
Номер вопроса
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Ответ(«да» + ; «нет» - )
Очки
Общая сумма баллов
Вопросы:1. Читаете ли вы за едой, когда рядом с вами находится другой человек?2. Всегда ли вы пишете разборчиво?3. Переговариваетесь ли вы со своим соседом во время просмотра кино- или видеофильма?4. Хлопаете ли вы дверью, выходя из дома?5. Стараетесь ли вы не шуметь, когда люди кругом занимаются?6. Считаете ли вы обязательным не опаздывать на свидания?7. Заглядываете ли вы через плечо человека, когда он читает газету?8. Уедете ли вы в лифте, зная, что следом идёт человек, которому тоже нужен лифт? 9. Оставляете ли вы дверь подъезда распахнутой, если перед этим она была закрыта?10. Стараетесь ли вы в магазине что-то купить без очереди, если там полно народа?11. Приходите ли вы к друзьям безо всякого предупреждения?12. Станете ли вы спорить за место у стола, когда все уже уселись?13. Разговаривая по телефону с другом, стараетесь ли вы говорить чётко и внятно. Чтобы он всё понимал с первого раза?14. Слушая музыку любимой группы, стремитесь ли вы при этом не нарушать покой?15. Уступите ли вы место в транспорте взрослому человеку, если он вас об этом не попросит сам?16. Увидев знакомого человека, приветствуете ли вы его первым или ждёте, пока он сам поздоровается с вами?17. Уходя из гостей, не забываете ли вы поблагодарить их за приём?18. Считаете ли вы обязательным поздравлять своих друзей, родных и знакомых с праздниками, днями рождения?
Обработка результатов:
Поставьте себе по 1 очку за ответы «ДА» на вопросы:2, 5, 6, 13, 14, 15, 16, 18.
Поставьте себе по 1 очку за ответы «НЕТ» на остальные вопросы.
Интерпретация результатов
12 – 18 очков. Вы весьма воспитанный человек. Оказываете всяческие знаки внимания окружающим, стараетесь всем угодить, не нарушая их покой и душевное равновесие. Но впору спросить: не слишком ли вы вежливы себе в ущерб? Не осложняет ли вам жизнь такая «церемонность»?
6 - 11 очков. Вы по-хорошему воспитанный человек. Очень внимательны к окружающим, понимаете их состояние и стремитесь не вмешиваться в их жизнь без особой нужды. Людям с вами хорошо, потому к вам тянутся.
1 – 5 очков. Вы действительно бесцеремонны, вас совершенно не интересует, как себя чувствуют рядом с вами люди, хорошо ли им. Но всё чаще вы слышите замечания по поводу вашей невоспитанности. Советуем прислушаться к ним. Иногда и окружающие бывают правы.
Современный классный руководительВ настоящее время часто слышишь разговоры, о том, как надо воспитывать: об этом говорят все и везде. Значит, эта проблема государственная: растет поколение пре-красно информированных людей, не отягощенных совестью. Как же вырастить людей «по росту XXI веку?»Еще в начале ХХ века Г. Мюстенберг писал: «Педагогика задается вопросом: ради чего надо посылать ребенка в школу? Но как мы можем понимать это частное намерение, отделив его от более широкого вопроса: каково назначение человеческой жизни? Каковы цели каждого человеческого существа?»[6].Подобный вопрос я задала себе: «Для чего родители посылают ребенка в школу? Чего от нас хочет государство? Чего от нас хочет социум?» И как часто мнения этих соци-альных заказчиков не совпадают. А ведь я как классный руководитель должна выполнить и заказ государства, и заказ социума, и заказ семьи, и заказ, самое главное, ребенка.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года сформу-лировала государственный заказ: «Развивающемуся обществу нужны современно образо-ванные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» [14].В «Конвенции ООН о правах ребенка» определено, что детство – это время от рож-дения человека до 18 лет. В этом жизненном пространстве особое место занимают школь-ные годы как годы становления и интенсивного развития личности. Детство и ребенок стали объектом пристального внимания ученых лишь в ХХ веке [11]. Мы не можем не согласиться с учеными-педагогами, считающими подрастающее поколение (детей, подростков, молодежь) воспитанниками, а взрослые поколения – воспитателями. В то же время нельзя не иметь в виду, что воспитатели сами должны воспитываться: друг друга и каждый себя. С другой стороны, воспитанники могут и должны воспитывать друг друга и каждый себя. В своей деятельности классного руководителя мы стоим на позиции, что только в тесном взаимодействии и сотворчестве педагогов и учащихся происходит интенсивное развитие и педагогов и учащихся.Исходя из теоретических положений о воспитании [2; 6; 9;13; 10 и др.], мы придерживаемся точки зрения, что воспитание – это процесс целенаправленного развития общественно необходимых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе и целенаправленного преодоления общественно-чуждых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе. Значит, любая воспитательная система, в том числе и воспитательная система классного руководителя – это всегда процесс борьбы за развитие личностных отношений, нужных данному обществу, против личностных отношений, чуждых данному обществу, вредных для него, противоречащих его интересам.В своей работе под феноменом «воспитательная деятельность классного руководителя» мы понимаем деятельность, направленную на создание ребенку условий для успешного взросления. Анализ трудов ученых (А. Валлон, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.И. Фельдштейн) [3; 7; 17; 22; 25 и др. ] показывает, что взросление есть поступательное развитие «Я» на каждом новом этапе детства. При этом можно выделить три основных этапа этого развития: открытие ребенком своих новых возможностей, осмысление этих возможностей, реальное начало их реализации в деятельности, адекватной потребностям «Я». Но чтобы стать взрослым, каждый ребенок, прежде всего, должен пройти «пространство Детства». Это словосочетание я впервые увидела в книге Д.И. Фельдштейна, и меня поразила глубина этой метафоры и с философской, и с педагогической, и с социальной позиций [22].Анализ социально-психологических и педагогических проблем, возникающих в этом пространстве, ясно показал, что, прежде всего, необходимо осмыслить, что происходит в этом пространстве с нами, педагогами, что здесь от нас зависит и что мы должны сделать, чтобы жизнь ребенка в пространстве детства, и, прежде всего, школьного детства, была радостной и интересной.Все, что ребенку необходимо в школьные годы, а он стремится понять и проявить себя (потребность в самореализации), войти в различные человеческие сообщества (потребность в социализации) и утвердиться в них (потребность в самоопределении и самоутверждении), невозможно без педагогов. Без педагогов ребенок трудно идет к достижению главной внутренней цели детства – взрослению. Причем зачастую ученик не может самостоятельно разрешить проблемы из-за множества «помех»: незнание самого себя, неумение самостоятельно принимать решения, отсутствие опыта отношений со сверстниками и другими людьми, которые его окружают. Сегодня ребенок, как никогда, нуждается в совете, помощи, любви, защите.Сейчас, как никогда, необходимо переосмыслить роль классного руководителя, нацелив его на воспитание субъектной позиции ребенка. (А.С..Макаренко, В.А.Сухомлинский, А.В.Петровский, О.С.Газман, И.Демакова и др. ) [15; 19; 16; 4; 23 и др.].Быть субъектом – значит занимать активную авторскую позицию по отношению к собственной жизни, строить ее сознательно и целенаправленно. При этом человек как субъект активно проявляет себя в трех сферах жизни: деятельности, общении с другими людьми и самосознании. Субъектами не рождаются, а становятся. Поэтому одну из моих задач, как классного руководителя, я вижу в воспитании у школьника конкурентоспособности в современном постоянно меняющемся мире. Для этого необходимо формировать способность и готовность занять субъектную позицию в отношении собственной деятельности (прежде всего учебной), своего общения с другими людьми и в отношении самого себя. Но формирование субъектности, так же как и ее последующее проявление, происходит только в процессе активной творческой деятельности (К. Ушинский, С. Рубинштейн и др.) [21; 18]. Поэтому другое предназначение классного руководителя – приобщение учащихся к активной творческой деятельности.В деятельности классного руководителя находят достойное место идея педагогики и психологии, что детство не подготовка к жизни, а сама жизнь. Мы стоим на позиции Ф. Дольто [24], которая писала, что ребенок не будущий человек, а просто человек, обладающий свободой быть и стать, правом быть понятым и принятым другими, способностью принимать и понимать других, совершать ответственные выборы, строить отношения со взрослыми не как с хозяевами или менторами, а как с равноправными, хотя и не одинаковыми партнерами по жизни. Для Ф.Дольто дети – это не «недоразвитые взрослые», за которых мы ответственны, а человеческие существа, перед которыми мы ответственны. При разработке воспитательной системы класса нами была использована одна из самых оригинальных концепций детства, разработанная в ХХ веке Я. Корчаком [7]. Основные идеи этой концепции могут быть сведены к следующему: говорить о ребенке можно, только рассматривая его жизнь на фоне общества.В настоящее время реально существует несколько концепций воспитания. В своей деятельности классного руководителя мы опираемся на Концепцию личностно-ориентированной системы деятельности классного руководителя (О. Газман, С. Поляков, Н. Михайлова и др.) [5; 26], которая характеризуется переходом от декларативного постулата «ребенок – субъект воспитания» к методически обеспеченной системе саморазвития личности как помощи ребенку в самоопределении, самореализации, самоорганизации и самореабилитации.С другой стороны, мы не можем проигнорировать системно-ролевой подход к формированию личности (Н.М. Таланчук) [20], согласно которому жизнь каждого человека объективно связана с выполнением системы социальных ролей, а его гармоничность определяется тем, насколько он готов и способен выполнять полноценно систему этих ролей.Социальные роли человека - это нормы жизнедеятельности и сама жизнедеятельность, включающие в себя нормы нравственности, культурное наследие. В связи с этим можно представить ролевую модель выпускника.Выпускник лицея – это:личность,гражданин,человек,семьянин,житель планеты Земля.Одна из самых важных ролей классного руководителя в пространстве детства – роль посредника между детьми и социумом. Поэтому главные функции воспитательной деятельности классного руководителя, направленные на гуманизацию детства, – помощь ребенку и его поддержка. В качестве основных ценностей деятельности классного руководителя мы рассматриваем:ребенка (его личность и индивидуальность);процесс его развития;его права, в том числе право на свободу в воспитательном процессе.Выбор в качестве ценности личности ребенка означает, что классный руководитель принимает на себя ответственность за то, чтобы ребенок состоялся: не был унижен, узнал, кто он, понял, каковы его возможности, что он умеет и не умеет, хочет и не хочет.При этом согласно М. Буберу, «Личность говорит: «Я есть», индивидуальность: «Я таков».Современная педагогика (по И.Д. Демаковой) дает классному руководителю ориентиры «личностного роста», образно представляя их на пересечении двух линий развития, каждая из которых символизирует «фонды развития ребенка»: фонд «Могу» (компетентность) и фонд «Хочу» (активность). Сложная задача – обеспечение гармонии компетентности и активности детей в процессе их развития. Очевидно, что обеспечение условий развития ребенка и сохранения его индивидуальности предполагает учет в воспитательной деятельности как факторов, тормозящих процесс развития ребенка, так и факторов, стимулирующих этот процесс. Таким образом, цель деятельности классного руководителя разработана - создания условий для формирования конкурентоспособной, гармонично развитой личности, способной самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающейся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающей развитым чувством ответственности за судьбу страны. «Вписаться в пространство детства» - трудная задача для каждого педагога. Решение этой задачи предполагает отказ от авторитарных методов педагогического воздействия на детей, приоритет субъект-субъектных отношений в системе «педагог-воспитанник», диалог с детьми. Деятельность классного руководителя в школе отражает неповторимость каждого педагога, и, тем не менее, она имеет ряд инвариантных характеристик. С. Френе писал, что инвариант – это то, без чего не может быть успеха. В педагогической науке в качестве инвариантов воспитательной деятельности указываются ее ценности, цели, приоритеты, функции, содержание, ее психологические факторы, критерии эффективности и показатели успешности. С этим нельзя не согласиться. Но мы считаем, что главным инвариантом деятельности классного руководителя является любовь и защита: ребенок должен реализовать естественную потребность быть любимым и защищенным. А в этом помочь ребенку может только педагог, «вписавшийся в пространство детства», в котором и должна произойти встреча ребенка и педагога. «Самый классный классный» сделает все для того, чтобы эта встреча стала счастьем в судьбе каждого ребенка, а не проявлением профессионального невежества. Это невежество проявится в непонимании и неприятии детства как важнейшего этапа в развитии личности ребенка, в обращении к шаблонным методам воспитания без учета особенностей, индивидуальности и субъектности ребенка.И пусть на улицах этого пространства каждый ребенок встречает только людей, которые пишут «Детство» с заглавной буквы.
Анкета для учащегося с целью создания коллективного портрета
Идеального классного руководителя
Уважаемый ученик!
Ты провёл в нашей школе не более одиннадцати лет и не менее одного года.
За свою школьную жизнь тебе пришлось иметь дело с одним или несколькими классными руководителями. Если посчитаешь возможным, поделись с нами своими мыслями и соображениями по следующим вопросам
Нужен ли в наше время классный руководитель?
В чём ты видишь его дела и заботы?
Какой тип классного руководителя тебе по душе?
Какому ты бы отдал своего ребёнка?
Назови достоинства своего классного руководителя
Чтобы ты хотел изменить в работе своего классного руководителя?
Приходилось ли тебе общаться с классным руководителем лично?
Полезно или ценно тебе это общение?
Какую помощь оказывает вам классный руководитель в проведении мероприятий в классе?
Детское самоуправление глазами ученика школы
Есть ли детское самоуправление в классе?
Ваше место в классном самоуправлении (поручение)
Что вами выполнено в соответствии с вашим поручением в школе? В классе?
Какие классные часы проводились и другие мероприятия?
Чем вы занимаетесь после школы? (кружки и секции)
Общешкольные мероприятия. Какие запомнились? Чем?
Чтобы ты хотел интересного из мероприятий, часов общения провести в школе? В классе?
Заголовок 115