Сценарий занятия Воздух-невидимка по опытно экспериминтированной деятельности в старшей группе.
Сценарий занятия «воздух-невидимка»
по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Цель: Формирование у детей представлений о воздухе.
Задачи: - Познакомить детей со свойствами воздуха;
- Побуждать детей к экспериментальной деятельности;
- Развивать навыки проведения опытов;
- Заинтересовывать детей в получении знаний опытным путем
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем учеными - исследователями. А что мы с вами будем исследовать, скоро узнаете. Давайте посмотрим по сторонам и скажем, что нас окружает в нашей группе?
Дети: Столы, стулья, шкафы и т. д.
Воспитатель: Да, в нашей группе много разных предметов. А что находиться между полом, потолком и стенами - там, где пусто? Подумайте!
Дети: Лампочка, люстра.
Воспитатель: Давайте я вам подскажу. Послушайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
Что это такое?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Да, верно это воздух. Мы сегодня с вами будем исследовать воздух, узнаем, какой он и какими свойствами он обладает. Ученые, посмотрите и скажите, вы видите воздух?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Я тоже не вижу, но я знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют "невидимка". А почему мы его не видим? У вас всех на столах лежат мешочки. Давайте возьмем их и надуем. В мешочке у нас что?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Воздух какого цвета?
Дети: У него нет цвета.
Воспитатель: Правильно, он бесцветный. А если вы посмотрите сквозь мешочек, то увидите и своего соседа, и меня. Это говорит о том, что воздух прозрачный.
Воспитатель: Давайте вместе скажем прозрачный. Молодцы! А что есть еще в нашей группе- прозрачное?
Дети: Окна, стекло, лампочка.
Воспитатель: Совершенно верно. Они изготовлены из прозрачного стекла Ребята, а хотите увидеть движение воздуха?
Дети: Да.
Воспитатель: Сейчас я положу салфетку на край стола и сделаю взмах книгой. Что случилось салфеткой?
Дети: Упала, слетела.
Воспитатель: Почему она слетела?
Дети: Её сдуло.
Воспитатель: Взмахнув книгой я привела в движение воздух, находящийся между книгой и салфеткой. Этот двигающийся воздух и сдул салфетку со стола. А хотите почувствовать, как движется воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: У каждого из вас на столе лежит веер. Возьмите его и помашите им. Что вы чувствуете?
Дети: Ветерок.
Воспитатель: Да, верно это движется воздух. Молодцы, убираем веера на край стола и смотрим на меня. Что это у меня? (Воспитатель показывает стакан)
Дети: Стакан.
Воспитатель: Правильно. А что в стакане?
Дети: Ничего нет, пустой.
Воспитатель: Конечно, в нем ничего нет, но это только кажется. Сейчас мы проведем опыт, который докажет, что наш стакан вовсе не пустой. Я переворачиваю стакан вверх дном и медленно опускаю в ведерко с водой. Что вы видите?
Дети: Стакан не наполняется водой.
Воспитатель: Да, стакан почему-то не наполняется водой. Что-то мешает воде заполнить стакан! Всё из-за того, что в стакане воздух, именно он не пускает воду. Кто из вас хочет сам сделать опыт?
Молодцы. А теперь я наклоню стакан. Что происходит?
Дети: Пузыри.
Воспитатель: Правильно, появились пузыри. А почему это произошло?
Дети: Воздух выходит из стакана.
Воспитатель: Да правильно, воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками вверх, потому что легче воды.
Физ.минутка
Воспитатель: Давайте проведем следующий опыт. У каждого есть стаканчик с водой. А теперь возьмем трубочки, опустим их в стаканчик подуем в трубочку. Что вы видите?
Дети: Пузыри.
Воспитатель: Почему появляются пузыри?
Дети: Потому что мы выдыхаем воздух, и он выходит из воды.
Воспитатель: Да, дети воздух есть везде: и в группе, и на улице, и в домах. Какого цвета мы сказали воздух?
Дети: Прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: Вдохните ртом воздух. Попробуйте на вкус, есть какой-нибудь вкус у воздуха.
Дети: Нет, он безвкусный.
Воспитатель: Молодцы. А сейчас вдохните носом воздух. Имеет воздух запах?
Дети: Нет он без запаха.
Воспитатель: Итак, мы поняли, что чистый воздух не имеет: запаха, цвета и вкуса. Дети а чем мы вдыхаете воздух?
Дети: Носом.
Воспитатель: Вздохните воздух, а теперь поставьте ладошку перед носом и выдохните. Что вы почувствовали?
Дети: Воздух выходит из носа.
Воспитатель: Значит мы вздыхаем и выдыхаем что?
Дети: Воздух.
Рефлексия.
Воспитатель: Итак, что мы сегодня с вами исследовали?
Дети: Мы исследовали воздух.
Воспитатель: Какими свойствами обладает воздух?
Дети: Воздух: прозрачный, безвкусный, без запаха и вкуса.
Воспитатель: Для чего он нужен нам?
Дети: Чтобы дышать.
Воспитатель: Вам понравились наши эксперименты?
Дети: Да!
Воспитатель: Вам было интересно?
Дети: Да!
Воспитатель: Молодцы! В следующий раз мы проведем другие опыты и узнаем из них еще много интересного об окружающем нас мире.