Конспект психологического тренинга для педагогов Если бы моим другом… был я сам!
4000302260center18.11.2014
330009500018.11.2014
right3267440Коммуникативный тренинг «Если бы моим другом был… я сам!»
00Коммуникативный тренинг «Если бы моим другом был… я сам!»
21037558781011Педагог-психолог: Корженевская Елена Александровна ОГСКОУ СКОШ №7 г. Иркутска 00Педагог-психолог: Корженевская Елена Александровна ОГСКОУ СКОШ №7 г. Иркутска
Коммуникативный тренинг является одной из наиболее распространенных форм психологической деятельности с учащимися.
Возможности трениговых мероприятий с воспитанниками предусматривают как обучение, так и проработку личностных трудностей и проблем участников.
Важнейшее преимущество коммуникативного тренинга состоит в том, что работа проводится в группе. Ученики получают возможность поделиться своими переживаниями и чувствами с окружающими, сверстниками, находящихся в похожей ситуации, обрести их поддержку, улучшить и изменить свое привычное общение, узнать мнение таких же подростков о своем поведении и многое другое. Здесь важен и обмен опытом, и коллективная работа над задачей, когда учащиеся достигают успеха за счет взаимопомощи и сотрудничества.
Успех групповой работы заключается в том, что: в комфортной обстановке, в доверительных беседах в группе растет надежда на лучшее – на положительное отношение с окружающими.
Подростки в группе оказывают помощь друг другу и ощущают удовлетворение оттого, что могут оказать эту помощь.
Группа позволяет ученику «вернуться» в трудную ситуацию в психологически безопасной обстановке и найти новое, позитивное решение.
В группе воспитанники овладевают новыми способами взаимодействия с окружающими, которые в дальнейшем используют для улучшения своих взаимоотношений с семьей, в классе, с друзьями и другими людьми.
Групповое одобрение, чувство своей сопричастности и важности для подросткового коллектива позволяет ребятам обрести уверенность в себе, увидеть свою ценность и начать осмысленно готовится к жизни в социуме.
Коммуникативный тренинг дает возможность свободного выражения чувств.
Таким образом, ученики в процессе тренинговых занятий отыгрывают те эмоции, которые раньше подавлялись и не получали разрядки. Также идет обучение социально приемлемому выражению чувств.
Диапазон вопросов, на решение которых направлен коммуникативный тренинг, чрезвычайно широк.
Цель:
формировать адекватную самооценку учащихся,
развивать сильные и слабые стороны (воспитанников), собственную
индивидуальность,
воспитывать позитивное отношение к себе и окружающим в социуме.
Оборудование: диск с релаксационной музыкой, подушечка, свеча в подсвечнике, листы бумаги для индивидуальной работы.
Эмоциональный настрой на занятие.
Цель: установить контакт между учащимися, создать доверительные отношения в группе.
Упражнение «Приветствие».
Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три части: «европейцы», «японцы», «африканцы».
Каждый из участников идёт по кругу и здоровается со всеми «своим» способом: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами.
Упражнение проходит весело, эмоционально, заряжает группу энергией.
Рефлексия. Отлично! Да улыбнитесь же друг другу.
Упражнение «Цена улыбки».
Инструкция: А сейчас я вам предлагаю ненадолго, чуть прикрыть глаза (под тихую музыку).
Улыбка… Ведь она ничего не стоит, но много даёт.
Она обогащает тех, кто её получает. Не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
Она длится мгновенно, а в памяти порой остаётся навсегда.
Никто не богат на столько, чтобы обойтись без неё, и нет такого бедняка, чтоб стал от неё богаче.
Её нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя не одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока её не отдали!
Ведь никто не нуждается в улыбке, как те, у кого уже ничего не осталось, что можно было отдать!
Откройте глаза.
Рефлексия. Итак, если вы хотите нравиться людям – улыбайтесь!
Упражнение «Я – мой сосед».
Участникам группы необходимо разделиться на пары.
Задание заключается в следующем, в течение 5 минут участники в парах общаются друг с другом, пытаясь узнать друг о друге максимально больше информации. Важно помнить, что необходимо не только говорить о себе, но и слушать, что рассказывает напарник.
Через 5 минут вы по очереди начинаете представлять нам вашего напарника, но от своего имени. При этом вы должны максимально точно передать все то, что вам было поведано в ходе вашей беседы. А так же ответить на вопросы, которые могут быть заданы вам участниками группы. После этого ваш партнер должен будет сделать то же самое. Затем каждый из вас расскажет, насколько партнеру удалось точно и правдоподобно передать информацию, которую вы ему говорили.
Рефлексия. Молодцы!
Упражнение «Презентация своего Я» или «Двадцать Я».
Цель: развивать адекватную самооценку.
Предлагаю вам представить себя. «Я – это Я!». «Я - это замечательно!»
Что я знаю о себе? Кто же Я? Какой Я?
Рефлексия. Да, у вас это здорово получилось!
Упражнение «Мои имена».
Инструкция: «Вам предлагаются такие высказывания. Напишите ручкой на листках бумаги»:
Когда взрослые довольны мной, они называют меня _______________________
Когда взрослые злятся на меня, они называют меня ________________________
Когда я общаюсь с друзьями, меня называют _____________________________
Когда я сам собой доволен, я могу назвать себя ___________________________
Когда я сам собой недоволен, я могу назвать себя _________________________
Мне нравится, когда меня называют _____________________________________
Рефлексия. Хорошо! Вы справились с заданием!
Упражнение «Да, я такой!».
Цель: развивать сильные и слабые стороны (учащихся).
Для этого упражнения потребуется каждому участнику лист бумаги и ручка. Нужно разделить лист на две половинки.
Слева, в колонку «Мои недостатки», записать все то, что считаете своими недостатками именно сегодня, сейчас.
На эту работу отводится пять минут. Затем напротив каждого недостатка запишите по одному своему достоинству, т.е. то, что можно противопоставить, чем вы и окружающие вас люди довольны уже сегодня, что принимают в вас. Запишите их в колонке «Мои достоинства».
Мои недостатки Мои достоинства
1.
2.
3.
4.
Рефлексия. Отлично!
Упражнение «Ребёнок внутри нас».
Цель: развивать собственную индивидуальность,
воспитывать позитивное отношение к себе.
Инструкция:
«Представьте себя маленьким ребенком (5-6 лет). Загляните глубоко в глаза этому ребенку.
Постарайтесь увидеть глубокую тоску и понять, что эта тоска по любви к вам. Протяните руки и обнимите этого маленького ребенка, прижмите его к своей груди. Скажите ему, как сильно вы его любите. Скажите, что вы восхищаетесь его умом, а если он делает ошибки, то это ничего, все их делают. Пообещайте ему, что вы всегда придете ему на помощь, если это будет необходимо.
Теперь пусть ребенок сделается очень маленьким, величиной с горошину. Положите его к себе в сердце. Пусть он поселится там. Когда вы будете смотреть вниз, вы будете видеть его маленькое личико и сможете дать ему всю вашу, такую важную для него любовь.
Теперь представьте вашу маму, когда она была в возрасте 4-5 лет, испуганную и жаждущую любви. Протяните и ей свои руки и скажите, как вы ее любите. Скажите ей, что она может на вас рассчитывать, несмотря ни на что.
Когда она успокоится и почувствует себя в безопасности, положите ее к себе в сердце.
А теперь представьте своего отца маленьким мальчиком 3-4 лет, он тоже чего-то очень боится и громко, безутешно плачет. Вы увидите слезы, которые градом катятся по его личику. Вы теперь знаете, как успокаивать маленьких детей. Прижмите его к своей груди и почувствуйте его дрожащее тело. Успокойте его. Пусть он почувствует вашу любовь.
Скажите ему, что вы всегда будете рядом с ним. Когда его слезы высохнут, пусть он тоже станет, совсем крохотным. Положите его к себе в сердце вместе с вами и вашей мамой.
Почувствуйте тепло, разливающееся по вашему телу, мягкость и нежность. Пусть это дорогое чувство начнет менять вашу жизнь».
Рефлексия. Хорошо! Вы немного отдохнули.
Упражнение «Я – настоящий друг».
Цель: развивать позитивное отношение к себе.
Инструкция: произнести эту фразу 3 раза с различной интонацией (медленно, весело, твёрдо).
Рефлексия. Молодцы!
Упражнение «Да, зато я…».
Цель: развивать позитивное отношение к себе и окружающим в социуме.
Инструкция: продолжи фразу «Моим другом мог бы стать такой человек, как я сам, потому что…».
Рефлексия. Отлично!
Упражнение «Волшебный кувшин» (в сопровождении спокойной музыки).
Инструкция: «Сядьте удобно, положите свободно руки на колени, закройте глаза, дышите спокойно, ровно и глубоко. Расслабьтесь.
Представьте себе белый экран, сосредоточьтесь на нём.
Выразите, что видите на нём кувшин. Раскрасьте его так, как вам хочется.
Ещё раз внимательно посмотрите на него, рассмотрите его.
Наполните его до краёв вашим любимым напитком. Представьте и постарайтесь мысленно нарисовать рядом с кувшином другой, чужой. Он пустой. Отлейте из своего кувшина в пустой. Рядом ещё пустой, ещё и ещё…. Отливайте из своего кувшина напиток в пустые и не жалейте. А сейчас посмотрите снова в свой кувшин. О! Он снова полный до краёв! Что с ним случилось? Почему так произошло? Ваш кувшин особенный – он - волшебный. Мы можем отливать из него, а он всегда будет полный. Этот кувшин – твой! Он наполнен твоей добротой и уверенностью! Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такой кувшин!».
Задание: нарисуйте свой кувшин.
Рефлексия. Отлично!
Что вы чувствуете после выполнения упражнения?
Почему ваш кувшин всегда оставался полным?
Упражнение «Принятие своего Я».
Цель: формировать и развивать собственную индивидуальность.
В сопровождении спокойной музыки:
«Никогда не сравнивайте себя с другими людьми!
Помните, что каждый человек неповторим и ценен потому, что он – это он, уникальная, своеобразная личность. Он достоин доброго отношения многих, но в первую очередь самого себя!».
Рефлексия. Действительно, замечательно!
Упражнение «Подушечка» - пожелание самому себе и окружающим.
Цель: закрепить положительные эмоции, позитивное отношение к себе и окружающим.
Инструкция: «Когда у вас в руках окажется «Подушечка», прижмите её покрепче к себе и продолжите фразу»:
«Я хочу, чтобы я ...» и «Мне нравится, что мы..»,«Я хочу…» и «Скоро мы всей группой (классом)…»,
«Я могу…» и «Мы всей группой (классом) рады, когда…»,
«Я верю…» и «Ребята нашей группы (класса)…»,
«Я хочу, чтобы у меня не было…» и «Я считаю, что мы…»,
«Я хочу, чтобы мне можно было…» и «Наша группа (класс)…»,
«Я хочу, чтобы мне не нужно было…» и «Нам сегодня…»,
«Я верю…» и «Я думаю, что наша группа (класс)…»
Рефлексия. Анализирование деятельности.
Упражнение «Прощание».
Цель: передавая свечу под тихую музыку пожелать друг другу самого хорошего.
Рефлексия. Ещё раз на прощание улыбнитесь друг другу. Всем «Пока! Пока!».
Мне нравится, когда меня называют____________________________________
Когда взрослые довольны мной, они называют меня _______________________
Когда взрослые злятся на меня, они называют меня ________________________
Когда я общаюсь с друзьями, меня называют _____________________________
Когда я сам собой доволен, я могу назвать себя ___________________________
Когда я сам собой недоволен, я могу назвать себя _________________________
Мне нравится, когда меня называют____________________________________
Когда взрослые довольны мной, они называют меня _______________________
Когда взрослые злятся на меня, они называют меня ________________________
Когда я общаюсь с друзьями, меня называют _____________________________
Когда я сам собой доволен, я могу назвать себя ___________________________
Когда я сам собой недоволен, я могу назвать себя _________________________
Мне нравится, когда меня называют____________________________________
Когда взрослые довольны мной, они называют меня _______________________
Когда взрослые злятся на меня, они называют меня ________________________
Когда я общаюсь с друзьями, меня называют _____________________________
Когда я сам собой доволен, я могу назвать себя ___________________________
Когда я сам собой недоволен, я могу назвать себя _________________________
Мне нравится, когда меня называют____________________________________
Когда взрослые довольны мной, они называют меня _______________________
Когда взрослые злятся на меня, они называют меня ________________________
Когда я общаюсь с друзьями, меня называют _____________________________
Когда я сам собой доволен, я могу назвать себя ___________________________
Когда я сам собой недоволен, я могу назвать себя _________________________
Мне нравится, когда меня называют____________________________________
Когда взрослые довольны мной, они называют меня _______________________
Когда взрослые злятся на меня, они называют меня ________________________
Когда я общаюсь с друзьями, меня называют _____________________________
Когда я сам собой доволен, я могу назвать себя ___________________________
Когда я сам собой недоволен, я могу назвать себя _________________________
Мне нравится, когда меня называют____________________________________
Когда взрослые довольны мной, они называют меня _______________________
Когда взрослые злятся на меня, они называют меня ________________________
Когда я общаюсь с друзьями, меня называют _____________________________
Когда я сам собой доволен, я могу назвать себя ___________________________
Когда я сам собой недоволен, я могу назвать себя _________________________
Мне нравится, когда меня называют____________________________________
Когда взрослые довольны мной, они называют меня _______________________
Когда взрослые злятся на меня, они называют меня ________________________
Когда я общаюсь с друзьями, меня называют _____________________________
Когда я сам собой доволен, я могу назвать себя ___________________________
Когда я сам собой недоволен, я могу назвать себя ________________________
«Я хочу, чтобы я ...» и «Мне нравится, что мы..»,«Я хочу…» и «Скоро мы всей группой (классом)…»,
«Я могу…» и «Мы всей группой (классом) рады, когда…»,
«Я верю…» и «Ребята нашей группы (класса)…»,
«Я хочу, чтобы у меня не было…» и «Я считаю, что мы…»,
«Я хочу, чтобы мне можно было…» и «Наша группа (класс)…»,
«Я хочу, чтобы мне не нужно было…» и «Нам сегодня…»,
«Я верю…» и «Я думаю, что наша группа (класс)…»
«Я хочу, чтобы я ...» и «Мне нравится, что мы..»,«Я хочу…» и «Скоро мы всей группой (классом)…»,
«Я могу…» и «Мы всей группой (классом) рады, когда…»,
«Я верю…» и «Ребята нашей группы (класса)…»,
«Я хочу, чтобы у меня не было…» и «Я считаю, что мы…»,
«Я хочу, чтобы мне можно было…» и «Наша группа (класс)…»,
«Я хочу, чтобы мне не нужно было…» и «Нам сегодня…»,
«Я верю…» и «Я думаю, что наша группа (класс)…»
«Я хочу, чтобы у меня не было…» и «Я считаю, что мы…»,
«Я хочу, чтобы мне можно было…» и «Наша группа (класс)…»,
«Я хочу, чтобы мне не нужно было…» и «Нам сегодня…»,
«Я верю…» и «Я думаю, что наша группа (класс)…»