Презентация: тема самообразования «Развитие словесно-логического мышления у младших школьников в учебной деятельности»
Тема самообразования«Развитие словесно-логического мышления у младших школьников в учебной деятельности»Учитель:Болотникова И.Л.,учитель начальных классов
Личный план самообразования учителяназвание темыцелизадачипредполагаемый результатэтапы работысроки выполнения каждого этападействия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темойспособ демонстрации результата проделанной работыформа отчета по проделанной работе
Проблема развития мышления детей актуальна, так как этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой деятельности человека, его поведения в целом и развития как личности.
Цели:Развитие словесно – логического мышления у младших школьников. 2. Повышение эффективностии качества обучения.
Задачи:1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.2. Выявить особенности мышления младших школьников.3. Провести исследование по определению уровня развития словесно-логического мышления младших школьников.Разработать и реализовать развивающую программупо развитию словесно-логического мышления у младших школьников.5. Проанализировать результаты.
Название методикиЦель методики«Исключение понятий»Исследование способности к классификации и анализу.«Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах»Определить степень развитости у ребенка интеллектуальных процессов.«Сравнение понятий»Определить уровень сформированности операции сравнения у младших школьниковМетодики изучения особенностей развития словесно-логического мышления у младших школьников
Общий уровень развития словесно - логического мышления по методике «Исключение понятий»Рисунок 1
Общий уровень развития словесно - логического мышления по методике «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах»
Анализ методики «Сравнение понятий»
Упражнение «Разложи слова». Цель: развитие у детей умений различать общие и отличительные свойства предметов.Слова для предъявления:Собака – пудель - животноеКорова – животное – домашнее животноеЛесное растение – дерево – дубСъедобный гриб – гриб – масленокВодоем – река – ВолгаДятел – лесная птица – птица
Упражнение «Выбери главное»УЧИТЕЛЬ (ученики, парта, объяснение, мел, доска)САД (растения, садовник, собака, забор, земля)РЕКА (берег, рыба, рыболов, тина, вода)ЧТЕНИЕ (глаза, книга, картинка, печать, слово)ГОРОД (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)САРАЙ (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)Цель: развитие у детей умений различать общие и отличительные свойства предметов.
Упражнение «Подбери общее понятие». Цель: развитие логического мышления.Слова для предъявления:Природоведение, математика - …Плюс, минус - …Точка, запятая - …Уменьшаемое, вычитаемое - …Дождь, снег - …Метр, сантиметр - …Скорость, время - …Солнце, Луна - …Повесть, рассказ - …Торф, уголь - …Озеро, море - …Пчела, жук - …
Загадки.Кроссворды.Ребусы.Головоломки.Пословицы.
Логические задачи для решения. 1.Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? разное? 2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна девочка рассматривала картинки в журнале, а другая девочка - в книжке. Где рассматривала картинки Нина, если Маша не рассматривала картинки в журнале? 3. Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой - ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
задачи на сравнение 1."Галя веселее Оли, а Оля веселее Иры. Нарисуй рот Иры. Раскрась красным карандашом рот самой веселой девочки. Кто из девочек самый грустный? 2. "Волосы у Инны темнее, чем у Оли. Волосы у Оли темнее, чем у Ани. Раскрась волосы каждой девочки. Подпиши их имена. Ответь на вопрос, кто светлее всех?"
Упражнение . «Какая цифра заменяет какую букву?» Цель: развитие словесно-логического мышления.3434 34560 1236, 5676 2 9606 361 2 1563. (Мама мажет Диме, Жене и Пете мёд и джем)
«Образ жизни начинается с образа мышления. Все остальное — инструменты.» Альберт Эйнштейн
Спасибо за внимание!