Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию
Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию
Автор:
Федякина Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования
Образовательное учреждение: ТОГБОУ «Моршанская школа-интернат»
Место и год создания работы: г. Моршанск, 2016
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Концепцией модернизации российского образования, развивающемуся обществу нужны нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать общественные решения в ситуации выбора, прогнозируя последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой разработки и реализации ФГОС, школа-интернат ведет систематическую, целенаправленную работу в помощь формированию и воспитанию духовно-нравственной личности, опираясь на разработанные учебным заведением программы духовно-нравственного воспитания: «Духовность и дети», «Впусти к себе добро», утвержденные «Межрегиональным центром возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение». Основная цель данных программ – сохранение духовно-нравственного здоровья детей.
Воспитательские часы, беседы, диспуты, игровые программы являются основной формой воспитательной работы, в том числе и духовно-нравственного воспитания. Все мероприятия духовно-нравственной направленности отражены в планах воспитательной работы и в общешкольных планах. В рамках направлений школьной программы духовно-нравственного воспитания в группах планируются и проводятся мероприятия по направлениям:
Добрые чувства и мысли (воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать добрые поступки): воспитательские часы: «День Матери», «Международный день семьи», «День согласия и примирения», «От Рождества до святого Крещения», «Спаситель мира», «Из истории Рождества Христова», «Под благовест колоколов»; ролевая игра «Планета толерантных друзей»; уроки нравственности «Вера, Надежда, Любовь», «Добро и зло: причины наших поступков», «Пусть не гаснет свеча духовности», «Твори добро», «Что такое настоящая дружба»; часы этикета: «Умеем ли мы общаться?», праздники: «Рождество Христово» «Светлое Христово Воскресенье», уроки православной культуры с настоятелем Никольской церкви, родительские собрания «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей» и др..
Страна граждан (гражданско-патриотическое воспитание): беседы с социальным педагогом «Что такое ответственность?», «Символика России», «Подросток и закон»; познавательные часы: «День народного единства», «Конвенция прав ребёнка», «День Российской Конституции», «Тамбовщина… здесь Родины моей начало», «Кодекс достойного человека»; уроки мужества: «День Победы», «Прикоснись сердцем к подвигу» (моршанцы в годы ВОВ), «Дети блокадного Ленинграда», «День Защитника Отечества», «Память Беслана»; устный журнал о воинах Афганской войны «Сквозь огненный ад»; экскурсии по городу «Память, высеченная в камне» и др.
Труд для себя и для других (воспитание трудолюбия, творческого отношения к жизни): воспитательские часы: «Выбор профессии – дело серьезное», «Кем быть? Каким быть? Что главное?», «Мир аграрных профессий», «Профессии необходимые нашему городу», «Тот человек в почёте, чьи руки в работе», «Все профессии важны», «Выбор профессии: реальность и мечты», «Не позволяй душе лениться», «Способности и профессиональная пригодность»; встреча со специалистами ЦЗН «Труд в почете любой! Мир профессий большой!»; встреча со специалистом многоотраслевого техникума «В мире профессий: учебные заведения нашего города – выпускникам»; конкурсы художественно-прикладного творчества: «Осенние посиделки», «Свет рождественской звезды», «Пасхальный сувенир»; конкурс аппликаций «Листопад»; экскурсии на предприятия города; творческие мастерские, трудовые акции и десанты и др.
Здоровье (воспитание здорового образа жизни): воспитательские часы: «Счастливая семья – здоровая семья. Здоровая семья - счастливая страна», «Мы – за красоту и здоровье», «Всё в твоих руках (предостережение от пагубных привычек), «Спорт и здоровье»; мероприятия в рамках XI Всероссийской акции «Спорт-альтернатива пагубным привычкам», спортивные праздники, туристические походы.
Природа (экологическое воспитание): познавательные экологические часы: «День Земли», «Защитим птиц», «Братья наши меньшие», «Растения-спутники нашей жизни», «Природа не прощает ошибок», «Красная книга Тамбовской области»; экскурсии в городской сад: «Рябиновая осень», «Плоды осени»; экологические уроки; игра-соревнование «Как нам вылечить природу»; викторины: «Экологическая азбука», «В мире животных»; десанты в природу: «Развешиваем кормушки», «Собери пластиковый мусор» и др.
Красота (эстетическое воспитание): фестивали литературно-художественного творчества: «В гостях у любимой книги», «Литературная классика – на экране», «Путь длиною в жизнь» (обзор творчества Д.С Лихачева»; виртуальные экскурсии: «Семь чудес света», «Музеи и картинные галереи России»; музыкальные гостиные; творческие мастерские: «Осенние посиделки», «Вифлеемская звезда», «Весеннее настроение», «Пасхальный сувенир» и др.
Сложнейшие задачи духовно-нравственного воспитания и развития детей решаемы и эффективны лишь при условии взаимодействия образовательных учреждений с другими субъектами социализации. С этой целью школа-интернат на договорной основе поддерживает тесную связь с социальными партнерами: Никольским храмом, воскресной школой, ресурсным центром духовно-нравственного воспитания «Мир в твоей душе», историко-художественным музеем, районной библиотекой. Данные учреждения обладают всем необходимым оборудованием, инвентарем, техническими средствами, информационными технологиями, необходимыми для эффективной подачи информации воспитанникам интерната.
Одним из важных аспектов духовно-нравственного воспитания школы-интерната является сотрудничество с Никольским храмом г. Моршанска. На основании разработанного и утвержденного Положения в школе-интернате функционирует комната православной культуры, где проводятся занятия кружка «Православие», а также проходят систематические беседы с настоятелем Никольского храма, такие доверительные беседы в форме нравственных диалогов, разбора житейских ситуаций способствуют формированию и воспитанию личности, благотворно влияя на все стороны взаимоотношений обучающихся с миром: на их этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентации, эмоциональное состояние, общее физическое и психическое развитие. Формы и методы работы с детьми очень разнообразны: широко используются индивидуальные и групповые беседы, громкие чтения, художественные рассказывания, проведение дидактических игр, участие в православных чтениях (ежегодные Феофановские, Питиримовские, Владимирские чтения), участие в смотрах и конкурсах.
На базе школы-интерната систематически проходят совместные мероприятия и праздники с детьми воскресной школы (Пасха, Рождество Христово и др.). Об эффективности таких мероприятий говорит тот факт, что сценарии этих замечательных праздников нередко переносятся в стены городского Дома культуры и собирают большое количество зрителей – жителей нашего города.
Одной из интересных форм работы являются экскурсии. Это экскурсии по памятным местам родного края (Свято-Троицкий собор, Храм Николая Чудотворца, Мамонтова пустынь и др.).
С целью знакомства с православной культурой нашей страны, приобщения детей к духовно-нравственным ценностям стало хорошей традицией организация экскурсионных поездок по историческим местам: Москва, Владимир, Суздаль, Муром, Елец-Задонск, село Дивеево Нижегородской области и др. Ежегодно юные паломники – обучающиеся школы-интерната и воскресной школы Никольского Храма отправляются в интересные путешествия по святым и памятным местам. Как правило, такие экскурсии насыщены огромной познавательной информацией, дети имеют возможность не только слышать, но и видеть удивительную красоту памятников нашей православной культуры – Троицкого, Преображенского, Благовещенского, Казанского соборов, храма «Покрова Пресвятой Богородицы» в Дивеево, Благовещенского мужского монастыря, Спасо-Преображенского монастыря, Троицкого женского монастыря, около которого находится памятник святым покровителям брака – семейной паре князю Петру и княгине Февронии в Муроме, целый комплекс музеев, храмов и исторических мест в Москве, Дивеево и др. Значение таких экскурсий, как одной из форм духовно-нравственного воспитания детей, неоспоримы – они способствуют формированию ядра личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром; на его эстетическое и этическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
С целью предпрофильной подготовки для обучающихся 8 – 9 классов организуются поездки в межрегиональный социокультурный центр «Преображение», который расположен в с. Тулиновке Тамбовской области. Выпускникам даётся возможность реализовать свои профессиональные помыслы и выбрать профессию по душе.
Одним из возможных путей духовного и нравственного возрождения человека является приобщение его с детства к изучению своей «малой» родины. Понимая это, высоко оценивая духовный потенциал данного института социализации, школа-интернат на протяжении многих лет работает в тесном сотрудничестве с местным историко-художественным музеем, широко используя его возможности в воспитательной деятельности. Посещая экскурсии, выставки, участвуя в массовых мероприятиях, театрализованных представлениях, впитывая в себя дух времени, которым обладают стены музея и его экспонаты, ребята постигают культуру и историю своего народа, испытывают чувство благодарности к старшему поколению, сопричастности к своему родному краю, своей Родине.
Ежегодно школа-интернат заключает с музеем договор на проведение тематических экскурсий, организацию выставок, массовых мероприятий, праздников. В таких мероприятиях, как «Палеонтологическая коллекция музея», «Древнейшая история Моршанского края», «Крестьянский костюм», «Крестьянское жилище», «Русские средневековые поселения на территории Моршанского края», «Календарные праздники и обряды», «Из истории русского фарфора», «Моршанск православный», «Коллекция деревянных скульптур», «Русское чаепитие» и др., обучающиеся школы-интерната являются не только пассивными слушателями, но и выступают в роли героев того времени. Театрализация с элементами игры, проведением викторин и конкурсов, вовлекает детей в активное обсуждение исторических и духовных вопросов. Дети начинают лучше понимать историческое прошлое своей страны, своего народа, значительно расширяют свой кругозор, лучше усваивают школьную программу, испытывают гордость за свой народ, чувство сопричастности с ним, учатся любить свою Родину.
Совместно с моршанским историко-краеведческим музеем в школе-интернате функционирует кружок «Юный краевед», который ежегодно организует встречи с детьми войны, ветеранами и тружениками тыла «От сердца к сердцу» и тимуровские рейды по оказанию им помощи. Особенно эта работа активизировалась в преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Данные мероприятия способствуют формированию гражданско-патриотического сознания, взаимопонимания и связи поколений, стимулируют детей к исследовательской деятельности, результатом которой являются творческие проекты детей: «Помним павших героев», «Судьба человека» и др.
Кружковцы «Юный краевед» ежегодно принимают участие в областной военно-патриотической игре «Русский витязь», оформляя фоторепортажи по темам: «Герои-моршанцы» (об участниках ВОВ), «Моршанск – исторический город России», «Афганистан болит в моей душе» (об участниках боевых действиях в Афганистане), «200-летию Бородинского сражения посвящается…». При школьной библиотеке детьми оформлены дайджесты: «Страницы истории Тамбовского края», «Литературные тропинки Тамбовского края», «Выдающиеся люди Тамбовского края», «Солдаты Победы», «Герои нашего времени», «Из прошлого Моршанского района», «Моршанск: вчера, сегодня, завтра».
Следующий институт социализации – межпоселенческая библиотека Моршанского района, на базе которой работает клуб «Белый парус: в мире прекрасного». Для обучающихся школы-интерната проводятся различные мероприятия духовно-нравственной и эстетической направленностей, посвященных искусству, творчеству художников, музыкантов и местных поэтов, и писателей, пример которых помогает реализовывать свои собственные таланты и способности. Работы юных поэтов и художников опубликованы в методическом пособии «Ребенок как дар» Тамбовским региональным отделением Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд», сборнике стихов и прозы «Свет Рождественской звезды» городским центром духовно-нравственного воспитания, в школьном альманахе «Светоч», представляющем собой сборник сочинений, стихотворений и эссе.
Детско-родительские отношения имеют первостепенное значение, а механизмы взаимоотношений между членами семьи играют огромную роль в развитии духовно-нравственных отношений. Одной из педагогических задач разработки и реализации школьной программы духовно-нравственного воспитания является организация эффективного взаимодействия школы-интерната и семьи. На базе школы-интерната успешно функционирует родительский клуб «Вместе весело шагать», на заседаниях которого проводятся встречи со специалистами: психологом, логопедом, социальным педагогом. В рамках родительского клуба традиционно организуются мастер-классы, где родители делятся с детьми секретами своего мастерства по вязанию, искусству, аппликации, вышиванию и др.; празднование православных праздников с чаепитием; спортивные мероприятия: «Папа, мама, брат и я – дружная семья», «Встреча поколений» и др. Активные формы взаимодействия с родителями – важное условие раскрытия творческого потенциала детей.
В структуре методического руководства школы-интерната уже несколько лет успешно функционирует творческая лаборатория педагогов «Духовность и дети», которая организует и направляет всю работу по духовно-нравственному воспитанию детей школы-интерната. В последние годы педагогические работники творческой лаборатории активизировали во всех группах деятельность по использованию личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов в рамках становления духовно-нравственной личности ребенка. Ежегодной площадкой для совместной деятельности воспитателей, педагогов дополнительного образования, специалистов и обучающихся являются месячники по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию. В рамках месячников ежегодно проводится цикл различных мероприятий духовно-нравственной направленности:
Познавательные воспитательские часы: «Православная книга как символ культуры», «Планета толерантных друзей», «Вежливость и доброта», «Дружба познается в беде», «Семья и семейные ценности» и др.
Круглый стол «В гостях у батюшки: вопросы, интересующие молодежь по становлению семейных традиций в православной культуре».
Уроки мужества: «Земляки в боях за Родину», «О днях воинской славы и памятных датах России», «Отвага, мужество и честь» и др.., на которые приглашаются настоятель Никольского храма о. Сергий, представители военкома, ветерана Великой Отечественной и Афганской войн.
Конкурсы инсценированной сказки. Именно сказки прививают любовь к прекрасному, ответственность, целеустремленность, отзывчивость, учат быть добрыми и снисходительными к близким, друзьям и знакомым, жить в окружающем мире, творить добро, помогать тем, кто нуждается в помощи.
Смотры-конкурсы военной песни. Основной их целью является целенаправленное формирование у воспитанников высокой социальной активности и патриотизма, верности своему Отечеству, готовности к защите своей Родины. Данные мероприятия помогают воспитывать у детей дисциплинированность, организованность, взаимоуважение и взаимопомощь, любовь к Родине.
Конкурсы презентаций: «Святые земли Русской», «Калейдоскоп православных праздников», «Маленькие герои большой войны», «Моя семья – моё богатство» и др. Данная инновационная форма предоставления информации развивает зрительную память, способствует лучшему усвоению знаний, формированию духовно-нравственных качеств: совести, долга, веры, милосердия, терпения, надежды, доброжелательности, способности различать добро и зло, любовь к Отечеству, чувство патриотизма, в то же время ненавязчиво расширяя кругозор детей.
Конкурсы сочинений: «Поступок, которым горжусь», «Ветеран в моей семье».
Конкурсы чтецов и юных поэтов: «Слово о добре и доброте», «О Победе – с гордостью, о павших – с почтением», где дети читают не только стихотворения известных авторов, но и свои собственные.
Конкурсы поделок: «Подарок ветерану», «С любовью к маме», «Пасхальное яйцо» и др.
Художественные выставки: «Победа глазами детей», «Сказки с улыбкой», «Доброта спасет мир», к православным праздникам («Вифлеемская звезда», «Сказка в Рождество», «Пасхальный звон» и др.
Экскурсии по городу и району: «Память, высеченная в камне» к памятникам ВОВ, к Свято-Троицкому собору, в Мамонтову Пустынь и др.
Конкурсы классных уголков по духовно-нравственному воспитанию.
Родительские собрания «Роль родителей в духовно-нравственном воспитании обучающихся».
В ходе проведения месячников решается основная задача воспитательной деятельности для педагогического коллектива – активное вовлечение детей и родителей в процесс жизнедеятельности школы, создание образовательной среды для развития интеллектуального, творческого потенциала, физического и духовного развития обучающихся. Все мероприятия духовно-нравственных месячников способствуют любви к своей Родине, знанию ее истории, воспитывают чувство патриотизма у детей, формируют духовные и нравственные понятия, той основы, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества.
Педагогом-психологом систематически проводятся мониторинговые исследования, тестирование, групповые и индивидуальные тренинги с целью выявления уровней сформированности духовно-нравственных ценностей и развития качественных свойств личности.
Уровень доброжелательности
(по шкале Кэмпбелла)
Вывод: как видно из анализа данных, у опрошенных обучающихся школы-интерната преобладает средний и высокий уровни доброжелательности к другим людям.
Уровень эмпатии и толерантности
по методикам: Исследование уровня эмпатийных тенденций И. М. Юсупов; Экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова)
Вывод. Уровень воспитанности по аспектам: толерантность и эмпатия выше среднего.
Уровень воспитанности
(по методике Н.П. Капустина)
Вывод. У большинства детей имеется высокий и хороший уровни нравственной мотивации, т.е. у этих ребят нравственная мотивация направлена на других, они готовы помочь человеку, находящемуся в сложной ситуации.
Одним из важных направлений деятельности школы-интерната является развитие и совершенствование методической работы. Коллектив школы-интерната систематически обобщает опыт своей работы по духовно-нравственному воспитанию, составляет программы, повышает свою квалификацию, принимает участие в областных семинарах и конференциях.
В 2014-2015 учебном году опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей и институты социализации: грани взаимодействия» был обобщен на федеральном уровне, представлен на Всероссийский фестиваль педагогического творчества. Получен диплом за распространение педагогического опыта и сертификат на педагогическую разработку, который свидетельствует о том, что работа выполнена с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, прошли экспертную оценку, опубликованы на федеральном уровне и могут свободно использоваться для обучения детей и проведения мероприятий в учреждениях образования.
Педагогический коллектив школы-интерната принял участие в межрегиональном конкурсе по духовно-нравственному воспитанию «Вифлеемская звезда», где в номинации «Лучшее образовательное учреждение интернатного типа по формированию системы духовно-нравственного воспитания и образования» был награжден в 2014 г. дипломом победителя регионального уровня и в 2015 г. дипломом победителя межрегионального уровня.
Обучающиеся школы-интерната за последние три года приняли участие в 120 творческих конкурсах и спортивных соревнованиях разных уровней.
Стало традицией ежегодно принимать участие во всероссийском конкурсе детского творчества «Святые заступники Руси». Дети с большим интересом собирают материал о русских святых, творчески отображая их жизнь в своих рисунках и сочинениях.
Самое активное участие обучающиеся показали в международных и всероссийских дистанционных конкурсах художественного и прикладного искусства «Интер»: «Рождество Христово», «Христос Воскресе», «Пасхальная открытка», «Пою тебе, мое Отечество», «День Победы», «Букет для мамы» и др. В каждом из этих конкурсов дети заняли призовые места.
Также ежегодным традиционным мероприятием для обучающихся стало участие в региональном смотре-конкурсе изделий декоративно-прикладного творчества «Православная культура Тамбовского края», где их работы были отмечены специальными дипломами и дипломом за 1 место.
В областных конкурсах духовно-нравственной направленности, организованных Управлением образования и науки Тамбовской области, обучающиеся школы-интерната неоднократно были отмечены дипломами победителей («Вверх по радуге», «Посылка на фронт», «Красота спасет мир», «Вклад Тамбовщины в Победу Великой Отечественной войны» и др.), а также в епархиальных конкурсах: «Красота Божьего мира», «Свет Рождественской звезды», «Пасха красная».
В 2016 г. в межрегиональном конкурсе исследовательских работ «Память храня», в рамках реализации акции «Восстановление духовно-исторической памяти», коллективу авторов школы-интерната присвоено 1 место. В ходе поисково-исследовательского проекта была изучена судьба такой утраченной святыни Моршанска, как храм Феодоровской иконы Божьей Матери, и собран материал о жизни Моршанского праведника Блаженного Василия (Ильина), организовано волонтёрское движение, издан сборник авторских работ детей.
Анализируя результативность деятельности педагогического коллектива школы-интерната в направлении духовно-нравственного воспитания детей, можно сделать вывод: используемые формы и методы работы эффективны. Тесное взаимодействие школы-интерната с различными институтами социализации, использование новых методов и средств, в сочетании с новыми подходами и инновационными технологиями, концептуально обоснованными в стандартах второго поколения, направлены на положительный результат в этой работе – сформировать гармонично развитую личность, способную успешно интегрироваться сначала – в школьном социуме, затем – в самостоятельной жизни в обществе.