Конспект по литературному чтению для 2 класса по системе Л.В.Занкова по учебнику В.А.Лазаревой . «Работа над рассказами-миниатюрами Г.М.Цыферова «Как лягушки чай пили»
Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова по учебнику В.А.Лазаревой 2 класс.
Учитель: Пивоварова Наталья Дмитриевна МКОУ «СОШ №7» г.Михайловки Волгоградской области
Тема: Работа над рассказами-миниатюрами Г.М.Цыферова «Как лягушки чай пили».
Цели:
Познакомить с особенности прозы современного автора.
Формирование представлений учащихся о способности автора изображать в художественном тексте «внутренний мир» героев рассказа и сказки.
Работа над умением соотносить словесные и изобразительные образы, над развитием эмоционально-образной сферы воображения обучающихся, навыков анализа художественного текста.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные УУД:
- интерес к учебному материалу,
- внимательное отношение к окружающему миру;
- уважительное отношение к собеседнику;
- понимать необходимость товарищеского сотрудничества.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- умение определять проблему и формулировать проблемные задачи на уроке;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- оценивать правильность выполнения действий;
- осуществлять пошаговую самооценку по результату деятельности;
ПознавательныеУУД:
- развитие умение осмысливать заглавие произведения, объяснять его связь с содержанием, главной мыслью;
- поиск и выделение необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации;
- работа с дополнительными источниками информации – словарем, энциклопедией;
- развития умения работать по алгоритму.
Коммуникативные УУД:
- развитие умения аргументировать свою точку зрения, выражать отношение к героям, событиям, языку произведения;
- слушать и понимать речь одноклассников, вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, учиться работать в паре, группе, в круге.
Оборудование:
- учебник, презентация к уроку;
- выставка книг;
- словарики характеристик «спасательный круг»;
- карточки для индивидуальной работы с цепочками слов;
- толковый словарь С.И.Ожегова;
- энциклопедия о животных;
- индивидуальные листы успешности;
- принадлежности для рисования;
- рисунок к истории про лягушек;
- нераскрашенный рисунок, детали для «дополнения» рисунка: лягушки, кувшинки, коряга.
Ход урока:
Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
1.Сообщение темы. Постановка учебной задачи.
Сегодня мы будем читать произведение Геннадия Михайловича Цыферова.
Познакомимся с этим писателем поближе, чтобы лучше понять особенности его произведений, как необычно он воспринимает окружающий мир.
Слайд
Рассмотрите портрет писателя.
Геннадий Михайлович был воспитатель-педагог, работал с детьми, тогда и начал писать свои рассказы и сказки. Корней Иванович Чуковский высоко оценил его работу и посоветовал заняться детской литературой. По его произведениям сняты более 25 мультфильмов: «Паровозик из Ромашково, «Мой зелёный крокодил», «Как лягушонок искал папу», «Лошарик», «Как стать большим» и многие другие.
Слайды
У Геннадия Михайловича есть очень интересный персонаж – цыплёнок. Он сочинил про него много удивительных историй, который назвал удивлениями.
Послушайте первую сказку, которая называется «Про меня и про цыплёнка», чтение ее нам подготовили ребята.
Слайд (музыка)
Когда я был маленький, я знал очень мало и всему удивлялся, и любил сочинять. Летит, например, снег. Люди скажут осадки. А я подумаю: наверное, где-то на синих лугах отцвели белые одуванчики. Или, может, ночью на зеленой крыше присели отдохнуть веселые облака и свесили белые ножки. И если облако потянуть за ножку, оно вздохнет и полетит. Далеко полетит куда-то.
- Что мы обычно представляем при слове снег?
- А Геннадий Михайлович представил, что снег – это одуванчики и белые ножки облачков. Интересно?
К чему я тебе все это рассказываю? А вот к чему. Вчера в нашем курятнике случилась удивительная вещь: из белого куриного яйца проклюнулся желтый цыпленок. Вчера он проклюнулся, а потом весь день, всю неделю всему удивлялся. Ведь он был маленький и все видел впервые.
Вот о том, как он был маленький и все видел впервые, я и решил написать книжку. Хорошо быть маленьким.
А еще лучше – все видеть впервые!
Геннадий Михайлович пишет: «Хорошо быть маленьким.»
Как вы думаете почему?
То, что видишь впервые, воспринимается по-особому, в каком-то другом изображении, так как незнакомые явления не умеешь объяснить.
- Что вы можете сказать об авторе, какой он человек?
Каким он вам представился?
Каково ваше первое впечатление?
Кому нужно можно воспользоваться «спасательным кругом» - словариком характеристик.
Слайд
Геннадий Михайлович наблюдательный, любознательный человек, всему удивляется, у него богатое воображение, поэтому окружающий мир он воспринимает необычно. Во взрослой жизни он остался мальчишкой и окружающий мир воспринимает по-детски. У него богатая натура, красивая и добрая душа, в обыденных вещах он видит необычное. Все, что происходит вокруг, считает великим чудом, а все увиденное впервые загадочным и удивительным. Читают двое учащихся.
Снежинки, сугробы, снеговики.
Маленькие все видят впервые и им очень интересно познавать мир.
любознательный
добрый
богатое воображение
наблюдательный
весёлый
фантазёр
2.Предвари-тельное чтение.
Работа с цепочками слов.
Работа в паре.
Прежде чем приступить к чтению тексов, поработаем с цепочками слов.
Слайд
Прочитайте слова, значения каких слов вам непонятны?
Где мы можем узнать о значении этих слов?
Заранее я попросила ребят найти разъяснения в словаре. Давайте их послушаем.
Поработайте в паре, составьте цепочки слов.
Какие слова вы подобрали?
Сравните со слайдом. Слайд
солнце – солнышко
свет – светофор – светофорчик
красный – покраснел
взгляд - заглянул
диво – удивился
лужа – лужица
шарить – пошарить
стужа – студеный
Как вы думаете, о чем мы будем читать произведения Геннадия Михайловича? Выскажите свои предположения.
Слайд
Оцените свою работу на шкале успешности по этапам урока:
- работали, смогли подобрать слова.
- старались, но не все смогли составить цепочки.
- испытывали затруднения в составлении цепочек.
Подбирают слова:
солнце –
свет –
красный –
взгляд –
диво –
лужа –
шарить –
стужа –
В толковом словаре Ожегова мы нашли значение слова «шарить» - это разговорное слово, означает искать ощупью, или перебирая, или перекладывая что-то;
«стужа» - это разговорное слово, которое означает сильный холод, мороз.
Оценка работы:
- работали, смогли подобрать слова.
- старались, но не все смогли составить цепочки.
- испытывали затруднения в составлении цепочек.
3.Постанов-ка проблемы.
Формулиров-ка целей урока. Работа с первой историей.
Рисунок:
Формулиров-ка цели. Прочитайте заголовок первой истории. Что вы можете о нем сказать?
Слайд
«Как лягушки пили чай»
- Прочитайте первую историю.
Слайд
Вечером у синей-синей реки из белых-белых кувшинок пили чай зелёные лягушки.
- Как вы думаете, эта маленькая история – сказка или это рассказ о жизни самых обыкновенных лягушек? Почему?
Слайд
- Это художественный или научно-популярный текст? Докажите.
- Чем отличается художественный текст Цыферова?
Словами автор передаёт чувств а и настроения своих героев.
Я попросила вашего одноклассника найти описание лягушек в детской энциклопедии. Послушаем его.
Чем научно-популярный текст отличается от художественного?
Предложу вашему вниманию рисунок, выполненный мальчиком из другого класса к этому тексту.
Как вы думаете, внимательно он прочитал эту маленькую удивительную историю Геннадия Михайловича? Почему?
Какие неточности заметили?
А эти проблемы у нас возникают? Всегда мы внимательно читаем произведения автора, обращаем внимания на детали. Почему это важно? Детали помогают нам лучше понять главную мысль произведения и представить образ, созданный автором?
- Над чем мы будем работать на уроке? Какие цели мы подставим перед собой?
Слайд
Мы узнаем о творчестве Геннадия Михайловича Цыферова и понимать созданные им образы, соотносить словесные и зрительные образы.
А помогут нам в этом рисование и аппликация. Поэтому поблагодарю этого мальчика за его рисунок, за то, что он помог сформулировать наши проблему и задачи на уроке.
Давайте создадим этот удивительный образ чаяпития лягушек, придуманного Геннадием Цыферова.
Учитель вывешивает схематический рисунок реки.
- Дополните рисунок, аппликацию, выберите недостающие детали.
- Какие «рисующие» слова вам помогли «дополнить» рисунок? (синей-синей, белых-белых).
А вот иллюстрация к книге Геннадия Цыферова «Как лягушки чай пили»
Слайд
А как можно продолжить эту историю?
Что может происходить с лягушками дальше. Можно фантазировать сколько угодно и у нас получиться новая сказка, а это уже другая история.
Слайд
Итак, сегодня на уроке будем продолжать учиться внимательно читать истории Цыферова, представлять картины, нарисованные автором, по его словесным образам создавать зрительные образы в рисунке.
Слайд
Оцените свою работу на шкале успешности по этапам урока:
- увидели проблему, смогли сформулировать цели урока.
- увидели проблему, но испытывали затруднения в формулировке целей урока.
- не смогли сформулировать цели урока.
Удивительное название, что-то необычное. Такое в жизни не бывает, это может быть в сказке.
Чтение про себя.
Автор как бы оживил лягушек, они стали как люди пить чай.
Это художественный текст.
Автор рисует словами как красками сказочный образ лягушек, очеловечивает их, как бы «оживляет»: «пьют чай и болтают, как девчонки».
Лягушки – это земноводные, то есть те, которые могут жить и на суше, и в воде. Лягушки, которые живут в реках и озёрах в Европе, в основном буро-зеленого цвета. У них влажная и бугристая кожа. Благодаря тому, что у лягушек есть крепкие и гибкие задние лапы, передвигаются они с большой скоростью короткими прыжками.
В этом тексте описывается всё как в жизни.
- Невнимательно прочитал текст, неточности в рисунке, так как не обратил внимания на «рисующие» слова, мелкие детали: солнышко, цвет воды, кувшинок.
Помогают лучше понять о чём пишет автор.
Будем учиться вчитываться в текст, видеть внутренний мир героев произведений, представлять образы, развивать свое воображение, представлять словесные образы и создавать зрительные.
Дети помещают заранее припасённых лягушек и кувшинки, раскрашивают воду, объясняя выбранный цвет «синий-синий», обращая внимания на «рисующие слова», авторские повторы как художественное средство.с зрительными.
Оценка работы:
- увидели проблему, смогли сформулировать цели урока.
- испытывали затруднения в формулировке целей урока.
- не смогли сформулировать цели урока.
4.Работа над поставлен-ной проблемой.
Работа по алгоритму. Работа в группах. Наша задача учиться внимательно прочитать текст и нарисовать к нему рисунок, как можно точнее изобразить словесный образ автора.
Для этого мы распределимся в три группы. У вас три текста. Обратите внимание – перед текстом три звёздочки *** . Как вы думаете, зачем автор их разместил перед историей?
Предлагаю это сделать вам.
Прежде чем приступать к работе над произведениями Геннадия Цыферова, давайте вспомним алгоритм работы с текстом.
Слайд
Алгоритм работы с текстом:
Прочитай текст.
Подумай над сюжетом.
Определи героев.
Подумай над названием.
Подумай над деталями образа, определи «рисующие» слова.
Выполни рисунок.
Приступайте к работе, распределите обязанности.
Приступаем к обсуждению выполненных работ по плану:
1. чтение истории
2. название
3. рисунок
Слайд
1 группа:
Покраснел помидорчик на один бок. Теперь - как маленький светофорчик: там, где солнышко взойдёт, бок красный; где луна – зелёный.
Какое интересное сравнение у автора?
А почему вы нарисовали такой маленький помидорчик, а не во весь лист? Докажите.
Как спеет помидорчик? Что он предпочитает?
А что его делает светофорчиком? Таким необычным? - Это автор не стал придумывать названия к своим историям.
Работа по группам.
Название: Помидорчик.
Рисунок: маленький помидорчик один бок красный, другой ещё зеленый.
(помидорчик – светофорчик) (маленький светофорчик)
Солнышко. Неравномерно и не сразу.
Солнышко и луна.
Физминутка. Слайд
Учитель называет предмет, а дети пытаются его изобразить.
Воробышек – быстро машут согнутыми руками, орел – медленно машут вытянутыми руками, солнышко – улыбаются, руки в стороны, медведь – медленно переваливаются с ноги на ногу, лисичка – мелкие осторожные шаги, зайчик – пугливые взгляды, прыжки. Работа по группам Слайд
2 группа.
Вышел звёздной ночью гулять ослик. Увидел в небе месяц. Удивился: «А где же ещё половинка?» Пошёл её искать. В кусты заглянул, под лопухами пошарил. Нашёл её в саду в маленькой лужице. Посмотрел и тронул ножкой – живая.
В чем необычность этого текста?
Как вы представили, что половинка месяца живая?
Как ослик относится к своей находке? Мы можем сказать о бережном отношении к окружающему миру.
О самом ли ослике история? Перечитаем историю и отметим действия ослика.
Слайд
Вышел звёздной ночью гулять ослик. Увидел в небе месяц. Удивился: «А где же ещё половинка?» Пошёл её искать. В кусты заглянул, под лопухами пошарил. Нашёл её в саду в маленькой лужице. Посмотрел и тронул ножкой – живая. Название: Про ослика. Где половинка? Живая!
Рисунок: звездное ночное небо, месяц, ослик, кусты, листья лопуха, деревья, маленькая лужица, отражение луны, ножкой касается лужи.
Автор оживил месяц.
Поверхность воды шевельнулась, когда ослик коснулся лужицы. Очень бережно.
История о его любознательности: гулял, увидел, удивился, искал, шарил, нашел, посмотрел, тронул.
Ослик наблюдательный и любознательный.
Физминутка. Слайд
Давайте встанем и изобразим как гулял ослик, увидел месяц, удивился, стал искать, шарил, увидел, тронул ножкой. Работа в группах. Слайд
3 группа.
Весна уже, а ночами холодно. Мороз студит. Показала верба почки-пальчики и надела на них меховые варежки.
Что вас удивило в этой истории? Как автор оживил вербочку?
Какую проблему мы озвучили в начале урока?
Какие задачи мы ставили на уроке?
Слайд
Давайте оценим свою работу на уроке. Получилось у нас вчитываться в текст, увидеть удивительные образы, созданные Геннадием Цыферовым. Точно ли представили образы автора в своих рисунках.
Слайд
Оцените свою работу на шкале успешности по этапам урока:
- точно изобразили словесный образ в рисунке.
- старались, но допустили неточности в изображении образа.
- невнимательно вчитались в текст, допустили несколько неточностей.
Уточните, как лучше назвать прочитанные тексты: сказки или рассказы? Почему?
Название: Про вербочку.
Рисунок: веточки вербочки, вместо почек варежки.
Настала весна, днем тепло, пригревает солнышко, у вербочки показались почки. А ночью еще мороз, холодно и она как девочка надела варежки. Они меховые, потому что почки покрыты пушистыми волосками.
Не всегда внимательно читаем.
Будем учиться внимательно вчитываться в текст,
развивать свое воображение, сравнивать словесные образы со зрительными.
Оценка работы:
- работали активно, точно изобразили на рисунке словесный образ.
- старались, но допустили неточность.
- допустили несколько
неточностей.
Это сказки или сказочные истории, так как в них много фантазии, автор оживляет предметы и животные своим поведением похожи на людей.
5.Итог урока.
Ресурсный круг. Выскажите свое мнение, чем для вас интересны эти истории?
В чем необычность этих текстов, того мира, который увидел автор?
Слайд
Для этой работы встанем в круг.
( Учитель и дети находятся в круге. Учитель первый называет свой ответ на вопрос и передает слово жестом стоящему слева ребёнку. Второй ученик говорит свой ответ. Учитель помогает сформулировать ответы ребят. )
Автор помогает увидеть мир глазами растений и животных. Сказки учат любить природу. Истории помогают внимательно всматриваться в окружающий мир, видеть необычное в обычном. Произведения Геннадия Михайловича помогают увидеть красоту природу и беречь ее.
Давайте возьмёмся все за руки в круге и поблагодарим друг друга за урок. Все вместе мы учились и помогали друг другу быть внимательными читателями.
Присаживайтесь и оцените свою работу в круге на шкале успешности.
Слайд
Оцените свою работу на шкале успешности по этапам урока:
- смогли высказать своё мнение, было интересно слушать ребят.
- были затруднения в высказывании своего мнения.
- не получилось высказать своё мнение.
Автор «оживил» предметы, вызвал наше удивление самыми обыкновенными вещами, помог нам увидеть красоту там, где мы ее обычно не замечаем.
Истории яркие, в них картины природы живые. Эти сказки добрые.
Дети берутся за руки и говорят: «Спасибо!»
Оценка работы:
- смогли высказать своё мнение.
- затруднялись в высказывании.
- не смогли высказать своё
мнение.
6.Домашнее задание по выбору. Слайд
Предлагаю вам домашнее задание на выбор:
- чтение другие истории из книги «Как лягушки чай пили» на страницах 87-88 учебника;
- найти и прочитать другие истории из этой книги Геннадия Цыферова;
- нарисовать рисунки к историям;
- придумать продолжения рассказов Геннадия Михайловича;
- сочинить свою удивительную историю про самые обычные предметы. 7.Рефлексия. Слайд
Просмотрите свои оценки на всех этапах урока. Оцените свои достижения за весь урок на шкале успешности.
Слайд: «Спасибо за урок!» Оценка работы:
- работали активно, всё понятно.
- старались, не всё было понятно, не всё получалось.
- работали неактивно, мало старались.
Уважаемые коллеги, прошу и вас на шкале успешности оценить, насколько урок был значим для вас.
Оцените значимость урока для вас на шкале успешности:
- урок полезен, соответствует ФГОС.
- в уроке есть интересные моменты, но все формы и методы работы использую в своей работе.