Открытый урок по теме : Работа над гаммами и упражнениями на начальном этапе обучения игре на аккордеоне
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Бирская детская школа искусств им М.З.Баширова муниципального района Бирский район Республики Башкортостан.
Открытый урок по теме:
«Работа над гаммами и упражнениями на начальном этапе обучения игре на аккордеоне».
Автор –
преподаватель по классу баяна и аккордеона
Чернышенко Надежда Павловна.
г. Бирск, Республика Башкортостан
2017 год.
План-конспект открытого урока.
Место проведения: кабинет музыки.
Тема урока: работа над гаммами и упражнениями на начальном этапе обучения игре на аккордеоне.
Тип урока: урок получения и совершенствования знаний и умений в процессе работы над овладением комплексом технических приёмов на материале технических упражнений, гамм и Этюдов.
Цель урока: наметить освоение комплекса технических приёмов путём игры технических упражнений, гамм и Этюдов.
Образовательные задачи: дать основные сведения о роли комплекса технических приёмов в развитии технического мастерства исполнителя, ознакомление учащегося с упражнениями и обязательными по программе гаммами и арпеджио, важными для технического развития.
Развивающие задачи: сформировать интерес к игре упражнений и гамм в процессе работы над развитием беглости пальцев, приумножать знание тональностей, развить волю и самостоятельность.
Воспитывающие задачи: воспитание умения работать целенаправленно и упорно, добиваясь желаемого результата.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Реализуемые технологии:
развивающего обучения
художественно-эстетическая
информационно-компьютерная
здоровьесберегающаяОборудование:
инструмент – аккордеон
учебник – «Школа игры на аккордеоне» В.Лушниковноутбук
Структура урока:
I. Организационный этап
1. Приветствие
2. Оглашение темы и цели урока
II. Основная часть урока
1. Теоретическая часть
2. Практическая часть:
А. Игра упражнений, заданных на прошлом уроке.
Б. Игра гаммы Соль мажор (самой удобной и полезной для исполнителя-аккордеониста).
В. Знакомство и разбор нового упражнения.
Г. Работа над первой частью Этюда Черни-Гермера.
III. Заключительный этап
1. Оценка
2.Домашнее задание
3. Вывод.
Основная часть урока.
Беседа с учеником о техническом мастерстве (каждый исполнитель отличается своим техническим мастерством, как он пришёл к этому? как достиг его?); о необходимости его развития с самого начала обучения на инструменте; о том, что большое значение имеет систематичность приобретения навыков; о важности того, что техника - это средство для создания музыкально - художественного образа, что для исполнения музыкальных произведений, пусть даже самых небольших, необходимо владеть комплексом технических приёмов.
Предложено посмотреть и послушать видеозапись выступления Лауреата конкурса « Аккордеон плюс» (Ростов - на Дону, 2016г) дуэта баянистов « Донские звёздочки» в составе Александры Михайловой и Владимира Парсанова из г. Волгодонска. Послушав в их исполнении « Весёлый хоровод» Виктора Гридина, ученик с большим восторгом отмечает виртуозность исполнения, лёгкость, блестящую беглость пальцев и высокое техническое мастерство ребят. Слушается и исполняется « на одном дыхании».
Далее отмечаем, что видов техники много - так называемая мелкая техника (беглость извлечения звуков), аккордовая техника, техника двойных нот и т. д. Овладеть всем комплексом технических приёмов исполнителю позволяет игра технических упражнений, в том числе гамм, арпеджио, аккордов и Этюдов. На первый взгляд эта работа может показаться « сухой» и неинтересной. Сравним её с физкультурой. Детям нравится заниматься физкультурой - бегать, прыгать. Разнообразные физические движения доставляют им массу удовольствия. Аналогично можно чувствовать такие же приятные ощущения в руках и пальцах при игре на инструменте.
Берём в руки инструмент.
Постараемся сейчас ощутить приятное и интересное в игре упражнений.
Следует помнить о главных технических элементах: посадка, постановка инструмента и рук, техника ведения меха, аппликатура, координация движения правой и левой руки, темп, штрихи. От посадки и постановки инструмента зависит свобода движений кисти и пальцев.
А. Игра упражнений, заданных на прошлом уроке:
1. Упражнение на сближение пальцев
2. Два упражнения на самостоятельную, независимую работу пальцев (В.Лушников. «Школа игры на аккордеоне», стр.54, 59).Преподаватель просит ученика контролировать в основном работу играющих пальцев и не фиксировать внимание на не занятых в игре пальцах, так как это может привести к их напряжению. Также ученику дан совет начинать игру упражнений с очень медленного темпа, легатиссимо, с сильным ударом пальцев, а в дальнейшем, при увеличении темпа, постепенно уменьшить силу звука, облегчая нажим пальцев на клавиши. Внимание ученика обращается на важность роли следующего аспекта: обязательное подчинение игровых элементов музыкально – художественной стороне. Этого не надо забывать и при разучивании упражнений. Нужно «даже в самых сухих упражнениях неуклонно наблюдать за красотой звука» (В.И.Сафонов, педагог-пианист). Есть необходимость исполнить упражнение преподавателю самому, помогая ученику хорошо услышать его.Чтобы вызвать интерес и превратить упражнения в творческий процесс, следует разнообразить динамику и темп. Вызвав интерес у ученика, провелась работа над динамикой и темпом, добиваясь свободы пальцев и ритмической ровности. При появлении напряжения в пальцах, возвращаемся к медленному темпу. У учащегося сформировалась цель и интерес.
Б. Игра гаммы Соль мажор.
Преподаватель разъясняет и показывает ученику, что гамма соль мажор – самая удобная и полезная для исполнителя – аккордеониста (удобные подкладывания пальцев). Гамма исполняется в две октавы, начиная с медленного темпа, только правой рукой. Отрабатывая технику на этой гамме перед учеником ставятся разные задачи поочерёдно: добиться подкладывания и перекладывания пальцев на ровном звуке, без толчков; работа над динамикой; работа над темпом; исполнять различными штрихами. Ставятся цели: сохранять свободу пальцев, добиться беглости. Эти задачи будут стоять и в дальнейшей работе дома.
В. Далее для подготовки арпеджио и аккордов соль мажор разучивается новое упражнение (В. Лушников. Школа игры на аккордеоне, стр.69). В начале работы над этим упражнением смотрим аппликатуру. Затем в медленном темпе играем половину упражнения в восходящем движении, запоминаем аппликатуру. После удавшегося исполнения переходим ко второй половине упражнения в нисходящем движении. Проделав эту работу, переходим к исполнению арпеджио в медленном темпе штрихом легато. Арпеджио играется несколько раз в медленном темпе, добиваясь точности в аппликатуре. Показ педагога – арпеджио в быстром темпе. Ученик отмечает техничность и лёгкость исполнения. Играем арпеджио несколько раз с увеличением темпа и возврата к медленному. Намечаем путь к поставленной цели: систематически и упорно отрабатывать этот вид упражнения, добиваясь свободы пальцев и прибавления темпа.
До перехода к работе над Этюдом – делаем физическую разминку(повороты кистями рук, махи руками).
Г. Работа над Этюдом Черни-Гермера.
Определяем тональности гаммообразных пассажей в Этюде и останавливаемся на проигрывании правой рукой гамм Ре мажор и Ля мажор. Работая над первой половиной Этюда, ставим цель – добиться точности, автоматичности и уверенности (что является основными техническими свойствами) сначала в умеренном темпе, затем увеличивая его. Заостряется внимание на филировке звука. Преподаватель исполняет сам первую половину Этюда, помогая ученику услышать музыкально-художественный образ. Затем ученик по-своему пытается этого добиться. Добившись от ученика точности и достаточного на данном этапе темпа исполнения, педагог переходит к обобщению по уроку: вместе с учеником делается вывод, что работа над гаммами и упражнениями должна быть осмысленной – не столько быстрое, сколько качественное и музыкальное исполнение любого музыкального построения. Важно работать в правильной последовательности и, ставя цель, добиваться желаемого результата.
Несомненно, развитие техники в значительной мере зависит и от природных данных ученика. Но и дети со средними данными могут достичь высоких результатов при условии правильно организованной работы и целеустремлённости.
Литература:
1. Шульпяков. О. Техническое развитие музыканта-исполнителя. Проблемы методологии. Л. , 1973.
2. Лушников. В. Школа игры на аккордеоне.
3. Говорошко. П. Основы игры на баяне. М-Л, Музыка, 1966.
Электронные ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?v=EKkCNVhhcMg