Особенности работы биологического отдела в системе экологического образования дошкольников и младших школьников, определяемые требованиями ФГОС
Особенности работы биологического отдела в системе экологического образования дошкольников и младших школьников, определяемые требованиями ФГОС
Основная идея дошкольного образования, согласно ФГОС, отображена в словах академика Российской академии образования, зав. кафедрой психологии личности МГУ Александра Асмолова «Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста. Дошкольный ребенок-человек играющий, в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры».
Основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития;
(для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) – характерен ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), конструирование из бумаги, природного и иного материала, изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;
(эмоциональное благополучие,
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и склонностями)
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
(при необходимости во Дворце есть индивидуальные консультации для детей и родителей)
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
(обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
Педагоги нашего отдела, работающие по программе «Окно в природу» на своих занятиях успешно развивают личностные характеристики обучающихся, такие как инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, воображение, любознательность. Мы стараемся эмоционально, коммуникативно развить ребенка, привить желание учиться.
При этом надо учитывать, что дети сегодняшние отличаются от тех, что были вчера. В дошкольном возрасте дети способны улавливать иногда слишком много информации (в том числе через СМИ), но чаше всего этот поток информации создает поверхностные обрывки знаний, нет глубины. Ранее и сами дети, и с помощью родителей информацию получали из книг. Сейчас компьютеризация и наши педагоги, изучая, например, животных также прибегают к просмотру картинок о животных, в старших группах короткометражных познавательных фильмов по возможности.
Педагоги, развивая гражданственность обучающихся играют с детьми в познавательные игры о нормах поведения малышей, когда изготовляются поделки, проговаривается, кому они их подарят, что при этом скажут родителям.
В связи с принятием ФГОСОВ дополнительное образование стало более востребовано в детских садах, особенно экологической направленности. С другой стороны, усиливается направленная подготовка к школе и на протяжении развития программы «Окно в природу» отпала необходимость, например, в курсе «Развивающие игры» в плане подготовки детей к школе.
По программе «Окно в природу» в этом году мы сотрудничаем с дошкольным звеном гимназии им.Басова, перестали сотрудничать с д\с № 109,т.к.там нет необходиой для лицензирования документации.
В свете современных требований ФГОС для дошкольников в структуру программы были внесены необходимые изменения, касающиеся условий реализации программы обеспечивающие полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях:
Познавательного и речевого развития личности: предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; объектах окружающего мира, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.
Социально-коммуникативного развития: направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, к своей семье; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Физического развития: включает приобретение опыта в двигательной деятельности детей: направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление ценностей здорового образа жизни.
В условиях реализации программы педагоги обеспечивают игровую познавательную, творческую активность воспитанников. Благодаря изготовлению поделок происходит развитие мелкой моторики. На каждом занятии выполняются физкультминутки. Педагоги заботятся об эмоциональном благополучии воспитанников.
Что касается результатов освоения образовательной программы дошкольного образования, то требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений неправомерны, допустимо определение результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров (это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка). Для каждого возраста свои (выпускник овладевает основными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, познавательной деятельности, конструировании и др.)
Младшие школьники
В свете современных требований ФГОС для начального образования в программу «Юные исследователи природы» также были внесены необходимые изменения. Программа охватывает 3 уровня реализации: дошкольный, начальный и основной. По основному в этом году набор детей не осуществлялся. В пояснительной записке были прописаны свои условия реализации для каждого уровня. Что касается начального общего образования, то Стандартом четко прописано, что воспитанники после обучения по курсам должны продемонстрировать следующие результаты:
Личностные
- понимание и принятие российской гражданской идентичности, патриотизма, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой Край, уважение государственных символов и др;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- овладение простыми логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждений.
Предметные
включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему деятельности;(знать и уметь)
Результаты были прописаны по курсам программы по каждому уровню отдельно.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Большое внимание по Стандарту уделяется гражданственности, по программе «Юные исследователи» на вводном занятии рассматривается Символику Российской Федерации, Герб и флаг Воронежской области. Но мы планируем добавить в содержание программы темы гражданско-патриотической направленности в каникулярное время, составить список мест, которые можно посетить совместно с родителями и классными руководителями, разработать тематические праздники.
Сейчас с введением ФГОС внеурочная деятельность, проводимая в школе, стала более регламентирована. Она реализуется в форме кружков, экскурсий, секций, конференций, олимпиад и т. д. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов.
Если в прошлом году эта ниша пустовала, и мы вклинивались, то сейчас по внеурочной деятельности часто работают учителя - предметники. Тем не менее в течение нескольких лет мы успешно сотрудничаем с гимназией №9, с гимназией им.Кольцова. Новыми для нас являются школы №74 и №11.
Сейчас более подробно о работе объединений «Окно в природу» и «Юные исследователи природы» расскажут педагоги, работающие по программам Новикова В.П. и Наймушина Н.А.
13PAGE 15
13PAGE 15
13PAGE 14215
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915