Круглый стол для старшеклассников «Как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра?»


Сценарий круглого стола
«Как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра?»
Цель: показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между разными людьми; развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей; развивать умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей; формировать толерантное мышление обучающихся, уважение прав, индивидуальности и неповторимости других людей, учить понимать проблемы других людей.
Ход мероприятия
Звучит песня «Я, ты, он, она»
Ведущая:
«Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас. Тема нашей встречи: «Как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра?»
Сегодня здесь присутствуют: заведующая сельской библиотекой Авершина Л.Н., медсестра амбулатории Ляшко Е.Н., специалист по жизнеобеспечению населения Фоменко О.А., настоятель Свято-Успенского храма отец Александр, а также председатель совета ветеранов Животовская Г.А., социальный педагог Ткаченко А.В., родители.
Ведущая:
В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество, верность, братство,
Добро, милосердие, честь…
Ведущая:
Любовь, милосердие, сострадание, благородство… Такие привычные и знакомые слова. Они звучат с экранов телевизоров, встречаются на страницах книг и газет и в школьных сочинениях. Эти слова – основа человеческого бытия. Без них человеческий род давно бы угас. Но у каждого человека своя система ценностей, свой взгляд на жизнь и мнение обо всем. Каждый из нас самостоятельно определяет для себя степень значимости этих понятий.
Сегодня мы хотим услышать, что для Вас означают эти слова?
Сценка
Ночь наступила, и в теплой постелиТри малыша спят в своей колыбели. Трем малышам мамы песенку пели,Три милых носика дружно сопели.
«Спи моя зіронько, в чарівнім сні. Море співає для тебе пісні»«Баюшки-бай. Баюшки-бай,Спи, мой хороший, скорей засыпай».«Къырлар ятты, Байырлар юкъладыЕрулгьан сабийлер юкьугья далды»
Разные мамы у детской постелиПесни о Родине ласково пели.Под одеяльцем, в своей колыбели,Три милых носика дружно сопели.
Ведущая:
В нашей республике  проживают люди разных  национальностей. Но, несмотря на это, все мы живем в мире, дружбе и согласии.  Это значит, что мы с вами толерантны. Что же такое толерантность? (ответы детей)
Ведущая:
Толерантность – это гордость за свой народ, но также и уважение традиций и вероисповеданий других народов.
Ученик:
Люди на свет рождаются разными:
непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать,
нужно терпенье в себе воспитать.
Нужно с добром к людям в дом приходить,
Дружбу, любовь в своем сердце хранить! 
Ведущая: Каким мир будет завтра, во многом зависит от сегодняшних мальчишек и девчонок. Какими они вырастут, во многом зависит от нас, взрослых. Чем больше в семье добрых традиций, чем доверительнее отношения между ее членами, тем выше уровень воспитания в ребенке таких качеств как сострадание, милосердие, доброжелательное отношение к окружающим.
Большую роль в формировании мировоззрения и психики ребенка, конечно же, играют школа, семья. Ведь именно с ними связано становление человека, формирование его ума, характера и совести. Рука об руку с нами движется в плане воспитания молодежи и заведующая сельской библиотекой.
Уважаемая (Авершина Л.Н.), скажите, пожалуйста:
«Можно ли в наше жестокое время, когда в большинстве случаев каждый сам за себя, не утратить способность сострадать горю и беде другого человека?» (ответ)
Ведущий. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.
Ведущая: Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.
Интолераптный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Работа в группах
Ведущий.  Сейчас мы разделимся на 2 группы.
 I группа будет выбирать из предложенного списка основные черты, присущие толерантной личности, II группа – черты, присущие интолерантной личности.
Толерантная личность Интолерантная личность
Уважение мнения других
Непонимание
Доброжелательность
Игнорирование
Желание что-либо делать вместе
Эгоизм
Понимание и принятие
Нетерпимость
Чуткость, снисходительность
Пренебрежение
Любознательность
Раздражительность
Доверие, гуманизм
Равнодушие, цинизм
Немотивированная агрессивность
Ведущий. В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
Уважаемый, отец Александр, приходилось ли вам сталкиваться с такими людьми и что можно им посоветовать? (ответ)
Ведущая: А сейчас я предлагаю вам поиграть, игра называется «Солнышко»
Солнышко нас согревает, так же как и доброта, а что же включает в себя доброта. Нужно будет к солнышку подставить лучики, что такое доброта?
(Правила игры: участники игры к солнышку со словом «добро» выбирая приклеивают лучики со словами: уважение, любовь, сострадание, вежливость, сопереживание, забота, дружба, терпение, злость, агрессия, гнев, зависть, обида.)
Ведущая: Молодцы ребята! В результате у нас получилось вот такое солнышко, которое своими теплыми и ласковыми лучами согревает всех живущих на земле людей, независимо от их происхождения, веры, поведения и физических данных.
Ведущая: А теперь прочитайте, пожалуйста «Правила толерантного общения»
Уважай собеседника
Старайся понять то, о чём говорят другие.
Отстаивай своё мнение тактично.
Ищи лучшие аргументы.
Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
Стремись учитывать интересы других.
Надеюсь, все мы будем следовать этим правилам и тогда у нас будет шанс увидеть счастливое завтра.
Ведущая: А сейчас предлагаю всем чуть – чуть размяться: всем поднять обе руки
Руку правую подняли, все мне дружно помахали!
Ну а левая рука опускается слегка на колено.
Не своё! А соседа своего!
Правой ручкой горячо мы соседское плечо обнимаем,
Так прилично… Покачались!
Вам понравилось? Отлично!
Ведущая: Уважаемая Ляшко Е.Н., ваша работа является одной из самых ответственных и важных, и непосредственно связана с милосердием, состраданием. Расскажите, пожалуйста, приходилось ли когда-нибудь Вам спасать Вашим пациентам не только жизнь, но и залечивать душевную боль? (Ответ)
Ведущая: Благодарим Вас за нелегкий труд, за бескорыстную заботу о людях.
Важнейшей частью социальной и психологической помощи является забота о наших стариках. Сколько их? Забытых и брошенных родными детьми, обездоленных, обреченных доживать свой век в одиночестве?
У нас присутствуют люди, которые посвятили себя заботе о пожилых людях. Это работники Службы социальной защиты населения, волонтеры, совет ветеранов. (Фоменко О.А., Животовская Г.А.)
Ведущая: Дорогие гости, расскажите, пожалуйста, поподробнее о вашей работе, какие виды помощи вы оказываете? (Ответ)
Организовываете ли Вы культурные мероприятия для своих подопечных? Если да, то какие? (Ответ)
Каковы основные проблемы, которые больше всего волнуют старшее поколение? (Ответ)
(Далее дается возможность высказаться родителям, всем присутствующим)
Ведущая: Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.
Важно не то, что мы говорили и во что играли на протяжении круглого стола, а то, что мы из него вынесем в реальную жизнь, как изменим отношения с людьми, с которыми встречаемся.
Ведущая: Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждое твоё слово, каждый поступок, желание отражаются на окружающих тебя людях. Проверяй свою жизнь вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай всё для того, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.
Ведущая:
Не зли других и сам не злись,
Ведь мы не вечны в этом бренном мире.
Случилось если что – сдержись,
Умнее будь и улыбнись –
Холодной думай головой.
Ведь в мире всё закономерно:
Зло, излучённое тобой,
К тебе вернётся непременно!
Ведущая: О взаимодействии человека и общества замечательно сказал писатель Михаил Пришвин: «Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева». Множество людей, неповторимых индивидуальностей объединяются в общество. Чем прекраснее, благороднее каждый в отдельности, тем лучше общество в целом.
Ведущая: Мне бы хотелось обратиться к социальному педагогу. Дайте нашим старшеклассникам несколько советов:
-как быть, если на улице Вам сказали грубость или толкнули?
Ведущая: А сейчас мне бы хотелось задать еще несколько вопросов
Родителям:
-всегда ли вы готовы выслушать и помочь человеку, нуждающемуся в Вашей помощи?
-как Вы ведете себя в конфликтной ситуации?
Учащимся:
-как часто Вы навещаете родителей или других родственников, которым нужна Ваша забота?
-есть ли человек, не являющийся членом Вашей семьи, к которому Вы в любое время можете обратиться за помощью в трудной ситуации?
-Вы стали свидетелем неуважительного и грубого поведения по отношению к другому человеку. Ваши действия?
Ведущая: Давайте посмотрим на экран, если я толерантный человек – значит я:
- терпеливый
- считающийся с другими мнениями и интересами
- приветливый и заботливый
- вежливый
- умеющий слушать и слышать
- сострадающий
- патриот своей школы, города, России
- трудолюбивый
- я добрый человек.
Если человек добрый, а я надеюсь, что это качество есть в каждом из нас, какие же добрые поступки он совершает, давайте сейчас мы поделимся друг с другом о наших добрых поступках.
Ведущая: Наша группа – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Ведущая: КИТАЙСКАЯ ПРИТЧА «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
– И всё?
– Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.И, подумав, добавил: – И мира тоже.
Ведущая: Уважаемые гости, к сожалению, наша встреча подходит к концу. Какие же выводы мы сделали из сегодняшней встречи? Как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра? (игра «Микрофон»)