Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: Невидимка воздух

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
Тема: « Невидимка воздух»
Цель:

закрепить понятие «воздух» как часть неживой природы;
объяснить свойства воздуха и его роль в жизни человека, связь с живой природой. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента;
развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
Материал:
различные пластиковые бутылочки,
дудочка, птичка.
Бутылка, спички, яйцо вареное.
салфетки, пропитанные запахом духов.
Использование мультимедийной презентации. Звуки ветра.

Ход НОД:
Воспитатель:  Ребята, отгадайте загадку!
Через нос проходит в грудь, А потом в обратный путь. Он невидимый, но всё же Без него мы жить не можем.
- Правильно, это воздух! Почему он невидимый? (Он прозрачный.) Как его за это качество называют? (Невидимка.) А где он находится? (Ответы детей.) Да, он везде: в нашей групповой комнате, между полом и потолком, между мебелью. Он на улице, в поле, в лесу и в нас самих. А зачем нам воздух? Правильно, воздухом дышат люди, животные, птицы, растения – всё живое на Земле. А чем вы вдыхаете воздух? (Носом.)
Опыт 1:
- Вдохните воздух, а теперь поставьте ладошку перед носом и выдохните. Что вы почувствовали? (Воздух струёй выходит из носа, чувствуется ветерок.) А теперь вдохните и выдохните посильнее. Что вы слышите? (Звук.) Что можно теперь сказать про воздух? (Его можно почувствовать и услышать.)


Опыт 2:
Воспитатель раздает детям разные бутылочки, предлагает приставить их к нижней губе и подуть в горлышко. Затем подуть в свисток, в дудочку.
- Одинаковый звук получается? (Нет, воздух может звучать по-разному.) А как в природе мы слышим воздух? (Слышим, как воздух шелестит листвой и т.п.) А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «р», «к», «с», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко дрожит.) Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.
Опыт 3:
- А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух без вкуса и запаха.
Опыт 4:
В стеклянную бутылку с тонким горлышком ,зажечь спички и положить в бутылку, затем на горлышко положить очищенное от скорлупы яйцо. Воздух в бутылке нагреться и яйцо пройдет через горлышко и упадет на дно бутылки.
Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было воздуха, всё живое погибло в палящих лучах Солнца днём, а ночью от холода.
Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты запасаются воздухом с Земли. Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить. Мы вдыхаем воздух чистым, а выдыхаем – плохой. А растения – наоборот, вдыхают листьями плохой, а выдыхают хороший. Они очищают воздух.
А теперь отгадайте загадку: Прослушивание звука ветра. Ребята что вы слышите? Ветер – это движение воздуха. Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений по всей Земле. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой.
Физкультминутка
Ветер тихо клён качает Вправо-влево наклоняет. Раз наклон, два наклон – Зашумел листвою он.
Дети выполняют движения согласно тексту.
- А ещё, ребята, воздух сильный, упрямый – он может двигать предметы.
- А как называются спокойные и тихие ветры? (ответы детей)
Правильно, муссоны и бриз.
Опыт № 3.   Пузырьки воздуха .Воздух легче воды и вода выталкивает воздух в виде пузырьков.(стаканы с водой и трубочки).
Воспитатель: Но как все-таки появляется ветер? (ответы детей)
Тёплый воздух легче холодного. Он всегда стремиться вверх, а холодный
тяжелее, он стелиться понизу.
Вывод:   Ветер – это воздух, который приходит в движение.
Воспитатель:- Но есть и другие ветры, как они называются? (ответы детей).
Сильные и опасные ветры называются – буря, ураган, смерч.
Буря мчится и летит
Ветер воет и свистит
Буря страшная ревет
Буря крышу с дома рвет.
- Какие бывают бури? (ответы детей)
- Бури бывают снежные, песчаные.
Пыль с дороги захватил,
А потом, набравшись сил,
Завертелся, закружился
И столбом до неба взвился.
( смерч, ураган).
Воспитатель: Бури, ураганы, смерчи угрожают людям во всём мире, они несут
разрушения, так как появляются внезапно, без предупреждения. Но                                          учёные следят, как и куда движутся ураганы.
Воспитатель: - Как вы думаете, зачем это нужно людям?
- Расскажите, как человек использует ветер в мирных целях?
( рассуждения детей о роли ветра в жизни человека, растений и животных)
Опыт: Чей кораблик быстрее!(таз с водой 2 кораблика)

Аппликация: «Самолет»



Итог : С каким явлением природы познакомились?
Что узнали нового?


Заголовок 1 Заголовок 215