Статья Обобщение личного опыта по духовно-нравственному воспитанию
ОБОБЩЕНИЕ ЛИЧНОГО ОПЫТА
ПО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
Потапова Светлана Николаевна,
учитель начальных классов
государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Самарской области основная
общеобразовательная школа с.
Старая Кармала
муниципального района
Кошкинский Самарской области
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики и первоначальной задачей школы. Сегодня духовно-нравственное развитие и воспитание идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, милосердием, состраданием.
С 1 сентября 2012 года в учебном плане 4-го класса появился новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», состоящий из шести модулей. По выбору родителей я мои ученики приступили изучать модуль «Основы православной культуры». В этом учебном году работаем над модулем: «Основы светской этики». Светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодополнения. Что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Но наряду с общими чертами есть и отличия. Религиозная этика диктует, что без идеи Бога морали нет; соответственно именно церковь является истинным хранителем и носителем духовных нравственных ценностей. Тогда как светский подход имеет более широкий контекст – он ориентирует на понимание, что духовно-нравственное воспитание основывается не только на постулатах веры как таковой.
Начальная школа – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочность и лживость, смелость и трусость. Младший школьник открыт для диалога на самые различные темы, поэтому учитель должен осознать, что его роль заключается не столько в том, чтобы научить ребенка чтению, письму и счету, сколько в том, чтобы научить его как стать хорошим человеком, вызвать у него стремление к духовному росту.
Несмотря на маленький опыт преподавания, я стараюсь делать свои уроки насыщенными, продуктивными и современными. Содержание учебников приходится дополнять, чтобы уроки были интересными, развивающими, воспитывающими. Ведущими технологиями в изучении курса стали игровые, проблемные, диалоговые и ИКТ.
На одном из уроков «Основы светской этики» ребятам была предложена игра «Спасибо». Участники в конце занятия встают в круг. По цепочке от одного к другому они продолжают одну фразу: «Спасибо тебе за…» Таким образом, подчеркивается важность сотрудничества, умение позитивно относиться к происходящему. В качестве творческих заданий по темам, формирующих коммуникативные умения и навыки, ребятам предлагались для решения ребусы, кроссворды, анаграммы. Через игровые задания пополняется словарный запас учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация.
На проблемных уроках часто приходится направлять беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответы. Я всегда радуюсь, когда на уроках возникает дискуссия. Это значит, что тема урока интересна учащимся, заставляет их неравнодушно относиться к обсуждаемой проблеме. Например, на уроке №12«Милосердие и сострадание» (модуль «Основы православной культуры») ребята очень бурно обсуждали поступок самарянина, анализировали, кто из героев притчи по-настоящему проявил милосердие, объясняли, как бы поступили сами.
Особый интерес у детей вызывает такая форма работы как интервью. Ребята берут интервью у своих родственников, знакомых. Для себя я выявила, что отношения между детьми в классе стали более ровные, доброжелательные, ответственные.
Применяя диалоговые технологии, я использую тексты российского писателя, поэта и драматурга монаха Варнавы (Евгения Савина) «Маленькие притчи для детей и взрослых». По объему они очень короткие и на уроке удается обсудить, сравнить 2-3 притчи. Часть текстов на уроках используется как раздаточный материал, часть воспринимается учениками на слух. Дети учатся уважать не только своё, но и чужое мнение.
Ведущее место принадлежит сегодня методу проектов. За период работы над проектом, детям предстоит определить основные шаги по достижению намеченной цели, подумать, к кому придется обратиться за помощью, советом, какие книги предстоит прочесть, какие предметы, принадлежности, «снаряжение» пригодятся при выполнении проекта, с какими предметами предстоит научиться обращаться, разработать виды деятельности, поэтапное их выстраивание, продумать презентацию. Часть тем проекта предлагают нам авторы программы такие как: «С чего начинается Родина», «Герои России», «Мой друг», «Мой дедушка – защитник Родины» и т.д. Но многие ребята, исходя из материала, пройденного на уроке, а также своих возможностей предлагают темы близкие и интересные именно им с их точки зрения. В результате беседы ребятами были предложены такие темы: «Добро и зло в современном мире», «Моя маленькая Родина», « Мой дружный класс», «Традиции моей семьи», «Добрые дела в моей жизни».
Многое школьники изображают в рисунках. Так, например, на одном из уроков было дано задание – нарисовать то, что особенно дорого и любимо. Затем был поставлен вопрос: «А себя вы нарисовали? Почему?» Ребята задумались: «А я какой? Что нужно изменить в себе, могу ли я изменить себя?»
На уроках ОРКСЭ я провожу целенаправленную работу над формированием моральных мотивов и их дальнейшим развитием. Ведь именно моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять о соответствующем поведении в обществе. Большое внимание на каждом уроке уделяю мотивации школьников при освоении учебного материала. На каждом уроке стараюсь вносить хотя бы элементы самостоятельного поиска, так создается проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельности учеников.
А что же думают дети об этих уроках? Ответ на этот вопрос был дан в их сочинениях на тему: «Что дают мне уроки православной культуры». Вот несколько строк из сочинений: «Я думаю, что эти уроки помогут мне в жизни. Я узнал, что такое патриотизм, любовь к ближнему, милосердие. Могу ответить на вопрос «Зачем творить добро?» Знаю десять заповедей, которые Бог дал Моисею. Я буду стараться их выполнять».
Учителю требуется знание не только предметов и методик их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание ребенка. Хочется верить, что уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия и непонимания. Но, чтобы они были таковыми, нам педагогам, необходимо совершенствоваться, учиться, встречаться и делиться опытом. Ведь только сообща можно добиться качественных и эффективных результатов в воспитании духовно-нравственной личности.
Список литературы
1) Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании. М.: Просвещение,1994.
2) Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. –2005. - № 11.
3) Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 6.
4) Педагогика/ Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983.
5) http://www.edu-eao.ru/orkse/main.html