Презентация выступления на конкурсе учитель года Комплексный анализ текста


Титова Вера Викторовна, учитель русского языка и литературыКрапивинский муниципальный район «В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом».Фундаментальное ядро общего образования Русский язык Основные результаты исследования PIRLS Страна Балл Место 1 Гонконг 571 1 2 Россия 568 2 3 Финляндия 568 3 4 Сингапур 567 4 5 Северная Ирландия 558 5 Результаты стран по читательской грамотности (по последним данным PISA) Страна Средний балл Место страны среди других стран 1 Шанхай (Китай) 556 1 2 Республика Корея 539 2-4 3 Финляндия 536 2-4 4 Гонконг (Китай) 533 3-4 40 Литва 468 38-41 41 Турция 464 39-43 42 Дубай (ОАЭ) 459 41-43 43 Россия 459 41-43 44 Чили 449 44-44 ФГОС основного общего образованияГлава 2, п. 10 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:смысловое чтение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью… УМК по русскому языку Лингвистический анализ текста — это вид языкового анализа, целью которого является «выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание литературно-художественного произведения», а также «выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия». М.Р.Львов Анализ текста предполагает обучение нормам литературного языка, организацию работы по обогащению словаря и грамматического строя речи учащихся, развитие связной речи, а также развивает орфографическую зоркость. Он неразрывно связан с мышлением, с развитием таких мыслительных процессов, как анализ и синтез, сравнение и классификация, аналогия и обобщение, то есть требует формирования метапредметных умений, в частности логических. Результаты мониторинга «Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно - деятельностный» подход в образовании!».А.Г.Асмолов Педагогические технологии Примерная структура урока 1. Мотивирование к учебной деятельности.2 . Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.3. Выявление места и причины затруднения. 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).5 . Реализация построенного проекта.6 . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Схема комплексного анализа текстапри изучении раздела «Фонетика» 1) Умеете ли вы слушать музыку? (2) Слушать музыку можно только в тишине. (3) Это первое необходимое условие. (4) Ведь музыка – искусство, выражающееся в звуках, в сочетании их. (5) Слушать музыку в шуме – это то же самое, что пытаться смотреть на полотно художника через вуаль или читать книгу, разговаривая с кем-то. (6) Второе важное для понимания музыки условие – внимание. (7) Только в полной тишине и при полной сосредоточенности перед вами раскроется идея музыкального произведения.(По Д.Д. Шостаковичу) Задания1. Докажите, что перед вами текст.2. Определите тему и основную мысль текста.3. Определите тип речи. Аргументируйте свой ответ.4. Составьте план.5. А вы какую музыку предпочитаете? Как вы ее слушаете? Согласны ли вы с автором в том, что музыку надо слушать в тишине?6. Как вы считаете, что общего между звуками музыки и звуками речи? А между прослушиванием музыки и чтением? 7. А можно ли читать, когда звучит музыка? 8. Составьте 4-5 предложений на тему «Под какую музыку можно читать?» 9. Из предложения 1 выпишите слово(-а), в котором(-ых) звуков больше, чем букв.10. Из предложения 2 выпишите слова, в которых все согласные твердые.11. Из предложения 4выпишите слова с глухими согласными звуками.12. Произведите фонетический разбор слова тишина.13. Подчеркните слова, в которых встречаются орфограммы. Уважаемые коллеги! Ответьте, пожалуйста на следующие вопрос, сколько обучающихся (количество и %) владеют следующими навыками:Определение основной темы текста.Определение основной мысли текста.Составление простого плана к тексту. Составление вопросов по тексту.Нахождение информации, фактов, заданных в тексте в явном виде.Нахождение в тексте примеров, поясняющих смысл неизвестных слов. Построение монологического высказывания на основе прочитанного текста из 10 предложений.Формулирование простых оценочных суждений на основе текста. Спасибо за внимание!