Разработка урока-конференции на тему:Знать, действовать, жить (10 класс)



Разработка урока-конференции на тему:
«Вирусы-неклеточные формы жизни. Профилактика СПИДа»

Подготовила учитель биологии и химии
Хомутовской ОШ1-3 ступеней
администрации Новоазовского района
Баландина Наталья Владимировна



Урок-конференция Для проведения урока-конференции необходима предварительная подготовка. Подготовка осуществляется поэтапно: 1 этап учитель определяет тему конференции, учебные задачи, временные рамки. 2 этап учитель изучает теоретический материал по теме, использует специальную литературу. Для этого нужно использовать книги из собственной, школьной библиотеки, пособия кабинета. Пособий должно быть не более двух. 3 этап учитель осуществляет распределение задач между учениками примерно за две недели до урока - конференции. Для этого класс следует разделить на гетерогенные группы, учитывая психологическую совместимость. Объявляется тема, назначается в каждой группе консультант. В случае необходимости можно в процессе подготовки сделать изменения. Готовятся сообщения, выступления, выпускается стенгазета; музыкальная пауза подбирается, изготавливаются стенды, плакаты, рисунки. 4 этап индивидуальные консультации учителя и ученика-консультанта. Урок-конференция начинается со вступительного слова учителя или ученика, сообщает тему занятия, раскрывает его значение, знакомит с планом проведения и поочередно предоставляет слово ученикам, что готовили выступления. В конце подводятся итоги работы.





Тема: Знать, действовать, жить.

Цель: дать представления о основных причинах, пути распространения, способы профилактики СПИДа; формировать основы здорового способа жизни; развивать творческие способности учащихся во время ролевых игр, нестандартных заданиях; закрепить раннее полученные знания.
Оборудование: плакать, стенды, таблица "Строение вируса". Предыдущая самостийна работа учеников по подготовке к уроку. За неделю ученикам сообщается тема и план урока. Ученики должны подобрать материал из статей газет, интернета.
Тип урока: урок-конференция
Ход урока.
І. Мотивация учебной деятельности.
Рассказ учителя. Сегодня на уроке мы будет говорить о беде, имя которой- СПИД. Большинство могут отрицать: " Сколько можно говорить об одном и тоже? Тем более, что это к нам не относится. Мы живем нормальной жизнью: без выпивки, без курения, без употребления наркотических веществ. Мы - нормальные люди! И нас не очень обходит, что где-то умирают от этого люди. Тем более, что в настоящий момент в нашей стране есть другие проблемы." Но задумаемся.
1-й ученик. Еще никогда человечество не встречалось с вирусом, который бы действовал так разрушительно, как вирус иммунодефициту человека и так бы угрожал существованию общества. ВОЛ безжалостно забрал десятки миллионов жизней.
2-й ученик. Украина, по последним данным ООН, заняла одно из первых мест в Европе за уровнем распространения эпидемии ВИЧ/СПИД. Сегодня в Украине официально зарегистрировано почти 490 тыс. человек с ВИЧ-положительным статусом.
3-й ученик. За 10 месяцев текущего года в Украине заболевший 4961 взрослых и 151 ребенка. За этот же период 2000 взрослых и 80 детей умерли от СПИДа. Учитель. И количество смертей будет расти. Поэтому нам нужно остановить эту катастрофу. Что нужно знать о СПИДе, чтобы предотвратить эту катастрофу. Что нужно знать о СПИДе, чтобы предотвратить эту страшную болезнь?
ІІ. Изучение нового материала.
СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита - последняя стадия инфекционной болезни, которая имеет название ВИЧ - инфекция. Возбудителем болезни является вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), который поражает клетки крови - лимфоциты, что защищают организм от инфекционных заболеваний, развития злокачественных опухолей и других опасных влияний.
В результате действия ВИЧ иммунитет постепенно слабеет и человек становится беззащитным перед возбудителями разных инфекций. ВИЛ- инфекция развивается медленно и коварство ее в том, что после заражения человека долгое время может не чувствовать признаки болезни.
Этот период длится иногда до 10 лет и больше, и заканчивается СПИДом, который поныне остается не вылеченной болезнью. Определить ВИЧ можно через 1-3 месяца после проникновения вируса в организм человека с помощью специального анализа крови, которая обнаруживает антитела к вирусу.
Запись в тетради.
В- вирус- паразит, который заражает и уничтожает клетки организма.
И- иммунодефицит - ухудшение функционирования иммунной системы.
Ч - человек- лицо, в организме которого живет вирус.
С- синдром - группа симптомов, которые проявляются во время заболевания.
П- приобретенный - то, что человек приобретает.
И - иммунитет - защитная система организма.
Д - дефицит
- ВИЧ препятствует нормальному функционированию иммунной системы.
История происхождения СПИДа.
Ученые рассматривают разные теории происхождения ВИЧ, но ни одна из них не доказана. Первый достоверных случай ВИЧ был зафиксирован в образце крови, которая хранится у банка крови, полученного в 1959 году у жителя Киншасе (Республика Конго). Как именно он был инфицирован, никто не знает. Генетический анализ этого образца дает основания считать, что ВИЧ-1 возник от начала 50-х годов 20 века.
Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что в США ВИЧ попал в середине 70-х годов. Враче Лос-Анжелеса и Нью-Йорка в 1979 - 1981 гг. обращали внимание на появление редких форм пневмонии, опухолей и других заболеваний, у молодых гомосексуалистов. Заболевания протекали на фоне выраженного иммунодефицита.
В 1982 году службы охраны здоровья впервые применили термин "синдром приобретенного иммунодефицита", или СПИД, который со
·провождает развитие целого комплекса болезней. С тех пор в США начались систематические наблюдения за случаями СПИДа.
Причиной СПИДа является вирус, который был выделен учеными Л. Монтанье и Р. Гало в 1983 году.
Признаки заболевания. Заболевание может развиваться медленно, в течение нескольких лет. Клинические проявления могут приобретать вид любого заболевания, но есть пять основных:
1) Повышение температуры до 37,1-37,4 на фоне общего нормального стану сквозняком месяца и больше.
2) Потеря массы тела более чем на 10% от массы тела за последних полгода при неизменном образе жизни и питания.
3) Ничем необъяснимый кашель, что длится свыше месяца круглосуточно. Объясняется это тем, что на вирус начинают реагировать лимфатические узлы, образуется "кладбище" лимфоцитов, которые погибают от вируса; организма не хватает воздух - возникает рефлекторное покашливание.
4) Увеличение региональных лимфоузлов в количестве более чем две группы в диаметре сверх 1см.
5) Диарея (свыше месяца непонятное расстройство желудка). В кишечнике происходит скопление клеток, которые притягивают вирус, как магнит-железо. Если вирус из, соединяется с клетками, кишечник прекращает выполнение своих функций.
В дальнейшем возникают воспаление легких, заражения крови, злокачественные опухоли, слабость, очень быстрая утомляемость.
Но вывод о заболевании может сделать только врач.
Пути распространения ВИЧ инфекции.
Пять историй, пять судеб, пять путей заражения ВИЧ- инфекции.
1-й ученик. На детской площадке играются мальчик и девочка. У мальчика очень красивый кораблик и девочке хочется им поиграться. Мальчик ей позволяет, но переживает, что их может увидеть мама.
- А почему мама не позволяет тебе играть со мной?
- Она сказала, что у тебя СПИД.
- А что такое СПИД?
- Я не знаю, нужно спросить у мамы.
- А у меня нет мамы, я живу с бабушкой.
2-й ученик. Эта история любви одна из парадоксальных историй, финал которой оказался трагическим. Молодые люди любят друг друга. Но парень считает, что занимаясь сексом с другими, он вовсе не «предает» своей любимой. Просто некоторые функции (сексуальные) он переводит на других. Парня уже нет живого. Все, что осталось девушке от него, от их любви – это могильная плита. Она сделана из белого мрамора, цвета чистоты и целомудрия. Это для девушки и есть Божье наказание за любовь.
3 –й ученик. Арсен впервые выпил в 14 лет. При чем тут выпивка? А это все кольца одного звена. Потом впервые покурил анашу. Но наркоман чувствует действительно «кайф» только один раз- впервые. Каждый думает, что он сможет бросить все, если захочет. Но со временем человек становится зависимым, становится рабом своей привычки. Потом наступает полная деградация.
В настоящий момент становится все более тех, кто оказался в щупальцах такого страшного спрута – наркомании, и как итог много из них заболевают на СПИД.
4 –й ученик. В настоящий момент очень модно татуировка, пирсинг. Но молодежь, через недостаточность средств идет не в косметический салон, где это делают профессионалы, а в «дом», где не придерживаются стерильности. Голодное – там более дешево. Кто рискует заболеть первым? Алкоголик, наркоман, спутываемый, легкомысленный и недалекий человек, который не ожидает от судьбы лжи.
5-й ученик. Женщина попала в ДТП. Она потеряла много крови. А итог лечения – страшный диагноз. Ее освободили из работы. К ним перестали ходить друзья. А впоследствии прекратились и телефонные звонки. Детей пришлось перевести в другую школу. И вот последняя капля терпения. Дочерина подруга выходит замуж и от букета невеста отмахнулась как от чумы. Родители садятся в автомобиль и на безумной скорости выезжают из города. Перед столкновением с деревом женщина губной помадой написала на стекле: «Не обвиняйте детей».
Учитель. Запишите в тетради: Пути распространения ВИЧ-инфекции:
- Интимные отношения;
- Употребление наркотиков;
- От матери к младенец во время кормления грудью;
- Переливание крови;
- Трансплантация органов;
- От матери к младенец в период беременности или родов.
Возможные симптомы, которые появляются в случае заражения ВИЧ-инфекцией:
- Увеличение лимфатических узлов;
- Повышение температуры тела до 37-39 о С;
- Потеря веса до 10% и больше;
- Длительное расстройство пищеварения;
- Сыпи на коже, на слизевой оболочке ротовой полости или половых органах.
ІІІ. Обобщение знаний учеников.
Тест.
Считаешь ли ты себя достаточно взрослым, чтобы обсуждать проблему СПИДа?
Может ли ВИЧ-положительный человек выглядеть абсолютно здоровой?
Все ли ВИЧ-инфицированные умирают от СПИДа?
Можно ли вылечить СПИД?
Может ли младенец заразиться от ВИЧ-инфицированной матери после рождения?
Если бы близкий тебе человек заразился СПИДом, ты бы продолжал с ней общаться.
IV. Выводы.
СПИД- болезнь, которая передается половым путем.
СПИД влечется вирусом, который живет в жидкой среде организма.
С момента инфицирования до смерти человек является заразным.
Можно предотвратить проникновение ВИЧ в организм человека.
V. Рефлексия уроку.
Ученикам предлагается написать пожелание, мысли о мероприятии. Составить достопримечательность относительно общения с ВИЧ-инфицированными людьми.

Рисунок 115