Доклад Адаптация и социализация учащихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях социальной направленности сред


Адаптация и социализация учащихся с интеллектуальной недостаточностью
в условиях социальной направленности среды.
Богданова И.Ю.,учитель высшей квалификационной категории
ГКОУ РО Ростовской школы-интерната № 42

В настоящее время ГКОУ РО Ростовская школа-интернат №42 (далее: школа-интернат) продолжает специализироваться на обучении детей с легкой (F.70) и выраженной (F.71) умственной отсталостью. И с каждым годом процент детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью и сложной структурой дефекта, к сожалению, увеличивается. В начале школьного пути это совершенно беспомощные дети: многие из них не умеют говорить, играть со своими сверстниками, не владеют навыками самообслуживания. Всему, чему обычный ребенок учится в семье, ученика нашей школы приходится долго и упорно обучать.
Такие дети нуждаются в особом подходе и особой организации обучения и воспитания. Социализация - важнейшая и первостепенная задача такого обучения. Л.С.Выготский говорил о том, что социальное воспитание глубоко умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания.
Современная педагогика под социализацией личности понимает процесс взаимодействия человека и общества, развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит как в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, так и в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания.
Суть социализации состоит в том, что она формирует человека, как члена того общества, к которому он принадлежит. Социализация происходит в микросоциуме (семье) и в макросоциуме (обществе). Педагоги, работающие с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, сталкиваются с целым рядом трудностей. Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Эти проблемы являются следствием не только психо-физического состояния ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания.
В последние годы, в условиях произошедших изменений в политической, экономической и социальной жизни, а также постоянного увеличения притока детей с интеллектуальной недостаточностью, встает важнейшая задача: признать безусловную ценность любой личности, в том числе и аномальной, обеспечить ее право быть защищенной государством и всеми его институтами; уделить особое внимание проблемам гуманного отношения государства и общества к ребенку с интеллектуальным дефектом, исключающие какие бы то ни было формы его социальной изоляции.
Процесс социализации умственно отсталого ребенка крайне затруднен прежде всего тем, что у него значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Это явление Выготский Л.С. называл «социальным вывихом», имея в виду, что ребенку с интеллектуальными нарушениями очень трудно усвоить именно социальный и культурный опыт, выработанный обществом. Главную задачу педагога он видел в том, чтобы «вправить» ребенка в окружающую среду, то есть помочь включиться в жизнь общества, занять в нем свое место.
Одним из важнейших средств, способствующих социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ( далее: ОВЗ) , является процесс формирования целой совокупности принципов, убеждений, взглядов, определяющих отношение личности к действительности. Учитывая особенности интеллектуального развития воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида, следует отметить, что именно формирование сознания умственно отсталого ребёнка наиболее затруднено и наименее поддаётся коррекции. Ребенку трудно освоить сложный окружающий мир во всей его полноте, многообразии и сложности отношений в мире природы и человеческом обществе.
Осложняется процесс социализации детей с интеллектуальными нарушениями и трудностями в общении. Общение-это фундаментальная основа человеческой жизни. Оно является существования и жизнедеятельности. Умственно отсталый ребенок, вступая в различные социальные контакты, чаще всего терпит неудачу, т.к. его попытки общения либо не имеют цели, либо не обеспечены необходимыми коммуникативными средствами, из-за чего и являются непродуктивными. Слабо формируется умение пользоваться средствами речевого этикета, принятого в обществе. Учащиеся испытывают затруднения при оформлении адекватного речевого высказывания, допуская ошибки в его правильности, точности, логичности, чистоте и уместности высказывания.
Перечисленные проблемы умственно отсталого ребенка, препятствующие успешной социализации, очевидны, но работу в этом направлении необходимо продолжать, изыскивая по выражению Выготского Л.С. «обходные пути», чтобы помочь ребенку с проблемами в интеллектуальном развитии приспособиться к окружающему миру.Учитывая вышеперечисленные проблемы, резонно предположить, что правильно организованная учебно-воспитательная работа будет способствовать максимально возможной социальной адаптации ребенка с выраженной умственной отсталостью.«Главный принцип в работе с такими детьми – это воспитывающий характер обучения. В ходе учебного процесса детей приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации. Постоянный регламент, неукоснительное выполнение соответствующий правил поведения должны стать для таких учащихся потребностью, привычкой»./Малер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.- М.: «Академия», 2003./
Мы понимаем, что не все наши воспитанники станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не мешали, не были в тягость обществу и людям, с которыми они будут общаться. Поэтому на первый план в обучении детей , как с легкой ,так и с выраженной умственной отсталостью выходит предмет СБО, который позволяет воспитанникам получить навыки самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, домоводства и социальной коммуникация».
Задача этого предмета – не только дать детям знания и представления о различных направлениях окружающей их жизни (транспорт, магазины, предприятия бытового обслуживания и т.д.), но и научить их практически правильно и по возможности самостоятельно пользоваться ими, дать умственно отсталым подросткам твердые навыки и привычки общения с людьми , поведения в обществе. Результаты этой работы будут в значительной степени определять уровень социальной адаптации подростков с выраженной и тяжелой умственной отсталостью в их дальнейшей жизни.
В изменяющихся социально-экономических условиях для решения проблем социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта необходимо обновление содержания, форм и методов обучения. Основной направленностью школы-интерната должна стать практическая подготовка к жизни наиболее социально развитой группы детей. Поэтому содержание предмета СБО строится с учетом принципов жизненной значимости и практической необходимости.
Необходимо помнить еще и об особенностях применения детьми знаний, полученных на уроках СБО, об их тесной связи в сознании ребенка с определенной знакомой ситуацией. Например, воспитанники, привыкнув здороваться с взрослыми, могут приветствовать их при каждой встрече, несколько раз в день. Т.е. они расширяют сферу применения правила. Или приветствуют только тех взрослых, которых они знают. Поэтому детей учат применять знания в разных ситуациях.
Материально-техническая база кабинета соответствует требованиям, предъявляемым к кабинету СБО. Полноценность и разнообразие оборудования кабинета СБО как нельзя лучше расширяет кругозор умственно отсталых детей, улучшает общий уровень их развития, стимулирует познавательную деятельность, решает не только коррекционные, но и воспитательные задачи, обеспечивает формирование трудовых и бытовых навыков.
Программа СБО составлена по концентрическому принципу, в течение всего времени изучения предмета с 5 по 9 класс основные разделы («Личная гигиена», «Уход за одеждой», «Питание», «Жилище», «Медицинская помощь », «Бюджет», «Транспорт», «Торговля» и др.) повторяются из года в год, дополняясь новыми сведениями. Это способствует более прочному усвоению изучаемого материала. Почти каждый урок СБО включает в себя практическую работу учащихся, направленную на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни. На уроках СБО учащиеся учатся ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою деятельность. Вначале учитель руководит деятельностью учащихся, но постепенно его помощь сокращается и старшеклассники самостоятельно выполняют контрольно-оценочные действия. Это помогает воспитанникам в будущем лучше адаптироваться в социуме и быту.
На уроках СБО используются разнообразные методы обучения и формы организации деятельности, методические рекомендации известных авторов по коррекционной педагогике: А.Р. Маллера, Л.М. Шипицыной, Г.М. Дульнева, Т.А. Девятковой, А.М. Щербаковой, В.В. Гладкой, В.В. Воронковой, Е.Д. Худенко и др. Интересно проходят уроки с проведением сюжетно-ролевых игр, например, при изучении правил поведения в транспорте, темы по уходу за грудным ребенком, правил вызова врача на дом и т.д. Моделируя, разыгрывая и разбирая различные ситуации на занятиях по социально-бытовой ориентировке, учащиеся расширяют свой социальный опыт. Наличие реквизита помогает воспроизвести необходимую обстановку и вызвать эмоциональный отклик у воспитанников. Например, при изучении темы «Торговля» в кабинете создается прилавок, на котором выставляются различные упаковки от продуктов, муляжи овощей и фруктов и т.д. Обучающиеся сначала на уроках, в игровой форм, учатся общаться с работниками магазина, находить нужный отдел, совершать покупку, брать чек, проверять сдачу. А потом, во время учебной экскурсии, знания и умения, полученные на уроках, закрепляются в реальных условиях и приобретаются новые. В старших классах больше внимания уделяется деловой игре. Сценарии деловых игр разрабатываются учителем. Например, изучая тему «Профориентация и трудоустройство», воспитанники под руководством учителя разыгрывают ситуацию обращения в отдел кадров для устройства на работу и упражняются в диалоге с работодателем. Такие занятия проходят с большим интересом. Сначала одни выступают в роли работодателя, другие - в роли работника, затем меняются ролями. Учащиеся получают удовлетворение от успешного овладения знаниями, так как игровые моменты чередуются с упражнениями по формированию знаний, становятся более любознательными. Чем больше жизненных ситуаций рассматривается на уроках СБО, тем больше может быть уверенность у учителя, что его выпускники используют полученные знания в новой или измененной ситуации, что всегда является сложным для детей с недостатками интеллектуального развития.
Изучение различных тем СБО происходит на реальных объектах школы – интерната, что также способствует адаптации обучающихся в обществе. Изучая тему «Одежда и обувь», учащиеся 5 класса в раздевалке чистят свою обувь , пришивают вешалки и пуговицы к своей одежде, зашивают распоровшиеся швы. Эти практические работы проходят в форме ролевых игр. Все ученики на время становятся мастерами по ремонту обуви или портными. Учащиеся 7 класса на уроках СБО учатся, как можно оказать помощь воспитателям и учителям в уходе за младшими детьми, разучивают тихие и подвижные игры, а затем помогают первоклассникам в одевании на прогулку, проводят с ними игры на динамической паузе. Изучая тему «Жилище», учащиеся в игровой форме, в роли работников фирмы «Чистоград», ухаживают за школьной мебелью, убирают учебную зону и кухню кабинета СБО, чистят раковины в кабинете и т.д.
Лучшим показателем адаптации учащихся служат отзывы выпускников, которые приходят в школу-интернат и говорят слова благодарности за то, что их научили готовить борщ и другие вкусные блюда. Очень любят ребята тему «Питание». Еще в начале учебного года они живо интересуются, какие блюда будут учиться готовить в учебном году. Ученики с удовольствием записывают рецепты приготовления блюд. На уроках под руководством учителя дети готовят бутерброды, салаты, первые и вторые блюда, выпечку, учатся делать заготовки на зиму.
В современных условиях рыночных отношений проблема социализации умственно отсталых детей приобретает всё более важную значимость. Зарплаты выпускников нашего интерната всегда низкие, конкурентоспособность на рынке слабая. Поэтому уроки СБО очень необходимы для социально-экономической подготовки выпускников. Начиная с 5 класса, при изучении темы «Питание» у учащихся постепенно начинают формироваться экономические знания и умения. Например, после приготовления блюда учащиеся проводят не только дегустацию блюд, но и подсчитывают стоимость приготовленного блюда. В 7-9 классах при изучении темы «Экономика домашнего хозяйства» активно используются межпредметные связи СБО с уроками письма, математики: оформление деловых бумаг, решение задач с экономическим содержанием и др. Решение математических задач прикладного характера на уроках СБО вызывает интерес у учащихся более чем решение обычных задач на уроках математики. Практические работы вызывают большой интерес у ребят, так как их содержание взято из реальной жизни. Например, выявление осведомленности о текущих ценах на продукты и промтовары, планирование крупных покупок, подсчет бюджета семьи на одну-две недели и др. Выполняя эти практические работы, учащиеся становятся социально взрослее.
Занятия по СБО предусматривают активное включение воспитанников в окружающую жизнь. Этому способствуют учебные экскурсии, в ходе которых у них расширяются представления об окружающей действительности, формируются навыки делового общения с людьми вне школы. Учитель заранее планирует экскурсии, обстоятельно готовится к ним, знакомясь с работой учреждения, продумывая маршрут до места назначения, договариваясь с работниками этих учреждений о проведении экскурсии. От подготовленности экскурсии зависит то, как ребенок с интеллектуальной недостаточностью усвоит учебный материал и сформирует представления об окружающем мире. Учащиеся школы – интерната, в рамках учебных экскурсий, посещают различные предприятия: почту, телеграф, различные магазины, рынок, центр занятости населения, железнодорожный вокзал, предприятия службы быта, швейное производство, мебельную фабрику, парк и т.д. В ходе этих экскурсий учащиеся становятся активными участниками той жизни и деятельности, которую они изучают, знакомятся с особенностями этих предприятий, общаются с бывшими выпускниками школы-интерната, так как и выпускники нашего учреждения работают на данных предприятиях, интересуются о возможности устроиться на работу после окончания учебы.
Изучение предмета СБО в школе –интернате является важным звеном в жизни детей с недостатками интеллектуального развития. Как говорил Даниель Дефо: «Самая высокая степень человеческой мудрости - это умение приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним угрозам». Уроки социально-бытовой ориентировки помогают детям с ограниченными возможностями здоровья становиться более адаптированными к жизни, открытыми к общению, способными к созданию полноценной семьи.
Литература
В.В.Воронкова, С.А. Казакова. Социально –бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Владос, 2006.- 248 с.
Гладкая В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Издание 2-е. Методическое пособие.- М.: Издательство НЦ «ЭНАС», 2006 .-192 с.
Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. М., 1994.
Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Пособие для учителя. Под редакцией Щербаковой А.М. м. 2004.
Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя 5-9 классы. М.., 2005
Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., 2002.
Хилько А.А. и др. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных)образовательных учреждениях VIII вида. Пособие для учителя. Санкт - Петербург 2006.