Конспект ООД в старшей группе (5-6 лет) по ОО «Речевое развитие на тему «Воздух-невидимка»


МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №36 «Золотой ключик»
город Набережные Челны
Конспект ОД в старшей группе (5-6 лет)
по ОО «Речевое развитие на тему «Воздух-невидимка»
Составила воспитатель
1 квалификационной категории
Ерандова В.М.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность» (опыты с воздухом).
Программное содержание:
1.Дать детям представления о свойствах воздуха (бесцветный, легче воды, может быть в виде пара, не имеет объёма, не имеет запаха).
2. Активизировать речь и обогащать словарь детей.
3.Развивать наглядно-действенное и словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения.
4. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Активизация словаря: бесцветный, не имеет запаха, кислород.
Предварительная работа: наблюдения дома с родителями, наблюдения на улице, игра «Мыльные пузыри», чтение художественной литературы.
Оборудование: по 2 стакана (с водой и пустой), султанчики, банка с крышкой, свеча, 2 мяча, пакеты, трубочки.
Иллюстрации: рисунок дома природы и обычного дома, схема-модель свойств воздуха.
Методы и приёмы:
словесный (беседа, загадки, вопросы, художественное слово)
наглядный (рисунки, схемы)
практический (опыты)
Ход НОД:
В. Дети. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям.
Вам предстоит вспомнить свои знания о свойствах воздух, сделать опыты и выводы. В нашей лаборатории есть всё необходимое для этого.
Давайте вспомним, как нужно вести себя в лаборатории:
Д. 1. Ничего не трогать без разрешения воспитателя.
2. Внимательно слушать воспитателя.
3. Быть аккуратными и внимательными.
4. Не спешить.
5. Не бегать и не толкаться.
В. Молодцы, ребята. А вы знаете как называют людей. Которые проводят опыты?
Д. Их называют исследователями.
В. Вы хотите побыть в роли исследователей?
Д. Да, хотим.
В. Хорошо! Я предлагаю выбрать девизом для нашей работы такие слова:
Мы пятый элемент,
Хотим мы много знать,
Чтобы учиться в школе
Могли мы все на пять.
Ну, что же юные исследователи, займите свои места.
Отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый и всё же
Без него ты жить не можем.
Д. Воздух.
В. Посмотрите на рисунки (дом-природа и обычный дом)
Какая бывает природа?
Д. Природа бывает живая и неживая.
В. Что относится к живой природе?
Д. Цветы, птицы, человек…
В. Что относится к неживой природе?
Д. Солнце, камни, песок, снег …
В. Ещё раз внимательно посмотрите на картинку и скажите, что занимает пустое, нераскрашенное место?
Д. Наверное это воздух.
В. Да, действительно. Это воздух. Вся планета Земля окутана невидимым, прозрачным покрывалом- воздухом.
Воздух есть везде и в воде, и в земле и на улице, и в комнате.
Воздух невидим. Но мы его можем обнаружить с помощью органов чувств.
Дети. А как вы думаете, человек может жит без воздуха?
Д. Мы думаем нет.
В. Давайте проведём несколько опытов, а результаты наших исследований мы будем выставлять на доску значками в виде схемы.
Опыт №1.
Закройте рот, двумя пальчиками зажмите нос, то есть мы не дышим.
В. Чего нам не хватало?
Д. Нам не хватало воздуха.
В. Трудно ли вам было дышать?
Д. Да, было тяжело.
В.А как вы думаете почему?
Д. Нам не хватало воздуха.
В. Давайте сделаем вывод:
Всё живое дышит, человек не может жить без воздуха.
Опыт №2.
В. Возьмём 2 свечи, одна горит в банке, закрытой крышкой, другая просто горит на блюдце. Понаблюдайте, что произойдёт через некоторое время.
Д. Свеча в банке погасла, а на блюдце продолжает гореть.
В. Как вы думаете почему?
Д. Закончился воздух- кислород.
В. Вот так и люди без воздуха погибают.
Давайте поставим первый значок в нашу схему.
Как вы думаете, имеет ли человек запас воздуха?
Д. Конечно нет.
В. А где можно взять или увидеть запас воздуха?
Д. В надувных мячах, шинах, кислородная маска…
В. Посмотрите на эти два мяча. В каком из них больше воздуха?
Д. Который твёрдый.
В. Я вам предлагаю самим сделать запас воздуха.
Опыт №3.
В. Перед вами пакеты разных размеров. Надуйте их. В каких пакетах больше воздуха?
Какой вывод можно сделать?
Д. Воздух не имеет объёма.
В. Давайте поставим второй значок на нашу схему.
В. Дети, скажите, откуда берётся воздух?
Д. Его выделяют растения.
В. Воздух- это смесь газов: кислорода, углекислого газа, азота…
Что нужно делать, чтобы воздух был чистым?
Д. Побольше сажать деревьев, ставить фильтры на машины и трубы заводов.
В. Ребята, а можно ли увидеть воздух?
Д. Нельзя, потому что он бесцветный.
В. Давайте поставим третий значок на нашу схему.
В. Давайте проведём ещё один опыт.
Опыт № 4.
В. Мне нужны два помощника. Я им завяжу глаза и дам в руки по одному предмету.
Какой запах вы почувствовали?
Д. Один запах апельсина, другой чеснока.
В. Дети, а воздух имеет запах?
Д. Мы думаем что нет.
В. Давайте поставим четвёртый значок в нашу схему.
Следующий опыт нам поможет ответить на вопрос что тяжелее воздух или вода?
Д. Наверное вода.
Опыт № 5.
В. Возьмите в руки два стакана пустой и с водой.
Какой из них легче?
Д. Конечно стакан с водой.
В. Возьмите трубочки. Опустите в стакан с водой и подуйте.
Что вы увидели?
Д. В воде появились пузырьки.
В. Это из воды выходит воздух, потому что он легче воды.
Давайте поставим следующий пятый значок на нашу схему.
В. А теперь возьмите султанчики, подойдите ко мне и давайте немного поиграем.
Подули сначала тихо, потом сильнее. Что вы заметили?
Д. Султанчики сначала двигались тихо.потом сильнее.
В. Какой вывод можно сделать?
Д. Воздух может двигаться.
В. А вот и следующий значок для нашей схемы.
В. Наше занятие подходит к концу. Займите свои места.
Посмотрим на нашу схему.
Мы с вами составили модель свойств воздуха.
Расскажите по схеме о свойствах воздуха.
Д. (рассказывают по значкам все свойства воздуха).
В. Сегодня я вам приготовила сюрприз и он тоже связан с воздухом.
У меня в руках бутылка с газированной водой. Я вам предлагаю послушать, как шумит воздух, когда хочет выйти из воды.
Уважаемые исследователи! Вы все молодцы! За ваши открытия я хочу вам присвоить звание «юный исследователь» и подарить вам вот такие медальки. Желаю вам продолжать экспериментировать и узнавать много нового и интересного. Всем спасибо!