Цель: пробудить в учащихся чувство гордости и уважения к родному городу. Задачи: -образовательные: познакомить с достопримечательностями родного города, с известными людьми, старинными названиями, разучить новый муз. материал, работать с муз.жестом, формировать вокально-хоровые навыки, использовать новые современные технологии(приём «коллаж», «пазл», ИКТ, метод проектов),интерактивные и игровые технологии. -развивающие: развитие эмоциональной сферы учащихся, фантазии, воображения, развитие чувства ритма(в игре на муз. инструментах),навыков работы с ИКТ, творческих способностей, коммуникативных умений и умений публичной защиты своих результатов деятельности. -воспитательные: воспитание нравственных качеств учащихся(чувства любви к родному городу, семье, дому),культуры поведения во время экскурсии, культуры слушателя и исполнителя. Тип урока: изучение нового материала. Жанр урока: интегрированный. Вид урока: урок-экскурсия. Используемые методы: -методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:-словесные,наглядные,практические,проблемно-поисковый ,метод самостоятельной работы, метод проектов, метод стимулирования и мотивации, метод соучастия. Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, клавишный синтезатор, муз. инструменты. Эпиграф: «Помни! Мира не узнаешь, не зная края своего!». (Вход в класс под музыку «Моя Россия» Г.Струве) Учитель: Добрый день, ребята! Вы вошли в класс под музыку знакомую или нет? (ответ) -О чём поётся в песне? (ответ) -Какими чувствами «дышит» мелодия? (ответ) -Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку и деды, и отцы наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней родились, а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом выучила своему языку. Учитель: Как вы относитесь к Родине, покажите своим исполнением (исполнение «Моя Россия» с элементами 2-х голосия под фонограмму(-). Учитель: Спасибо, ребята, за душевное исполнение песни. Россия-это большая Родина. Но есть ещё и малая родина. Учитель: Как вы думаете, что мы называем малой родиной? (Ответ) (выходят дети заранее подготовленные) Ученик 1: Если скажут слово «Родина», Сразу в памяти встаёт: Старый дом в саду смородина, Толстый тополь у ворот. Ученик 2: У реки -берёзка-скромница И ромашковый бугор. А другим, наверно,вспомнится Свой родной московский двор. Ученик 3: В лужах первые кораблики, Над скакалкой топот ног, И большой соседней фабрики Громкий, радостный гудок. Ученик 4Или степь от маков красная, Золотая целина Родина бывает разная, Но у всех она одна! (исполнение «Родина одна» соло). Учитель: Свой край, своя малая родина есть у каждого человека будь то маленькая деревенька или большой город. Я приглашаю вас на экскурсию по нашему городу, а назовём мы её так: «Фурманов мой - город родной» (показ видео заставки о городе с песней «Фурманов мой») Учитель: Нашу экскурсию мы начали с общего обзора, а подробнее познакомиться с ним нам помогут экскурсоводы Алёна и Влад.(далее 1 и 2) 1.Мой Фурманов - старинный городишко, он раньше назывался Середой, 2.Здесь бегают девчонки и мальчишки по переулкам, улицам гурьбой. Учитель: А знаете ли вы, ребята, названия улиц нашего города, мы сейчас проверим. Они спрятались в ребусах, постарайтесь отгадать.(приложение №1) Учитель: Меня очень радует ваша сообразительность! Молодцы! Пора продолжить нашу экскурсию 1.История нашего города уходит в глубь веков. Первое упоминание о нём приходится на 1561 год 2Раньше город назывался Середой, как вы думаете, почему?(ответ) 1.Середа-по-старинному-середина.Середина торговых путей между Ярославлем и Владимиром 2.Ещё один раз по средам, а среда-это середина недели, здесь устраивались «съезжие»торги со всей округи или устраивались Середские ярмарки. Учитель: Давайте заглянем на ярмарку. Что могло продаваться на ней, какие диковины? (экскурсоводы выносят торговый лоток с разными предметами) Учитель: Ребята, выберите только нужные предметы, которые могли продаваться на Середской ярмарке. (выбор) Учитель: Палехские шкатулки, ситцевые полотна, льняные скатерти и рубахи, полотенца, сбруи и уздечки для коня, подковы, ну и, конечно же, шуйские гармони. -Нужны ли сегодня эти товары? -Так ли они ценны и дороги для нас вХХ1 веке? Почему?(ответ) Учитель: Ни один праздник, ярмарка без гармони не обходится и в наше время. Давайте продолжим эту вековую традицию наших предков, споём и сыграем так, чтобы сердце радовалось и душа запела.(игра в оркестр русских инструментов под русскую народную песню «Коробейники») Учитель: Здорово получилось! 1Нелегко живётся мне, да и многим тоже, То капели по весне душу мне тревожат. 2.То того гляди ручьи затрезвонят скоро, Вижу, как автобус мчит через Девью гору 1.А ведь в городе есть такое место - Девья гора. 2.Первоначально её называли Девкина гора (Девья), т.е.холм, выделявшийся среди равнины. Учитель: Города, как люди, у каждого своя жизнь, свои герои, своя история. Много в нашем городе достопримечательных мест, расскажите о них.(проверка домашнего задания:презентация «Памятные места моего города»)(приложение№2) Учитель: Достойная похвалы работа, спасибо! 1.Фурмановская земля взрастила много замечательных людей. Среди них - генерал-полковник Хлебников, члены союза художников Виталий и Владимир Журавлёвы. 2.Поэт М.Дудин, чьи стихи мы сегодня вспоминаем.Каждый год проходит в нашем городе Дудинский фестиваль, в котором мы участвуем. Учитель: Замечательные слова поэта стали эпиграфом к уроку: «Помни! Мира не узнаешь, не зная края своего!».Как вы понимаете эти слова?(ответ). 1.С Базарной площади пройдём вниз. Перед вами старинное здание: дом помещика Горбунова, а теперь это картинная галерея им. Трубникова (показ фото) 2.Чуть дальше любимый Летний сад. В далёкие времена в этом саду прогуливались дамы с собачками ,кавалеры ездили верхом, звучал духовой оркестр, а ребятишки купались в пруду. Учитель: Давайте станем художниками и создадим свою картину любимого места. Ах! Как хочется это всё увидеть! (работа в группах:1-создание коллажа «Летний сад сегодня»;2-собирание пазла «Храм всех Скорбящих Радость»;3-собирание пазла «Храм Пресвятой Богородицы»под музыку духового оркестра)(приложение№3) Учитель: После вашей работы хочется вспомнить слова Ф.М.Достоевского: «Красота спасёт мир!»(исполнение «по цепочке» «Живёт на свете красота»Ю.Антонова) 1.Давайте остановимся, хочется передохнуть(показ слайд шоу работ художников г Фурманова «Родные места») 1.Вот за Фряньковом в лесу речка небольшая, я туда перенесусь, медленно шагая. 2.И,как в юности, люблю запахи лесные. Никогда не разлюблю я места родные! Учитель: Слушая стихи поэта, так хочется исполнить песню: «Я люблю тебя, край мой родимый, беззаветно, по-русски люблю!» Эта песня получила своё рождение в Ивановской области. Как, по –вашему, звучит эта песня? Покажите рукой движение мелодии. Какие чувства вложены в неё?(показ и разучивание р.н.п. «Родина» с приёмом «эхо») 1.После отдыха пора продолжить наш путь 2.Ребята,чем славится наш город?(ответ) 1.Фурманов-город текстильщиков. 2.Есть в нём текстильные фабрики №1.2.3. Учитель: У кого трудятся родители на фабриках? Бывали ли в цехах?(ответ) Представьте, что вы - звукорежиссёры, надо озвучить работу ткацкого цеха. Как вы это сделаете, изобразите.(показ) Работает, гудит фабрика, а из-под умелых рук текстильщиц, словно полноводная река, течёт многоцветье фурмановского ситца. Вот посмотрите - это лоскут ситца, сделанного, возможно руками ваших близких. Потрогайте его, что чувствуете?(ответ)Этот кусочек-часть жизни людей нашего города. Сколько в него вложено любви, тепла, труда! Не зря в народе говорят: «Где родился - там и сгодился!» Какие вы знаете пословицы о доме, родном крае, Родине? Продолжите 1.Нет земли краше ******(чем Родина наша!) 2Человек без Родины-******(что соловей без песни).3Береги землю родимую-******(как мать любимую).4Жить-******.(Родине служить). Учитель: Каждый человек бережно и трепетно относится к своему дому. Нет ничего милее родного края: -Сторонка милая моя! К тебе всегда стремлюсь с надеждой, хоть иногда ты далека, люблю тебя я, как и прежде, -это признание в любви поэта ,а вот ещё одно признание ученицы вашего класса«Кто вырос на Ивановской земле»Н.Селезнёвой.(Приложение№4) 1.Наша экскурсия заканчивается. 2.Мы находимся подле Храма Всех Скорбящих Радость.(звучит колокольный звон) Учитель: Какое значение имеет возрождение Храма?(ответ) Храм-это возрождение всего лучшего, светлого. Что хотели бы пожелать в заключение друг другу, любимому городу?(ответ) Учитель: Я присоединяюсь к вашим пожеланиям: «Живи и здравствуй, Фурманов, родной текстильный край!».Благодарю вас за хорошую и активную работу на уроке, хочется сказать «Спасибо» всем, кто помогал. А ещё своё пожелание Вам подарит ученица нашей школы Шипелёва А.Она исполнит «Элегию» собственного сочинения, навеянную стихами М.Дудина. (исполнение)
Самоанализ урока музыки в 4 классе 1 четверть «Россия-Родина моя»7 урока-экскурсии «Фурманов мой - город родной».
Обоснование выбора данной темы. Изучая тему 1 четверти «Россия-Родина моя», углубляю понимание детьми значения музыки, как неотъемлемой части окружающей жизни, считаю целесообразным в конце четверти провести урок-экскурсию по родному городу из цикла уроков музыкального краеведения, чтобы пробудить в учащихся чувство гордости и уважения к малой родине. Ранее звучавшие произведения русских композиторов(М.Мусоргского, С.Рахманинова, П.Чайковского)показали не только значение мелодии в музыке, но и наложили отпечаток на формирование русского характера. Изучаемые песни: «Моя Россия», «Родина одна», «Живёт на свете красота», «Родина» разные по исполнению, но единые по смыслу, пробуждают у детей любовь к родной стране. Выбран вид урока - урок-экскурсия. Он проводится в имитации моделирования реальных событий: заочное знакомство с родным городом, его достопримечательностями. На мой взгляд, такой вид урока позволяет повысить интерес учащихся к предмету и творческому взаимодействию, стимулирует художественно-эстетическое развитие культуры детей, что важно при современном подходе к предмету «музыка» и гуманизации образования. Урок тесно связан с уроками ИЗО, литературы, исторического краеведения, народной культуры, поэтому по жанру урок - интегрированный. Задача урока - вывести музыку за пределы предметной сферы. Интеграция урока позволила включить в содержание: стихи местных поэтов (М.Дудина, В.Егорова, ученицы 4 класса Селезнёвой Н.); фотозарисовки местных художников (В.Журавлёва, С.Иорданского), песни о Родине, родном крае советских композиторов, исторический материал о Середе, музыку «Элегии» ученицы Шипелёвой Алены. Построен урок с учётом возрастных особенностей данного класса: младшие школьники со средним уровнем физического развития, З.У.Н. по общеобразовательным дисциплинам, но в области гуманитарных предметов уровень развития гораздо выше - 96%, поэтому в урок включены разнообразные виды творческой деятельности, направленные на развитие одарённой личности: сольное исполнение и музицирование, распределение ролей экскурсоводов, работа в группах, инструментальная импровизация, игра на муз.инструментах, разгадывание игровых ребусов. Самый эффективный способ развития творческой активности заключается в применении интонационной теории на практике. Вся деятельность учащихся спланирована с учётом высокой культуры исполнителя и слушателя, т.к. данный класс имеет хорошие умения и навыки музыкантов-исполнителей. Чтобы успешно достичь цель урока, были использованы следующие методы и приёмы обучения: методы стимулирования и мотивации учения (метод музицирования (К.Орф), индивидуальное исполнение собственной музыки на клавишном синтезаторе), метод соучастия (исполнение песен в хоре «Моя Россия», «Родина», «Живёт на свете красота», игра на русских народных инструментах «Коробейники»,шумовые упражнения на дыхание (звуки фабрики); методы организации и осуществления учебных действий и операций (метод художественного движения (Л.Алексеева)) при разучивании р.н.п. «Родина» - покажите жестом движение мелодии), метод проектов (самостоятельная домашняя работа с информацией о памятных местах родного города, презентация-результат).Помимо методов муз. воспитания на уроке использовались: познавательные игры-ребусы(отгадай названия улиц, выбери нужный товар), словесные (рассказ об истории родного города, лучших людях, ярмарке), поощрения, наглядные(демонстрация фотозарисовок, слайд-шоу, середских товаров, ситца).Все эти методы направлены на совершенствование способов муз.деятельности и освоение форм проявления своей муз.культуры. Однако выбор содержания метода включает в себя и систему определённых приёмов. На уроке использовались: приём визуализации (покажите движение мелодии с помощью движения руки), приём «камень преткновения»(исполнение «Моя Россия» Г.Струве произойдёт впервые под фонограмму «-»в другой интерпретации),приём коллективных форм муз.деятельности (хоровое пение, игра в оркестр).Важно помнить, что хоровое пение для детей должно быть деятельностью, а не формой, для этого учащиеся должны стать полноправными субъектами этой деятельности: покажите своим исполнением, в исполнении «по цепочке» важно, чтобы произведение не было «разбросанным», а имело эмоциональную выстроенность, т.е. драматургию. Структура урока была выдержана и относится к дидактической. Считаю, что взаимосвязь между учителем и учениками была налажена, результаты совместной работы высокие. Учебный и музыкальный материал был подобран правильно, с учётом их жизненного опыта и соответствовал достижению цели урока. Использованные наглядные пособия, методы и приёмы (см. выше) оправдали себя в ходе урока и дали положительный результат, повысив эмоциональный настрой детей. Время использовалось рационально, от этого урок получился живым, не вызывал переутомления, что немало важно для детского здоровья - творчество хорошо влияет на здоровую психику детей. Работоспособность была высокой, и дети получили удовольствие от всей деятельности. Считаю, цель урока достигнута и поставленные задачи решены.
Методы музицирования. Стоит ли задумываться о сочинении музыки учащимися в обычной общеобразовательной школе? Думаю, что да, если к этому стремитесь вы совместно с детьми, организуя правильно музыкально-исполнительскую деятельность учащихся, раскрывая творческие возможности детей. Умения исполнительского музицирования осваиваются на протяжении всего музыкально-образовательного процесса, поэтому необходима педагогическая система организации взаимодействия учителя и учащихся с последующей динамикой развития. Начиная с 1 класса, я включаю в уроки постепенное знакомство с муз.инструментами, находящимися в кабинете. Учащиеся не только учатся элементарным приёмам игры на этих инструментах, но и овладевают приёмами различных видов звукоизвлечения. Так, например, в игре «Муз. ёжик» школьники не должны произносить слова «бум-бум-бум», а исполнять три удара на барабане, причём первый раз - только правой рукой, второй - левой, третий - правой, левой, правой, а четвёртый - по желанию. С барабаном ходит ёжик. Бум-бум-бум. Целый день играет ёжик. Бум-бум-бум. С барабаном за плечами Бум-бум-бум. Ёжик в сад забрёл случайно Бум-бум-бум. В этой детской игре речь идёт о последовательных этапах музыкально - творческой деятельности: имитации (чёткое воспроизведение текста), интерпретации (сотворческое участие), импровизации (преобразование исходного материала), но о сочинение ещё говорить рано, необходимо поэтапное вовлечение детей в сотворческую и творческую деятельность. На следующем этапе инструментального музицирования я включаю овладение умения подбирать элементарные ритмические аккомпанементы на слух, запись и чтение ритмических аккомпанементов. Задание: сочини ритмический аккомпанемент сол-ныш-ко,сол-ныш-ко,выг-ля-ни в о-ко-ныш-ко. -спой, простукивая ритм, -раздели каждую долю по полам. Затем задания усложняются: пропусти сильную долю, соедини вариант №1 и №2-это самый сложный вариант, для более развитых и одарённых детей. На этом этапе я совместно с детьми нахожусь в ритмо - динамическом музицировании. Важно, чтобы выбор детей был правильным, учитывал все нюансы исполнения. Если первые этапы развивают ритмический и звуковысотный слух, то в дальнейшем я переношу акцент на освоение игры на мелодических инструментах. Задание: посмотри глазами на нотную запись (вне нотоносца), а затем сыграй, звуки играй в том порядке, в котором они записаны слева направо. Ритмические игры «Живой рояль», «Живые ноты», «Клиффорд. Угадай мелодию» - учебное компьютерное пособие, подбор мелодий по слуху, озвучивание стихотворений будут следующим этапом освоения метода музицирования. Задачи я ставлю следующие: развитие тембрового мышления, совершенствование умений музицировать по слуху, импровизация в игре на муз.инструментах. Задания в классе можно сочетать с домашними: подобрать песенку «Кукушка» на металлофоне (другом инструменте). Тихо в лесу, лишь звучит грустное пенье: -Ку-ку, ку-ку. Пела б кукушка весёлые песни, Если б птенцы её были с ней вместе. Ку-ку, ку-ку! Задание можно усложнить, заменив слова «ку-ку» звуками инструмента «соль-ми» Одарённым детям предложить сочинить небольшое вступление и заключение к стиху. Постепенно мы приучаем детей быть не только исполнителями, но и композиторами, слушателями. Продолжая совершенствование умений музицирования, я помню и о формировании у школьников представлений о законченной композиции. Поэтому методы, применяемые на начальных этапах (свободная импровизация, озвучивание стиха, ритмо -мелодическая импровизация), функционируют в новом качестве - самостоятельном моделировании композиторского творчества. Задание: создать «звуковую картину» (стих А.А.Фета «В дымке-невидимке», Ф.И.Тютчева «Ещё в полях» и другие) -Какая музыка подошла бы к стиху? -Озвучь слова с помощью муз. инструментов. -Составь композицию. Задание: сочини мелодию к стиху «Скрут» С.Черного, используя диалог(импровизации 2-х голосия с разным регистром звучания). -Кто живёт под потолком? -Гном. У него есть борода? -Да! -Как встаёт он по утрам? -Сам. -Кто с ним кофе утром пьёт? -Кот. -А давно он там живёт? -Год. -Кто с ним бегает вдоль крыш? -Мышь! -Ну а как его зовут? -Скрут. -Он капризничает, да? -Ни-ког-да! Такие задания не только развивают муз. мышление, но и помогают освоить пути драматургически целостного восприятия музыки. Немаловажное значении при обучении музицированию имеет правильный выбор муз.формы. Лучше всего дети усваивают контрастные формы или сопоставления частей. Удобной является и форма рондо.(например «Всяк играет и поёт») Используя данный метод музицирования в различных видах деятельности (пении, игре, пластическом интонировании), я включаю школьников в последовательную творческую деятельность сочинения музыки. Цель её - реализация творческого потенциала в собственном произведении.