Образовательная программа художественно–эстетической направленности ансамбль баянистов «Унисон»














Образовательная программа
художественно–эстетической направленности
ансамбль баянистов «Унисон»





Срок реализации – 3года
возраст обучающихся 10 – 16лет









Педагог дополнительного образования






Рассмотрена
на педсовете
протокол № _____от____________ 200 __ г.









с. Копкуль Купинского р-на НСО



Содержание



Пояснительная записка .

Учебный план.

Учебно-тематические планы по годам обучения.

Содержание программы.

Методическое обеспечение

Используемая литература

Репертуарный лист..

































Пояснительная записка

В жизни человека музыка играет очень важную роль. Она сопровождает человека от самого рождения до последнего дня. Музыка сопутствует человеку в горе и радости, приносит утешение, воодушевляет на борьбу ,умножает силы. Программа направлена на воспитание способности эмоционально откликаться на музыку, развитие музыкального вкуса, позволяющего почувствовать и осознать особенность музыкальной речи, всестороннее развитие слуха, формирование музыкальной культуры учащихся как важной и неотъемлемой части всей духовной культуры. Воспитание музыкой – это воспитание не музыканта, а прежде всего воспитание человека.
По программе обучаются дети 10-15лет. Направленность и содержание близко программам детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств. Освоение ансамблевого музицирования возможно без предварительной подготовки. Ансамблевое музицирование в силу своей естественной природы развивает у детей способность к заинтересованному, продуктивному общению, чувство взаимной поддержки, коллективизма. Обучение по классу ансамбля баянистов направлено на подготовку выступлений в концертах художественной самодеятельности. Помимо ансамблевого исполнительства программа предполагает занятия импрвизацией и другими формами музыкального творчества. Сочетание исполнительской и творческой продуктивной деятельности способствует активизации музыкального мышления детей, развитие в более полной мере музыкальных способностей и интересов.
цель программы
Создание благоприятных условий для развития музыкальных способностей, формирование разносторонних музыкальных умений в художественно-творческих видах деятельности; образно- эмоциональное восприятие окружающего мира; приобщение ребенка к основам музыкальной культуры, его самореализация.
задачи обучения
- изучение возможностей баяна;
- получение базовых знаний по музыкальной теории;
- освоение исполнительской техники и навыков игры в ансамбле;
- совершенствование в практической музыкально-творческой деятельности.
Каждая из этих задач подразделяется на более простые. Так, изучаемая музыкальная теория включает в себя как музыкальную грамоту, так и необходимые для музыкально-творческой деятельности сведения по гармонии, фактуре, форме, инструментовке. Изучение возможностей баяна подразумевает ознакомление с устройством баяна, возможностями исполнения музыкального материала, освоение основных приемов игры.
Изучаемая музыкальная теория включает в себя как элементарную теорию (музыкальную грамоту), так и необходимые для музыкально-творческой деятельности сведения по гармонии (интервалы, аккорды, лад, тональность, фактура, форма, инструментовка). При этом наиболее ценным для творческой практики является получение представления о функциональном взаимодействии различных музыкально-выразительных средств. Задача освоения исполнительской техники и навыков игры в ансамбле включает в себя постановку рук, приобретение навыков позиционной игры, подкладывание первого пальца и скачков, а также умения подстраивать исполнение своей партии к требованиям ансамблевого звучания.
Распределение музыкально-теоретических тем по годам обучения построено по принципу последовательного охвата всех необходимых тем. При этом изучение этих тем идет в направлении от общего к частному и так до самых мелких деталей, что позволяет детям постоянно держать в поле зрения всю систему необходимых знаний, постоянно углубляя их.
подбор репертуара
В репертуарном списке приведены произведения предназначенные для ансамблевого исполнения. Эти произведения разделены на группы: классическая и современная музыка, музыка массовых жанров, народная музыка. Распределение произведений массовых жанров носит условный характер, а народная музыка представлена единым списком – большинство народных песен и танцев из этого списка могут изучать дети любого возраста. При этом на каждом году обучения при исполнении одного и того же произведения будут решаться различные по уровню трудности задачи, которые определены в годовых требованиях. Главным критерием подбора произведений для репертуарного списка послужили яркость музыкального материала и соответствие его особенностям инструмента
учет успеваемости
Учет успеваемости детей осуществляется в форме прослушиваний, концертов, конкурсов и прослушиваний к ним, а также на занятиях. Во время выступлений исполняются до четырех произведений, охватывающих жанры классической, народной и современной музыки. Для этих выступлений дети должны подготовить для исполнения в ансамбле 3 – 4 произведения различных музыкальных жанров
оборудование
Минимально необходимое оборудование для проведения занятий по классу ансамбля баянистов составляет несколько инструментов, нотная бумага. Для записи и воспроизведения творческих работ детей желательно иметь магнитофон
Особенности психического развития подростка
Главная особенность подросткового периода – резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.. Это благоприятный период для развития многих сторон личности, таких как позитивная активность, любознательность. Возраст 10 – 14 лет – важный период для развития самосознания подростка, его рифлексии.В долговременной перспективе полноценное общение со сверстниками в подростковом возрасте намного существеннее для сохранения психического здоровья, нежели такие факторы, как умственное развитие, школьная успеваемость, взаимоотношения с педагогами.
Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека, и поэтому она может играть огромную роль в воспитании детей. Занятие в объединении – это, прежде всего, интеллектуальная работа, в результате которой подросток преобретает знания и практические навыки, а его способности активно развиваются, поскольку интеллектуальные богатства добываются по собственной инициативе. В то же время,творчество детей и подростков – это своеобразная сфера их деховной жизни, их самовыражение и самоуважение, ярко раскрывающее индивидуальную самобытность каждого. Как следствие, становится естественным стремление детей играть на музыкальных инструментых. Умеющие играть приобретают дополнительную возможность раскрывать, объяснять много ситуаций, которые имеют для молодого человека личностный смысл. Участие ребенка в сохранении, изучении и развитии высоких культурных образцов повышает его статус в школе и семье, благотворно сказывается на проживании им жизненных ситуаций в детстве и отрочестве.Их серьезные увлечения поддерживают и сами включаются в эту деятельность родители, братья и сестры.
Характеристика программы.
По виду деятельности (игра на музыкальных инструментах)
По образовательным областям (искусство)
По уровню содержания (ознакомительная)
По форме реализации (индивидуальная, групповая)
По способу реализации (эвритическая)
По форме составления (примерная
По назначению (образовательная
По уровню освоения ( общекультурная)
Предполагаемые результаты.
1.Стремление к инициативному деятельно – практическому поведению через:
Знание лучших произведений музыкальной культуры
Умение формировать слушательский опыт
Умение оценить и проанализировать музыкальное произведение
Раскрытие внутренней красоты через иузыку
Творческое отношение к жизни в целом
Понимание своего места в составе социокультурной группы
2.Творческое самоопределение растущей личности






Учебный план






Содержание
Базовых тем
Первый год обучения
Второй год обучения
Третий год обучения



Кол-во часов
теория
практика
Кол-во часов
теория
практика
Кол-во часов
теория
практика

1
Введение в образовательную программу
2
2
_
2
2
_
2
2
_

2
Возможности баяна
2
2
_
2
2
_
2
2
_

3
Нотная грамота

20
20
_
30
30
_
30
30
_

4
Освоение инструмента
18
_
18
38
_
38
28
_
28

5
Импровизация

2
_
2
18
3
15
17
2
15

6
Ансамбль

20
_
20
38
_
38
49
_
49

Итого

64
24
40
128
37
91
128
36
92














Содержание учебной программы

Введение в образовательную программу

Экскурсия в историю музыки. Правила безопасности на занятиях объединения. Причины возникновения пожара и правила поведения при пожаре, пути эвакуации. Ознакомление с санитарно – гигиеническими нормами. Цели и задачи обучения. Часы и дни занятий объединения. Выборы старосты.

Музыкально – теоретическая дисциплина ( нотная грамота)

Раздел программы направлен на воспитание основы музыкального мышления, развитие слушательных навыков и умение использовать их в комплексе при воспроизведении знакомого и нового музыкально – художественного материала, а также творческих формах музицирования. Понятие мелодии, гармонии в фактуре тембре. Синтаксические музыкальные построения: фраза, предложение, период.Понятие тоники, доминанты и субдоминанты.Понятие о композиционной форме. Куплетные и простые, двух – и трехчастные формы.

Освоение инструмента

Знакомство с устройством инструмента. Роль и функция каждого инструмента в ансамбле. Организация целостных исполнительских движений ( постановка рук). Аккомпанемент. Особенности ансамблевого исполнения, его отличия от сольных выступлений. Ноты, гаммы, аккорды, арпеджио. Посадка, постановка рук, положение корпуса.Приемы игры, музыкальная выразительность. Совершенствование техники исполнения, упражнения, пьесы, этюды.

Возможности баяна

Основные возможности инструмента. Выборный и готово – вфборный баян. Обозначение высоты, длительности, громкости и тембра звуков, их метрическая организация. Аппликатура.Звучание баяна совместно со струнными, ударными, духовыми инструментами.

Импровизация

Вокально – инструментальная импровизация музыкальных фраз и предложений в процессе «диалога» с педагогом ( вопрос – ответ, утверждение – возражение, подтверждение и т.п.), импровизация с элеменами сочинения. Раскрытие художественного образа произведения.

Ансамбль

Значение термина «ансамбль». Ансамбль как слаженное исполнение произведения всеми музыкантами, подчинение общему художественному замыслу. Понятие «аккомпанемент». Единовременное начало и окончание игры. Слаженная и уравновешенная игра. Единство темпа, согласованное изменение силы звука. Звуковой баланс. Исполнение в ансамбле простейших партий. Исполнение в ансамбле несложных пьес с применением освоенных ранее приемов игры. За год дети должны разучить и исполнить в ансамбле 4 – 6 произведений народной, классической и современной музыки.
Список Литературы

Бобаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. М.,»Просвещение», 1958г.

Гусейнов А.А. Апресян Р.Г. Этика: Учебное пособие. – М.,2000г.

Добрынина Е.С. Любителям музыки посвящается.- М., Советский композитор. 1983г.

Иванов К.А. Все начинается с учителя. – М., «Просвещение», 1986г.

Карцева С.А. Музыкальная фонотека в школе. Из опыта работы. – М., «Просвещение», 1976г.

Кабалевский Д. Прекрасное пробуждает доброе. – М.:»Просвещение» 1973г.

Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. – М.: «Просвещение», 1984г.

Клюев А.С. Музыка. Программа для средних учебных заведений. – СПБ, 1995г.

Осоветская З. Казаринова А. В мире музыки. – М., 1997г.

Программа педагога дополнительного образования.: От разработки до реализации. Сост. Н.Х.Беслятова. – М.: Айрис – пресс, 2003г.

Слово о музыке. Сост.В.Григорович, З.Андреева – М.: Просвещение. 1979г.

Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива – М.: Просвещение. 1981г.

Яковлев Е.Г. Эстетика – М., 2000г.



































Список литературы


Бобаджан Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. М.,» Просвещение», 1958т.

Гусейнов А. А. Апресян Р.Г. Этика: Учебное пособие. – М., 2000г.

Добрынина Е.С. Любителям музыки посвящается. – М., Советский композитор. 1983г

Иванов К.А. Все начинается с учителя. – М. : «Просвещение», 1986г.

Карцева С.А. Музыкальная фонотека в школе. Из опыта работы. – М.,»Просвещение», 1976г.

Кабалевский Д. Прекрасное пробуждает доброе. – М.: «Просвещение», 1973г.

Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. – М.:»Просвещение», 1984г.

Клюев А.С. Музыка. Программа для средних учебных заведений. – СПБ, 1995г.

Осовецкая З. Казаринова А. В мире музыки. – М., 1997г.

Программа педагога дополнительного образования.: От разработки до реализации. сост.Н.Х.Беслятова. – М.: Айрис-пресс, 2003г.

Слово о музыке. сост. В.Григорович, З. Андреева – М.: Просвещение. 1979г.

Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива – М.: Просвещение. 1981г.

Яковлев Е.Г. Эстетика – М.,2000г.























15