Некоторые вопросы развития познавательной активности учащихся в процессе изучения полифонии И.С. Баха (на примере инвенции До мажор).
И.М. Шаповалова
Некоторые вопросы развития познавательной активности учащихся в процессе изучения полифонии И.С. Баха (на примере инвенции До мажор).
Современная педагогика различает два подхода к обучению: авторитарный и личностно-ориентированный. При личностно-ориентированном способе обучения преподавание должно носить характер не трансляции информации, а активизации и стимуляции обучения [5]. При этом главным является необходимость развития творческого мышления как универсальной познавательной способности.
Для музыкальной педагогики развитие творческого мышления является одной из основных задач, а незаменимым материалом для воспитания познавательной активности, инициативы и самостоятельности учащихся могут стать клавирные сочинения И.С. Баха. Рассмотрим работу над инвенцией До мажор в интересующем нас аспекте.
Как известно, «инвенция» (от лат. inventio) – изобретение, открытие, выдумка. Постижение сложного полифонического текста как увлекательная игра, ценность собственных детских «открытий» должны стать главной заботой педагога. Заметим, что необходимым условием совместной творческой работы является создание на уроке атмосферы психологической безопасности.
В инвенции, как и в любом другом произведении старинного полифонического стиля, главным является структура, то есть «игра» с одним мотивом, темой. Поэтому начать работу следует с определения характера и границ темы. Перед учеником стоят задачи распознавания эмоционального смысла музыкальной интонации, ритмической и мелодической структуры. Следует рассказать ученику о музыкальном лексиконе 17 века, о риторических фигурах [6, 10-11]. Показав несколько выявленных Б. Яворским характерных для Баха музыкальных символов, сыграв фрагменты произведений, в которых они появляются, можно предложить ученику соотнести первый мотив инвенции с этими музыкальными символами [4,42-43] Таким образом энергия восходящего квартового хода будет воспринята не только эмоционально, но и обретет некий конкретный смысл.
Следующий этап – наблюдение за теми превращениями, которые происходят с темой в процессе развития (тема в обращении, в увеличении) и за взаимодействием проведения темы в двух голосах. Здесь ученика ждёт ряд удивительных открытий: оказывается, голоса могут обменяться мелодиями (двойной контрапункт), а сами мелодии могут изменить направление (нисходящее движение становится восходящим, и наоборот, что в соединении даёт обратимый контрапункт). Так первое знакомство со сложными полифоническими понятиями происходит в процессе увлекательного наблюдения за остроумной «игрой» Баха, обучающего «одновременно не только хорошим изобретениям, но правильной разработке» [7, 242].
Важный момент для развития познавательной активности ученика – определение инструмента, для которого написано произведение. Знакомство с клавишными инструментами эпохи Барокко может стать для ребёнка удивительным путешествием в звучащий мир, отделенный от нас тремя столетиями. Большие возможности для этого предоставляет Интернет, а обсуждение особенностей звукоизвлечения на клавесине, клавикорде, органе должно быть связано в рамках прохождения инвенции с поисками наиболее точного определения характера, артикуляции и динамики.
Выбрав инструмент для исполнения инвенции (двухмануальный клавесин), следует обсудить с учеником динамический план. При этом в каждом из трёх разделов инвенции нужно определить главный элемент – ведущий голос, который будет сыгран на нижней клавиатуре. Исходя из этого, ученик должен предложить свой вариант исполнения инвенции на клавесине, обнаружив при помощи педагога следующую закономерность:
I часть – правая рука на нижней клавиатуре, левая рука – на верхней;
II часть – левая рука на нижней клавиатуре, правая рука на верхней;
III часть – на одной клавиатуре (оба голоса равноправны)[3].
На рояле для каждого голоса необходимо подобрать определенный тембр.
Урок следует вести в форме дискуссии, всячески поощряя активность ребёнка, даже при высказывании ошибочного суждения. Активизация «зоны ближайшего развития» [1], стимуляция мыслительного процесса будут способствовать возникновению у ученика познавательного интереса, что при изучении полифонических произведений Баха является необходимым условием.
Использованная литература
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. Просвещение. 1994.
Калинина Н.П. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. Л. Музыка. 1988
Майкопар А.Е. Двухголосные инвенции (мастер-класс) https://www.youtube.com/watch?v=95XpPPSRn5Y
Носина В.Б. Символика музыки И.С. Баха. Тамбов. 1993.
Роджерс К. // Горностай П.П. Гуманистическая психология. М. 1991.
Смирнова Н.М. Исполнение клавирных сочинений И.С. Баха. Саратов. 2005.
Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М. 1965.