Семинар – практикум для родителей с элементами тренинга «Как развивать самооценку, ответственность и самоконтроль у подростков»

Отдел образования администрации г. Снежное
Городской методический кабинет
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 9 г. Снежное ДНР




Семинар – практикум для родителей
с элементами тренинга
«Как развивать самооценку, ответственность
и самоконтроль у подростков»
(Открытое мероприятие для родителей)


Практический психолог – Зинченко Ирина Алексеевна











Снежное
2016
Цель проведения семинара практикума с элементами тренинга: помочь родителям понять внутренний мир своих детей, определить значение «ответственности», «самооценки», «самоконтроля», дать советы, как помочь их сформировать, отработать полученные знания в практической деятельности.
Ход семинара-практикума
I. Вводная часть.
1. Ритуал приветствия.
Цель: активизация положительных эмоций, настрой на совместную работу.
Практический психолог: Добрый день, уважаемые родители! Нашу встречу мне хотелось бы начать со знакомства.
Наше знакомство мне хотелось бы начать с приветствия. Пусть каждый, в чьих руках окажется мяч, представится (имя ребенка, свое имя отчество, место работы).
2. С каким настроением вы пришли на занятие? Чего ожидаете от него?
II. Основная часть.
1. Мини-лекция «Подростковый возраст».
Тема нашей встречи «Как развивать самооценку, ответственность и самоконтроль у подростков» выбрана не случайно, ведь подростковый возраст – важнейший этап жизни человека, время выборов, которое во многом определяют последующую судьбу.
Подростки страдают от непонимания со стороны взрослых, от смятения чувств, противоречивости намерений, интересов, устремлений. Мучаются взрослые - дети стали замкнуты, грубы, неоткровенны... Я вам предлагаю поиграть со мной в игру «Никто не знает, что я ...». Участники встают в круг. Психолог бросает кому-либо мягкую игрушку, говорит: «Никто не знает, что я в детстве...» и добавляет то качество или поступок, о котором, на его взгляд, не догадываются участники семинара.
Да, мир подростка сложен, но он открыт для понимания. Быть понятым - самое первое, что хотят подростки. Хотим и мы понять их. Почему же не понимаем так часто? Очевидно, потому что не знаем, как.
Сегодня наша встреча и ставит цель: помочь этому пониманию.
2. Мини-лекция «Что такое ответственность и с чего она начинается?»).
Ответственность - это искреннее и добровольное признание необходимости заботиться о себе и о других.
Давайте с вами рассмотрим условия ответственности:
Условия воспитания ответственности:
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.
Учёт особенностей характера.
Самоуважение.
Продолжительность и постепенность.
Разумные ограничения.
Учёт личного опыта.
- С чего же начинается воспитание ответственности? А начинается оно с того, что:
1. Подросток должен знать, что окружающие люди нуждаются в нём, ощущать себя равноправным членом семьи.
2. Позвольте ребёнку выполнить ответственное задание в удобном для него темпе, не торопите его. А если у него не получается как нужно, ваша главная задача - убедить, что он учится, растёт и каждый день у него прибавляется опыт и умение.
3. Сделайте так, чтоб ребёнок на собственном опыте узнал, к каким результатам ведёт безответственность.
4. Поручайте ребенку посильное дело, чтобы он понимал: если он не выполнит его, то он подведёт и себя, и других. Не надо, жалея ребёнка, брать всю ответственность на себя.
5. Родители часто не подозревают, что дети способны и на большее. Если вы никогда не советуетесь с ребёнком и раз за разом поручаете ему слишком простенькие и однообразные занятия, он может посчитать (и посчитает), что ему не доверяют, он слишком маленький...
6. Когда ребёнок не справился с работой или повёл себя безответственно, постарайтесь понять его и показать, как надо делать. Покажите, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы у него всё получалось как надо, что вы понимаете его и верите в его силы.
7. Постарайтесь сделать так, чтобы у ребёнка забота о других (и забота о себе тоже) связывалась с положительными эмоциями.
3. Упражнение «Тонкая бумага».
Практический психолог раздает каждому участнику по листу бумаги. Родители внимательно слушают то, что говорит ведущий, и выполняют указания.
- Сложите листок пополам, оторвите верхний правый угол, снова сложите пополам, оторвите верхний правый угол и т. д. (до пяти раз). Упражнение выполняйте так, как вы его поняли.
Практический психолог обращается к родителям с вопросами:
- У всех ли одинаковые листки? Чем они отличаются? В чем листки похожи? Каков смысл задания?
Модно сделать такой вывод:
- Каждый понимает инструкцию по-своему и все мы разные. Читая нотации, правила детям, можно ли быть уверенным, что они нас правильно поняли? Был бы пример - у всех было бы одинаково. Должен быть пример родительского поведения для детей. Можно сколько угодно говорить, как правильно переходить дорогу, но если вы сами не соблюдаете эти правила, можете быть уверены, что и ваш ребенок их нарушит.
Мини-лекция практического психолога «Что же такое самооценка и что необходимо знать родителям».
Самооценка - это оценка человеком самого себя: своих способностей, возможностей, качеств, особенностей своей деятельности.
Для каждого человека самооценка – это важный критерий, позволяющий личности формироваться правильно. А в подростковом возрасте ее значение переоценить невозможно! В случае, если самооценка подростка адекватная, то его шансы на успешную жизнь увеличиваются. Что означает «адекватная»? Когда ребенок в состоянии оценить свои возможности объективно, осознает, какое место он занимает в коллективе и в обществе в целом.
Отмечу сразу, что с первых дней жизни самооценка малыша безупречна! Но взрослея, малыш понимает, что является для родителей самым главным, а весь мир создан именно для него. Отсюда и формирование завышенной самооценки. До школьного возраста она приближается к адекватной, ведь малыш сталкивается с реалиями окружающего мира: и ребенок он в мире не единственный, и других детей любят. Только к среднему школьному возрасту возникает необходимость коррекции и формирования самооценки у подростков, так как у одних она буквально взлетает, а у других – понижается.
В подростковую пору на первый план выходит общение.
Подросток нуждается в повышенном внимании, любви, уважении. Даже если он и заслуживает критики, стоит от нее воздержаться. А вот на всех хороших качествах и поступках необходимо делать акцент, чтобы подросток понимал, что он заслуживает похвалы и уважения.
Самооценка подростка формируется в процессе его равнения на те моральные ценности и требования, которые приняты в кругу сверстников.
Что же необходимо делать родителям, чтобы самооценка подростка была адекватной:
1. Хвалить своего ребенка даже за небольшой успех.
2. Создавать “ситуацию успеха”.
3. Возвышать ребенка в его собственных глазах.
Воспитать ребенка, уверенного в себе, достаточно непросто, но любящим родителям под силу все!
4. Мини-лекция «Самоконтроль подростка».
Самоконтроль - одна из характеристик свободы и ответственности личности. Нет самоконтроля - нет свободы, нет ответственности, нет личности.
Когда ребенок мал и почти не отвечает за свои поступки, родители берут практически всю ответственность за его поведение на себя. Когда же ребенок становится подростком, он испытывает тягу к независимости и стремится уже сам контролировать свои действия и принимать самостоятельные решения. Задача родителей - сделать этот переход по возможности ровным и безболезненным. Чтобы выполнить эту задачу нужно признать тот факт, что стремление к независимости - естественное явление.
Подросток, повзрослев, перестанет быть зависимым от родителей. От родителей требуется контролировать силу этого влечения, соизмеряя ее с уровнем зрелости подростка. Здесь лучшим индикатором является степень доверия своему подростку и его способность контролировать свое поведение. Чтобы подросток продолжал нормально развиваться и учился отвечать за свое поведение, он должен испытать на себе результаты этого поведения: положительные (вследствие правильного, ответственного поведения) и отрицательные (как следствие неправильного, безответственного).
Взрослые должны быть последовательны в своих решениях и справедливы и ни в коем случае не должны зависеть от чувств подростка.
Итак, мы вновь возвращаемся к тому, как важен самоконтроль родителей и умение принимать решения, основанные на четких, логических рассуждениях, а не на порывах и импульсах. Любое решение или правило требует обоснования.
Существуют две формы самоконтроля:
1. Поведенческий самоконтроль: контроль собственных действий и воздействий.
2. Эмоциональный самоконтроль: контроль собственных эмоций и состояний.
Родителям, желающим, чтобы подростки делились с ними в трудные моменты жизни своими переживаниями, нужно начинать общение с ребенком, когда он еще не умеет разговаривать.
И еще один важный момент: родителям необходимо уважать себя. Нужно взять обязательство помогать ребенку становиться полноценной, развитой личностью, работать над формированием положительных взаимоотношений с ними, помогать им справляться с агрессивностью.
Семья должна понять ребенка, его желания и интересы, терпеливо помогая осуществлению одних и столь же терпеливо отсекая другие. Нужно попытаться быть как можно честнее перед собой и перед ребенком.
4. Подведение итогов встречи.
Практический психолог: правила жизни таковы: чтобы поняли тебя, должен и ты понять другого. Поэтому старайтесь жить так, чтобы всё было хорошо. Пусть ваши дети будут здоровы и физически, и духовно, поддерживайте их, направляйте на благие дела и вы увидите  ваш труд будет не напрасен. И в ваших семьях всегда будет светить солнышко, которое будет греть вас своими лучами, излучать добро, ласку и заботу.
Счастливы там, где есть [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Только когда МЫ вместе, ребёнок чувствует себя комфортно. А это в наших силах и возможностях.
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему:
Кто при жене и детях груб
Кому язык распутства люб.
Пусть помнит, что с лихвой получит
Все то от них, чему их учит.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]