Конспект занятия в старшей группе на тему Воздух-невидимка
О.о «Познавательное развитие», вид деятельности «Познавательно-исследовательская деятельность», раздел «Окружающий мир»
Тема: «Воздух-невидимка»
Цель: знакомство детей со свойствами воздуха.
Задачи:
Расширять представление детей о воздухе и его свойствах;
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, творческие способности, умение сравнивать, делать выводы;
Воспитывать дружеское отношение в коллективе, чувство взаимопомощи.
Оборудование: наборы для опытов, шарики, стаканы, соломинки, скорлупа грецкого ореха, лазерная указка.
Предварительная работа:
- Беседа с детьми на тему «Если б не было воздуха».
Ход:
Организационный момент
Воспитатель: - Дети, давайте возьмемся за руки, чтобы создать хорошее настроение.
Игра: «Приветствие»
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок,
Мы живем в одном краю
Всех я вас приветствую!
Мотивационно-ориентировочный этап
В группу заходит Незнайка. У него в руках 2 шарика. Один надутый, а другой спущенный.
Незнайка: - Здравствуйте детишки! Наконец-то я до вас добрался. Вы меня узнали?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Здравствуй Незнайка, а почему ты такой грустный? Что случилось?
Незнайка: - Мне мой друг Знайка подарил 2 шарика (показывает шары), один вот надутый, а другой нет. Я никак не могу понять, как он надул шарик, и как надуть другой шарик? От чего это зависит?
Воспитатель: - Дети поможем Незнайке понять, отчего надуваются шары?
Дети: - Да!
Воспитатель: - А для начала давайте поиграем с шариком. Будем передавать его друг другу. А как мы будем его передавать?
Дети: - Осторожно.
Игра с шаром.
Воспитатель: - А почему мы шарик передавали осторожно, бережно?
Дети: - ответы детей (чтобы не улетел).
Воспитатель: - Что внутри него находится?
Дети: - Воздух.
Незнайка: - Какой еще такой воздух? Я хочу на него посмотреть. Лично я его никогда не видел. Может этого воздуха вовсе нет, а вы его видели, ребята?
Воспитатель: - Погоди Незнайка! Мы тоже воздуха не видели, но мы знаем, что воздух вокруг нас.
Незнайка: - Ну я не знаю, что то мне не верится, что здесь воздух. Почему тогда мы его не видим?
Воспитатель: - Ребята, давайте докажем Незнайке, что воздух все-таки есть.
Поисково-исследовательский этап
Воспитатель: - Дети, чтобы доказать Незнайке, что воздух есть, что надо сделать?
Дети: - ответы детей (провести опыты).
Воспитатель: - Правильно, молодцы! А где проводят опыты?
Дети: - В лаборатории.
Воспитатель: - Конечно, в лаборатории. Но у нас в группе нет такой лаборатории. Я вам предлагаю отправиться в путешествие на остров, где находится лаборатория по изучению «воздуха».
Воспитатель показывает детям карту. Дети изучают ее
Воспитатель: - Остров чем окружен?
Дети: - ответы детей (морем).
Воспитатель: - Как же нам добраться до острова?
Дети: - ответы детей.
Воспитатель: - Конечно, добраться до острова мы сможем на парусных кораблях. А дорогу нам будет указывать «маячок» (лазерная указка), но сначала сделаем кораблики.
Конструирование кораблика из скорлупы грецкого ореха с парусом.
Воспитатель: - Ну что все готовы? Отправляемся в путешествие. Опустим наши кораблики в воду. Будем дуть на паруса (Дыхательная гимнастика). Кораблики плывут сначала тихо-тихо, потом быстрее-быстрее.
Гимнастика для глаз (дети глазами следят за огоньком, который показывает дорогу на остров)
Практический этап
Воспитатель: - А вот и остров. Поставим кораблики в порт.
Незнайка: - И где же лаборатория?
Дети: - Вот она (дети читают надпись «Лаборатория»).
Воспитатель: - Прежде чем приступить к исследованию, давайте немножко отдохнем.
Физ. минутка: «А теперь все по порядку дружно встали на зарядку».
А теперь все по прядку дружно встали на зарядку,
Руки в сторону согнули
Вверх подняли, помахали
Дружно присели пяточки задели
На носочки поднялись
А теперь пойдем, пойдем
В лабораторию придем.
Незнайка: - И где же воздух? Его здесь тоже не видать!
Воспитатель: - А сейчас наши дети тебе докажут, что воздух есть везде.
Дети проводят опыты. Незнайка ходит вместе с детьми и смотрит.
Опыт № 1. «Ветер – это движение воздуха»
Воспитатель: - Посмотрите, что это? Можно ли с его помощью поиграть с воздухом?
Дети: - ответы детей (это веер).
Воспитатель: - Давайте сделаем себе веера и поиграем с ним.
Дети машут веером над водой.
Воспитатель: - Почему появились волны?
Дети: - ответы детей (ветер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинается двигаться). Воспитатель: - А теперь помашите веером возле лица. Что вы чувствуете?
Незнайка: - Ветер чувствую, прохладный.
Воспитатель: - Правильно Незнайка, мы чувствуем ветер. Значит ветер – это движение воздуха.
Опыт № 2. «В воде есть воздух»
Воспитатель: - Обратите внимание на стаканы с водой. Теперь возьмите по соломинке и опустите один конец в воду, а другой возьмите в рот и осторожно подуйте. Что появляется в воде?
Дети: - Пузырьки!
Воспитатель: - Откуда они взялись?
Дети: - ответы детей
Воспитатель: - В воде воздух появляется в виде пузырьков.
Опыт № 3 «Воздух имеет вес»
Воспитатель: - Незнайка, давай сейчас взвесим твои шарики и посмотрим какой шарик тяжелее.
На одну чашу весов кладем надутый шарик, а на другую – ненадутый: чаша с надутым шаром перевесит.
Воспитатель: - Почему надутый шарик перевесил?
Дети: - ответы детей.
Воспитатель: - Правильно, потому что в нем находится воздух. Ну что Незнайка, теперь ты веришь, что воздух вокруг нас?
Незнайка: - Верю. А как же быть с моим ненадутым шариком?
Воспитатель: - А сейчас дети покажут, как правильно надувать шары.
Незнайка вместе с детьми надувают шарики.
Рефлесивно-оценочный этап
Воспитатель: - Скажите, где мы сегодня побывали?
Воспитатель: - Что изучали?
Воспитатель: - Какое задание вам больше всего понравилось? Почему?
Воспитатель: - А какое меньше понравилось? Почему?
Воспитатель: - Скажите, воздух какой?
Воспитатель: - Почему надутый шарик тяжелее, не надутого?
Воспитатель: - Кому нужен воздух? Возможна жизнь без него?
Воспитатель: - Дети, вам понравилось быть исследователями?
Воспитатель: - Ну, а теперь нам пора возвращаться в наш детский сад. Садимся на кораблики и отправляемся. Только держите шарики крепче, иначе они могут улететь.