Учу Учиться и Действовать
«Учу учиться и действовать»
(мониторинг предметных и метапредметных УУД на уроках истории)“Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются
в прах, если у ученика нет желания учиться”
Василий Андреевич Сухомлинский.
Плеханова Е.С.
учитель истории МБОУ «Гимназия»
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. В условиях реализации требований ФГОС ООО актуализируется внимание учителей на формировании УУД.
Известно, что одним из критериев реализации ФГОС ООО является наличие в школе системы оценивания. Оценивания не только предметных результатов, но и метапредметных, личностных.
С целью отслеживания процесса развития и формирования УУД учащихся 5-8 классов для проектирования и своевременной корректировки учебной деятельности провожу мониторинг предметных и метапредметных результатов.
Такой мониторинг учебных достижений включает в себя циклограмму проведения контрольных работ, тексты проведения контрольных работ с планом проведения, а также анализ контрольных работ (с приложением диаграмм).
Согласно циклограмме (табл.1) контрольные работы проходят 4 раза в год и включают в себя стартовый и итоговый контроль, а также две промежуточных контрольных работы по итогам II и III четверти соответственно.
Табл.1 Циклограмма проведения контрольных работ
Вид работы
класс Стартовая
работа Промежуточ-ная работа №1 Промежуточ-ная работа №2 Итоговая работа
6А 03.09.14 24.12.14 25.03.15 29.04.15
6 Г 04.09.14 26.12.14 26.03.15 30.04.15
7Б 05.09.14 26.12.14 27.03.15 24.04.15
Планы контрольных работ раскрывают содержание контрольной работы, которая включает в себя задания базового и повышенного уровней. Приблизительное соотношение заданий базового и повышенного уровней составляют 60% и 40% соответственно. Таблица 2 иллюстрирует фрагмент плана стартовой контрольной работы по истории в 5 классе.
Таблица 2. План стартовой контрольной работы по истории в 5 классе
№ задания Блок содержания (содержание предметных линий программы) Объект оценивания (контролируемое умение – планируемые результаты в программе) Тип
задания Уровень сложности задания
1 Человек и общество / Наша Родина – Россия Узнавать флаг и герб Российской Федерации ВО Б
2 Человек и общество / Человек – член общества Оценивать взаимоотношения людей в различных социальных группах. ВО Б
3 История современной России Знать основы конституционного строя КО Б
4 История Древней Руси Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков РО ПИТОГО: _ заданий
Максимальный балл – __ балла
Общее время выполнения – __минут2 ВО
1 КО
1 РО 3 Б1 ПКонтрольная работа включает задания:
с выбором ответа (ВО), например:
На каком из рисунков указан герб Российской Федерации?
1) 2) 3) 4)
Царь Египта – это:
1) фараон 2) князь
3) монарх 4) рыцарь
краткий ответ (КО), например:
Перечислите основные занятия восточных славян ________________
развернутый ответ (РО), например:
Как люди научились пользоваться огнем?___________________________________
Задания в контрольных работах прослеживают формирование познавательных и регулятивных УУД:
анализ: (установить соответствие между понятиями и определениями, именами князей и годами правления, расположить в хронологическом порядке, отметить верные высказывания);
синтез: (назвать правителей государств, назвать сельскохозяйственные культуры выращиваемые славянами, назвать общим словом несколько слов, рисунков);
сравнение (заполнить сравнительную таблицу управления Россией в XVII и XVIII веке);
причинно-следственные связи (дописать окончание предложения, понятий, вставить недостающее слово, расположить в хронологическом порядке исторические события);
выводы (сделать вывод на основании текста, рассказа в рисунках).
При анализе контрольных работ учитываю общий процент участия в работе учащихся в классе. Далее согласно плана контрольной работы провожу анализ допущенных ошибок, выявляя темы, которые усвоены большинством учащихся или, наоборот, вызвали трудности при выполнении. Также делаю группировку ошибок, допущенных учащимися по блокам заданий, подкрепив их данными из таблицы Excel, в которую заносится результативность каждого обучающегося по каждому заданию. Заполненная таблица позволяет автоматически построить итоговую таблицу и диаграмму по результативности с разбивкой на задания базового и повышенного уровней. Так, в итоговой контрольной работе в 7 классе с заданиями по хронологии №5, 13 (например: Какое из перечисленных событий произошло в правление Михаила Романова?) справились 80% учащихся. В заданиях повышенного уровня на соотнесение (№16, 17, 18) не смогли дать ответ 13% учащихся. Одним из таких заданий является задание № 17, в котором требуется зааполнить пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберать номер нужного элемента:
Исторический персонаж Деятельность Правитель
патриарх Никон _________________(А) _________________(Б)
_________________(В) Командование русской армией в Итальянском и Швейцарском походах Павел I
________________(Г)
________________(Д) Екатерина II
И.И. Шувалов Открытие Московского университета __________________(Е)
Пропущенные элементы:
1) Создание Сената
2) Освобождение Москвы от поляков
3) Елизавета Петровна
4) Д. Пожарский
5) Г.А. Потёмкин
6) Проведение церковной реформы
7) Освоение Северного Причерноморья и Крыма
8) А.В. Суворов
9) Алексей Михайлович
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д Е
Задания № 2, 4, 7, 8 и 14 были посвящены знанию исторических личностей, направлений и результатов их деятельности, процент выполнения указанных заданий составил 75%.
Например, задание № 8. Укажите государственного деятеля XVII в., с деятельностью которого связано издание Новоторгового устава:
1) Борис Годунов
2) В.В. Голицин3) А.Л. Ордин-Нащокин4) А.Д. Меншиков
Анализ результатов выявил, что 15% учащихся пока сложно давать ответы в развернутой письменной форме, формулировать и аргументировать собственную позицию, 18% учащихся сложно выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Основные затруднения у учащихся возникают при работе с текстом (задания повышенного уровня). Они недостаточно владеют различными способами чтения (просмотровым, поисковым, прицельным); не всегда умеют удержать в памяти информационные фрагменты и соединять их в общую информационную картину; невнимательны к деталям, порой весьма значимым. 12% учащихся не умеют давать полную характеристику деятельности историческим личностям, делают акцент только на один из аспектов деятельности.
Тем не менее, результаты работ позволяют сделать позитивные выводы. 70% учащихся умеют работать с историческими понятиями, понимают их смысл и значение; умеют соотносить исторические события, явления и процессы, дают ответы на вопросы, привлекая дополнительные знания и личный опыт.
Общий результат представлен на рис.1
Рис.1 Диаграмма предметных результатов по истории 7 класса
Для мониторинга метапредметных результатов осуществляю выборку имеющихся диагностик в соответствии с возрастом учащихся, целью мониторинга, форматом занятия и заданий.
Так, в 5 классе для мониторинга коммуникативных УУД использую задания, построенные как столкновение двух и более разных точек зрения по одному вопросу (или несовпадающих оценок). Учащимся предлагается прочитать текст небольшого рассказа и выработать общий ответ на вопросы. Задание выполняется в парах или в группах.
Текст рассказа: В современном мире наша страна столкнулась с проблемой проникновения в русский язык различных иностранных слов. В связи с этим двое ученых-языковедов высказали следующие точки зрения: Иван Иванович Петров: «Язык - это же не только метод общения, также он является одной из характеристик жизни народа, его использующего; это книга, в которой отображается вся история развития народа, весь его исторический путь, начиная от древнейших времен до наших дней. Поэтому смешение русского языка с другими крайне опасно для русской культуры». Петр Петрович Иванов: «Процесс проникновения в русский язык иностранных слов вполне закономерен, поскольку люди, говорящие на разных языках, все больше общаются друг с другом. Точно так же русские слова проникают в другие языки, например слово «спутник» стало интернациональным». Какая точка зрения кажется тебе более правильной? Почему? А, может быть, у него есть своя точка зрения по этому вопросу? На любой из этих вариантов учащийся пишет свои рассуждения.
Учащийся должен показать какая точка зрения ему кажется более правильной? Почему? А, может быть, у обучающегося есть своя точка зрения по этому вопросу? Записать свои рассуждения.
Критерии оценивания включают в себя понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентацию на позиции других людей, отличные от собственной; понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору, а также учёт разных мнений и умение обосновать собственное.
При работе в группе среди учащихся 5 класса есть сторонники обеих позиций. Необходимо отметить, что дискуссии, вышедшей за пределы правил не было, учащиеся аргументировано объясняют слова ученых. В итоге работы в группе сформулирован ответ на основной вопрос задания – какая точка зрения более правильная – разность взглядов и точек зрения непременное условие сосуществования людей, причем ряд учащихся отметил, что каждый имеет право на свое мнение, главное, чтобы оно не задевало личности другого человека.
Учащиеся указали, какая точка зрения ученого-языковеда им кажется более правильной, обосновали почему. А вот свою точку зрения по данному вопросу не высказали, рассуждения не записали (72%).
Результаты диагностики заносятся также в разработанные таблицы Excel, которые позволяют автоматически выстраивать диаграммы и сводные таблицы (см. рис.2 и табл.3).
Таблица 3. Мониторинг метапредметных результатов
Всего учащихся 26
высокий средний низкий
Реглятивные УУД 26,92% 73% 0,00%
Познавательные УУД 42% 58% 0%
Коммуникативные УУД 53,85% 42% 4%
Средний показатель 41,03% 57,69% 1,28%
Рис.2 Мониторинг метапредметных результатов
Таким образом, мониторинг позволяет определить уровень сформированности УУД каждого ученика на разных этапах обучения в основной школе, отследить индивидуальную динамику продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определить проблемные зоны в решении задач образования учащихся и разработать на этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных УУД.
Кроме того, мониторинг позволяет определить успешность работы учителя, вывести преподавание истории на качественно новый уровень и вместе с этим, безусловно, успешность учеников, которых я Учу Учиться и Действовать.