Учимся учиться и действовать



Республика Саха (Якутия)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 пос. Нижний Куранах»
МО «Алданский район»
Согласовано_________________Утверждаю_____________
с НМС школы Директор МБОУ СОШ № 4
Ярославцева Н.Д.
Программа внеурочной деятельности
«Учимся учиться и действовать»
2 «А» класс (2016-2017уч.год)
Учитель: Церба П.В.
Пояснительная записка
Актуальность программы
Программа формирования универсальных учебных действий в системе общего образования - ответ на новый социальный запрос, основанный на знаниях и высоком инновационном потенциале. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться». Важнейшей задачей школы является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Актуальность разработки Программы универсальных учебных действий диктуется следующими обстоятельствами:
- необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
- задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка.
- существующим разрывом между системой дошкольного и школьного образования и необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы
- возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации.
Значение универсальных учебных действий
для успешности обучения на ступени начального образования
УУД Результаты развития УУД Значение
для обучения
Личностные действия
-смыслообразование-самоопределение
Регулятивные действия Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения.
Развитие основ гражданской идентичности.
Рефлексивная адекватная самооценка Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением.
Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные действия Функционально-структурная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения. Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.
Коммуникативные (речевые), регулятивные действия Внутренний план действия Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения.
Коммуникативные, регулятивные действия Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий Осознанность и критичность учебных действий.
Цель курса – развитие и формирование метапредметных УУД у учащихся 1–4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.
С помощью данного курса учитель может решать следующие задачи:
1) определять уровень сформированности метапредметных УУД каждого ученика на разных этапах обучения в начальной школе и своевременно ставить перед собой коррекционно-развивающие педагогические задачи;
2) отслеживать индивидуальную динамику продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определять на этой основе проблемные зоны в решении задач образования учащихся и разрабатывать стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.
3) отслеживать результативность работы по формированию метапредметных УУД на уровне отдельных классов, ставить на этой основе задачи по совершенствованию образовательного процесса в классе, параллели, звене школы и подбирать педагогические и управленческие средства их достижения.
В 1 и 2 классах необходимым и достаточным уровнем сформированности первой группы метапредметных УУД – универсальных способов действия – является уровень выполнения по образцу, в 3 и 4 классах – выполнение с помощью подводящих вопросов и для ряда универсальных способов –выполнение на основе прямого указания на название способа. Последнее предполагает, что учащиеся к концу 4 класса знакомы с названиями и алгоритмами осуществления этих способов. Сформированность второй группы метапредметных универсальных учебных действий – структурных элементов учебной деятельности, таких как контроль, оценивание и позже – планирование и рефлексия, мы предлагаем начинать отслеживать с 3 класса. В 1–2 классах в мониторинге уже появляются задания на контроль и оценивание, но они пока не включены в учебную деятельность учащихся. Учащимся предлагается осуществить контроль результата и критериальное оценивание конкретного учебного действия. С 1 по 3 классы происходит приращение в количестве метапредметных УУД, подлежащих отслеживанию и оценке: в 1 классе их 8, во 2 классе – 13, в 3–4 классах – более 20. Важно отметить, что показатели, вошедшие в мониторинг 1 или 2 классов, остаются в нем до 4 класса.
На изучение курса «Учимся учиться и действовать» отводится в 1 классе 32 часа,1 час в неделю, из них 14 часов на диагностику УУД; во 2 классе - 34 часа, 1 час в неделю, из них 7 часов на диагностику УУД.
Характер диагностических заданий
В процессе мониторинга метапредметных УУД в 1 классе учащиеся выполняют диагностические задания двух типов. Задания первого типа предполагают выполнение метапредметного действия по предложенному образцу, задания второго типа – ориентацию в способе действия (нахождение ошибок, восстановление последовательности шагов и т.д.). В мониторинге 2 класса, наряду с заданиями этих двух типов, присутствуют задания третьего типа – на описание способа действия при выполнении конкретного задания. Именно наличие данных заданий позволяет оценить приращение в сформированности тех универсальных учебных действий, которые диагностируются в 1 и 2 классах.
Организация диагностической работы
Процедура работы учащихся над заданиями мониторинга в 1 и 2 классах мало отличается. Диагностические задания собраны в рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». Каждый ребенок выполняет только один из двух вариантов. В исключительных случаях возможно выполнение ребенком двух вариантов. Для повышения мотивации учащихся и целостного восприятия материала все задания мониторинга 1 класса объединены игровым сюжетом о лесной школе. Во 2 классе задания мониторинга объединяют рассказы про второклассников и их учительницу. Рабочая тетрадь включает:
– вводную часть, которая содержит обращение к учащимся, описание условных обозначений и тренировочные задания;
– диагностические модули для изучения уровня развития метапредметных УУД (для каждого умения разработано по одному диагностическому модулю, состоящему из двух историй, составленных на материале разных предметов);
– бланк первичной обработки результатов, который необходимо извлечь из тетради до выполнения ребенком мониторинговых заданий (с этим бланком работает только учитель). Все диагностические истории имеют одинаковую структуру: введение, образец, три диагностических задания (А, Б, В) и дополнительное задание. Каждый элемент истории имеет свою специфику и назначение. Во введении к каждой истории приводится сюжетно-игровая ситуация, далее следует краткое описание образца и условий выполнения заданий. Каждая история занимает один разворот рабочей тетради (в тетради 2 класса исключение составляет история 3, она занимает два разворота). Мониторинг метапредметных УУД проводится в течение всего апреля.
ПОКАЗАТЕЛИ МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Личностные УУД
1. Отношение к школе, чувство необходимости учения (мотивация к обучению в школе);
2. Умение проявлять интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;
3. Отношение к нормам поведения в школе;
4. Самооценка;
5. Умение общаться со сверстниками;
6. Умение проявлять активность и познавательную инициативу;
7. Умение адекватно реагировать на неудачи и преодолевать трудности в обучении и общении.
Регулятивные УУД
1. Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.
2. Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.
3. Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения.
4. Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.
5. Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности.
6. Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.
7. Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
8. Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.
Познавательные УУД
1. Умение осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков.
2. Умение осуществлять логическое действие синтез.
3. Умение осуществлять логическое действие сравнение по заданным/самостоятельно выбранным критериям.
4. Умение осуществлять логическое действие классификация по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
5. Умение осуществлять логическое действие обобщение.
6. Умение устанавливать аналогии.
7. Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
8. Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение).
9. Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (дедуктивное умозаключение).
10. Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения.
11. Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений.
12. Умение использовать знаково_символические средства для создания моделей изучаемых объектов/процессов для решения задач.
13. Умение находить существенные связи между межпредметными понятиями, систематизировать и обобщать понятия.
14. Умение обобщить текстовую информацию и отнести ее содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения.
15. Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.
16. Умение оценить информацию с точки зрения ее целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи.
17. Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержа_
нием.
Коммуникативные УУД
1. Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.
2. Умение формулировать точку зрения.
3. Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации).
4. Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений.
5. Умение определить общую цель и пути ее достижения.
6. Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации.
7. Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности.
8. Умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.
9. Умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.
Важно отметить, что перечень УУД, подлежащих формированию в начальной школе, значительно шире. Не все умения, над развитием которых работает учитель в соответствии с программой формирования УУД, входят в мониторинг. Причин тому несколько.
1. Следует разумно ограничить по времени проведение мониторинга и не превращать апрель в месяц сплошной диагностики УУД в ущерб учебному процессу.
2. Не все УУД можно диагностировать с помощью конкретных заданий, некоторые требуют систематического отслеживания в процессе работы с детьми. Результаты педагогических наблюдений могут фиксироваться в портфолио ученика.
3. Многие УУД в начальной школе только начинают формироваться, и даже на конец 4 класса рано говорить о получении такого результата, который может подлежать контролю и оценке. Например, речь идет о таких умениях, как осу-ществлять дедуктивное рассуждение, определять понятия и др. Однако это не снимает с учителя начальной школы задачи по целенаправленному их формированию. Педагогу, проводящему мониторинг и анализирующему его результаты, важно разбираться в сути каждого метапредметного умения, а также видеть, в каких учебных ситуациях оно проявляется. Описание вышеперечисленных умений осуществляется по следующим параметрам:
1) определение ключевого понятия, раскрывающего суть данного умения как осмысленного способа действия;
2) характеристика данного умения на уровне действия по образцу (первый этап сформированности УУД).
Этапы работы по формированию УУД
Работа по формированию УУД ведется с самого начала 1 класса. В сентябре педагог проводит стартовую диагностику готовности к обучению. Она позволяет определить уровень развития, на котором находятся дети. Ориентируясь на представления о том, что является базовым уровнем развития основных метапредметных универсальных учебных действий в каждом классе, педагог выстраивает свою формирующую программу. Программа выстраивается с опорой на задания и учебные ситуации, заложенные в УМК и методику преподавания различных учебных дисциплин. Если этого оказывается недостаточно для работы с конкретным ребенком, педагог самостоятельно разрабатывает дополнительные учебные задания.
В качестве основного инструмента в курсе используются специально разработанные задания предметного или межпредметного характера. Задания составлены преимущественно на материале четырех предметов: русский язык, математика, технология, окружающий мир, также есть несколько надпредметных заданий.
В конце учебного года проводится диагностический мониторинг УУД. В этом помогают рабочие тетради «Учимся учиться и действовать»
Каждое умение в мониторинге диагностируется на материале двух и более предметов. В один диагностический модуль входит две истории, каждая из которых состоит из заданий трех типов. Каждый тип диагностических заданий имеет свою направленность. Первое задание истории (задание А) направлено на изучение способности учащихся практически выполнять учебные задания, в основании которых лежит тот или иной метапредметный способ действия. Кратко этот тип заданий обозначается как задания на выполнение. Второе задание истории (Б) направлено на изучение способности учащихся ориентироваться на существенные условия метапредметного способа, который лежит в основе учебного задания. Этот тип заданий кратко обозначается как задания на ориентацию.
Третье задание истории (В) направлено на изучение способности учащихся словесно описывать метапредметный способ действия, лежащий в основе учебного задания. Его краткое название – задание на описание. Таким образом, сформированность каждого умения рассматривается с точки зрения трех критериев: выполнение задания, ориентация в способе действия и его описание. Все диагностические задания для одного класса сгруппированы в единую рабочую тетрадь. Для повышения мотивации учащихся в работе с диагностическими заданиями и для создания ситуации погружения в деятельность разработаны сюжетные темы для каждой рабочей тетради. Так, как мы уже упоминали ранее, задания мониторинга для 1 класса объединяет история о лесной школе, а в тетради 2 класса собраны истории из учебной жизни второклассников. Рабочая тетрадь представлена в двух вариантах. Выполнение диагностических заданий по вариантам повысит уровень самостоятельности учащихся. Кроме того, альтернативный вариант может использоваться при повторном проведении диагностических заданий в индивидуальной форме с теми учащимися, которые не справились с ними в ситуации предъявления (выполнения) в классе во время урока.
Процедура проведения мониторинга
Общие требования к проведению мониторинга одинаковы независимо от выбранной схемы.
1. Вначале педагог дважды знакомит учащихся с рабочей тетрадью – во время вводной части и перед первой историей.
2. Каждая история, содержащая введение, образец, задания А, Б и В, выполняется полностью от начала и до конца. Дробить историю на части и переносить выполнение на другой день нельзя.
3. Дополнительное задание выполняется по желанию ребенка и не учитывается при обработке результатов. Прежде всего, это задание адресовано учащимся, которые справились с работой раньше всех, и у них есть время и желание, чтобы выполнить его.
4. Мониторинг не проводится в последний день учебной недели (в пятницу – при пятидневной учебной неделе, в субботу – при шестидневной), после урока физкультуры или активных, эмоционально насыщенных занятий.5. На выполнение одной истории отводится до 12 минут (исключение составляет первая история – на ее проведение отводится 15 минут).
Учителю предоставляется на выбор один из вариантов схемы проведения диагностического этапа мониторинга.
Схема № 1
Один диагностический модуль (две истории) на одно универсальное учебное действие предлагается детям в начале двух разных уроков в течение одного дня. Например, 5 апреля на уроках русского языка и технологии дети выполняют задания на синтез, т.е. истории 5 и 18. При такой схеме мониторинг (с учетом вводной части) проходит в течение 14 дней (со вторника по четверг каждой недели апреля).
Схема № 2
Мониторинг проводится на диагностических уроках, которые проходят 1–2 раза в неделю. За один диагностический урок дети выполняют задания четырех историй (последовательность предъявления заданий может быть любой). Всего
проводится 7 диагностических уроков в течение месяца (без учета вводной части). Недостатком такой схемы является то, что педагог будет структурировать деятельность детей во времени, так как каждое задание начинается с фронтального обсуждения образца. Время начала каждого последующего задания будет синхронизировано. Педагог, выбирая эту схему проведения мониторинга, обязательно должен учесть темп деятельности детей в классе.
Работа с диагностическими заданиями
Во время проведения мониторинга рекомендуем использовать две формы работы с материалами тетради «Учимся учиться и действовать» – фронтальное обсуждение и индивидуальную самостоятельную работу. На первом этапе дети наблюдают и активно обсуждают в классе материалы тетради. Эта часть работы построена в диалоговой форме. Учитель с помощью подводящих вопросов помогает детям сориентироваться в истории (самим разобрать и понять образец). Далее следует второй этап – самостоятельная работа детей по выполнению диагностических заданий. На этом этапе педагог произносит только стимулирующие и поддерживающие реплики, не разъясняя сути заданий А, Б, В.
Тематическое планирование занятий кружка
«Учимся учиться и действовать»
2 класс (34 часа)
№ Тема занятия Предметная область Дата
1 Вводное занятие 2 Развитие умения планировать последовательность учебныхдействий в соответствии с поставленной задачей Технология, литературное чтение 3 Развитие умения осуществлять контроль. Математика 4 Развитие умения оценивать учебные действия, применяя
различные критерии оценки Технология 5 Развитие умения осуществлять логическое действие «анализ»
с выделением существенных и несущественных признаков Русский язык 6 Развитие умения осуществлять логическое действие «синтез» Технология 7 Развитие умения осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным и самостоятельно выбранным критериям Технология 8 Развитие умения осуществлять логическое действие
«классификация» по заданным и самостоятельно
выбранным критериям Математика, физкультура, музыка, русский язык 9 Развитие умения осуществлять логическое действие
«обобщение» Технология 10 Развитие умения делать умозаключение по аналогии. Окружающий мир 11 Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи
в изучаемом круге явлений Технология, математика 12 Развитие умения составлять речевое высказывание. Окружающий мир 13 История 12. Точка зрения. Окружающий мир 14 Развитие умения задавать вопросы. Окружающий мир 15 Развитие умения планировать последовательность учебныхдействий в соответствии с поставленной задачей Русский язык 16 Развитие умения осуществлять контроль. Русский язык 17 Развитие умения оценивать учебные действия, применяя
различные критерии оценки Литературное чтение, ИЗО18 Развитие умения осуществлять логическое действие «анализ»
с выделением существенных и несущественных признаков. Окружающий мир 19 Развитие умения осуществлять логическое действие «синтез» Русский язык 20 Развитие умения осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным и самостоятельно выбранным критериям Математика, окружающий мир 21 Развитие умения осуществлять логическое действие
«классификация» по заданным и самостоятельно
выбранным критериям Математика 22 Развитие умения осуществлять логическое действие
«обобщение» Литературное чтение 23 Развитие умения делать умозаключение по аналогии. Русский язык 24 Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи
в изучаемом круге явлений Окружающий мир 25 Развитие умения составлять речевое высказывание. Литературное чтение 26 История 25. Точка зрения. Физкультура 27 Развитие умения задавать вопросы. Окружающий мир, русский язык 28 Подготовка к мониторингу УУД 29 Мониторинг коммуникативных УУД 30 Мониторинг познавательных УУД 31 Мониторинг личностных УУД 32 Мониторинг регулятивных УУД 33 Обобщающее занятие 34 Итоговое занятие Результаты освоения программы
По окончанию 2 класса у учащихся должны быть сформированы следующие общеучебные познавательные универсальные учебные действия:
- умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению (по длине, ширине и т.д.)
- операция установления взаимно-однозначного соответствия (сличение результата с образцом)
- умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов (цвет, форма, температура)
- умение устанавливать аналогии на предметном материале (найти общее и отличное)
- операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале (почему предметы в одной группе? Раздели на группы) - переход от эгоцентризма как особой умственной позиции (давать возможность высказываться другим, не перебивая ответы одноклассников)
- развитие познавательной инициативы (воспроизводить вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);
- умение адекватно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка.
Знаково-символические действия.
Моделирование как универсальное учебное действие
Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
- кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);
- декодирование/ считывание информации;
- умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношений между предметами или их частями для решения задач.
Коммуникативный компонент универсальных учебных действий.
потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками (охотно вступать в диалог, игру, интересоваться мнением других)
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества (без грубости и агрессивности)
ориентация на партнера по общению (задает вопрос, адекватно реагирует)
действовать по установленным правилам
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
Регулятивные универсальные учебные действия.
воспроизводить за учителем цель урока
способность принимать и сохранять учебную задачу, поставленную учителем.
использовать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
различать способ и результат действия.
Личностные универсальные учебные действия.
проявлять учебно-познавательный интерес к занятиям
понимать причины неуспеха в учебной деятельности (наметить адекватные шаги по устранению ошибки).
Список использованной литературы.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под редакцией А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
Серия пособий издательского дома «Федоров» (г. Самара)
Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий: Рабочая тетрадь. 1 класс.
Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. 1 класс.
Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий: Рабочая тетрадь. 2 класс.
Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. 2 класс.