Разработка урока-конференции на тему:Знать, действовать, жить (10 класс)
Разработка урока-конференции на тему:
«Вирусы-неклеточные формы жизни. Профилактика СПИДа»
Подготовила учитель биологии и химии
Хомутовской ОШ1-3 ступеней
администрации Новоазовского района
Баландина Наталья Владимировна
Урок-конференцияДля проведения урока-конференции необходима предварительная подготовка. Подготовка осуществляется поэтапно:1 этап учитель определяет тему конференции, учебные задачи, временные рамки.2 этап учитель изучает теоретический материал по теме, использует специальную литературу. Для этого нужно использовать книги из собственной, школьной библиотеки, пособия кабинета. Пособий должно быть не более двух.3 этап учитель осуществляет распределение задач между учениками примерно за две недели до урока - конференции. Для этого класс следует разделить на гетерогенные группы, учитывая психологическую совместимость. Объявляется тема, назначается в каждой группе консультант. В случае необходимости можно в процессе подготовки сделать изменения. Готовятся сообщения, выступления, выпускается стенгазета; музыкальная пауза подбирается, изготавливаются стенды, плакаты, рисунки.4 этап индивидуальные консультации учителя и ученика-консультанта.Урок-конференция начинается со вступительного слова учителя или ученика, сообщает тему занятия, раскрывает его значение, знакомит с планом проведения и поочередно предоставляет слово ученикам, что готовили выступления.В конце подводятся итоги работы.
Тема: Знать, действовать, жить.
Цель: дать представления о основных причинах, пути распространения, способы профилактики СПИДа; формировать основы здорового способа жизни; развивать творческие способности учащихся во время ролевых игр, нестандартных заданиях; закрепить раннее полученные знания.
Оборудование: плакать, стенды, таблица "Строение вируса". Предыдущая самостийна работа учеников по подготовке к уроку. За неделю ученикам сообщается тема и план урока. Ученики должны подобрать материал из статей газет, интернета.
Тип урока: урок-конференция
Ход урока.
І. Мотивация учебной деятельности.
Рассказ учителя. Сегодня на уроке мы будет говорить о беде, имя которой- СПИД. Большинство могут отрицать: " Сколько можно говорить об одном и тоже? Тем более, что это к нам не относится. Мы живем нормальной жизнью: без выпивки, без курения, без употребления наркотических веществ. Мы - нормальные люди! И нас не очень обходит, что где-то умирают от этого люди. Тем более, что в настоящий момент в нашей стране есть другие проблемы." Но задумаемся.
1-й ученик. Еще никогда человечество не встречалось с вирусом, который бы действовал так разрушительно, как вирус иммунодефициту человека и так бы угрожал существованию общества. ВОЛ безжалостно забрал десятки миллионов жизней.
2-й ученик. Украина, по последним данным ООН, заняла одно из первых мест в Европе за уровнем распространения эпидемии ВИЧ/СПИД. Сегодня в Украине официально зарегистрировано почти 490 тыс. человек с ВИЧ-положительным статусом.
3-й ученик. За 10 месяцев текущего года в Украине заболевший 4961 взрослых и 151 ребенка. За этот же период 2000 взрослых и 80 детей умерли от СПИДа. Учитель. И количество смертей будет расти. Поэтому нам нужно остановить эту катастрофу. Что нужно знать о СПИДе, чтобы предотвратить эту катастрофу. Что нужно знать о СПИДе, чтобы предотвратить эту страшную болезнь?
ІІ. Изучение нового материала.
СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита - последняя стадия инфекционной болезни, которая имеет название ВИЧ - инфекция. Возбудителем болезни является вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), который поражает клетки крови - лимфоциты, что защищают организм от инфекционных заболеваний, развития злокачественных опухолей и других опасных влияний.
В результате действия ВИЧ иммунитет постепенно слабеет и человек становится беззащитным перед возбудителями разных инфекций. ВИЛ- инфекция развивается медленно и коварство ее в том, что после заражения человека долгое время может не чувствовать признаки болезни.
Этот период длится иногда до 10 лет и больше, и заканчивается СПИДом, который поныне остается не вылеченной болезнью. Определить ВИЧ можно через 1-3 месяца после проникновения вируса в организм человека с помощью специального анализа крови, которая обнаруживает антитела к вирусу.
Запись в тетради.
В- вирус- паразит, который заражает и уничтожает клетки организма.
И- иммунодефицит - ухудшение функционирования иммунной системы.
Ч - человек- лицо, в организме которого живет вирус.
С- синдром - группа симптомов, которые проявляются во время заболевания.
П- приобретенный - то, что человек приобретает.
И - иммунитет - защитная система организма.
Д - дефицит
- ВИЧ препятствует нормальному функционированию иммунной системы.
История происхождения СПИДа.
Ученые рассматривают разные теории происхождения ВИЧ, но ни одна из них не доказана. Первый достоверных случай ВИЧ был зафиксирован в образце крови, которая хранится у банка крови, полученного в 1959 году у жителя Киншасе (Республика Конго). Как именно он был инфицирован, никто не знает. Генетический анализ этого образца дает основания считать, что ВИЧ-1 возник от начала 50-х годов 20 века.
Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что в США ВИЧ попал в середине 70-х годов. Враче Лос-Анжелеса и Нью-Йорка в 1979 - 1981 гг. обращали внимание на появление редких форм пневмонии, опухолей и других заболеваний, у молодых гомосексуалистов. Заболевания протекали на фоне выраженного иммунодефицита.
В 1982 году службы охраны здоровья впервые применили термин "синдром приобретенного иммунодефицита", или СПИД, который со
·провождает развитие целого комплекса болезней. С тех пор в США начались систематические наблюдения за случаями СПИДа.
Причиной СПИДа является вирус, который был выделен учеными Л. Монтанье и Р. Гало в 1983 году.
Признаки заболевания. Заболевание может развиваться медленно, в течение нескольких лет. Клинические проявления могут приобретать вид любого заболевания, но есть пять основных:
1) Повышение температуры до 37,1-37,4 на фоне общего нормального стану сквозняком месяца и больше.
2) Потеря массы тела более чем на 10% от массы тела за последних полгода при неизменном образе жизни и питания.
3) Ничем необъяснимый кашель, что длится свыше месяца круглосуточно. Объясняется это тем, что на вирус начинают реагировать лимфатические узлы, образуется "кладбище" лимфоцитов, которые погибают от вируса; организма не хватает воздух - возникает рефлекторное покашливание.
4) Увеличение региональных лимфоузлов в количестве более чем две группы в диаметре сверх 1см.
5) Диарея (свыше месяца непонятное расстройство желудка). В кишечнике происходит скопление клеток, которые притягивают вирус, как магнит-железо. Если вирус из, соединяется с клетками, кишечник прекращает выполнение своих функций.
В дальнейшем возникают воспаление легких, заражения крови, злокачественные опухоли, слабость, очень быстрая утомляемость.
Но вывод о заболевании может сделать только врач.
Пути распространения ВИЧ инфекции.
Пять историй, пять судеб, пять путей заражения ВИЧ- инфекции.
1-й ученик. На детской площадке играются мальчик и девочка. У мальчика очень красивый кораблик и девочке хочется им поиграться. Мальчик ей позволяет, но переживает, что их может увидеть мама.
- А почему мама не позволяет тебе играть со мной?
- Она сказала, что у тебя СПИД.
- А что такое СПИД?
- Я не знаю, нужно спросить у мамы.
- А у меня нет мамы, я живу с бабушкой.
2-й ученик. Эта история любви одна из парадоксальных историй, финал которой оказался трагическим. Молодые люди любят друг друга. Но парень считает, что занимаясь сексом с другими, он вовсе не «предает» своей любимой. Просто некоторые функции (сексуальные) он переводит на других. Парня уже нет живого. Все, что осталось девушке от него, от их любви – это могильная плита. Она сделана из белого мрамора, цвета чистоты и целомудрия. Это для девушки и есть Божье наказание за любовь.
3 –й ученик. Арсен впервые выпил в 14 лет. При чем тут выпивка? А это все кольца одного звена. Потом впервые покурил анашу. Но наркоман чувствует действительно «кайф» только один раз- впервые. Каждый думает, что он сможет бросить все, если захочет. Но со временем человек становится зависимым, становится рабом своей привычки. Потом наступает полная деградация.
В настоящий момент становится все более тех, кто оказался в щупальцах такого страшного спрута – наркомании, и как итог много из них заболевают на СПИД.
4 –й ученик. В настоящий момент очень модно татуировка, пирсинг. Но молодежь, через недостаточность средств идет не в косметический салон, где это делают профессионалы, а в «дом», где не придерживаются стерильности. Голодное – там более дешево. Кто рискует заболеть первым? Алкоголик, наркоман, спутываемый, легкомысленный и недалекий человек, который не ожидает от судьбы лжи.
5-й ученик. Женщина попала в ДТП. Она потеряла много крови. А итог лечения – страшный диагноз. Ее освободили из работы. К ним перестали ходить друзья. А впоследствии прекратились и телефонные звонки. Детей пришлось перевести в другую школу. И вот последняя капля терпения. Дочерина подруга выходит замуж и от букета невеста отмахнулась как от чумы. Родители садятся в автомобиль и на безумной скорости выезжают из города. Перед столкновением с деревом женщина губной помадой написала на стекле: «Не обвиняйте детей».
Учитель. Запишите в тетради: Пути распространения ВИЧ-инфекции:
- Интимные отношения;
- Употребление наркотиков;
- От матери к младенец во время кормления грудью;
- Переливание крови;
- Трансплантация органов;
- От матери к младенец в период беременности или родов.
Возможные симптомы, которые появляются в случае заражения ВИЧ-инфекцией:
- Увеличение лимфатических узлов;
- Повышение температуры тела до 37-39 о С;
- Потеря веса до 10% и больше;
- Длительное расстройство пищеварения;
- Сыпи на коже, на слизевой оболочке ротовой полости или половых органах.
ІІІ. Обобщение знаний учеников.
Тест.
Считаешь ли ты себя достаточно взрослым, чтобы обсуждать проблему СПИДа?
Может ли ВИЧ-положительный человек выглядеть абсолютно здоровой?
Все ли ВИЧ-инфицированные умирают от СПИДа?
Можно ли вылечить СПИД?
Может ли младенец заразиться от ВИЧ-инфицированной матери после рождения?
Если бы близкий тебе человек заразился СПИДом, ты бы продолжал с ней общаться.
IV. Выводы.
СПИД- болезнь, которая передается половым путем.
СПИД влечется вирусом, который живет в жидкой среде организма.
С момента инфицирования до смерти человек является заразным.
Можно предотвратить проникновение ВИЧ в организм человека.
V. Рефлексия уроку.
Ученикам предлагается написать пожелание, мысли о мероприятии. Составить достопримечательность относительно общения с ВИЧ-инфицированными людьми.
Рисунок 115