УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ТЕХНОЛОГИЯ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ






Учебно-методическое пособие «Технология мониторинга качества технической подготовки
студентов по классу баяна (аккордеона)»

для преподавателей и студентов
отделения «Инструменты народного оркестра»













Тольятти 2015


Романюк А.И., Стряпунин В.А. Учебно-методическое пособие по теме «Технология мониторинга качества технической подготовки студентов по классу баяна (аккордеона)» Тольятти, 2015. - 17 с.
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Специальные инструменты» предназначено для преподавателей и студентов по классу баяна (аккордеона) и выполнено в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования. В пособии рассматриваются основные проблемы технического развития студентов, разработано содержание мониторинга качества технической оснащенности, что поможет преподавателям и студентам выстроить эффективную систему обучения, выработать единый подход в трактовке этих проблем. Пособие может использоваться также в преподавании педагогической практики и методики.























Содержание

Введение..... 4
1. Критерии оценки студентов.5
1.1 Критерии качества подготовки к техническому зачету.5
1.2 Критерии оценки уровня подготовки студента к техническому зачету (гаммы, арпеджио). 5
1.3 Критерии качества подготовки этюдов6
1.4 Критерии оценки уровня исполнения этюдов. 6
2 Мониторинг качества технической подготовки студентов7
2.1. Первый этап мониторинга качества технического развития студента12
2.2. Второй этап мониторинга качества технической подготовки студентов16
Выводы..16
Литература 17
Введение

Исполнительская техника – совокупность всех средств, при помощи которых исполнитель передает музыкальный смысл произведения. Это и техника звукоизвлечения, звуковедения, смены меха, штрихов и т. д.
Важно отметить, что организация исполнительского процесса рассматривается в единстве слухового и двигательного начал. Для того, чтобы был хороший звук, необходим свободный игровой аппарат. Эта проблема особенно актуальна для баянистов и аккордеонистов в связи с необходимостью затраты больших усилий при разжиме и сжиме меха. Зажатость ограничивает игровые движения учащегося, сковывает его эмоциональность, этот недостаток влияет и на звук, то есть, между движением и слушанием существует очень тесная связь.
В процессе занятий педагог постоянно уделяет внимание вопросам посадки учащегося с инструментом, положению рук во время игры, устранению излишних мышечных напряжений, достижению свободы при игре на инструменте.
Вместе с тем, нельзя допускать отставание развития двигательно-моторных умений и навыков учащегося. В процессе обучения педагог постоянно направляет усилия учащегося на совершенствование исполнительской техники. В основе этой работы – освоение фундаментальных технических формул – гамм, арпеджио, аккордов, а также специально подобранных этюдов. Педагог проводит подбор технического материала с учетом изучаемой музыкально-художественной литературы. При работе над инструктивным материалом даёт определенные индивидуальные задания и регулярно проверяет их выполнение.
Техническому развитию учащихся способствует освоение современных аппликатурных формул. Педагог помогает в определении удобной для данного учащегося аппликатуры, примененной целесообразно, творчески, исходя из художественных задач исполнения произведений.
В работе с учащимся педагог обеспечивает последовательное освоение элементов техники. Техническое оснащение, исполнительская культура баяниста или аккордеониста в значительной степени зависит от того, насколько он владеет навыками игры мехом (в особенности это касается современного репертуара, где есть тенденция усложнения этой техники и введение новых приемов игры мехом). Кроме основных элементов техники меха, плавное ведение и смена движения, координация движения с различной динамикой, акцентированное маркато, стаккато, тенуто, на старших курсах следует добиваться освоения специфических приемов игры мехом: тремоло, вибрато, рикошет. Все эти технические элементы педагог развивает у учащегося планомерно, с учетом возрастающих трудностей.
В свою очередь студент должен проникнуться важностью развития всего комплекса технических навыков, впитывая все то, что называется «школой». На уроках методики, педагогической практики необходимо продолжить изучение принципов изложенных в данном пособии.













Миссия проекта: существенно повысить качество практического обучения: максимально глубоко и своевременно выявить недостатки обучения на каждом этапе и уровне, эффективно провести коррекцию учебной программы с помощью использования инновационных педагогических технологий, выраженных в использовании активных методов мониторинга, постоянной обратной связи со студентом, использование комплекса разнотипных заданий, четко выраженной каскадности мониторинга.

ЦЕЛЬ: Разработать методику для мониторинга качества технической подготовки студентов- музыкантов.
ЗАДАЧА 1
Выявление проблем.
ЗАДАЧА 2
Внести изменения в учебные программы.
ЗАДАЧА 3
Выявить перечень новых компетенций, необходимых преподавателям для эффективной работы.
Инновационные технологии, используемые в проекте: использование в контрольных целях технологий стартового, промежуточного, итогового мониторинга с большим количеством критериев и форм проведения.
1. Критерии оценки студентов
1.1 Критерии качества подготовки к техническому зачету
(Исполнение гамм, арпеджио и этюдов)

На протяжении всего срока обучения педагог планомерно, систематически, основываясь на принципе доступности и последовательности, занимается музыкально-техническим развитием учащегося. Для проверки технической подготовки учащихся 2,3,4,5,6,7 семестры проводятся специальные контрольные уроки (технические зачёты), на которых учащийся исполняет два разнохарактерных этюда и соответствующие требованиям гаммы, аккорды, арпеджио.
Техническая оснащенность – пальцевая беглость, свободная координация движений рук, умение выбрать и правильно применить рациональную аппликатуру, разнообразные приемы звукоизвлечения и др. – приобретается путем тщательной систематической работой над различными видами инструктивного материала.
Это, прежде всего, работа над гаммами, арпеджио, аккордами – основными техническими формулами. Овладение ими способствует выработке определенных двигательных стереотипов, на основе которых легче и быстрее осваиваются технические трудности, встречающиеся в художественных произведениях. Кроме того, игра гамм расширяет общемузыкальные знания учащихся, способствует развитию чувства ладотональности. Работая над гаммами, арпеджио и аккордами, следует стремиться к их легкому и свободному исполнению в любых темпах, различными метроритмическими рисунками и штрихами в пределах полного диапазона инструментов.
Работая над освоением гамм и арпеджио следует добиваться:
1. Пространственной точности.
2. Ритмичности.
3. Аппликатурной точности.
4. Красочной точности.
5. Автоматизации движений.
6. Управляемости техники.
7. Беглости.
8. Гармоничности движений.

1.2 Критерии оценки уровня подготовки студента
к техническому зачету (гаммы, арпеджио).
Исполнение гамм, арпеджио

Оценка «5» ставится, если студент демонстрирует:
- высокий уровень профессиональной подготовки;
- отличную техническую оснащенность;
- культуру звукоизвлечения;
- стабильность исполнения.
Оценка «4» ставится, если студент демонстрирует:
- высокий уровень профессиональной подготовки;
- отличную техническую оснащенность;
- культуру звукоизвлечения;
- стабильность исполнения.
но допускает 1-2 погрешности в исполнении, небольшие неточности.
Оценка «3» ставится, если исполнение не отличается достаточной профессиональной подготовкой, стабильностью.
Оценка «2» ставится при наличии текстовых ошибок, слабой технической оснащенности.
1.3 Критерии качества подготовки этюдов

Этюд представляет собой инструментальную пьесу, основанную на применении определенного технического приема игры и предназначенную для усовершенствования мастерства исполнителя. В отличии от упражнения, исполнение этюда требует более тонкой техники и большего разнообразия красок, т.к. этюд имеет определенный звуковой образ и характер.
Выбор этюдов определяется их педагогической и художественной ценностью с учетом индивидуальных особенностей учащихся (его возможностей, подвинутости, перспективы развития).
Этюды подбираются к пьесам, которые еще предстоит осваивать (с аналогичной фактурой изложения) и для закрепления совершенствования какого либо технического навыка.
Критерии качества подготовки этюдов учитывают:
- музыкально-художественные достоинства исполнения;
- соответствие художественному содержанию использованных технических приемов и средств выразительности;
- техничность исполнения;
- продвижение и развитие способностей учащегося.

1.4 Критерии оценки уровня исполнения этюдов

Исполнение этюдов.
Оценка «5» ставится, если студент демонстрирует:
- высокий уровень профессиональной подготовки;
- музыкально-художественную трактовку этюда;
- чувство стиля;
- отличную техническую оснащенность;
- культуру звукоизвлечения;
- стабильность исполнения.
Оценка «4»ставится, если студент демонстрирует:
- высокий уровень профессиональной подготовки;
- музыкально-художественную трактовку этюда;
- чувство стиля;
- отличную техническую оснащенность;
- культуру звукоизвлечения;
- стабильность исполнения.
но допускает 1-2 погрешности в исполнении, небольшие неточности.
Оценка «3» ставится, если исполнение не отличается достаточной профессиональной подготовкой, стабильностью.
Оценка «2» ставится при наличии текстовых ошибок, слабой технической оснащенности.









2 Мониторинг качества технической подготовки студентов
Мониторинг качества технической подготовки студентов состоит из двух этапов:
Текущий контроль преподавателя
Выступление на техническом зачете, где студент исполняет два разнохарактерных этюда и инструктивный материал по выбору преподавателей.

Для понимания сложности задач, стоящих перед преподавателем и обучающимся, приведем примеры содержания практической работы над развитием техники («о простого к сложному»).
Предлагаем упражнение на изменение динамики средствами артикуляции при ровном движении меха (см. рис. 2.1):


Рис. 2.1. Упражнение 1

Звук «до» извлекается при помощи очень неглубокого удара по клавише. Для извлечения звука «ре» ударяем по клавише, погружаясь в нее на полную глубину. На звуке «ми» палец погружается в клавишу на полную глубину и немного задерживается. Звук «фа» извлекается так же, как и «ми», но палец задерживается на клавише еще дольше. Все это следует научиться играть как правой, так и левой рукой.
Следующий этап: учимся вести две мелодические линии различными штрихами в партиях правой и левой руки (см. рис. 2.2).


Рис. 2.2. Упражнение 2

Далее мелодический материал в партиях обеих рук усложняется и исполняется разнообразными штрихами (см. рис. 2.3).


Рис. 2.3. Упражнение 3
Одной из важнейших задач музыкального воспитания является развитие способности слышать все элементы музыкальной ткани не только по горизонтали, но и по вертикали. Этому содействует изучение полифонической фактуры.
На первых порах – после освоения двух клавиатур аккордеона – ученик знакомится с двухголосными произведениями. Педагог объясняет различие между гомофонией и полифонией, в которой нет основного мелодического голоса и аккомпанемента, а все голоса, в известной степени, равноправны. В качестве музыкального материала в начальный период используются несложные полифонические обработки народных песен, пьесы, упражнения.
Задание первое. Проиграть несколько раз верхний голос упражнения (см. рис. 2.4), послушать в исполнении педагога нижний голос, затем сыграть вместе.


Рис. 2.4. Упражнение 4

Задание второе. Послушать в исполнении педагога первую половину песни «Пастушок», а затем сыграть в том же характере вторую половину песни (см. рис. 2.5).

Рис. 2.5. Пастушок

Задание третье. Исполнить вместе с педагогом белорусскую народную песню (см. рис. 2.6).


Рис. 2.6. Белорусская народная песня
Задание четвертое. Разобрать отдельно мелодический голос и подголосок в песне «Ой, сад-виноград» (см. рис. 2.7), добиваясь выразительного, законченного исполнения; затем сыграть песню двумя руками.


Рис. 2.7. Украинская народная песня «Ой, сад-виноград»
Задание пятое. При исполнении Этюда Е. Гнесиной (см. рис. 2.8), написанного в форме канона, обратить особое внимание на четкое вступление каждого голоса, штриховую окраску мелодии и смену направления движения меха (чтобы не нарушить фразировку, следует менять направление движения меха в такте 5 – перед второй долей). Выучив наизусть каждый голос, исполнить это произведение в медленном темпе вместе с педагогом.

Рис. 2.8. Этюд C-dur Е.Гнесиной

Работая над отдельными голосами, необходимо добиваться выразительного и певучего исполнения их учеником.  На это хочется тем более обратить внимание, так как значение работы над голосами учениками нередко недооценивается; она проводится формально и не доводится до той степени совершенства, когда ученик действительно может исполнить отдельно каждый голос как мелодическую линию.  Очень полезно при этом выучить каждый голос наизусть.
Играя с педагогом в ансамбле попеременно обе партии, ученик не только отчетливо ощущает самостоятельную жизнь каждой из них, но и слышит всю пьесу целиком в одновременном сочетании обеих голосов, что очень облегчает следующий, наиболее трудный этап работы – переход обеих партий в руки ученика.
Каждое музыкальное произведение требует отбора нужных средств, заставляет исполнителя по-особенному настраиваться, а также многократно перестраиваться в зависимости от развёртывания музыкальных событий.
Так, например, отрывок из сюиты для баяна А.Холминова, отличающийся возвышенным поэтическим характером, необходимо исполнять мягко, бережно, хорошо ощутив пластику звука и движений.

Даже кульминация Ноктюрна, где автором поставлены акценты на нюансе «форте», не может быть резкой и крикливой: скорее всего, она должна прозвучать глубоко, сочно, с большим внутренним накалом.


Каприччио А.Репникова ставит перед исполнителем новые музыкальные задачи. Здесь наблюдается обилие тем и настроений. Метроритмический строй произведения чрезвычайно прихотлив и капризен, что заставляет баяниста мгновенно перестраиваться, менять пульс, находить своеобразные приёмы исполнения. Уже первый раздел Каприччио полон всяких неожиданностей в развитии тематического материала, поэтому от исполнителя требуется определённая гибкость и соответствующая реакция.




Следующий за ним быстрый раздел бросает нас в пёстрый, многоликий мир коротких и стремительных тем, мгновенно сменяющих одна другую, сплетающихся в причудливые ритмические кружева, внезапно взлетающих и спадающих по динамической лестнице.


Смена образов и настроений требует исключительно стройной звуко-временной организации, максимальной мобилизации духовных и физических сил исполнителя, их разумной ориентации в соответствии с архитектоникой произведения.
Очень часто у баянистов быстрая игра бывает хаотичной, так как в ней отсутствует должная ритмическая четкость. Одной из причин неровной игры является отсутствие скоординированности движений правой и левой рук, которое иногда приводит к тому, что правая рука «обгоняет» левую. Для достижения координации полезной в работе над такого рода материалом будет игра в сдержанном темпе с акцентированием мехом опорных точек сначала каждого небольшого построения, а затем все больших. Эти акценты мехом должны непременно точно совпадать с фиксацией опорных точек пальцами правой и левой рук при обязательном слуховом контроле. Только при постоянном активном слуховом контроле любая работа за инструментом может стать результативной, причем внимание должно быть направлено на реальное слышание всего исполняемого. Большое значение для координации имеет правильный прием звукоизвлечения, особенно в левой руке. В моторных пьесах важно добиться, чтобы палец падал на клавишу, а не вжимал ее, и сама «точка», то есть опорный момент, была острее. Кроме того, нужно ощущение фиксации пальца как бы внутрь клавиатуры.
Нередко ритмическая организованность в моторных пьесах страдает из-за неровности туше, неравномерного прикосновения пальцев. Это встречается в тех случаях, когда большая нагрузка падает на «слабые» пальцы и особенно в арпеджио. Особо хочется сказать о значении для выявления образно-эмоционального содержания своеобразного движения так называемого дыхания руки. Оно тесно связано со структурой произведения.
Необходимо подчеркнуть условность разделения на отдельные группы всех задач, стоящих перед педагогом и студентом. Мастерство педагога заключается в умении действовать по многим направлениям на пути развития технической оснащенности студента.
Как правило, студент, посещая различные предметы, развивается даже не прилагая больших усилий для развития. Воспитание же технической оснащенности требует большой системной работы и студента и педагога. Упущенные возможности для развития не восполняются в полной мере.
2.1. Первый этап мониторинга качества технического развития студента

Студент_________________________
Преподаватель___________________

Программа______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Содержание мониторинга
Текущий контроль преподавателя



I сем.
II сем.

Знания

1.
Знает (показывает при игре) элементы правильной организации всего аппарата




- особенность посадки;




- положение корпуса;




- особенности положения инструмента;



2.
Знает (показывает при игре) особенности положения правой и левой руки во время игры:




- высокое положение локтя правой руки;




- естественное, удобное положение кисти;




- округлое положение пальцев.



3.
Знает, что художественное содержание произведения определяет выбор постановки.



4.
Знает (показывает при игре) правильное владение мехом:




- разжим;




- сжим;




- смена меха;




- ровное ведение;




- ведение с нарастанием;




- ведение со спадом усилия;




- акцентное ведение;




- безакцентное ведение;




- распределение меха по фразам.



5.
Знает специфику звукоизвлечения на баяне:




- артикуляционные функции меха;




- артикуляционные функции пальцев.



6.
Знает (показывает при игре) основные элементы правильногозвукоизвлечения основными штрихами:




- легато;




- нон легато;




- стаккато.




7.
Знает о важности слухо-двигательных представлений в работе:




- слуховые представления;




- двигательные представления.



8.
Знает о значении ритма в музыке:




- атака звука;




- восприятие воспроизведения одинаковых длительностей (чувство темпа);




- ощущение чередующихся пластичных ударений;




- чувство соотношения длительностей.



9.
Знает о важности интонационной точности произношения мотивов.



10.
Знает о необходимости целенаправленной работы над укреплением физических возможностей пальцев на материале специальных упражнений.



11.
Знает, что работать над упражнением нужно в следующей последовательности:




- игра с высоким подъемом пальцев, с сильным ударом (замах - удар);




- игра без подъема пальцев (или с экономным подъемом) с выключением веема рук, увеличивая темп (легкая свободная рука);




- переход к быстрому темпу только постепенно, небольшими отрывками, под неослабленным слуховым контролем



12.
Знает, что играть с высоким подъемом пальцев, сильным ударом можно только в медленном темпе (навык медленной и крепкой игры нельзя переносить в быстрые темпы, что ведет к утомляемости рук).



13.
Знает как работать над этюдами, упражнениями:




- выявление основной технической задачи;




- какими средствами достичь ее решения (знает, как работать на каждом этапе)




- знает, как работать над техническими трудностями при помощи упражнений.



14.
Знает (использует в работе) два направления работы над гаммами:




- преодоление трудностей внутри отдельных позиций;




- овладение приемами перехода в новые позиции;




- упражненияпостроенные по принципу отработки отдельных звеньев позиционных групп;




- сущность приема «броска» при исполнении коротких однооктавных гамм: бросок руки на первый звук с последующим стремительным взлетом к концу гаммы;




- темпо-ритмические и артикуляционные принципы работы над гаммами, которые способствуют достижению независимости и пластичности пальцевых движений;




- аппликатурные принципы работы



Эмоционально-ценностный раздел

1.
Проявляет интерес к работе над инструктивным материалом:




- этюдами;




- гаммами;




- упражнениями;



2.
Понимает важность и необходимость быстрого разучивания этюда на память, для переключения внимания с текста на решение технических задач.



3
Понимает необходимость и эффективность работы над этюдом в спокойном (для начинающих) и в среднем темпе (для более продвинутых учеников). Медленные темпы мешают естественной фразировке и налаживанию верных движений, слишком быстрые – приводят к «забалтыванию»: ученик не успевает воспринимать фразировку, контролировать свои действия.



4.
Осознает что: выразительное, осмысленное исполнение мотивов в пассажах может помочь найти рациональные движения.



5.
Положительно относится к работе над упражнениями для преодоления технических трудностей в этюдах.



6.
Проявляет инициативу в подборе упражнений для решения той или иной технической задачи.



7.
Техническую работу над освоением этюдов воспринимает, как творческий процесс.




Гаммы:



8.
Проявляет интерес к процессу игры позиционных упражнений.



9.
Играет с удовольствием упражнения артикуляционными и темпо-динамическими приемами.



10.
Осознает необходимость работы над качеством звучания (ровность, независимость пальцев) упражнений.



11.
Понимает важность работы над гаммами, арпеджио, аккордами, которая дает возможность приобрести ряд навыков, необходимых для воспроизведения более сложных видов фактуры



12.
К работе над гаммами относится: - положительно, работает с удовольствием или равнодушно по принуждению




Деятельностно-творческий раздел



1.
Может играть этюд, музыкально осмысливая и воспринимая его содержание.



2.
Стремится к исполнению этюда в подвижном темпе без технических недочетов.



3.
Стремится к выработке звуковой точности, ясности в сочетании с необходимой опорой при исполнении.



4.
Стремится к поиску целесообразных движений в работе над этюдами:




- координация рук;




- сложное сделать простым, трудное - легким, неудобное - удобным, а затем сделать привычным.



5.
Может играть аккомпанемент, наделяя его функцией ритмического управления в соотношении с мелодией.



6.
Может играть упражнения к этюду:




-выразительно;




-ритмично;




-постепенно увеличивая темп при повторениях.



7.
Умеет самостоятельно работать над преодолением технических трудностей:




-сложное упростить, разбив пассаж на удобные для исполнения отрезки;




-может находить удобную аппликатуру, когда нет соответствующих указаний в тексте;




-может находить удобные положения рук;



8.
Может играть, правильно понимая мелодическую структуру пассажей.



9.
Может исполнять звуковую последовательность, изложенную мелкими длительностями, как мелодическую линию.



10
Стремится играть фактуру этюда необходимой в данном случае аппликатурой, не допуская ее случайных изменений.



11
Стремится к быстрому заучиванию текста на память для переключения внимания на собственно технические трудности.



12
Стремится к проявлению ритмического темперамента, исполняя в быстром темпе с ощущением энергии движения с ритмической пульсацией.




Раздел умений, навыков



1.
Умеет правильно распределять центр тяжести во время игры за инструментом.



2.
Умеет оптимально приспособить инструмент во время разжима и сжима меха.



3.
Владеет элементарными навыками ведения меха.



4.
Может определить:




- форму этюда (структуру);




- вид техники, на котором основан этюд;




- мелодическую структуру отдельных последовательностей.



5.
Медленный темп при исполнении этюда:




- грамотно, с правильной фразировкой, по частям и целиком;




- выполняет правильную аппликатуру;




- выполняет динамические оттенки;




- ритмически точно;




- качественным звуком;




- свободным, организованным исполнительским аппаратом.



6.
Играет этюд:




- обеспечивая соотношение мелодии и аккомпанемента;




- без технических погрешностей и остановок.



7.
Умеренный темп при исполнении этюда:
сохраняет ощущение опоры в клавиатуру при переходе к умеренному темпу (чем быстрее темп, тем облегченнее погружение в клавиатуру)



8.
Средний темп при исполнении этюда:




- справляется с техническими трудностями;




- сохраняет качество звучания;




-соблюдает фразировку, динамическую ровность, обеспечивая выразительное исполнение.



9.
Быстрый темп при исполнении этюда:




- четкое произношение;




- быстро и легко;




- динамически разнообразно;




- технически без погрешностей;




- стабильно, от начала до конца.



10.
Играет гаммы, арпеджио, аккорды




Медленный темп (основными штрихами):




- отдельно каждой рукой;




- ровным звучанием;




- независимыми пальцами;




- двумя руками;




Подвижный темп (основными штрихами)




- хроматическую гамму (отдельно каждой рукой и двумя);




- аккорды с обращениями (отдельно каждой рукой и двумя);




- короткие и длинные арпеджио.




2.2. Второй этап мониторинга качества технической подготовки студентов

На техническом зачете студент исполняет два этюда на разные виды техники и гаммы, предусмотренные программными требованиями.
Преподаватель выставляет предварительную оценку.
На заседании предметно-цикловой комиссии проводится обсуждение выступления студента и выставляется оценка. Предлагаемая оценка педагога сравнивается с оценкой комиссии, таким образом проводится анализ качества работы. Обсуждаются все направления работы, отраженные в текущем контроле преподавателя.

Выводы
Использование инновационных педагогических технологий, выраженных в использовании активных методов мониторинга, постоянной обратной связи со студентом, использование комплекса разнотипных заданий, четко выраженная каскадность мониторинга позволяет существенно повысить качество обучения за счет возможности максимально глубоко и своевременно выявить недостатки обучения на каждом этапе и уровне с целью эффективной коррекции учебной программы.
2. Мониторинг качества технической подготовки позволяет вести работу по воспитанию студентов целенаправленно и систематически.
3. Вырабатывается единый подход в трактовке принципиальных вопросов методики преподавания.
Совместное обсуждение качества подготовки студентов затрагивает основные принципы технического развития, выявляет недостатки и способствует улучшению качества их подготовки.


Литература

Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне, Москва 1980.
Акимов Ю. Т. Школа игры на баяне. – М.: Советский композитор, 1989.
Демченко В. Технические упражнения для баяна. 1967.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Техническая подготовка баяниста в условиях музыкальной школы 2010.
Егоров В.А. Общие основы постановки при обучении игре на баяне. Баян и баянисты, ч.2, м. 1974.
Захарова Т. Совершенствование технических навыков игры на аккордеоне, Чебоксары, 2007.
Крылова Г.И.. Азбука маленького баяниста.
Липс Ф. Р. Искусство игры на баяне. – М.: Музыка, 2004.
Паньков О.С. О становлении игрового аппарата баяниста. Сборник статей вып.2 Вопросы методики и теории исполнительства на народных музыкальных инструментах. Свердловск, 1990.
Пуриц И.Г. Методические статьи по обучению игре на баяне. Москва 2001.
Рубинштейн А. Очерки по методике обучения игре на фортепиано. 1955.
Самойлов Д. 15 уроков игры на баяне.
Самойлов Д.. Хрестоматия баяниста, 1-3 кл. М.: Кифара, 2005.
Семёнов В.А. Современная школа игры на баяне. Москва 2003.
Стативкин Г.Т. Самоучитель игре на выборно-готовом баяне. Москва 1989.
Судариков А. Ф. 16 уроков баяниста (аккордеониста). – М.: Композитор, 2003.
Судариков А. Ф. Школа беглости. – М.: Композитор, 2001.
Ширыбыров С.А. Статья Организация индивидуальных занятий в классе баяна и аккордеона. Тольятти 2002.
Исаева С.В. Методические рекомендации по оформлению курсовых работ.- Тольятти, Изд. ТИПК, 2012.- 26 с.









13 PAGE 14315

13 PAGE 141015



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915