ПРОПрограмма факультатива «Развитие логического мышления младших школьников»
ПРОГРАММА
«Развитие логического мышления младших школьников»
3 класс
Предлагаемый факультатив предназначен для развития математическихспособностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Факультатив призван решать следующие задачи:
1.Развитие логического мышления учащихся.
2.Формирование творческих способностей учащихся.
Содержание факультатива направлено на:
воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Общая характеристика факультатива
Факультатив «Развитие логического мышления младших школьников»
входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход - ответ.
Факультатив учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает следующий порядок организации. Средства компьютерного моделирования позволяют визуализировать, анимировать способы действий, процессы, например движение подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты маркерных досках и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место факультатива в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут.
Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса
являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять
простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственноговоображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностными результатами изучения данного факультативного курса
являются:
*развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
*развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
*воспитание чувства справедливости, ответственности;
*развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы вразделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»))ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Числа. Арифметические действия. Величины.
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения - математические игры:
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».
Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние
карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.
Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».
Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.
Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование»Требования к уровню подготовки обучающихсяСравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых
чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунки или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма
шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
Форма организации обучения – работа с конструкторами
Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.
Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»4. «Спичечный» конструктор.
ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».
Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
ПРОГРАММА «Развитие логического мышления»
для внеурочной деятельности младших школьников 3 класс
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/пДата Тема учебного занятия Всего час.
1 12.09 Занимательные вопросы. Математические фокусы. Загадки. Задачи на смекалку. Ребусы. Задача-смекалка. Задача-шутка. Решение логической задачи. Математическая загадка. Логический вопрос. Задача на сообразительность. 1
2 19.09 Занимательная задача. Числовой треугольник. Математические загадки. Магический квадрат. Математический лабиринт. Занимательная геометрия.
Вставьте числа. 1
33 26.09
Занимательный вопрос. Математические фокусы. Загадки. Ребусы. Задача-смекалка. Задача-шутка. Решение логических задач. Произнесите наоборот. 1
4 3.10 Задачи-шутки. Математическая загадка. Задача-шутка. Задача-смекалка.
Ребусы. Занимательные вопросы. Математические фокусы. Занимательная задача. Какое слово лишнее? 1
5 10.10
Магические квадраты. Продолжи узор. Занимательная геометрия. Занимательная рамка. Математическая викторина. Продолжи ряд. Числовая головоломка. Занимательная задача. Какое слово лишнее и почему? 1
6 17.10 Занимательная задача. Логические вопросы. Занимательные вопросы. Ребусы. Задача-смекалка. Задача-шутка. 1
7 24.10 Решение логических задач. Занимательные задачи. Математические загадки. Магический квадрат. Занимательная геометрия. Занимательная рамка. Ребусы. 1
8 7.11
Ребусы. Задача-смекалка. Задача-шутка. Загадки. Решение логических задач.
Вставьте пропущенные буквы. 1
9 14.11
Занимательные рамки. Логические вопросы. Задача-шутка. Тренируем зрительную память. 1
10 21.11 Разминка. Тренируем зрительную память. Произнесите наоборот. Ребусы.
Анаграмма. Найти признаки предмета. 1
11 28.11 Литературная разминка. Запомни и скажи. Занимательная геометрия. Магический квадрат. Ребусы. 1
12 5.12 Занимательные вопросы. Игра в слова. Логическая задача. Найди существенное. Загадка. Продолжи ряд. Занимательная геометрия. Игра «Эхо». 1
13 12.12 Занимательные вопросы. 1
14 19.12 «Составь пословицу». «Найди лишнее». Ребусы. Отгадай слово.
Игра «Кто быстрее». Весёлые вопросы.
1
15 26.12 Палиндромы. Отгадай слова. «Кто быстрее».Занимательные вопросы.
«Занимательная лесенка». 1
16 16.01 «Найди закономерность».Логические задачи. «Занимательная лесенка».
«Сравнение».Загадка. 1
17 23.01 Логические задачи. «Зашифрованное слово». «Найди закономерность».
«Что лишнее?»Ребусы. «Составь предложение».Занимательная геометрия. 1
18 30.01 Математические игры. 1
19 6.02 Математические квадраты как средство развития умения вычислять и рассуждать. 1
20 20.02 Разминка. Найди закономерность. Игра «Наборщик». Шарада. Заполни квадрат словами. «Превращение слов». 1
21 Ребусы.«Зашифрованное предложение».Логические задачи.«Что лишнее?» 1
22 27.02 «Классификация». «Сравнение».«Найди закономерность».Загадки.
1
23 5.03 Упражнение «Пары слов».Упражнение «Что лишнее?» Ребусы.Логические задачи.
1
24
12.03 Логические задачи. Узнавание предметов по заданным признакам. «Зашифрованное слово».Игра «Поиск».Синонимы. 1
25 26.03
Выделение признаков предметов. Выделение существенных признаков предметов. Сравнение. Игра «Допиши слова». Игра «Слова». Заполни квадрат.
1
26 3.04 Игра «Змейка».«Зашифрованное слово».Шарады. 1
27 10.04 Игра «Змейка».Игра «Занимательная модель». Игра «Поиск».Игра «Слова».
1
28 17.04 Классификация. Игра «Допиши слова».
1
29
24.04 Шарады. Занимательная геометрия. Математические бусы. Лишнее слово. 1
30
01.05
Игра «Прочитай поговорку».Занимательная геометрия. Анаграммы.
Палиндром. Игра «Слова».Игра «Угадай профессию». 1
31 8.05 Игра «Спрятанная поговорка».Игра «Слова».Лишнее слово. Загадки.
Занимательная геометрия. Занимательные вопросы. 1
32 15.05 Занимательные вопросы. Головоломка. «Эльфийские игры». Игра «Слова». 1
33 22.05 Интеллектуальная разминка. Логические задачи. Прочитай пословицу.
«Спрятанная поговорка». 1
34 29.05 Диагностика степени владения логическими операциями.
1