План-конспект к уроку литературного чтения по системе Л.В. Занкова по теме : «Авторская сказка о животных. Редьярд Киплинг «Откуда у кита такая глотка». (УМК Л.В.Занкова)


План-конспект к уроку литературного чтения по системе Л.В. Занкова по теме :«Авторская сказка о животных. Редьярд Киплинг
«Откуда у кита такая глотка».
(УМК Л.В.Занкова)
Тема урока: Авторская сказка о животных.
Редьярд Киплинг «Откуда у кита такая глотка».
Цели урока:
познакомить детей со сказкой Р.Киплинга «Откуда у кита такая глотка», научить анализировать сказку, дать представление о жанровой специфике сказки;
продолжать развивать исследовательские навыки, навыки беглого и осознанного чтения, продолжать учить приемам выборочного чтения;
формировать познавательную активность, умение выражать свою точку зрения;
воспитывать любознательность, стремление добывать знания самостоятельно.
Оборудование:
аудиозапись со звуками моря, магнитола, географическая карта мира, флажки, портрет Р.Киплинга, слайды с изображением китов, рисунок парусника, фигурка-рисунок Знайки, карточка с ребусом, карточки со словарными словами, выставка книг Р.Киплинга, мультимедийный проектор, ноутбук, учебники «Литературное чтение», 2 класс по системе Л.В.Занкова , авторы В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова, 2008 г.изд.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк,Начинается урок.
В сказочное путешествие отправимся опять,
Попробуем секреты природы разгадать.
Подготовка к восприятию:
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. А в какое именно путешествие, вы должны догадаться сами. Для этого вам нужно разгадать ребус. (Вывешивается карточка с ребусом). Кто догадался, в какое путешествие мы с вами отправимся? (в морское)
(Открывается доска. На нем рисунок парусника.)
- Сегодня мы будем путешествовать на этом паруснике. Сопровождать и помогать всем нам будет Знайка. (Сажаем его на палубу парусника.)
- Ребята, вы знаете, что все морские суда имеют свои названия. Есть название и у нашего корабля. Как он называется? («Редьярд Киплинг»).
- Оба слова написаны с большой буквы. Как вы думаете, что это? (ответы детей)
- Правильно, ребята, это имя поэта и писателя. Полное имя- Киплинг Джозеф Редьярд. По своему происхождению он англичанин. ( вывешивается портрет автора) Но родился он в 1856 году в городе Бомбей (Индия). В этом городе работал его отец. Он был ректором Бомбейской школы искусств.
- Что означает слово «ректор»? (Слово вывешивается на доске)
(Ответы детей)
Ректор- лицо, стоящее во главе управления университетом.
- Давайте найдем на карте Индию. На каком материке она расположена? (Евразия) (Вывешивается флажок на страну).
- Ребята, а вы знаете какие-нибудь произведения этого писателя? Я уверена, что вы смотрели мультфильмы по его произведениям. («Рикки-Тикки-Тави», «Маугли» и т.д.)
III. Сообщение темы и целей урока:
-А сейчас я предлагаю вам закрыть глаза, положить головы на руки. Итак, мы отправляемся в путешествие (звучит аудиозапись звуков моря).
- Откройте глаза. Какие звуки вы сейчас услышали? (Ответы детей). Итак, мы находимся у берегов Индии. Сегодня мы с вами будем исследовать произведение Редьярда Киплинга. Название произведения вы видите на парусах нашего корабля (дети хором читают название произведения).
- Не читая произведения, мы можем предположить, о чем оно? (ответы детей).
VI. Работа по теме урока:
Чтение текста до слов «Но этот человек был очень находчивый, умный и храбрый». Начинает читать учитель, далее – дети по цепочке.
Работа по содержанию прочитанного:
-О чем прочитали? (О том, что кит съел всю рыбу в море, и маленькая рыбка подсказала киту, что можно съесть человека).
- Найдите в тексте то место, где написано, каких именно рыб съел кит. (Дети находят и читают вполголоса). (Показ на слайде этого отрывка текста).
- Что вы заметили? (Здесь есть рифма).
-Еще раз прочитаем. (Один ребенок зачитывает отрывок вслух).
-А куда направился кит? В сказке названо место. Оно обозначено:50 градусов северной широты и 40 градусов западной долготы. Исследователи, а вам знакомы эти географические термины? Что они означают? (на доску вывешиваются карточки с этими словами) Долгота – расстояние до определенного меридиана, выраженное в градусах. Широта – расстояние от экватора по меридиану, тоже выраженное в градусах. Более подробно мы узнаем о них на уроке природоведения. А сейчас найдем на карте это место (показываем, ставим флажок).
-А вам этот кит никого не напоминает? Знайка вам подсказывает, что этот литературный герой – настоящий обжора (ответы детей, Робин-Бобин).
- Как вы думаете, может ли кит съесть человека? (ответы детей)
-Какие мы молодцы! Поднимите правую руку и погладьте себя по голове.
(Физкультминутка проходит под звуки морского прибоя.)
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою! (машут руками)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй (плавательные движения)
Поглядите, чайки важно
Ходят по морскому пляжу (шагают)
Сядьте, дети, на песок,
Начинается урок (садятся по местам)
Продолжение чтения сказки по цепочке до конца.
Работа по содержанию прочитанного:
-Удалось ли киту съесть человека? (да)
-Мы - исследователи. Подумайте и скажите, почему этот человек не пытался спастись, не пытался уплыть, чтобы кит его не проглотил? (ответы детей)
- А какими чертами характера обладал этот моряк по вашему мнению? Каким он был? (ответы детей: умным, храбрым, смелым и т.д.)
- Какие предметы помогли ему при спасении? Знайка вам подсказывает: ищите слова в скобках (нож, подтяжки).
-Как он ими воспользовался? Найдите в тексте это место. (Этот отрывок показывается на слайде). Давайте прочитаем.
-Что можно сказать об этом человеке? Какой он? (изобретательный, сообразительный)
-Где высадил кит моряка? В каком месте мы сейчас находимся? Какой путь прошел кит, чтобы отвезти нашего героя домой? (показ на географической карте Англии, флажок) (Весь путь кита показать на слайде.)
-Давайте вернемся к началу нашей сказки. Перед началом сказки автор учебника дал комментарий к этой сказке. Прочитайте его. («Очень изобретательная сказка») Вы согласны с этим высказыванием? Почему?
5) Обобщение по сказке:
-Докажите, что произведение, которое мы прочитали, сказка. (Ответы детей).
Обобщение выводится на слайде:
Есть зачин (начало).
Животные разговаривают как люди.
Есть заклинание.
Использованы повторяющиеся слова, использование числа 3.
Есть концовка.
- Ребята, а это обычная сказка, такая же, как другие? (ответы детей)
-Эта сказочная версия – ответ на научный вопрос «Почему у кита такая глотка». А как вы думаете, у кита вправду в глотке есть решетка?
(показ слайдов усатого кита, его глотки, пищи, которой он питается)
-Усатые киты имеют на нёбе роговые образования, пластины, покрытые по краям бахромой. Сквозь него киты пропускают морскую воду и отцеживают из нее свою пищу. Эти киты питаются мелкими рыбешками и водорослями, которые во множестве плавают в морской воде.
-К какой категории мы отнесем эту сказку? (авторская сказка о животных)
-Мы видели портрет автора этой сказки. Как вы думаете, а каким человеком он был? Каким он вам представляется? (веселый, умный, добрый и т.д.)
6) Работа по учебнику: (стр.91)
-Ты согласишься с такими утверждениями? (зачитывание утверждений, обсуждение) Какое из них верно?
-Что значит слово «досье»? (карточка со словом вывешивается на доске) (ответы детей) давайте найдем это слово в словаре (стр.155) Чтение досье автора по книге (стр. 92).
- С другими произведениями этого автора вы можете познакомиться, взяв книги из библиотеки. Некоторые из них вы можете увидеть на этой выставке (показ 2-3 книг)
- Молодцы, ребята. Знайка вас хочет похвалить и рассказать вам еще кое-что о китах. Оказывается, в природе есть две группы китов: зубатые и усатые. Усатые киты – это дельфин, кашалот, касатка. У них острые зубы. Они питаются кальмарами и рыбой. Зубатые киты – это полосатики, гладкие киты и другие. Среди китов находится самое крупное в мире животное – это синий полосатик или синий кит. Он достигает в длину 33 м. и весит около 170 тонн, то есть имеет вес 33 слонов. Ежедневно он съедает 4 тонны рыбы, то есть целую грузовую машину. Киты совершают длительные путешествия. Например, серый кит ежегодно проплывает от Северного Ледовитого океана до Мексики. Киты регулярно поднимаются на поверхность воды подышать. Они с силой выдыхают старый воздух из легких через дыхало – отверстие на верхней части головы. Образующийся в это время фонтан водяного пара может достигать до 8 метров в высоту. (Во время рассказа демонстрируются слайды о китах)
V. Итог урока, домашнее задание.
- Итак, ребята, мы исследовали с вами сказку, узнали сказочную версию того, откуда у кита такая глотка. Теперь мы можем смело выходить на берег. Но куда, же высадил нашего храбреца кит? Где мы находимся? (ответы детей)
- Пора возвращаться домой. Положите головы на руки, закройте глаза (звучат звуки моря).
- Вот мы опять очутились в нашем классе. Вам понравилось это путешествие? Что нового для себя вы узнали? (ответы детей)
- Домашнее задание будет следующим: по заданиям на стр. 92 «Выдвини свою версию» вы тоже дома попробуете сочинить сказку (задание дается по рядам)
1 ряд – «Почему тигр полосатый»
2 ряд – «Почему не летает курица»
3 ряд – « Откуда у кенгуру сумка».
- Урок окончен.