Беседа с родителями по правовому воспитанию «Безопасность и ненасилие в семье»

основная средняя школа № 87
















Право ребёнка на безопасность и ненасилие.
Безопасность и ненасилие в семье.

беседа с родителями по правовому воспитанию





















Классный руководитель: Соколова Е.В.
Класс: 1 «А»
Дата проведения: 17.10.2013 г.
Место проведения: 27 кабинет

Мы живем в беспокойном мире, далеко не исключающем насилия над личностью. К сожалению, то, что преступников ловят, подвергают наказанию и заключают в тюрьмы, не избавляет нас от возможных опасностей. Поэтому всем нам необходимо максимально использовать доступные средства, чтобы защитить себя и научиться это делать самостоятельно.

Всякое преступление включает в себя два момента: первый желание совершить его, второй – возможность совершить. Если исключить хотя бы один из них, то преступление реально предотвратить. Правоохранительные органы Республики Казахстан и просто граждане страны накопили немалый опыт в профилактике преступлений, направленных против детей и подростков. Жизнь заставляет нас извлекать пользу не только из своих ошибок, но и из ошибок других. Идеи безопасности, противостояния преступности и советы, касающиеся способов защиты, составляют основу данного раздела и, надеемся, станут основой вашего Кодекса безопасности.

Современные специалисты в области криминалистики утверждают, что не существует такого понятия, как «случайное преступление». Любое преступление это всегда определенное стечение обстоятельств. Влияя на обстоятельства, вы оказываете влияние на вероятность совершения преступлений. Простой пример: подросток, избегающий в ночное время криминальных мест, снижает риск стать жертвой примерно в 5 раз. Если же он гуляет не один, а с товарищем и они не покидают людных мест, то вероятность совершения над ними насилия уменьшается еще в 5 раз, а это значит, что в целом они уменьшили ее в 25 раз.


Шесть защитных правил.
Эти шесть правил действенны в сочетании друг с другом. Применяя их комплексно, вы создаете действительно надежную защиту от преступлений.

Правило первое.
Не теряйте контакта со своим ребёнком. «Быть в контакте» предполагает наличие открытой двусторонней связи. Можно не все рассказать, но должна быть уверенность, что есть человек, которому можно доверить самое сокровенное, если возникнет необходимость.
Беседуйте с ребёнком и не важно, если это будут сущие пустяки, главное – общение друг с другом.
Уважительно относитесь к ребёнку, не перебивайте, будьте снисходительны и вы сможете узнать много полезного для себя.
Не смейтесь над чувствами, мыслями и страхами своего ребёнка. Помните, что он раним. Если бы люди научились слушать и не судить, половина проблем в мире была бы решена.

Правило второе.
Обучите своего ребёнка элементарным правилам безопасности.
Современный образ жизни не дает возможности постоянно проводить время с родителями. Навыки же сохраняются на всю жизнь.
Используйте повторение и репетиции. Одна из превосходных форм последних это ролевые игры типа «Что если?...», рекомендуемые экспертами по детской безопасности:
«Что ты будешь делать, если незнакомый человек остановит тебя и предложит конфету?»
«Что ты будешь делать, если ты застрял в лифте?»
«Что ты будешь делать, если кто-нибудь подойдет к входной двери и попросит тебя впустить его, чтобы позвонить по телефону?»
«Что ты будешь делать, если старшеклассники потребуют у тебя денег?»
«Как ты будешь действовать, если мы потеряем друг друга на улице?»

Подобные игры имитируют реальные ситуации, которые могут произойти, поэтому проигрывайте все возможные действия и выбирайте правильные решения.


Правило третье.
Закрывай и запирай.
Практика подтверждает, что множество преступлений против личности являются результатом недооценки закрывания окон и дверей, что дает злоумышленникам шанс для совершения преступления.
Закрывание и запирание должно стать неизменной привычкой, даже если кто-то скажет вам: «Не беспокойся, здесь абсолютно безопасно». Незапертые двери дома или машины можно рассматривать как приглашение для воров, в то время как всего-навсего закрыв и заперев их, вы избавляетесь от посягательств правонарушителей, совершающих преступления лишь при стечении благоприятных обстоятельств.

Правило четвертое.
Быть на виду.
Около двух третей преступлений против детей совершаются, когда мы находимся, во-первых, одни, и, во-вторых, в пустынных местах. Находясь в людных местах и избегая пустырей, ребенок повышает собственную безопасность во много раз.
Практически все преступники избегают свидетелей и соответственно людных мест.
Пребывание в людном месте практически предотвращает преступление. Если вы попали в беду или просто напуганы, то наиболее простое и полезное оказаться на виду у людей.

Правило пятое.
Проверяй!
С незапамятных времен проверка, чего бы она ни касалась, остается краеугольным камнем благоразумного поведения. Эта привычка появилась у человека в ту пору, когда он боролся за выживание в окружающей его дикой природе. Привычка проверять способствует развитию острой наблюдательности, проницательности и так называемого «шестого чувства», которое предупредит вас о возможной опасности.
Очень многие жертвы вспоминают, что у них было ощущение необходимости уйти с вечеринки, не ходить по той улице, но они этим пренебрегли. Доказано, что тренировка помогает развить это чувство.

Правило шестое.
Не ссорьтесь.
Не вызывает сомнения, что миролюбивое поведение имеет такое же важное значение для предотвращения преступлений, как и привычка запирать двери. Разногласия и ссоры составляют большую часть всех конфликтов, происходящих как между детьми, так и среди взрослых. Очень часто преступление бывает спровоцировано самой жертвой.
Вам не следует подшучивать над окружающими, так как те, кого вы высмеиваете и, быть может, даже унижаете, могут принять обиду слишком близко к сердцу, и кто знает, какая месть может зародиться в их душах. А если кто-то посмеется над вами, то это вовсе не повод для того, чтобы ввязываться в драку.


Воспитание ненасилием в семье

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшее детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю его жизнь.
Как много сердечного тепла было загублено из-за неспособности понять другого и самого себя! Сколько больших и малых драм не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь и это умение не дается матерью-природой.
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит ласки. Родители не находят времени, забывают, а может быть, даже стесняются приласкать своего ребенка просто так, повинуясь какому – то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляют отца или мать быть чрезмерно суровыми с детьми.
Оправдывая свои действия, родители ссылаются на различные примеры из истории человечества. Да, мы знаем, какую жесткую школу проходили мальчики на мужской половине дома в Древней Спарте. Но ведь из них готовили сильных, мужественных, беспощадных воинов. Или индийские племена, где 4-летних мальчиков отправляли в другой лагерь, где воспитатель учил их всем премудростям жизни, воспитывал отважных воинов, следопытов. Индейцы считали, что мальчики должны расти далеко от матери, не зная ее нежности и ласки. Такое воспитание обусловливалось особенностью жизни индийских племен.

В последнее время получило распространение такое понятие, как синдром опасного обращения с детьми (СООСД). Это поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психологической и моральной травмы. Понятие СООСД включает в себя различные варианты: от физического насилия, угрожающего жизни ребенка, до неправильного воспитания.
Семьи, где регистрируется СООСД, обычно относят к категории неблагополучных. Пьющие люди, матери-одиночки, лица с низким образованием и воспитательным цензом. К категории неблагополучных относятся и семьи вполне материально обеспеченные, если родители не уделяют ребенку внимания, предпочитая откупаться от него подарками, обилием игрушек, разнообразной пищей, одеждой. Им некогда. Не будучи подготовленными в области воспитания, папы и мамы используют простой и эффективный путь: физическое насилие. Последнее чаще всего применяется матерями, нежели отцами. Мать обычно вымещает на детях накопившееся утомление и раздражение. СООСД наблюдается в 3 раза реже к девочкам, чем к мальчикам. Последние более подвижны, своим бегом и криками раздражают родителей.
Дети – первые, кто пострадал, глубоко и трагически от дефицита времени у взрослых. Возникла проблема детей, как обузы, шире стали применятся физические воздействия.
Атмосфера семьи определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. И, чем больше положительных эмоций получает в семье ребенок, тем лучше. Семья, при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость.
Когда ребенок вам что-то рассказывает, старайтесь дать ему понять, что вы его внимательно слушаете. Не надо в это время вытирать пыль, просматривать газеты или красить ногти. Ребенок сразу чувствует, что он не в центре вашего внимания и у него сразу пропадает охота говорить.
Смотрите в глаза ребенку, чтобы он знал, что вы сосредоточены на том, что он говорит вам. Поощряйте его продолжить рассказ, спрашивайте: «А что было дальше?», «Он действительно так делал, да?»
Когда вы отвечаете на вопрос ребенка, постарайтесь не быть многословным. Пусть речь ребенка преобладает в вашем разговоре с ним.
Имейте мужество предстать перед своим ребенком со всеми своими человеческими чувствами и слабостями. Если у вас хватит мужества раскрыть их перед ребенком, это пойдет на пользу вам обоим. Исследования показывают, что когда один человек в чем то признается другому, он, как правило, получает в ответ аналогичное признание. Наверняка, то же получится с вами и вашим ребенком.
Расскажите ребенку о своих «приключениях», начиная с того времени, когда вы были маленьким. Попробуйте рассказать ему о таких вещах, которые родители, как правило, не рассказывают, считая, что детям это неинтересно. О хороших и плохих учителях в школе, где вы учились, о ваших драках с мальчишками, о жизни в пионерском лагере, о первом свидании и т.д. Вы увидите, все это будет интересно вашему ребенку, вы предстанете перед ним живым человеком. Не надо из каждой истории выводить мораль. Просто расскажите.

15